Познавательно-исследовательский проект "Мой город - Волгодонск"
проект по логопедии (подготовительная группа)
Приобщение дошкольников к истории и культуре родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_moy_gorod_volgodonsk.docx | 25.81 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Тополек» г.Волгодонска
Проект «Мой любимый город»
(подготовительная к школе группа)
г.Волгодонск
Проект в подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи «Мой любимый город - Волгодонск».
Вид проекта: познавательно-исследовательский, творческий.
Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной группы, музыкальный руководитель, инструктор по физическому воспитанию, родители.
Возраст участников проекта: дети 6-7 лет.
Тип проекта: краткосрочный, групповой, практико-ориентированный.
Форма организации: образовательные ситуации и занятия, экскурсии, праздники, развлечения, беседы.
Гипотеза проекта:
В результате целенаправленной и системной работы по расширению знаний детей о своём родном городе, осуществляется приобщение дошкольников к истории и культуре родного края, местным достопримечательностям, воспитываются любовь и уважение, а так же привязанность к своей малой Родине. Благодаря этому осуществляется комплексный подход к воспитанию детей в духе патриотизма.
Цель проекта:
- расширение знания детей о родном городе;
- приобщение к истории и культуре родного города, местным достопримечательностям;
- воспитания любви, уважения и привязанности к своей малой Родине.
Задачи:
1. Формировать представления детей о родном городе и его достопримечательностях.
2. Закрепить знания детей о знакомых улицах, где находится дом, детский сад.
3. Воспитывать умение видеть красоту родного города, радоваться ей и беречь.
4. Расширить знания детей о растительном и животном мире нашего города.
5. Развивать у детей связную речь, обогащать и активизировать словарь.
Проблема:
Дети не знают истории своего родного города, названия улиц, путают значимые в городе места и достопримечательности, не интересуются бытом горожан, историей края, не владеют информацией о животном и растительном мире Ростовской области.
Актуальность проекта:
Каждый человек имеет свою малую Родину. Чаще всего любимым городом является то место, где человек родился и вырос. Для формирования у детей основ гражданской культуры, социально - нравственного развития личности, необходимо получение детьми знаний об их родном городе, улицах и памятных местах.
Не имея достаточного количества знаний, трудно сформировать у ребёнка уважительное отношение к малой Родине. Детские воспоминания самые яркие и волнительные. Чем больше ребёнок с детства будет знать о родных местах, родном городе, тем ближе и роднее будет становиться ему Родина, Россия.
Предполагаемый результат:
Воспитывать патриотические чувства у детей.
Актуализировать знания о родном городе, улицах, достопримечательностях.
Заинтересовать детей и взрослых историей родного края, сплотить родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Использовать развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Найти интересную информацию по теме «Улицы нашего города», подобрать фотографии родного города для сопровождения рассказа.
Этапы работы:
1 этап
Сбор информации о городе.
Подбор иллюстративного материала.
Отбор художественной литературы, художественного материала.
2 этап
Перспективы планирования.
1. Рассказ воспитателя об истории развития города.
2. Рассматривание фотографий и беседа на тему «любимый город Волгодонск».
3. Просмотр слайдов и видеоматериалов, составление альбома «Мой Волгодонск».
4. Беседа на тему «Гордимся тобой, наш город родной».
5. Составление творческих рассказов «Как я люблю отдыхать», «Моя улица», «Животные и растения моего края», «Город, в котором я живу (изготовление книжек – малышек)».
Цикл занятий:
История возникновения родного города.
Цель: Вызвать интерес и желание узнать об истории возникновения своего города. Формировать познавательные интересы, любознательность, активность. Воспитывать любовь к родному городу.
Наш любимый город.
Цель: Закрепить понятие - малая Родина. Формировать умение замечать красоту городских улиц, расширять представления детей о родном городе в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства. Воспитывать эмоциональную отзывчивость, любовь к родному краю.
Совместная и самостоятельная деятельность
Рисование: «Улица, на которой я живу», «Мой любимый детский сад». Познавательные занятия: «Профессия моих родителей», «Как я отдыхаю?».
Игровая деятельность:
Сюжетно-ролевые:
Построим улицу города
Строительство нового дома
Супермаркет «Артемида»
Дидактические игры:
Лото «Наш город»
«Выложи герб из фрагментов»
«Где находится памятник?»
«Путешествие по городу».
Создание уголка «Мой город родной».
Альбом «Наш любимый детский сад».
Карта - схема «Дорога в детский сад».
Содержание проектной деятельности:
Групповая/ подгрупповая деятельность (коммуникативная) «Знаешь ли ты свой город?» (с использованием иллюстраций, альбомов «Виды города»).
Цель: выявить уровень знаний детей по теме. Примерные вопросы:
- Как называется город, в котором ты живёшь?
- Почему он так называется?
- Что является центром нашего города?
- Как называется эта площадь?
- Чем отличается город от деревни?
- Где в городе люди лечатся?
- Где покупают продукты, лекарства?
- Где отправляют и получают посылки?
- Назови свой адрес.
2) НОД
Развитие речи.
Обучение рассказыванию «Город в котором я живу». Цели: активизировать речевой материал по теме «Город»
- учить детей подбирать антонимы, пользоваться в речи суффиксами – ик, - ищ;
- учить образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падежах
- учить детей составлять рассказ о своём городе, развивать внимание и память.
3) Образовательная деятельность в режимных моментах.
Традиция «Утро радостных встреч». Детей встречает игрушка - Кот Леопольд. Расспрашивает детей, в какой стране и городе они живут, какой у них адрес, что интересного есть в их городе.
Цель: выявление знаний детей о месте их жительства, формирование первичных ценностных представлений о себе, окружающим их социальном мире.
4) Самостоятельная познавательно – исследовательская деятельность детей.
- настольные игры
- рассматривание фотографий о родном городе, его достопримечательностях.
Вторая половина дня.
Групповая/ подгрупповая деятельность:
1. Коммуникативная. Д/и «Расскажи о родном городе: какой он, город Волгодонск?»
Цель: - учить подбирать определения образовывать прилагательные по образцу
2) Образовательная деятельность в режимных моментах:
Д/И «Мы - строители города» (работа с контурной картой). Цель: - ознакомление с контурной картой города;
- развития творческого потенциала.
Ход игры: - предложить детям на карте «построить» город и стадион, расположить пляж, очистные сооружения, - учить размещать всё на карте при помощи определённых значков.
3) Работа с родителями: Консультация «Улицы родного города».
Коммуникативная. Рассказ- беседа об истории возникновения родного города, изготовление книжек – малышек «Мой Волгодонск».
Цель: - закреплять знания детей о Волгодонске, - познакомить с историей возникновения родного города и его основателем.
Познавательно - исследовательская. Развивающая игра «Путешествие».
Цель: - при помощи картинок закреплять названия главных достопримечательностей нашего города.
Образовательная деятельность в режимных моментах
1. Д/И «Сложи картинку и назови».
2. Познавательно- исследовательская (работа с контурной картой).
Цель: - познакомить детей с цветовой гаммой контурной карты, рассказать, что по цветам на карте расположены равнины (зелёный, горы (коричневый, реки и водоёмы (голубой).
3) НОД. Рисование «Город, в котором я живу. Мой дом».
Цель: - вызвать в памяти детей картины своего двора, дома, ближайшего окружения;
- побуждать передавать их с помощью доступных средств выразительности (цвет - форма).
Образовательная деятельность в режимных моментах. Беседа «Интересные уголки Родного Города». Цель:
- вспомнить знакомые места родного города, для чего их создают;
- рассказать о тех людях, которые внесли наибольший вклад в развитие родного города;
- поговорить о скверах, что расположены недалеко от детского сада, в честь кого они названы.
Работа с родителями:
Предложить родителям вместе с детьми посетить музей «Казачий курень».
Групповая/ подгрупповая деятельность.
1. Проблемная ситуация «Если ты потерялся в городе, что делать?»
Цель: - побуждать детей к высказываниям; - проверять знания детьми районов города, своего домашнего адреса.
Познавательно - исследовательская. Составление схемы улицы, где находится наш детский сад.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание карты – схемы города (пометить флажками самые интересные места города, места, где уже бывали дети).
НОД. Конструирование «Район, в котором находится наш детский сад».
Цели: - расширять и уточнять представления детей о районе, в котором расположен их детский сад; – учить работать коллективно, обсуждать детали работы; - развивать воображение.
Сюжетно-ролевая игра «Улицы родного города». Цель: - помочь детям разделить группу на предполагаемые улицы с организованными на них разными игровыми центрами(больница, магазин, аптека, полиция, почта, детский сад);
- развивать свободное общение с взрослыми и детьми в процессе игры
Д/и «Сложи памятник».
Групповая/ подгрупповая деятельность:
1. Рассказ детей об интересных местах города, где они уже успели побывать.
2. ЧХЛ. Чтение стихотворений о родном городе.
Самостоятельная деятельность детей. Рассматривание книг и фотографий. НОД. Познание: «История возникновения родного города».
Цели: - закреплять знания детей о родном городе; - познакомить с историей возникновения города и его основателем; - воспитывать интерес к истории родного края.
Познавательно - исследовательская «Составление Красной книги родного края».
Цель: - рассказывание, показ иллюстраций с изображением животных, обитающих в нашей области.
Беседа: «Что интересного увидели и запомнили при посещении музея
Рисование на тему «Животные родного края».
Работа с родителями: предложить найти информацию о количестве улиц города и чьими именами называют улицы.
Групповая/ подгрупповая деятельность:
Составление и отгадывание загадок на тему «Мои любимые места в моем городе».
Самостоятельная деятельность детей.
Познавательно - исследовательская. Рассматривание иллюстраций промышленных объектов нашего города.
Познавательная сказка. Цель: - слушание сказок и заучивание малых жанров устного – народного творчества из сборника «В некотором царстве».
Продуктивная. Изготовление альбома «Мой город».
Д/и «Угадай, где я нахожусь».
Результат проекта:
Знания, полученные во время проекта, помогли повысить значимость патриотического воспитания детей, формированию патриотических чувств у дошкольников. Родители и воспитатели убедились в том, насколько актуальна тема изучения родного города. Проект заинтересовал детей и взрослых, сплотил родителей и детей в воспитании будущих граждан своего города и страны.
Все этапы проекта прошли через разные виды деятельности, использовался развивающий, дифференцированный подход к каждому ребёнку. Родители вместе с детьми представили очень интересную информацию по теме «Улицы нашего города», сопровождали свои рассказы показом фотографий о родном городе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Мой любимый город – Волгодонск»
Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе «Мой любимый город – Волгодонск» Цель: Ознакомление дошкольников с историей родного города, местными достопримечател...
НОД познавательно- исследовательская "Знатоки родного города"
НОД познавательно- исследовательская "Знатоки родного города" для детей подготовительной к школе группы....
Конспект НОД по патриотическому воспитанию детей старшего дошкольного возраста на тему «Мой любимый город Волгодонск»
Данный материал будет полезен воспитателям ДОУ....
Познавательно исследовательский проект "Наш город-дивный Птербург"
Какими же дожны быть жители такого замечательного, великого города? Прежде всего они знают и любят свой город. А еще важно с малых лет чувствовать себя настоящими петербуржцами: воспитанными, до...
Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »: « Мой город самый лучший на Земле».
Сценарий мероприятия по проекту «Мой город Волгодонск »:« Мой город самый лучший на Земле».Автор: Балковская Лилия Дмитриевна, воспитатель ГБУ СОН РО «СРЦ г. Волго...
Игровая обучающая ситуация по познавательно-исследовательской деятельности «Какой город нужен людям?»
Игровая обучающая ситуация по познавательно-исследовательской деятельности «Какой город нужен людям?»...
Педагогический Познавательно-исследовательский ПРОЕКТ «Октябрьский - город нефтяников»
О Что такое "НЕФТЬ"? Одно из самых ценных ископаемых и товаров в сегодняшнем мире — нефть. Это инструмент геополитики, за неё ведутся войны, она оживляе...