Семинар - практикум «Как наши пальцы помогают говорить»
консультация по логопедии (старшая группа)
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
paltsy_pomogayut_govorit_seminar.doc | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №1 станицы Копанской муниципального образования Ейский район
Семинар - практикум
Тема «Как наши пальцы помогают говорить»
Цель: показать важность работы по развитию мелкой моторики;
обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи детей;
научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики.
План проведения:
1.Вступительное слово-загадка. Обобщающие проблемы.
2.Практическая часть: игры и упражнения.
Подготовительный этап:
- Оформить плакаты с мудрыми высказываниями:
«Ум ребенка находится на кончиках пальцев» (В. А. Сухомлинский)
«Рука - это своего рода внешний мозг» (Э. Кант)
«Рука - это инструмент всех инструментов» (Аристотель)».
- Атрибуты: мяч, бумажные круги с цифрами и надписями «Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи», тазик с горохом; зубные щетки, мячи - ежики, грецкие орехи; квадратный лист, зубочистка.
Ход семинара:
Логопед: Пять да пять — родные братцы,
Так все вместе и родятся.
Если вскапываешь грядку,
Держат все одну лопатку.
Не скучают, а играют
Вместе все в одни игрушки .
А зимою всей гурьбою
Дружно прячутся в теплушки.
Вот такие «пять» да «пять» ,
Угадайте, как их звать ?
Ответ родителей и детей: Пальцы.
Логопед: Правильно. Речь идет о пальцах. Тема нашего собрания-практикума посвящена как раз им, а точнее - развитию мелкой моторике рук у ребенка. Почему именно этому? Вы узнаете. Сейчас дети поиграют в игру:
«Собери пословицу «На столе лежат бумажные круги с номерами. Нужно взять круг, определиться с цифрой и выстроиться по порядку.
( дети выполняют задание)
Родители читают: «Развитие речи и руки у людей идет параллельно. Есть основание рассматривать кисть руки как орган речи».
Логопед: Но прежде чем начать работу практикума, давайте поприветствуем друг друга. Взрослые бросают мяч друг другу и говорят комплимент.
Игра-приветствие.
Логопед: На примере игры можно увидеть, как связаны процессы: вы ловите мяч — работают пальцы, это сопровождается речью — комплиментами. А прежде чем сказать комплимент необходимо оформить фразу - задействовалось мышление.
Логопед: Ученые на основе обследования детей выявили: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие
находится в пределах нормы. Если развитие движений отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть в норме. Дети, совершающие многочисленные оживленные движения пальцами рук, развиваются в речевом отношении быстрее других. Если специально тренировать кисть, развитие речи ускоряется. Разрешите задать вам вопросы:
1 . Занимались ли ваши родители с вами для развития кисти и пальцев?
Ответ родителей
2 . Как?
Ответ родителей....
3 . Как вы занимаетесь пальчиками ваших детей?
Ответ родителей....
4 . Для чего вы это делаете?
Ответ родителей.....
5 . Что дает занятие с пальчиками детям?
Ответ родителей.....
Логопед: Развивая мелкую моторику, вы развиваете речь, работоспособность головного мозга, мышление, внимание, память, воображение.
Мелкая моторика лучше развивается в игровой форме. Сейчас мы будем играть и пальчики развивать .
Логопед: Каждый день мы играем в пальчиковые игры. Ребята давайте покажем вашим родителям игру «Матрешка».
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
(Дети имитируют движения. Хлопают в ладоши)
В гости к нам пришли матрешки.
( Выполняют ходьбу пальцами указательным и средним на столе)
Ложки деревянные,
( Вытягивают руки, сложенные « Ковшиком «)
Матрешечки румяные.
( Качают головой, поднеся руки к щекам)
Логопед: Пальчиковые игры возбуждают речевые центры головного мозга, а значит, стимулирует развитие речи. Дети учатся концентрировать внимание и сосредотачиваться. Такие игры формируют добрые взаимоотношения между детьми, а также взрослым и ребенком. Пальчиковые игры увлекательные, эмоциональные. Они как бы отражают реальность окружающего мира. Это инсценировка рифмованных историй при помощи пальцев.
Логопед: Очень полезно предоставлять ребенку возможность проводить самомассаж в « сухом бассейне».
Ребята опустите кисти рук в «бассейн» и помешайте гречку (фасоль, горох).
Одновременно сжимайте и разжимайте пальцы рук и говорите вместе со мной: « В миску насыпали горох
И пальцы запустили,
Устроив там переполох,
Чтоб пальцы не грустили»
Логопед: Массировать пальчики можно зубной щеткой. Уважаемые родители помассируйте пальцы рук ребенка, начиная с большого и до мизинца. Растирайте сначала подушечку пальца, затем медленно опускайтесь к его основанию.
«Я возьму зубную щетку,
Чтоб погладить пальчики.
Станьте ловкими скорее,
Пальчики - удальчики »
Массировать поверхности ладоней можно мячиками-ежиками. Помассируйте ладони детям
«Мячик мой не отдыхает,
На ладошке он гуляет.
Взад- вперед его качу.
Вправо – влево, как хочу.
Сверху - левой, снизу — правой
Я его катаю, браво»
Логопед: А сейчас дети сами будут массировать себе ладошки грецкими орехами (каштанами ). Катайте два ореха между ладонями.
«Научился два ореха
Между пальцами катать.
Это в школе мне поможет
Буквы ровные писать»
Логопед: Молодцы ребята! Очень хорошо развивает мелкую моторику японское искусство складывания бумаги — оригами. Оригами привлекает детей. Сегодня мы вместе техникой оригами создадим вертушку.
1. Сложить квадрат два раза пополам, развернуть.
2. Все четыре угла сгибаем в центр листа.
3. Перевернуть заготовку изнанкой вверх.
4. Лист сложить пополам по вертикали.
5. Противоположные вертикальные стороны квадрата отгибаем к средней линии.
6 .Верхнюю точку поместить в центр квадрата и разгладить сгибы и уголки.
7. Тоже самое, с другой стороны.
8. Согнуть заготовку пополам.
9. Отогнуть два угла.
10. В середину вставить зубочистку.
Логопед: Развитие мелкой моторики, речи — важнее перед школой, чем умение писать и читать, а систематические упражнения по тренировке движений пальцев является мощным средством повышения работоспособности головного мозга, что способствует развитию психических функций.
Логопед: Закончить нашу встречу хочется словами Сеченова: «Движения руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения …»
Подготовила:
учитель – логопед
Фролова Г.И
2024 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар- практикум для родителей " Будем говорить правильно"
Методическая разработка по проведению практического занятия для родителей совместно с детьми по ознакомлению с артикуляционной гимнастикой , с основами звукового анализа слов....
Семинар-практикум для родителей«Учусь говорить правильно»
Семинар-практикум для родителей с целью повышения компетентности в вопросах речевого развития детей...
Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Говорим правильно»
Формирование стремления педагогов к совершенствованию речи....
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДО.Задачи:1. Обобщить компоненты профессиональной речи педагога и требования к ней;2. Уточнить и закрепить на п...
Семинар - практикум для воспитателей "Искусство говорить с детьми"
Цель семинара: Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей....
Семинар-практикум для воспитателей «Искусство говорить с детьми».
Цель: повышение культуры речи как компонента профессиональной компетентности воспитателя ДОУ.Задачи: 1. Обобщить компоненты профессиональной ...
Семинар - практикум для родителей "Учимся говорить правильно".
Семинар - практикум для родителей "Учимся говорить правильно"....
- Мне нравится (1)