Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Волшебный мир цветов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
Итоговое занятие по формиованию лексико-грамматических категорий и связной речи (лексическая тема:"Цветы")
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tsvety.doc | 128 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»
города Рубцовска Алтайского края
658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;
телефон: 4-21-84, 4-45-45
e-mail: ds41-zr@yandex.ru
Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи для детей с ОВЗ (ОНР).
Тема: «Волшебный мир цветов»
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности.
учитель-логопед
Лютая Т. В.
г. Рубцовск, 2023
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое»
1.Лексическая тема: «Цветы»
2. Грамматическая тема: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных, употребление предлогов; составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи.
3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.
Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.
Тема: «Волшебный мир цветов»
Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий и связной речи через упражнения
в словообразовании и словоизменении, через составление предложений различных синтаксических конструкций.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать:
- закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным
суффиксом, относительных прилагательных; согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги;
- закреплению навыков слогового анализа;
- закреплению умения отвечать на заданный вопрос полным предложением;
- активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
- обогащению и активизации словарного запаса;
- уточнению и обобщению знаний о цветах, их внешнем виде, местах произрастания; о пользе которую они приносят;
- закреплению понятия цветы.
Развивающие:
Способствовать:
- развитию фонематического и зрительного восприятия;
- развитию внимания, памяти, мышления;
- развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, мимики, синхронного взаимодействия между движением и речью;
- развитию правильного речевого выдоха;
- развитию грамматического строя речи;
- развитию самостоятельной связной речи;
- развитию воображения, фантазии.
Воспитательные:
Способствовать:
- развитию эстетического восприятия:
- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;
- поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе, к цветам;
- поощрять умение передавать в речи свои чувства.
- развитию эмоциональной отзывчивости:
- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;
- поощрять умение положительно оценивать речь друг друга;
- поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,
умение работать в коллективе.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Поле, луг, герань, орхидеи, бальзамин, бегония, глоксиньи, розы, лилии, медуница, колокольчики, иван-чай, незабудки, иван-да-марья, васильки, колокольчики, лютики, маки, мята, клевер, венерин башмачок, садовник, нектар, пыльца.
Лесные, сорванные, полевые, луговые, садовые, комнатные, Красная книга.
Срезают, срывают, удобряют, опрыскивают, рыхлят, любуются, нюхают.
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:
1. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение, объяснения.
2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, презентации «Где растут цветы?», «Цветы Красной книги России».
прослушивание фонограмм «Пчёлка», «Апрель», «Цветы».
3. Игровые: игры «Назови цветок», «Покажем цветы», «Какие цветы», «Доскажи словечко», «Грустный садовник».
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
Беседы о цветах, наблюдения за изменениями природы, за природными явлениями, за цветами, за комнатными растениями, уход за комнатными растениями, чтение стихов, рассказов, загадок о цветах, игры и упражнения по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, рассматривание картин с изображением леса, луга, поля, сада, цветов.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Игрушка пчёлка, предметные картинки с изображением цветов, садовника, мяч, презентация «Где растут цветы?», «Цветы Красной книги России», фонограммы: «Пчёлка», «Апрель», «Цветы», раскраски – цветы.
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности. Задачи: 1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности. 2. Способствовать активизации детей. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети заняты свободной деятельностью, видят подготовку воспитателя к занятию. Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей. - Ромашка, васильки, роза, тюльпан. | Для организации детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает о предстоящем логопедическом занятии. Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу. Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает присесть на стульчики. Звучит фонограмма «Пчёлка». Педагог обращается к детям: - К нам прилетела маленькая пчёлка Жужу. Пчёлка очень любит цветы. - На земле так много разных цветов, что она совсем запуталась. Поможем узнать ей о цветах? - Назовите цветы. | Стулья для детей и педагога, доска. Фонограмма «Пчёлка» Игрушка пчёлка. | |
Основная часть Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий через игры и упражнения в словообразовании и словоизменении; связной речи через составление предложений различных синтаксических конструкций. Задачи: 1.Способствовать: закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения отвечать на заданный вопрос полным предложением; использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; обогащению и активизации словарного запаса; уточнению и обобщению знаний о цветах (лесных, полевых, луговых, садовых, комнатных); закреплению понятия «цветы». 2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного восприятия, внимания. памяти, мышления, развитию артикуляционной тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети, выполняют артикуляционную гимнастику: “иголочка”, “лопаточка”, “чашечка”, “трубочка”. “качели к губам”, “качели к зубам”. Дети разглядывают слайды презентации. Называют цветы по местам обитания Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей. - Это лес. - Лесные цветы. - Это подснежники, ландыши, медуница, колокольчики, иван-чай, незабудки, иван-да-марья. Дети выполняют поглаживающие движения лба, щёк, подбородка, шеи. Дети работают за столами, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы полным ответом. - Кто-то сорвал цветы. - Хорошо и плохо. - Украшает дом. - Наполняет его приятным ароматом. - Дарит радость. - Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы. - Больше плохого. - Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе. - Их нужно их беречь. - Нельзя рвать цветы, пинать, разводить костры в природе. - Это поле. - Полевые цветы. - Это ромашки, клевер, васильки,колокольчики, лютики, маки. Дети мимикой изображают радость, веселье, грусть, гнев. - Это луг. - Луговые цветы. - Это клевер, одуванчики, мята. Дети выполняют дыхательную гимнастику. - Это сад. - Садовые цветы. Дети читают слоги: ЗЫ, ЦЫ, НЫ, РЫ. Предполагаемые ответы детей. - Ро.., бархат…, тюльпа…, георги…, аст.. - Это комната. - Комнатные цветы. - Это фиалки, герань, орхидеи, бальзамин, бегония, глоксиньи, розы, лилии. -Нужно цветы поливать, рыхлить, удобрять, опрыскивать. - Подснежничек - Василёчек - Гвоздичка - Тюльпанчик - Ромашечка Дети заканчивают предложения словами-действиями, затем повторяют всё предложение. - Растут, цветут, вянут. - На клумбах цветы растут, цветут, вянут. - Поливают, брызгают - Из садовой лейки цветы поливают, брызгают. - Удобряют. -Удобрениями цветы удобряют. - Cрезают. -Выращенные цветы ножом cрезают. - Собирают, дарят. - Цветы собирают в букеты и дарят. - Любуются, нюхают. - Цветами люди любуются, нюхают. Дети выполняют движения, координируя их с речью. На клумбе под окошком (Дети сидят на корточках лицом в круг). Поднялись цветочки, (Медленно встают). К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх). Солнцу улыбнулись, (Руки широко в стороны). К солнышку листочки (Ладошки развернуть вверх, повернут цветочки). Развернут бутоны, (Руки соединить над головой). В солнышке утонут. (Медленно развести руки в стороны). Дети работают за столами, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы полным ответом. - Садовник грустит о розе, лилии, тюльпане, васильке, фиалке, ромашке, пионе, гвоздике. Предполагаемые хоровые и индивидуальные ответы детей. - На земле очень много цветов. - Их нужно их беречь. - Нельзя рвать цветы, пинать, разводить костры в природе. Дети смотрят презентацию, называют цветы. - Мак, ландыш, фиалка, подснежник, колокольчик, венерин башмачок. | Логопед предлагает выполнить артикуляционные упражнения. Звучит фонограмма «Цветы». - Покажите какие бывают у цветов лепестки.
Педагог просит воспитанников рассмотреть слайды и ответить на вопросы, активизирует индивидуальными обращениями и похвалой. - Посмотрите места, где растут цветы и куда прилетает пчёлка Жужу за мёдом.
- Что это ? - Если цветы растут в лесу, то они какие? - Назовите лесные цветы. Логопед предлагает выполнить массаж лица Звучит фонограмма «Апрель». Представьте, что вы цветы. Солнышко лучами ласкает вас… Логопед предлагает рассмотреть полянку с сорванными цветами, проводит игру «Хорошо-плохо». - Что вы видите на этой полянке? - Как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо? - Почему хорошо? - Что плохого? - Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого? - Какими цветами лучше любоваться? - Как нужно относиться к цветам? - Что нужно делать для этого? - Молодцы! Правильно! - Как называется это место? - Если цветы растут в поле, они какие? - Назовите полевые цветы. Педагог просит выполнить упражнения на развитие мимической мускулатуры Звучит фонограмма «Цветы». Педагог показывает соответствующие смайлики. Цветы радуются солнышку (радость) Вдруг набежала тучка (грусть) - Что это? - Если цветы растут на лугу, то они какие? - Назовите луговые цветы. Звучит фонограмма «Цветы». - Вспомните, как пахнут цветы и на выдохе красиво, выделяя интонацией скажите: “Ах, как пахнут цветы!” - Я вам напомню, как “правильно нужно дышать”. Делаем глубокий вдох носом (следим, чтобы плечи не поднимались, а надувался живот), а на выдохе произносим. - Что это? - Если цветы растут в саду, то они какие? Логопед предлагает угадать названия цветов, добавляя нужный слог. - Что это? - Если цветы растут в комнате, то они какие? - Назовите комнатные цветы. - Как ухаживать за комнатными цветами? - Назовём пчёлке Жужу цветы ласково. Василек — ... Гвоздика — ... Тюльпан — ... Ромашка — ... Педагог поощряет детей похвалой. Логопед просит детей ещё рассказать пчёлке про цветы. - Закончите предложения словами-действиями. На клумбах цветы (что делают?) Логопед предлагает повторить всё предложение. Из садовой лейки цветы (что делают?) — ... Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ... Выращенные цветы ножом (что делают?) — ... В букеты цветы (что делают?) — ... Цветами люди (что делают?) — ... Педагог поощряет детей похвалой. Затем логопед предлагает изобразить цветы и проводит физминутку. Звучит фонограмма «Цветы». Логопед показывает картинки и просит ответить на вопрос. У пчёлки Жужу есть один замечательный друг Садовник. Зимой, когда нет цветов, он очень сильно грустит. Скажите, о каких цветах может грустить Садовник. Логопед поощряет детей похвалой. Педагог проводит заключительную беседу. - Как нужно относиться к цветам? - Что нужно делать для этого? - Молодцы! Правильно! - Многие цветы встречаются так редко, что они занесены в Красную Книгу России и нуждаются в охране. Педагог демонстрирует презентацию «Цветы Красной книги России». - Пчёлка всё запомнила про цветы, ей пора собирать нектар с цветов. Логопед имитирует вылет пчёлки за дверь. | Фонограмма «Цветы» Артикуляционная гимнастика. «Лепестки» Презентация «Где растут цветы?» Практическая деятельность. Упражнения в образовании относительных прилагательных, простых предложений с однородными членами. Дидактическая игра: «Какие цветы?» Д/и по ознакомлению с окружающим миром: «Назови цветок». Фонограмма «Апрель». Самомассаж лица. Дидактическая игра «Хорошо-плохо» Практическая деятельность. Упражнение в подборе глаголов к существительным, в составленнии простых и сложных предложений. Фонограмма «Цветы» Упражнения на развитие мимической мускулатуры Картинки-смайлики. Фонограмма «Цветы» Дыхательная гимнастика «Цветы». Практическая деятельность. Упражнение в слоговом анализе слов. Дидактическая игра «Составь слово» Карточки со слогами ЗЫ, ЦЫ, НЫ, РЫ. Практическая деятельность. Упражнение в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом. Практическая деятельность. Упражнение в подборе глаголов к существительным, в составленнии простых распространённых предложений. Фонограмма «Цветы». Физминутка «Цветы» Предметные картинки: садовник, роза, лилия, тюльпан, василёк, фиалка, ромашка, пион, гвоздика. Практическая деятельность. Упражнение в образовании существительных в предложном падеже. Игра с мячом «Грустный садовник» Презентация «Цветы Красной книги России» Фонограмма «Пчёлка» | |
3. Заключительная часть Цель: подведение итогов. Задачи: 1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы. 2.Развивать желание делиться своими впечатлениями, поддерживать у детей эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов деятельности. | |||
Деятельность детей | Деятельность педагога | Примечание | |
Дети сидят на стульчиках возле доски. Свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями, отвечают на вопросы хором и индивидуально. Дети прощаются с гостями. | Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь с вопросами: - Чем вы помогли Пчёлке Жужжу? - Какие задания вы выполняли? - Какое задание для вас было трудным? - Какое задание было самым интересным? - Вы молодцы! Все говорили красиво и правильно! - Пчёлка Жужу благодарит вас за помощь. Вы настоящие друзья! Она оставила вам подарок: раскраски - цветы. - Нам пора с ней прощаться! И прощаться с нашими гостями. | Раскраски: цветы. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»
Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....
Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе Тема: «Волшебный зоопарк».
Программное содержание:закрепить навыки вырезывания кругов, используя шаблоны;продолжать учить детей делить круг на части;способствовать развитию умения моделировать изображения животных из кругов и и...
Конспект образовательной деятельности с детьми ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна».
Цель: продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.Программное содержание:...
Конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми подготовительной группы Тема: «Волшебный паровозик» (с использованием информационно коммуникационных технологий)
Тема: "Волшебный паровозик"...
Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Волшебные превращения» Тема недели: «Рыбы». Картотека №7
Задачи:Помочь сформировать психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заинтересовать;Способствовать формированию адекватной самооценки на основе са...
Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество»
Образовательные задачи: - обобщать знания детей об электричестве,- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно...
Конспект НОД по образовательной области художественно-эстетическое развитие в подготовительной групп на тему: «Весенние цветы» (в технике \'\'Кинусайга пэчворк \'\'без иглы)
Цель : Познакомить с новой техникой изображения ‘’Кинусайга – пэчворг’’ без иглы.Задачи:Познакомить детей с частями цветов;Развивать представление детей...
- Мне нравится (2)