ГОВОРИТЕ ПРАВИЛЬНО!
занимательные факты по логопедии (подготовительная группа)

Кто не испытывал состояния, когда нужно было сказать слово, а обе формы кажутся нам вполне допустимыми? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Говорите правильно!211.6 КБ

Предварительный просмотр:

ГОВОРИТЕ   ПРАВИЛЬНО!

«Вы не знаете «падежов!»

   В повседневном общении приходится отмечать неправильное употребление падежных форм. Можно услышать: пара гольфов, гетров, сапогов. Но в этих словах неуместно такое произношение. Правильно сказать: пара гольф, гетр, сапог. Но правильно сказать: пара носков.

   Проверьте себя, разграничиваете ли вы,  по окончаниям следующие пары существительных: пропуски (чего – либо – букв, знаков) – пропуска (документы); хлеба (зерновые растения) – хлебы (печёные); соболи (животные) – соболя (меха).

   Конечно, запомнить все случаи правильного употребления вариантных окончаний непросто. Но, чтобы реже ошибаться, стоит всё-таки в трудных случаях заглядывать в словарь!

   Названия плодов, овощей в форме родительного падежа множественного числа употребляются по – разному; литературно правильно произносятся такие формы: несколько абрикосов, апельсинов (форма  апельсин – разговорная), мандаринов, лимонов, помидоров, томатов. Однако конкурирующие варианты настолько распространены, что стилисты считают допустимыми в устной речи и формы апельсин, мандарин, помидор. Правильна и форма несколько гранат (не гранатов!)

   В русском языке есть существительные, которые не имеют единственного числа (каникулы, шпроты). Среди них,  немало таких, у которых в форме родительного падежа множественного числа появляются варианты. Какие формы,  из приведённых ниже вам кажутся правильными? Без каникул – каникулов, без шпрот – шпротов? Конечно, правильны первые. Запомним и такие: будней, граблей, но вафель (не вафлей!)

   Среди вариантов форм родительного падежа с окончанием - ей  и без окончания наибольшие трудности вызывают такие: кровель – кровлей, сплетен – сплетней, простынь – простыней, нянь – няней, цапель – цаплей. Первые более употребительны, их следует использовать.

   О некоторых формах единственного числа родительного падежа. Как вы скажете: стакан чая или стакан чаю, бутылка лимонада или бутылка лимонаду, килограмм сахара или килограмм сахару? Оказывается,  в речи употребляются обе формы. Писатели их используют параллельно, например: «Утреннее  солнце дробится в стаканах янтарного чая» (Серафимович). А у Толстого «Села на диван и выпила чашечку чаю…».

   Окончание - у  еще удерживается у существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами: стакан чайку (кофейку), поскольку эти сочетания носят разговорный характер. Однако в речи официальной, в документах следует отдавать предпочтение окончанию –а. Например: для детского сада отпущено 20 пачек чая, 10кг сахара, 1кг сыра.

   Можно встретить в речи употребление и таких форм предложного падежа единственного числа: на крае – на краю, на доме – на дому, в соке – в соку. Выбор того или иного варианта зависит от значения предложных сочетаний, их роли в предложении, закрепления их в устойчивых выражениях. Например, никаких колебаний быть не может: мы говорим: вариться в собственном соку (но: сахар в вишнёвом соке; на краю гибели, но: на переднем крае.  Употребляя подобные сочетания в роли обстоятельств, мы остановимся на вариантных окончаниях –у;  работал где? – на дому: увидел следы на снегу; был в лесу.

   Иногда выбор вариантных окончаний в русском языке связан с решением проблемы, как рассматривать то или иное существительное – как одушевлённое или неодушевлённое. У первых форма винительного падежа множественного числа (а для некоторых и единственного) совпадает с формой родительного множественного (вижу людей, друзей, мальчиков). У вторых – с формой именительного падежа (вижу дома, улицы, игрушки).

   В сочетаниях порядковых числительных с существительными, обозначающие даты, второе слово вовсе не следует склонять: Первое мая, поздравить с Первым мая.

   Как, например, вы будете склонять слова домишко и заборишко? Можно сказать: нет домишка и домишки, подошёл к домишку – и к домишке, доволен домишком – и домишкой. Это существительное можно изменять по типу мужского – среднего рода, а можно отразить и влияние женского рода. Но последнее возможно лишь в устной речи, а на письме следует придерживаться более строгой нормы, ориентируясь  на слово мужского рода дом и по нему «выравнивая» падежные окончания. Так, знание падежей, которое у каждого из нас осталось ещё от уроков русского языка в школе, поможет нам избежать в письменной речи.  Помогайте своим детям освоить наш красивый и могущий русский язык!

C:\Users\User\Desktop\Family-gallery-for-word-families-clip-art-2.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к родительскому собранию "Учите детей говорить правильно"

Правильная, выразительная речь –  звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тог...

Консультация для воспитателей "Говорите правильно"

Не стоит повторять прописную истину о том, что любое общение, тем более с детьми, не допускает грубости, бестактности, и что овладение нормами речевого этикета – одна из важнейших составляющих коммуни...

«Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной организации (Центры:«Учимся говорить» и «Будем говорить правильно»)»

Развивающая  предметно-пространственная  среда  дошкольной  организации должна быть:• содержательно-насыщенной, развивающей;• трансформируемой;• полифункциональной;• вариативной;• ...

Конкурс "Дышим правильно - говорим правильно"

 Благодаря установлению доверительно-партнерских отношений между всеми участниками коррекционного процесса, успешно преодолеваются не только нарушения речи, внимания, памяти, моторики, пов...

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...

Говорите правильно! Основные правила при разговоре с ребёнком или как НЕ НАДО говорить

Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в играх. Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг: дома, на улице, в детском саду....