ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)
Кто не испытывал состояния, когда нужно было сказать слово, а обе формы кажутся нам вполне допустимыми?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Говорите правильно! | 211.6 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
«Вы не знаете «падежов!»
В повседневном общении приходится отмечать неправильное употребление падежных форм. Можно услышать: пара гольфов, гетров, сапогов. Но в этих словах неуместно такое произношение. Правильно сказать: пара гольф, гетр, сапог. Но правильно сказать: пара носков.
Проверьте себя, разграничиваете ли вы, по окончаниям следующие пары существительных: пропуски (чего – либо – букв, знаков) – пропуска (документы); хлеба (зерновые растения) – хлебы (печёные); соболи (животные) – соболя (меха).
Конечно, запомнить все случаи правильного употребления вариантных окончаний непросто. Но, чтобы реже ошибаться, стоит всё-таки в трудных случаях заглядывать в словарь!
Названия плодов, овощей в форме родительного падежа множественного числа употребляются по – разному; литературно правильно произносятся такие формы: несколько абрикосов, апельсинов (форма апельсин – разговорная), мандаринов, лимонов, помидоров, томатов. Однако конкурирующие варианты настолько распространены, что стилисты считают допустимыми в устной речи и формы апельсин, мандарин, помидор. Правильна и форма несколько гранат (не гранатов!)
В русском языке есть существительные, которые не имеют единственного числа (каникулы, шпроты). Среди них, немало таких, у которых в форме родительного падежа множественного числа появляются варианты. Какие формы, из приведённых ниже вам кажутся правильными? Без каникул – каникулов, без шпрот – шпротов? Конечно, правильны первые. Запомним и такие: будней, граблей, но вафель (не вафлей!)
Среди вариантов форм родительного падежа с окончанием - ей и без окончания наибольшие трудности вызывают такие: кровель – кровлей, сплетен – сплетней, простынь – простыней, нянь – няней, цапель – цаплей. Первые более употребительны, их следует использовать.
О некоторых формах единственного числа родительного падежа. Как вы скажете: стакан чая или стакан чаю, бутылка лимонада или бутылка лимонаду, килограмм сахара или килограмм сахару? Оказывается, в речи употребляются обе формы. Писатели их используют параллельно, например: «Утреннее солнце дробится в стаканах янтарного чая» (Серафимович). А у Толстого «Села на диван и выпила чашечку чаю…».
Окончание - у еще удерживается у существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стакан чайку (кофейку), поскольку эти сочетания носят разговорный характер. Однако в речи официальной, в документах следует отдавать предпочтение окончанию –а. Например: для детского сада отпущено 20 пачек чая, 10кг сахара, 1кг сыра.
Можно встретить в речи употребление и таких форм предложного падежа единственного числа: на крае – на краю, на доме – на дому, в соке – в соку. Выбор того или иного варианта зависит от значения предложных сочетаний, их роли в предложении, закрепления их в устойчивых выражениях. Например, никаких колебаний быть не может: мы говорим: вариться в собственном соку (но: сахар в вишнёвом соке; на краю гибели, но: на переднем крае. Употребляя подобные сочетания в роли обстоятельств, мы остановимся на вариантных окончаниях –у; работал где? – на дому: увидел следы на снегу; был в лесу.
Иногда выбор вариантных окончаний в русском языке связан с решением проблемы, как рассматривать то или иное существительное – как одушевлённое или неодушевлённое. У первых форма винительного падежа множественного числа (а для некоторых и единственного) совпадает с формой родительного множественного (вижу людей, друзей, мальчиков). У вторых – с формой именительного падежа (вижу дома, улицы, игрушки).
В сочетаниях порядковых числительных с существительными, обозначающие даты, второе слово вовсе не следует склонять: Первое мая, поздравить с Первым мая.
Как, например, вы будете склонять слова домишко и заборишко? Можно сказать: нет домишка и домишки, подошёл к домишку – и к домишке, доволен домишком – и домишкой. Это существительное можно изменять по типу мужского – среднего рода, а можно отразить и влияние женского рода. Но последнее возможно лишь в устной речи, а на письме следует придерживаться более строгой нормы, ориентируясь на слово мужского рода дом и по нему «выравнивая» падежные окончания. Так, знание падежей, которое у каждого из нас осталось ещё от уроков русского языка в школе, поможет нам избежать в письменной речи. Помогайте своим детям освоить наш красивый и могущий русский язык!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"
Правильная, выразительная речь – звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...
Консультация для воспитателей "Говорите правильно"
Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...
«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...
Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"
Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...
Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"
Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...
Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у детей " Дышим легко, говорим правильно, болеем редко"
Рекомендации родителям по развитию правильного дыхания у дошкольников...