Практический материал по развитию мелкой моторики
картотека (младшая группа)
Предварительный просмотр:
ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДЕТЕЙ
Вот так мы пальчиками играем
– моторику развиваем!
Сейчас вряд ли можно найти маму, которая не слышала о том, как полезно играть с ребенком в пальчиковые игры. И речь при этом развивается, и память, и мелкая моторика, но главное, что эти игры нравятся детям!
Лучше по-хорошему хлопайте в ладоши!
Если кроха заболел и не может пойти гулять, если мама устала в сотый раз читать знакомые книжки, если малышу скучно и нечем заняться – вот тут самое время для пальчиковых игр. Другая ситуация, когда пальчиковые игры просто не заменимы – это длительные поездки в автобусе, на машине, ожидание очереди в поликлинике. Посадите кроху на колени, обнимите, погладьте ему ладошки, пальчики и начинайте играть.
Детям очень нравятся игры с хлопками. Некоторые мамы думают, что если ребенок умеет хлопать в ладоши и ударять кулачками
друг о друга, то такая игра будет для него слишком легкой и даже скучной. Ничего подобного! Вовремя, в соответствии с текстом чередовать движения – отнюдь не простая задача! А как малышам нравится прятать и искать свои руки! Попробуйте поиграть в эту игру с крохой, и вы увидите, как он будет искренне радоваться, обнаружив свои ручки!
Вороны
Если ваш малыш умеет складывать пальчики в замок, попробуйте поиграть с ним в следующую игру. Сначала обе ладошки напряжены, пальцы растопырены. Выпрямленный мизинчик левой руки кладем на прямой мизинец правой, аналогично располагаем безымянные, потом средние, затем указательные пальцы. Получился угол сарая, а оказавшиеся наверху большие пальцы, изображают двух сердитых ворон.
На крайчике, переплетенные по типу замка пальцы
На сарайчике обеих рук – края сарая
Две вороны сидят, большие пальцы подняты вверх – вороны
Обе врозь глядят. большие пальцы разводим
в противоположные стороны
Из-за дохлого жука большие пальцы «клюют» друг друга
Перессорились. большие пальцы крутятся вокруг друг друга.
Дождик
Для малышей есть прекрасная игра в дождик (в нее можно играть, пережидая дождик в беседке).
Тихий-тихий-тихий дождик, тихонько стучим по столу
указательными пальцами
Сильней, сильней,
Сильнее дождик, стучим по столу всеми пальцами
Дождик – дождик, кап-кап-кап!
Дождик – дождик, кап-кап-кап!
Сильный – сильный – сильный
Ливень! громко стучим по столу ладошками
Гром! Гром! Гром! 3 раза хлопаем в ладоши
В небе молния блестит! поднимаем прямые руки вверх
Ладушки – ладошки
Мыли мылом ушки,
Мыли мылом ножки. изображаем мытье
Вот такие ладушки, хлопаем в ладоши
Ладушки, ладушки! поднимаем руки вверх,
делаем «фонарики»
Курочке – пеструшке
Накрошили крошки. «крошим» пальчиками
Вот такие ладушки, хлопаем в ладоши
Ладушки, ладошки! поднимаем руки вверх,
делаем «фонарики»
Принесли ладошки
Ягодки в лукошке. складываем ладошки лодочкой
Вот такие ладушки, хлопаем в ладоши
Ладушки, ладошки! поднимаем руки вверх,
делаем «фонарики»
Наварили кашки,
Помешали ложкой. «размешиваем кашу»
Вот такие ладушки, хлопаем в ладоши
Ладушки, ладошки! поднимаем руки вверх,
делаем «фонарики»
Строили ладошки
Домик для матрешки. складываем руки домиком
Вот такие ладушки, хлопаем в ладоши
Ладушки, ладошки!
Ладушки
Ладушки, ладушки, хлопаем в ладоши
Кулачки, кулачки, ударяем кулачки
Ладушки, ладушки, хлопаем в ладоши
Кулачки, кулачки, ударяем кулачками друг о друга
Спрятались ручки! обе ручки прячем за спину
Где они? Ищи! ребенок достает руки из-за спины
и вращает ими.
Дарики
С помощью этой игры ребенок будет не только развивать мелкую моторику, но и попутно выучит название разных частей тела.
Дарики – дарики, хлопаем в ладоши
Ай да комарики! пальцы сложены щепоткой,
Ззззз – зззззз!!! вибрирующие вращательные
Вились-вились-вились движения пальцам, сложенными щепоткой
И в ушко вцепились. Кусь! касаемся названной части тела
Вились-вились-вились вращательные движения пальцами,
сложенными щепоткой
И в носик вцепились. Кусь! касаемся названной части тела
Вились-вились-вились вращательные движения пальцами, сложенными щепоткой
И в щечки вцепились. Кусь! касаемся названной части тела
Прогоним комариков! машем руками,
Кыш-кыш-кыш! прогоняя комаров
Зайчик
Вы умеете изображать пальчиками зайчика? Это очень просто: прямые указательный и средний пальцы торчат вверх, остальные три собраны в щепотку и образуют мордочку. Теперь давайте поиграем в зайчиху и зайчонка: ваша рука изображает маму-зайчиху, а ребенок пусть сделает маленького зайчонка. Другой рукой можно изобразить норку для заячьей семьи.
Скачет зайка маленький зайка медленно скачет по столу
Около завалинки.
Быстро скачет зайка, зайчик скачет быстрее
Ты его поймай-ка! вторая рука догоняет и ловит зайку
Ловко с пальчика на пальчик
Скачет зайчик, скачет зайчик.
Вниз скатился, повернулся
И опять назад вернулся.
Снова с пальчика на пальчик зайчик скачет по растопыренным
Скачет зайчик, скачет зайчик. пальцам на другой руке, скатываясь
с горки между большим и указательным пальцами
Черепашка
Пальчиковые игры хороши тогда, когда в тексте говорится о чем-то знакомом. Если вы с ребенком видели черепашку, то ему наверняка понравится такая игра:
Вот обжора-черепашка, руку сжать в кулак,
большой палец отставить
Панцирь – вот ее рубашка. закрыть кулак другой рукой
Может лазить по горам, поднимаем руку вверх
Может плавать по волнам. совершаем волнообразные движения
Поплывет и цапнет рыбку, большой палец изображает
головку черепашки
Съест с довольною улыбкой, пошевелить большим пальцем
Отдохнет она немножко, спрятать большой палец под панцирь
На обед поймает мошку. изобразить хватательное движение
Если ужинать пора,
Цап и схватит комара. изобразить хватательное движение
Но еды ей не хватило,
Цап – меня за нос схватила. черепашка хватает ребенка за нос
Птички
Следующая игра рассчитана уже на более сложные движения: выделение каждого из пальчиков и поглаживание. Как вы видите, здесь сочетаются движения и мягкий массаж.
Летели две птички: руки разведены в стороны, машем кистями
Одна на север, другая на юг, поворачиваем голову то вправо, то влево
Забыли поздороваться. кисти встречаются
Здравствуй, перышко, каждый пальчик гладит одноименный
на другой руке
Здравствуй, крылышко, кисть гладит кисть
Здравствуй, клювик! большие пальцы гладят друг друга
А тут пришел дворник пальчики «шагают» по столу
С большой-большой метлой: ладонь изображает метлу
«А ну, кыш. Птички!
Расшумелись-раскричались!» ударяем кулаком по столу
И птички снова полетели: машем руками разводя их в стороны
Одна - на север,
Другая – на юг.
Птички - едва ли не самые популярные герои пальчиковых игр.
Вот еще одна забавная игра:
Дружок ты мой, дрозд, хлопаем в ладоши
В крапинку хвост.
Носик остренький, изображаем клювик
Хвостик пестренький, изображаем рукой хвост
Перья тонкие, шевелим всеми пальцами
Песни звонкие: поднимаем пальцы вверх
Летом распеваются, и вращаем кистями рук
Зимой забываются.
Дети любят повторы, они готовы пять раз подряд играть в «каравай», каждый день по десять раз слушать сказку про репку, им нравятся знакомые игры и песенки, где текс неоднократно повторяется. Такая любовь к повторам неслучайна: малышам нравятся ритуалы, потому что они говорят о стабильности и неизменности окружающего мира. Иными словами, повторы и ритуалы успокаивают ребенка, дают ему ощущение надежности и устойчивости.
Терем-теремок
А вот веселая игра на сюжет хорошо знакомой сказки:
Стоит в поле теремок, две руки над головой изображают крышу
А в теремочке – дверь, выпрямить одну руку и медленно двигать
перед собой, показывая, как дверь
открывается и закрывается
А на дверях – замок. кулачок изображает замок
Ключик маленький возьми, кулачок с выставленным вперед
указательным пальцем (на другой руке)
изображает ключик
Замочек чик-чик-чик пальчик – ключик вставляем
–и отомкни! в кулачок-замок и поворачиваем,
Ура! Замок открылся! показываем ладошки.
Игры из серии «Увидели – показали»
Домик
Дом стоит с трубой и крышей,
На балкон гулять я вышел.
Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).
Цепочка
Пальчики перебираем
И цепочку получаем.
Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.
Елка
Елка быстро получается,
Если пальчики сцепляются.
Локотки ты подними,
Пальчики ты разведи.
Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.
Шарик
Надуваем быстро шарик.
Он становится большой.
Вдруг шар лопнул, воздух вышел -
Стал он тонкий и худой.
Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.
Дерево
У дерева ствол, на стволе много веток,
А листья на ветках зеленого цвета.
Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.
Флажок
Я в руке флажок держу
И ребятам им машу.
Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.
Очки
Бабушка очки надела
И внучонка разглядела.
Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам
ПОИГРАЕМ, МАЛЫШИ!ПОИГРАЕМ, МАЛЫШИ!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«НАШИ ПАЛЬЧИКИ» (авторский практический материал по развитию мелкой моторики пальцев рук)
Набор игр...
Практические советы для развития мелкой моторики у детей
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации - прикосновения. Ему необходимо все трогать, хватать, гладить и даже пробовать на вкус! Доказано, что речь реб...
Практический материал для развития мелкой моторики с детьми дошкольного возраста.
Практический материал для развития мелкой моторики с детьми дошкольного возраста....
Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручных материалов
Надеюсь, вы найдете для себя полезную информацию...
Практический материал по развитию мелкой моторики, мышления, внимания, восприятия, воображения, применяемый в коррекционно-образовательной деятельности учителя-логопеда МАДОУ «Детский сад №91 комбинированного вида» Кировского района г.Казани
«Источники способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше мастерства в детской руке, ...
Семинар практикум для родителей по теме "Практические рекомендации по развитию мелкой моторики рук"
Рекомендации родителям...
Практический материал по развитию мелкой моторики
Познакомила родителей с формами работы по развитию мелеой моторики рук...