Дифференциация звуков [П] - [Б]
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Логопедические занятия по темам:

Дифференциация звуков [П] - [Б]. (подготовительная группа)

Дикие животные. (подготовительная группа)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekty_zanyatiy.doc177.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дикие животные.

(подготовительная к школе группа)

Новикова Т.В., учитель- логопед МБДОУ ДС №443, г. Челябинска

ЦЕЛИ:

  • Уточнение и расширение словаря по теме: Дикие животные.
  • Закрепление навыков образования притяжательных прилагательных.
  • Закрепление навыков образования прилагательных с использованием уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Автоматизация в свободной самостоятельной речи детей усвоенных навыков правильного произношения звуков, звуко-слоговой структуры слова.
  • Становление логического мышления, внимания, памяти.
  • Формирование навыков сотрудничества, ответственности, инициативности.

ОБОРУДОВАНИЕ

Предметные картинки диких животных. Карточки с буквами, конверты с разрезными картинками, листы для индивидуальной работы, карточки (схемы предложений), картинки ушей, хвостов, и лап диких животных. Ребус, схема «семья».

Организационный момент.

Логопед. Ребята, нам в группу пришло письмо. Кто сможет его прочитать?

Читает ребёнок. Помогите, нам нужна ваша помощь!

Логопед. Давайте составим слова и узнаем, кому нужна наша помощь.

Логопед вызывает к доске ребёнка, который составляет слова.

Дети читают слова.

Дети. Волк, заяц, белка, кабан, лиса.

Логопед. Ребята, это в стране Правильных слов злой волшебник заколдовал животных. Поможем животным?

Дети. Да.

Логопед. Вам необходимо пройти испытания. Если выполните все задания правильно, животные будут спасены.

Задание№1.

Логопед. Посмотрите на картинки, какая из них лишняя и почему.

На наборном полотне выставлены картинки.

БЕЛКА    ВОЛК    ЛИСА    ЗАЯЦ

Дети. Заяц, потому что у него короткий хвост

ЁЖ    ЗАЯЦ    БЕЛКА    МЕДВЕДЬ

Дети. Ёж, потому что он колючий.

ЛИСА    ЛОСЬ    ВОЛК    МЕДВЕДЬ

Дети. Лось, потому что у него есть рога.

Логопед оставляет на доске картинки: зайца, лисы, ежа, белки, кабана.

Задание №2.

Логопед. Назовите ласково этих животных.

Дети. Заяц – зайчик. Лиса – лисичка. Ёж – ёжик. Медведь – мишка. Белка – белочка. Кабан – кабанчик.

Задание №3.

Логопед. У вас на столах конверты, попробуйте составить целую картинку.

Дети составляют разрезные картинки.

Логопед. Кто у вас получился?

Дети. У меня получился ... .

Логопед. Кто сможет рассказать стихотворение о своём животном.

Дети рассказывают стихотворения, выученные заранее с воспитателем.

Задание №4

Логопед. Попробуйте разгадать ребус.

  7-Я

Дети. Семья.

Логопед выставляет схему

Логопед. Назовите «семью» животного по картинке своего соседа.

Дети. Волк, волчица, волчонок. И т.д.

Физкультминутка.

Однажды днём лесной тропой

Звери шли на водопой.

За мамой – лосихой топал лосёнок,

За мамой – лисицей крался лисёнок,

За мамой – ежихой катился ежонок,

За мамой – медведицей шёл медвежонок,

За мамой – белкой скакали бельчата,

За мамой – зайчихой  –  косые зайчата,

Волчица вела за собою волчат,

Все мамы и дети напиться хотят.

                                        Н.В.Нищева

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Задание №5.

Логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением ушей, лап и хвостов различных животных.

Логопед. Что это?

Дети. Это лисий хвост. Это заячьи уши. Это медвежьи лапы. И т.д.

Задание №6.

Логопед. Договорите предложения.

Заяц трусливый, а зайчонок ...(трусливенький).

Лось красивый, а лосёнок ...

Белка проворная, а бельчонок ...

Лиса хитрая, а лисёнок ...

Медведь косолапый, а медвежонок ...

Волк голодный, а волчонок ...

Тигр полосатый, а тигрёнок ....

Задание №7.

Логопед. Составьте слово из букв, которые видите на доске. Что получится?

Дети. Лиса.

Логопед. У вас на столах схемы предложений. Составьте по своей схеме предложение со словом ЛИСА.

Дети составляют предложения.

Задание №8.

Логопед. Осталось последнее задание. У вас на столах рисунки. Посмотрите, чего не хватает на рисунках, и дорисуйте.

Логопед. Что ты рисуешь?

Дети. Я рисую беличий хвост. Я рисую заячьи уши.

Звучит музыка.

Логопед. Слышите, заиграла музыка, это исчезло колдовство. А чтобы животные и лес стали красивыми, вечером  с воспитателем вы раскрасите рисунки и составите рассказы.

Итог .

Логопед. Молодцы ребята! Все помогали спасать животных.


Дифференциация звуков [п], [б].

(подготовительная к школе группа)

Новикова Т.В., учитель- логопед МБДОУ ДС№443, г. Челябинска

ЦЕЛИ :

  • Закреплять навыки четкого произношения и различения звуков [п], [б] в слогах, словах, фразе.
  • Закреплять понятия, характеризующие звуки: «глухой», «звонкий», «твёрдый», «мягкий».
  • Упражнять в звуковом анализе, определении позиции звука в словах.
  • Закреплять навык употребления глаголов с новым лексическим значением, образованным посредством приставок.
  • Учить определять и называть второй слог в словах.
  • Упражнять в составлении сложноподчинённых предложений.
  • Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление.

ОБОРУДОВАНИЕ

Предметные картинки на звуки [п], [б], листы для индивидуальной работы, карта-схема, карточки с шифром,  простые и цветные карандаши, игрушка Буратино.

Организационный момент.

Логопед. Ребята, попробуйте отгадать загадку.

Ребёнок загадывает  загадку.

Что за странный

Человечек деревянный,

На земле и под водой

Ищет ключик золотой.

Всюду нос сует он длинный,

Кто же это?... (Буратино.)

Логопед. Какой первый звук в слове «Буратино»?

Дети. В слове Буратино первый звук [б].

Логопед. Из чего был сделан Буратино?

Дети. Из полена.

Логопед. Назовите первый звук в слове «полено»?

Дети. В слове полено первый звук [п].

Объявление темы .

Логопед. Как вы думаете, о каких звуках мы будем говорить сегодня?

Дети. Сегодня мы будем говорить о звуках [п], [б].

Логопед. Правильно. Чем они похожи?

Дети. Они согласные, твердые.

Логопед. Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети. Звук [п] - глухой, а звук[б] - звонкий.

Логопед. Буратино предлагает вам поиграть в игру «Эхо». Повторите за мной:

ба-ба-па,

пы-бы-бы-пы,

бо-по-бо,

ба-па-ба,

бу-пу-пу-бу.

Дети повторяют слоговые дорожки.

Логопед. Помогите Буратино разделить картинки по звукам.

Логопед. На столе картинки. Все картинки со звуком [п] нужно поставить на первую полочку, со звуком [б] на вторую полочку.

Логопед вызывает к доске двух детей.

Логопед. Остальные дети возьмите лист под №1. Все слова со звуком [п] соедините с буквой П, все слова со звуком [б] соедините с буквой Б. Определите место звуков[п] или [б] в словах и укажите на схемах.

Логопед. После выполнения задания, поменяйтесь листами, проверьте работу и поставьте друг другу оценку. (Солнышко, цветочек или тучу.)

Девочки, которые работали у доски, тоже выполняют работу на листах. Только подбирают картинки с одним звуком

Логопед. Давайте проверим, правильно ли девочки разложили картинки. Проверяем сначала слова со звуком [п], затем со звуком [б].

Логопед. Что это?

Дети. Это панамы. Это павлины. И т.д

Отвечают дети, которые не работали у доски.

Физкультминутка.

Буратино.

Буратино потянулся,

Раз нагнулся, два нагнулся,

Руки в стороны развёл,

Ключик видно не нашёл.

Чтобы ключик нам достать,

Нужно на носочки встать.

В.Волина

Логопед. Мальвина дала Буратино задание. Помогите ему выполнить это задание. Возьмите лист под №2 и расшифруйте слова, а также выполните звуковой анализ слов.

Логопед. Кто выполнит правильно, получит золотой ключик как у Буратино.

Дети, которые выполнили задание правильно, получают от логопеда золотой ключик.

Логопед. Буратино допустил ошибки, и за это Мальвина посадила его в чулан.

Чтобы ему не было скучно, я предлагаю поиграть с ним в игру «Поменяй звук»

Я буду называть слова со звуком [б], а вы замените звук [б] на звук [п].

Бас-пас                                быль-.../пыль/

Бух-.../пух/                                бот-.../пот/

Бока- .../пока/                        башня-.../пашня/

Блеск-.../плеск/                        бочка-.../почка/

Блошки-.../плошки/                булька-.../пулька/

Логопед. Буратино тоже предлагает поиграть в игру « Назови второй слог».

Жаба                        репа                        тумба

Лампа                шайба                липа

Рыба                        лупа                        балет

Лапа                        шуба                         ступа

Дети договаривают слова.

Логопед.  Буратино надоело сидеть в чулане. Он выбрался из чулана и побежал домой, но это увидел паук и пополз за ним следом.

Логопед показывает на схеме-карте, как бежал Буратино

Буратино оббежал лужу.

Он пробежал по тропинке через лес.

Буратино вбежал на холм.

Сбежал с холма.

Затем перебежал через рельсы.

Он забежал в дом.

Буратино взял азбуку и выбежал из дома.

Затем логопед вызывает ребёнка, который проводит по тому же маршруту паука. Дети комментируют.

Дети. Паук обполз лужу. Паук прополз по тропинке через лес. Паук вполз на холм. Паук сполз с холма. Паук переполз через рельсы. Паук заполз в дом. Паук увидел, что Буратино нет, выполз из дома и вернулся обратно в чулан.

Другой ребёнок возвращает паука по тому же маршруту.

Логопед. Буратино увидел, что за ним никто не гонится, и решил посмотреть азбуку. Возьмите лист под №3. Простым карандашом зачеркните все буквы П, а все буквы Б обведите в кружок.

Логопед. Какую букву нужно зачеркнуть?

Ребёнок. Нужно зачеркнуть букву П.

Логопед. Какую букву нужно обвести в кружок?

Ребёнок. Нужно обвести в кружок букву Б.

Составление сложноподчиненных предложений.

Логопед. Буратино расстроился, потому что ещё не умеет читать, и стал плакать. Давайте его развеселим, подарим ему подарки.

Логопед. Я подарю Буратино банку, чтобы он хранил в ней варенье.

Логопед. А что вы подарите?

Дети. Я подарю Буратино альбомы, чтобы он мог хранить в них фотографии.

Я подарю Буратино тюльпан, чтобы он им любовался.

Я подарю Буратино бумагу, чтобы он мог рисовать.

Я подарю Буратино арбуз, чтобы он угостил им своих друзей.

Я подарю Буратино пуговицу, чтобы он пришил её к своей курточке.

Я подарю Буратино панаму, чтобы ему не было жарко летом.

Я подарю Буратино плиту, чтобы он мог печь вкусные пироги.

Я подарю Буратино бублики, чтобы он угостил ими Папу Карло.

Я подарю Буратино павлинов, чтобы он мог гулять с ними в сад

Логопед. Отгадайте, какие подарки понравились Буратино. В этом слове 1-ый звук [Б], последний звук [И]?

Дети. Бублики.

Логопед. В этом слове 3 гласных звука: [А, И, Ы]?

Дети. Павлины.

Логопед. В этом слове 2 слога, второй слог-ТА?

Дети. Плита.

Логопед. В этом слове есть звуки: [Б, У, М, А, Г, А].

Дети. Бумага.

Логопед. В этом слове первый звук [А], третий звук [Б].

Дети. Арбуз.

Логопед. Буратино так развеселился, что предлагает вам поиграть «Нужно поменять местами».

Логопед меняет местами картинки, а дети угадывают.

Дети. Нужно поменять местами павлинов с бумагой. И т.д.

Итог.

Логопед. Буратино пора возвращаться к своим друзьям. Он оставил вам в подарок этот почтовый ящик. Но на нём висит замок. Чей ключ подойдёт к ящику?

Логопед. Посмотрите внимательно на свои ключи и на замок.

Дети подбирают к замку ключ.

Ребенок, у которого подошёл ключ, открывает ящик и достаёт из него конверты с заданиями.

Логопед. Это вам интересные задания домой.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия.Тема: Дифференциация звуков [к]-[г]. Звуко-слоговой анализ слова «гармонь».

Занятие проводилось для родителей, поэтому в конспекте описаны основные виды деятельности....

«Звуки /С/, /Сь/. Дифференциация звуков /С-Сь/». Занятие по ЗКР в подготовительной логопедической группе.

Цели: развивать у детей фонематический слух и восприятие, закреплять навыки четкого произношения звуков С, Сь в словах, фразах, предложениях; учить давать сравнительную артикуляционную и акустическую ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по дифференциации и введению в связную речь автоматизированных звуков «Дифференциация звуков [с]-[ш]-[з]-[ж] (подготовительная к школе группа)

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад  № 14 г. Кропоткин МО Кавказский район Учитель-логопед Киселева Э.А. Конспект не...

Конспект фронтальных занятий по темам: " Звук и буква А", "Звук и буква У", "Дифференциация звуков А-У"

 Выделение звука А из ряда гласных.                   Выделение ударного А в начале слова              ...

Серия публикаций по теме "Материал для автоматизации поставленных звуков". Звук [Б].Дифференциация звуков [ Б-П].

В своей работе в ДОУ я использую различные современные интерактивные игры , компьютерные программы  «Логомер»,  «Стабиломер» ,  «Генератор логопедических з...

Самоанализ коррекционного занятия в подготовительной группе по теме «Дифференциация дифференциации звуков и букв С — Ш».

Данное занятие посвящено звуков и букв С — Ш. Учебный материал соответствует требованиям государственной программы Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной для детей с ОНР в условиях специального детского ...

Конспект занятия в старшей группе. Дифференциация звуков С-Ш Дифференциация звуков [Ж] – [Ш]

Цель: научить различать звуки [Ж] – [Ш]Задачи: 1. Закрепление понятий «согласные звуки», «глухие и звонкие»2. Дифференциация звуков [ж] – [ш]3. Развитие фонематичес...