Конспект индивидуального логопедического занятия "Этап постановки звука [Ш]"
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Формирование правильного произношения звука [Ш].
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Этап постановки звука [Ш]»
Возраст: 5 лет
Патология: межзубный сигматизм шипящих
Речевое заключение: ФФНР
Цель: формировать правильное произношение звука [Ш]
Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать артикуляционную моторику через артикуляционную гимнастику для губ и языка;
- Развивать правильное речевое дыхание, с помощью игры «ветерок»;
- Вызвать изолированное произношение звука [Ш], через игры «Как шипит змея», «Шумит лес», «Воздушный шар», «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово», «Договори слово»;
- Развивать фонематический слух с помощью игры «поймай звук Ш».
Коррекционно-воспитательные:
- Воспитать усидчивость и внимание при выполнении заданий.
Коррекционно-образовательные:
- Уточнение акустического и произносительного образа звука [Ш].
Оборудование: профиль артикуляции звука [Ш], настольное зеркало, карточки с буквами, султанчик, картинки с разными животными (медведь, лиса, змея, еж, ворона и т.д).
Нормативное произношение звука [ Ш ]
профиль звука [Ш]
Правильный уклад звука.
Верхняя артикуляция
Губы выдвинуты вперёд и округлены, между зубами небольшая щель, кончик языка и передняя часть спинки языка подняты (но не касаются ни альвеол, ни резцов) и образуют щель. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть приподнята (вторая щель). Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам. Язык в форме чашечки. Мягкое нёбо поднято [Ш] — ротовой звук. Голосовые складки разомкнуты [Ш] – глухой звук.
Ход занятия:
- Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение? (можно попросить ребенка выбрать подходящий под его настроение смайлик)
Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!
Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. Начинаем наше занятие! Давай вспомним, с чего начинается каждое наше занятие? Правильно, с зарядки. Смотри в зеркало и выполняй движения.
Ручки растираем и разогреваем,
И лицо теплом своим мы умываем.
Грабельки сгребают все плохие мысли,
Ушки растираем вверх и вниз мы быстро!
Щечки разминаем, чтобы надувались,
Губки разминаем, чтобы улыбались.
Губки пожуем мы, шарики надуем,
И губами вправо-влево потанцуем!
Язычок покусаем мы слегка,
Чтобы речь наша правильной была!
- Постановка цели занятия.
Логопед: Сегодня мы с тобой будем учиться правильно и красиво произносить звук [Ш].
Сегодня к нам на занятие пришла Маша. Маша очень хочет научиться шипеть. Давай попробуем ее сегодня вместе научить шипеть! Ты ведь тоже учишься шипеть? Сегодня ты будешь мне в этом помогать. Согласен? (ответ ребенка)
Сначала мы покажем ей, как нужно правильно дышать, чтобы у нас получился красивый шипящий звук.
- Развитие речевого дыхания:
Логопед: Давай поиграем со снежинками. Подул ветерок – и зашелестели полетели снежинки в разные стороны! Вот так! (педагог дует на подвесные снежинки, а потом предлагает подуть ребенку на них). А теперь ты подуй!
А теперь давай покажем Маше, как надо размять язычок, чтобы он стал сильным, ловким и послушным.
- Артикуляционная гимнастика.
«Чистим зубки»
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый.
(губы в улыбке, рот приоткрыт, делаем выталкивающие движения языком вперед)
«Качели»
Вот веселые качели -
Выше крыши подлетели.
На качелях вверх и вниз
Ты качаться не ленись!
(губы в улыбке, рот широко открыт, поднимаем и опускаем язычок то за верхние зубы, то за нижние)
«Маляр»
Мы покрасим потолок,
Маляром стал язычок,
Будет чистым (вот дела!)
Все, до дальнего угла!
(губы в улыбке, рот широко открыт, широким кончиком языка водим по небу вперед и назад)
«Чашечка»
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели
Язычок мы к носу тянем
Чашку с чаем представляем.
«Вкусное варенье»
Мы вареньем, крепким чаем
Всех знакомых угощаем.
С губ сотрем следы варенья,
Угощенья - объеденья!
(губы в улыбке, рот широко открыт, широким кончиком языка облизываем верхнюю губу сверху вниз, следим, чтобы нижняя губа не помогала)
«Лошадка»
Причешу лошадке хвостик
И на ней поеду в гости,
Цокай громче, язычок,
Чтоб никто догнать не мог!
(следим, чтобы подбородок оставался неподвижным)
«Грибок»
Язычок у нас грибок,
Подставляйте кузовок!
«Гармошка»
Ну-ка, рот пошире, крошки.
Поиграем на гармошке!
Язычок не опускаем,
Только ротик открываем.
Раз, два, три, четыре, пять,
Нам нетрудно повторять!
Логопед: Всё, мы выполнили все упражнения. Ты справился, сделал всё правильно! Молодец!
5. Постановка звука:
А. Постановка звука [Ш] с опорой на правильную артикуляцию.
При артикуляции звука [Ш]
1. Губы несколько вытянуты вперёд;
2. Кончик языка поднят к нёбу (за альвеолы), но не касается его, образуя щель;
3. Боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха;
4. Посередине языка идет теплая воздушная струя, которая легко ощущается ладонью руки, поднесенной ко рту;
5. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки, закрывает проход в носовую полость так, что воздушная струя идет через рот;
6. Голосовые складки не напряжены, голос не образуется.
Ребенок поднимает язык в «Чашечку». Губы при этом вытянуты вперед, рот приоткрыт. Логопед предлагает подуть на язычок. Вырабатываем длительную воздушную струю. Получается звук [Ш]. Обрати внимание, что воздух идет теплый посередине «чашечки» (сначала логопед сама дует на руку ребёнку, потом ребенок сам дует на свою руку).
Логопед: Давай с тобой ещё раз вспомним упражнение «Чашечка». Молодец! Вот у тебя получилась «Чашечка».
Теперь отдохни! (После каждой попытки произнести звук с ребенком обсуждается качество звука. Сначала после сравнения с нормированным звучанием, предъявленным взрослым, а затем с опорой на слуховую память).
Давай ещё раз повторим! Молодец! Ты такой старательный!
6. Изолированное произношение звука [Ш]
Логопед: А теперь мы с тобой поиграем.
- Игра «Как шипит змея». Маша пошла в лес, собирать грибы. Бродила по лесу заглядывала под листочки и кустики. И вдруг на камне, который пригревало солнышко, увидела змею. Маша с ней поздоровалась, а змея ей в ответ зашипела: «ш - ш - ш - ш». Девочка спросила, как у нее дела, а змея опять: «ш-ш-ш-ш». Маша тоже ей сказала «ш-ш-ш-ш» и змея уползла, шипя на ходу «ш-ш-ш-ш».
Маша не испугалась змеи, а весело зашагала по лесу, повторяя, как шипит змея: «ш-ш-ш-ш-ш».
Вспомни, как шипела змея в лесу. Я буду показывать тебе картинки, а ты, когда увидишь змею, шипи как она (взрослый показывает ребенку картинки с разными животными, а ребенок говорит ш-ш-ш-ш-ш, когда увидит змею). Например: медведь, лиса, змея (ш-ш-ш-ш), еж, ворона, змея (ш-ш-ш-ш), змея (ш-ш-ш-ш) и т.д.
- Игра «Шумит лес»
Вспомните с ребенком, как они с группой ходили летом в лес и видели там высокие деревья, у них зеленые верхушки, веточки и много листочков. Начинает дуть ветер и колышет верхушки деревьев, а они качаются и шумят: ш-ш-ш-ш.
Встаньте и поднимите руки вверх, руки – это веточки деревьев. Качайте руками из стороны в сторону сначала медленно (дует легкий ветерок) и тихо говорите ш-ш-ш-ш-ш, потом сильнее качайте руками (подул сильный ветер) и громче говорите ш-ш-ш-ш.
- Игра «Воздушный шар»
Ребенок стает, складывает пальцы рук в замок и делает из рук шар, поднимая руки над головой. Взрослый делает хлопок в ладоши и говорит: «Шарик лопнул!». Ребенок разрывает руки и присаживается на корточки, и произносит звук: ш-ш-ш-ш
- Игра «Ты шипи, как змея, а я буду договаривать слово»
Ребенок произносит звук [Ш], а взрослый добавляет к нему целое слово. Например: Ш...(утки), Ш...(куры), Ш...(рамы), Ш…(пулька)т.д.
- Игра «Договори слово»
Помоги мне договорить слово. Я буду говорить начало слова, а ты произноси только последний звук.
Например: Каранда...(Ш), малы...(Ш), голы...(Ш), шала...(Ш), ланды...(Ш)
8. Посмотри, Маша принесла с собой в мяч, давай мы сейчас поиграем в игру «Повторялки». Я буду бросать тебе мяч и называть слоги, а ты повторяй за мной. Готов?
Ша-ша-ша – шапка,
Ша-ша-ша – шаль,
Ша-ша-ша – шах.
Шу-шу-шу – шут,
Шу-шу-шу – шуба,
Ши-ши-ши – шина,
Ши-ши-ши – шип,
Ши-ши-ши – шило.
9. Домашнее задание.
Логопед: А теперь я дам вам с Машей задание. Дома вы с мамой или папой обязательно повторите те упражнения, которые мы сегодня сделали: «Чистим зубки», «Маляр», «Вкусное варенье», «Грибок», «Качели», «Лошадка», «Чашечка», «Гармошка», «Как шипит змея», чтобы наш язычок с каждым днем становился всё сильнее и крепче.
10. Итог.
1. Скажи, пожалуйста, тебе понравилось наше сегодняшнее занятие? Что было тяжело?
2. Какой звук мы сегодня учились произносить? Давай напоследок произнесём его и вспомним его характеристику: Звук [Ш] (Губы округляются, кончик языка поднимается вверх, язык стает «чашечкой», звонок не работает, воздух идет теплый посередине «чашечки»).
Посмотри, по-моему, Маша улыбается, значит ей понравилось наше занятие и скоро она тоже, как и ты научится шипеть, если будет каждый день выполнять упражнения.
Ты молодец. Сегодня ты поработал очень хорошо. А за хорошую работу получай наклеку!
*При составлении конспекта был использован материал В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, О.С. Гомзяк, а также интернет-источники.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия на этапе постановки звука. Для ребёнка с открытой ринолалией в послеоперационный период....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Ш"
Индивидуальное логопедическое занятие, цель: закрепить знания о строении речевого аппарата. Упражнять в правильном произношении звука [ ш ]; продолжать подбирать слова с предложенным звуко...

Конспект индивидуального логопедического занятия постановка звука [р]
Конспект индивидуального занятия постановка звука [р]Подготовила и провела: учитель – логопед Ефимова Н.СЦели:Коррекционно-образовательные:- закрепить умение подбирать слова-антонимы;- закреплен...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Л" для старшего дошкольного возраста
Конспект индивидуального логопедического занятия...

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука Р"
Конспект индивидуального логопедического занятия по постановке звука Р....

Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"
Конспект индивидуального логопедического занятия "Постановка звука С"...