Консультация: Кинезиология – как метод развития межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи.
консультация по логопедии
Практическая консультация: Кинезиология – как метод развития межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для педагогов. | 425.93 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Кинезиология – как метод
развития межполушарного взаимодействия у детей с нарушениями речи»
Практическая консультация
Подготовила: Жалина Н.В. учитель-логопед
МДОУ д/с №8 «Сказка»
2020-2021уч.г.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В.А.Сухомлинский
Кинезиология — наука о развитии умственных способностей через определенные двигательные упражнения. Кинезиологические упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития интеллекта.
Истоки кинезиологии следует искать почти во всех известных философских системах древности и прогрессивных течениях современности. Так, древнекитайская философская система Конфуция демонстрировала роль определенных движений для укрепления здоровья и развития ума. Сходные элементы содержала древнеиндийская йога, основной целью было обретение высших психофизических способностей. Искуснейший врач Греции Гиппократ также пользовался кинезиотерапией. Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался Асклепиад. Секрет красоты и молодости Клеопатры заключался в том, что она на протяжении всей жизни использовала Кинезиологические упражнения, за счёт которых поддерживала свой мозг в активном состоянии.
Основателями образовательной кинезиологии являются американские педагоги, доктор наук Пол Деннисон и Гейл Деннисон. Эта система была разработана ими более 40 лет назад. В России она известна с начала 90-х годов, последователями этого направления в образовании являются А.Л. Сиротюк и другие.
Комплексы кинезиологических упражнений, предложенные А.Л. Сиротюк, позволяют выявить скрытые способности человека и расширить границы возможности деятельности его мозга.
Самый благоприятный период для интеллектуального развития – это возраст до 12 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована.
Успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия; развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Исследования ученых-физиологов подтвердили связь между интеллектуальным развитием и пальчиковой моторикой. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук.
В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.
Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закрепления мысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением. Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях, например ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. На двигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие и формирующие программы. Неподвижный ребенок не обучаем и его нельзя ругать за излишнюю двигательную активность.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии.
Многие упражнения направлены на развитие одновременно физических и психофизиологических качеств, на сохранение здоровья детей, и профилактику отклонений в их развитии. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме наступают положительные структурные изменения. И чем интенсивнее нагрузка, тем значительнее эти изменения. Упражнения развивают тело, повышают стрессоустойчивость организма, синхронизируют работу полушарий, улучшают мыслительную деятельность, способствуют улучшению памяти и внимания, облегчают процесс чтения и письма. В результате повышается уровень эмоционального благополучия, улучшается зрительно-моторная координация, формируется пространственная ориентировка. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы.
Учителя, использующие Кинезиологические упражнения на уроках, отмечают повышение работоспособности, активизацию интеллектуальных и познавательных процессов, улучшение почерка. Кинезиологические занятия дают как немедленный, так и кумулятивный (накапливающийся) эффект для повышения умственной работоспособности и оптимизации интеллектуальных процессов.
Как обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности.
Основным требованием к квалификационному использованию специальных кинезиологических комплексов является ТОЧНОЕ выполнение движений и приёмов. Педагог обязан сначала сам освоить все упражнения, а затем уже обучать учеников. Занятия должны проводиться в спокойной, доброжелательной обстановке. Если упражнения используются на предметных уроках, то необходимо учитывать следующее: выполнение стандартных учебных действий может прерываться сериальным кинезиологическим комплексом, тогда как творческую деятельность прерывать нецелесообразно. В случае, когда учащимся предстоит интенсивная умственная нагрузка, требующая раскрытия интеллектуального потенциала и элементов творчества, рекомендуется применять комплекс перед началом работы. Продолжительность занятий зависит от возраста и может составлять от 5 -10 до 20-35 минут в день. Заниматься необходимо ежедневно. Упражнения проводятся стоя или сидя за столом.
Длительность занятий по одному комплексу упражнений - 45-60 дней.
Кинезиологические физминутки.
(упражнения для развития межполушарного взаимодействия)
Упражнения улучшают умственную деятельность, синхронизируют работу полушарий, содействую запоминанию, повышают стойкость внимания, улучшают процесс письма.
1.Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.
« Мы, конечно, любим лето:
Летом все теплом согрето,
Но за ним приходит осень,
Хоть ее мы и не просим,
А потом идет зима –
И бела, и холодна.
За зимой идет весна –
Вновь тепло несет она»
«Тает снег, уходит лед,
И на речке – ледоход.
Скоро к нам придет апрель –
С крыш опять польет капель»
Это упражнение можно дополнить заучиванием стихотворений, по типу пальчиковой гимнастики.
2.Кулак-ребо-ладонь.
Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом - левой, затем - двумя руками вместе по 8-10 раз. Можно давать себе команды (кулак - ребро-ладонь).
Лягушка (кулак) хочет (ребро) в пруд (ладонь),
Лягушке (кулак) скучно (ребро) тут (ладонь).
3. Лезгинка.
Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону. Кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз.
4. «Оладушки». Правая рука лежит на колене ладонью вниз, левая — на другом колене ладонью вверх. Одновременная смена: теперь правая — ладонью вверх, а левая — ладонью вниз. По мере усвоения — движения ускорять.
Мы играли в ладушки—
Жарили оладушки.
Так пожарим, повернем
И опять играть начнем.
5. Змейка.
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
6. Кулак-ладонь. Обе руки лежат на столе или на коленях ладонями вниз, одна сжата в кулак. Одновременно кулак разжать, а другую ладонь сжать в кулак, поменять руки. Движения по мере усвоения можно ускорять, но следить за тем, чтобы сжатия - разжатия производились попеременно, не соскальзывая на одновременные.
Вот ладошка, вот кулак.
Всё быстрей делай так.
7. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу. Начните рисовать двумя руками одновременно зеркально-симметричные рисунки, буквы. Когда деятельность двух полушарий синхронизируется, заметно возрастет эффективность работы.
8. Ухо – нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью наоборот».
9. Горизонтальная восьмерка. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянутыми указательный и средний пальцы. Нарисуйте в воздухе этими пальцами знак бесконечности как можно большого размера. Когда рука из центра этого знака начнет подниматься вверх, начните наблюдение, не моргая глазами, взглядом, направленным на промежуток между кончиками пальцев, не поворачивая головы.
КОМПЛЕКС 3
- Массаж ушных раковин.
Сделайте массаж мочки ушей, потом всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
- Перекрестные движения.
Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, вбок, назад). Потом сделайте тоже самое левой рукой и правой ногой.
- Кивание головой.
Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, наклоните голову вперед и медленно раскачивайте ей из стороны в сторону.
- Горизонтальная (ленивая) восьмерка.
Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, а потом двумя руками вместе.
- Симметричные рисунки.
Нарисуйте в воздухе двумя руками одновременно зеркально симметричные рисунки.
- Медвежье покачивание.
Качаться из стороны в сторону. Потом подключать руки. Придумать сюжет.
- Поза скручивания.
Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедра притулить к спинке. Правой рукой держитесь за правый бок спинки стула, а левой – за левый. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась напротив стула. Оставайтесь в этом положении 5-10 с. Выполняйте тоже самое в другую сторону.
- Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче, чем выдох.
КОМПЛЕКС I.
Предварительно нарисуйте на карточке две пересекающиеся линии в виде символа Х. Зафиксируйте взгляд на пересечении этих линий, выполняя при этом следующие упражнения:
- С
тоя. Поднимите невысоко левую ногу, согнув её в колене, кистью правой руки дотроньтесь до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой. Повторите упражнение 7 раз, не отрывая взгляд от пересечении линий. Когда рука касается противоположного колена, а взгляд в этот момент сконцентрирован на пересечении линий буквы Х, как бы «пересекается» средняя линия левого и правого полушария мозга. Упражнение помогает двум полушариям работать согласованно. - Паровозик. Правую руку положить на левую надкостную мышцу, одновременно, делая 10-12маленьких кругов, согнутой в локтевом суставе левой рукой, плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте позиции рук и повторите упражнение, также, не отрывая взгляд от пересечении линий.
- Перекрёстное марширование. Сделайте 6 пар перекрёстных движений, маршируя на месте и касаясь левой рукой правого бедра и наоборот.
- Мельница. Выполняйте так, чтобы рука и противоположная нога двигались одновременно, с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. При этом касайтесь рукой противоположного колена, пересекая среднюю линию тела. Время упражнения 1-2 минут, дыхание произвольное.
- Перекресток. Для выполнения этого упражнения предлагается чистый лист плотной бумаги с нарисованным на нем символом Х. Он располагается на плоскости на расстоянии 20 см от глаз. Необходимо в течение 45 секунд смотреть в центр перекрёста, а затем перевести взгляд на светлый фон. Повторять упражнение 3 раза. Через неделю образ перекрёста вызывается произвольно. С появлением образа глаза закройте, а перекрёст мысленно перенесите в область лба, а затем в темя. Это символ единства мозга.
КОМПЛЕКС 2
- 1.Оттяните уши вперед, а затем назад, медленно считая до 10. Начинайте с открытыми глазами, затем с закрытыми. Повторите 7 раз.
- Одну минуту массируйте щеки круговыми движениями пальцев. Двумя пальцами рисуйте круговые движения на подбородке и лобной части лица. Считайте при этом до 10.
- Массируйте верхние и нижние веки, не закрывая глаз в течение минуты.
- Массируйте нос подушечками указательных пальцев, нажимая на кожу от основания носа до ноздрей 20 раз.
- Вращение шеи. Поворачивайте голову медленно из стороны в сторону. Дышите свободно. Подбородок опустить, плечи расслабить. Вращать головой сначала с открытыми глазами, затем с закрытыми в течение 1 минуты.
- «Восьмёрки». Закройте глаза. Пальцами одной руки проведите перед глазами продольную восьмерку. Следуйте закрытыми глазами.
Литература
- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М.:ТЦ Сфера,2002.
- Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М.:ТЦ Сфера,2002.
- Васенков Г.В., Светлова И.Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М., 2005.
Интернет – сайты
1. www.kinesiology.ru.
2. http://festival.1september.ru/2005-2006/index.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: «Сенсорное развитие детей с нарушением речи»
полезный плакат для родителей...
консультация для педагогов "Особенности воспитания и обучения детей с нарушениями речи и детей с нарушениями ОДА на музыкальных занятиях»
Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Имеющиеся у детей отклонения приводят к нарушению ...
Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
Консультация для родителей ...
Использование методов кинезиологии, как средства оздоровления и развития детей с нарушениями речи
Актуальность проекта – за последние годы увеличилось число детей с проблемами в развитии. У детей наблюдаются нарушения в сенсорной, интеллектуальной и волевой сферах, незрелость психических про...
Консультация для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия у детей"
Кинезиологические игры и упражнения...
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»
Консультация для родителей «РАЗВИТИЕ МЕЖПОЛУШАРНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ»...
Консультация для родителей: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»
Нейропсихологи утверждают, что от развития межполушарных связей во многом зависит успеваемость ребенка в школе и успешность в жизни в целом. Слабое взаимодействие левого и правого полушария – од...