Консультация для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
Актуальность темы: В эпоху компьютеризации и широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий встает вопрос о развитии у детей образности и творческого начала.
Родители не всегда проявляют интерес к быстро прогрессирующим исследованиям человеческого мозга. Зачастую, взрослые создают ограниченную, с точки зрения двухполушарного развития, развивающую среду. Приобретая игровой материал, родители выбирают гаджеты, электронные игры, а также малофункциональные игрушки со строго заданными функциями. В связи с насыщением рынка детских товаров и увеличением ассортимента детских игрушек, у ребенка отпадает необходимость использовать в своей деятельности предметы-заместители. Все это способствует дефицитарности высших психических функций. Так же родителя все чаще отдают предпочтение обучению счету, чтению, письму, предъявляя к ребенку завышенные, не соответствующие возрастным особенностям требования. Все эти факторы отрицательно сказывается на гармоничном развитии дошкольника:
Основная часть
Правое полушарие отвечает за:
- обработку невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентацию в пространстве;
-способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
- обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за:
- логику, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработку вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них:
- малоподвижный образ жизни;
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
-болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз и т. д.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
•агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
В настоящее время современная психолого-педагогическая наука предлагает множество игр и упражнений, направленных на восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями. Один из методов, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность-нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке. Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Комплекс №1
Упражнение « Массаж ушных раковин»
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнение «Восьмерки и узоры»
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
Упражнение «Растяжение»
Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.
Упражнение «Сам себе качели»
Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. 1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. 2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.
3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.
Комплекс №2
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т. д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
Комплекс №3
Упражнение №1 «Глазки»
Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц. Быстро поморгать в течении 1-2 минут
Упражнение №2 «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария). Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
Упражнение №3 «Ушки»
Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.
Упражнение №4 «Дождик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.
Упражнение №5 «Запястье»
Развитие творческого мышления. Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.
Заключительная часть
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Задача современного родителя создать среду для развития межполушарного взаимодействия у детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_1.docx | 21.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей»
Актуальность темы: В эпоху компьютеризации и широкого применения современных информационно-коммуникационных технологий встает вопрос о развитии у детей образности и творческого начала.
Родители не всегда проявляют интерес к быстро прогрессирующим исследованиям человеческого мозга. Зачастую, взрослые создают ограниченную, с точки зрения двухполушарного развития, развивающую среду. Приобретая игровой материал, родители выбирают гаджеты, электронные игры, а также малофункциональные игрушки со строго заданными функциями. В связи с насыщением рынка детских товаров и увеличением ассортимента детских игрушек, у ребенка отпадает необходимость использовать в своей деятельности предметы-заместители. Все это способствует дефицитарности высших психических функций. Так же родителя все чаще отдают предпочтение обучению счету, чтению, письму, предъявляя к ребенку завышенные, не соответствующие возрастным особенностям требования. Все эти факторы отрицательно сказывается на гармоничном развитии дошкольника:
Основная часть
Правое полушарие отвечает за:
- обработку невербальной информации, эмоциональность;
- музыкальные и художественные способности;
- ориентацию в пространстве;
-способность понимать метафоры (смысл пословиц, поговорок, шуток)
- обработку большого количества информации одновременно, интуицию;
- воображение;
- отвечает за левую половину тела.
Левое полушарие отвечает за:
- логику, память;
- абстрактное, аналитическое мышление;
- обработку вербальной информации;
- анализ информации, делает вывод;
- отвечает за правую половину тела.
Неспособность правого и левого полушарий к интеграции, полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения и управления своими эмоциями. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов. Почему у некоторых детей межполушарное взаимодействие не сформировано? Причин может быть много, вот несколько из них:
- малоподвижный образ жизни;
- болезни матери, стресс (примерно с 12 недель беременности);
- родовые травмы;
-болезни ребёнка в первый год;
- длительный стресс;
- общий наркоз и т. д.
Признаки несформированности межполушарного взаимодействия:
• зеркальное написание букв и цифр;
• псевдолеворукость;
• логопедические отклонения;
• неловкость движений;
•агрессия;
• плохая память;
• отсутствие познавательной мотивации;
• инфантильность.
В настоящее время современная психолого-педагогическая наука предлагает множество игр и упражнений, направленных на восстановление связи и баланса между левым и правым полушариями. Один из методов, который позволяет скорректировать вышеперечисленные состояния и благоприятно повлиять на мозговую деятельность-нейрогимнастика.
Нейрогимнастика – это комплекс телесно-ориентированных упражнений, позволяющих через тело мягко воздействовать на мозговые структуры. Благодаря нейрогимнастике оптимизируются интеллектуальные процессы, повышается работоспособность, улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, снижается утомляемость, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление.
Упражнения для развития межполушарного взаимодействия
Выполнять упражнения лучше каждый день, хотя бы по 5-10 минут. Эти упражнение являются "гимнастикой для мозга". И будут полезны детям и взрослым даже если с сформированностью межполушарных связей всё в порядке. Для начала, нужно выбрать 3 – 4 простых упражнения, и отрабатывать их до совершенства. Переходить к новым следует только после того, как ребенок сможет выполнять упражнения без зрительного и устного контроля.
Комплекс №1
Упражнение « Массаж ушных раковин»
Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.
Упражнение «Восьмерки и узоры»
Ребенок должен рисовать пальцем в воздухе знак бесконечности и следить взглядом за этими движениями. Далее задача усложняется – нужно нарисовать восьмерки сразу обеими ручками. Восьмерки можно заменить кругами, спиралями или любыми узоры.
Упражнение «Перекрестные шаги»
Ребенок подтягивает правое колено к левому локтю. Затем сгибает правую ногу (имитация бега с захлестыванием голени) и касается лодыжки левой рукой. Затем нужно поменять локоть и колено.
Упражнение «Растяжение»
Ребенок опирается на спинку стула и делает выпад вперед, при этом согнув в колене правую ногу, тогда как левая - остается прямой. Затем нужно встать. После чего надо поменять ножку и повторить упражнение.
Упражнение «Сам себе качели»
Сядьте на пол, предварительно не забыв расстелить специальный коврик, и согните колени. 1. Обхватите колени руками, откиньтесь назад и, округлив спину, покачайтесь назад и вперед, с боку на бок. Амплитуда движений невелика, она регулируется появлением напряжения. 2. Вернитесь в исходное положение. Откиньтесь назад, опираясь на локти и кисти. Вам должно быть удобно поддерживать тело в наклонном положение.
3. Приподнимите ноги, согнутые в коленях, плавно начинайте описывать коленями "восьмерки". Если выполнение движений затруднительно, то для начала достаточно просто делать круговые вращения ногами.
Комплекс №2
Упражнение «Жаба»
Руки положить на стол или на колени. Одна рука сжата в кулак, ладонь другой руки лежит на плоскости стола или на коленях. Задание: одновременно и целенаправленно изменять положения рук.
Упражнение «Кольцо»
По очереди и как можно более быстро перебирать пальцами рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем (последовательно: указательный, средний, и т. д.) Упражнение повторять в прямом порядке (от указательного пальца до мизинца) и в обратном (от мизинца до указательного).
Упражнение «Ухо – нос»
Взяться левой рукой за кончик носа, а правой – за противоположное ухо. Одновременно опустить руки и хлопнуть в ладоши. Изменить положение рук с точностью до наоборот.
Упражнение «Солнце – забор – камень»
Ребенку показывают три положения руки, которые последовательно сменяют друг друга. Солнце – рука поднята вверх, пальцы выпрямлены и широко разведены. Забор – пальцы плотно прижаты друг к другу и вытянуты вверх. Камень – ладонь сжата в кулак.
Комплекс №3
Упражнение №1 «Глазки»
Профилактика нарушения зрения и активация работы мышц. Быстро поморгать в течении 1-2 минут
Упражнение №2 «Ротик»
Развитие абстрактно-логического мышления (левого полушария). Открыть рот, нижней челюстью делать плавные движения – сначала слева-направо, затем справа-налево.
Упражнение №3 «Ушки»
Большим и указательным пальцами пощипывать мочки ушей, медленно продвинаясь вверх до самых кончиков.
Упражнение №4 «Дождик»
Кисти рук развести над головой. Кончиками пальцев совершать легкие постукивания по всей поверхности головы, имитируя дождик.
Упражнение №5 «Запястье»
Развитие творческого мышления. Обхватить левой рукой запястье правой руки и массировать. То же выполнять правой рукой.
Заключительная часть
Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий. Между полушариями находится мозолистое тело, которое интенсивно развивается до 7-8 лет. Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения ЛП и ПП в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Задача современного родителя создать среду для развития межполушарного взаимодействия у детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК у детей раннего возраста(1-3лет)
консультация для родителей...
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста"
Основные виды развития мелкой моторики рук. Пальчиковые игры. Графические упражнения....
Консультация для родителей "Развитие мелкой моторики рук для детей с нарушениями речи"
Развитие пальцев рук: подготавливает почву для последующего формирования речи; способствует улучшению артикуляционной моторики; повышают работоспособность коры головного мозга. ...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей, занятия, игры, упражнения»
Все мамы знают, что у детей нужно развивать мелкую моторику рук. Но не все знают, как правильно это делать, да и вообще что является мелкой моторикой и какие особенности она имеет? Какие занятия...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»
«Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста»...
Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР" составители учитель-логопед Горницына Татьяна Васильевна, воспитатель Фомина Ирина Александровна
Консультация для родителей "Развитие интонационной выразительности речи у детей с ОНР"...
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики рук у детей как средство развития речи»
Цель консультации: познакомить родителей с понятием мелкой (тонкой) моторики рук и важностью её развития.Задачи: раскрыть понятие мелкой моторики;раскрыть влияние мелкой моторики рук на развитие речи ...