Взаимодействие с педагогами ДОУ Учителя-логопеда
учебно-методический материал по логопедии
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Учителя-логопеда Грачёвой Е.И.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_s_pedagogami_uchitel-logoped_grachyova_e.i.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие с педагогами ДОУ
Учителя-логопеда Грачёвой Е.И.
Развитие речи детей – это общая задача всего педагогического коллектива. Несогласованность требований взрослых к речи детей, неадекватный выбор способа общения с ребенком могут стать факторами, запускающими или отягощающими его речевые проблемы.
Для достижения положительного результата коррекционно- развивающей деятельности, реализую комплексный подход с участием педагогов и специалистов детского сада: воспитателей, инструктора по физической культуре, музыкального руководителя, педагога-психолога, медицинских работников.
Только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушений речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребенка с учетом следующих показателей: психологического возраста, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Комплексный подход к профилактике речевых нарушений у воспитанников ДОУ предполагает такую организацию взаимодействия педагогов, при которой создаются условия для оптимального речевого развития ребенка. К таким условиям относятся:
- речевая среда, содержащая образцы правильного использования языка как средства общения и познания;
- организация таких форм детской деятельности, в которых активизируются функции и процессы, находящиеся в основе речевого развития: психомоторные, познавательные, эмоциональные;
- обогащение содержания самой деятельности детей, что составляет основу содержания речи;
- систематическое развитие предпосылок речевого развития;
- развитие предпосылок учебной деятельности: умение выполнять задания в общем темпе, противостоять отвлечениям, удерживать задачу взрослого в течение занятия; следовать единому замыслу работы, прилагать волевые усилия для достижения цели, достигать результата, взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения заданий, осуществлять самоконтроль своей деятельности.
Задачами комплексного подхода в работе педагогов ДОУ к коррекции речи выступают:
- закрепление речевых навыков;
- преодоление вторичных нарушений, обусловленных проблемами в развитии речи;
- повышение качества образовательных достижений воспитанников.
Использую разные формы взаимодействия с педагогическим коллективом и специалистами МДОУ.
Непосредственно в результативности коррекционной работы весомую роль оказывает взаимодействие с воспитателями, т.к. большую часть времени пребывания ребёнка в ДОУ они создают необходимую речевую среду для формирования речи. Практика совместной деятельности учителя-логопеда и воспитателя ДОУ представлена следующим образом:
Воспитатель:
- замечает проблемы в речевом развитии детей и своевременно адресует логопеду запрос, информируя учителя-логопеда о проблемах в развитии речи конкретных детей;
- создает условия для развития всех сторон речи в пределах возрастной нормы;
- формирует общие предпосылки для речевого развития: фонетические процессы; крупную, мелкую и речевую моторику;
- обогащает содержание детской речи;
Учитель - логопед:
- диагностирует уровень развития речи воспитанников;
- дифференцирует категории детей по специфике нарушений речи и структуре речевого нарушения;
- осуществляет коррекцию нарушенных сторон речи.
Взаимодействие с воспитателями логопед осуществляет в разных формах:
- совместное составление перспективного и календарного планирования,
- оснащение коррекционно-развивающего пространства в групповых помещениях,
- проведение интегрированных занятий.
На совместных интегрированных занятиях учителя-логопеда и воспитателя, которые проводятся как обобщающие, итоговые (например, один раз в месяц) организуется содержательное общение детей друг с другом в разных видах деятельности, что способствует закреплению навыков пользования инициативной речью, совершенствованию разговорной речи, обогащению словаря, развитию коммуникативной практики. Так реализуется принцип интеграции образовательных областей.
Логопед формирует представления о факторах риска в речевом развитии, о критериях и условиях благоприятного речевого развития. Обучает педагогов приёмам развития и коррекции речи в повседневной жизни, профилактике речевых нарушений у воспитанников. Разрабатывает эффективные приёмы педагогического общения с детьми, имеющими речевые нарушения.
Учитель-логопед дает воспитателю рекомендации по проведению игр и игровых заданий логопедической профилактической направленности со всей группой воспитанников, а также по организации индивидуальной работы с детьми. Кроме того, учитель-логопед помогает воспитателю организовать обучение и воспитание ребенка с нарушениями речи с учетом особенностей развития его познавательных процессов, личности, эмоционально-волевой и коммуникативной сфер, например, подобрать наглядно-дидактические и литературные материалы, организовать совместную деятельность со сверстниками.
В одних случаях работа воспитателя предшествует логопедическим занятиям, обеспечивая необходимую познавательную и мотивационную базу для формирования речевых умений, в других - воспитатель содействует закреплению результатов, полученных на логопедических занятиях. Поэтому педагог должен вести свою деятельность с детьми по всем направлениям в соответствии с коррекционно-развивающим процессом, проводимым учителем-логопедом. Для этого регулярно консультирую воспитателей по организации коррекционно-педагогического процесса с детьми с речевыми нарушениями, информирую о ходе и уровне речевого развития каждого ребёнка, обучаю методам и приёмам в использовании логопедических игр.
Считаю, что только систематическое взаимодействие специалистов ДОУ по проблемам профилактики и коррекции нарушения речи позволяет индивидуализировать процесс сопровождения ребёнка с учётом следующих показателей: уровня развития неречевых психических процессов, специфики этапа развития речи, выявленной речевой и неречевой симптоматики нарушений, особенностей образовательных и социальных условий развития конкретного воспитанника.
Взаимодействие со специалистами:
Формы взаимодействия:
- совместное изучение образовательных программы и составление плана совместной деятельности по всем разделам программы, с использованием разных видов детской деятельности, т.к. правильное планирование-необходимое условие успешной коррекционно-развивающей работы.
- совместное участие в работе психолого-медико-педагогического консилиума, который имеет несколько направлений; координационное, профилактическое, сравнительный анализ коррекционно- развивающей деятельности.
- проведение индивидуальных и групповых консультаций для педагогов, специалистов МДОУ;
- деятельность в творческих, инициативных, экспертных группах;
- помощь и оформление информационных стендов, папок с консультационным и наглядным материалом по вопросам речевого развития;
- взаимопосещение и анализ образовательных ситуаций;
- совместная подготовка и проведение праздников, развлечений и образовательной деятельности.
Основные направления коррекционной работы, реализуемые ее участниками.
Направление работы | Учитель-логопед | Педагог-психолог | Воспитатели | Родители |
1. Повышение речевых умений и речевой активности детей в разных видах коммуникативного взаимодействия. | Развитие диалогической речи через совместное рассказывание и обыгрывание знакомых сказок и сюжетов с использованием игрушек и серии картин. | Тренинговые упражнения на развития эмоционально-социальной сферы детей. Игры, развивающие коммуникативные навыки детей. Занятия, формирующие навыки общения у детей. Упражнения на обогащение опыта взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками. | Инсценировки сказок, чтение произведений художественной литературы, стихов с их дальнейшим обыгрыванием, сюжетно-ролевые игры Активизация и повышение мотивации детей в группе к побуждению общения со сверстниками и взрослыми. | Активизация и повышение мотивации ребенка в семье, направленная на развитие коммуникативных умений и навыков. |
2.Своевременное предупреждение и выявление речевых и коммуникативных трудностей | Профилактическая работа по формированию компонентов речевой деятельности. Диагностика уровня речевого развития детей. Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация) | Диагностика состояния коммуникативных навыков. Просвещение педагогов и родителей (буклеты, памятки, стендовая информация) | Семинары-практикумы, консультации по речевому и коммуникативному развитию детей. | Проанализировать субъект - субъектные отношения в семье, как условия профилактики речевых и коммуникативных нарушений через анкетирование родителей, индивидуальные консультации. |
3. Коррекция и преодоление речевых и коммуникативных нарушений | Развитие у ребенка сенсомоторных навыков; фонетико-фонематических процессов; лексико-грамматических категорий; связной речи; Семантики (активного и пассивного словаря). | Формирование психических процессов и коррекция познавательной и эмоциональной сферы. | Взаимодействие со специалистами по исправлению трудностей детей с помощью игр, упражнений, совместных занятий. | Совместные занятия с педагогами. Закрепление полученных знаний и умений в домашних и индивидуальных заданиях. |
4. Создание благоприятного психологического климата для развития у детей коммуникативных навыков в различных ситуациях общения в ДОУ | Повышение мотивации ребенка к преодолению речевых проблем. Воспитание уважительного и доброжелательного отношения друг к другу. | Развитие чувства принадлежности к группе. Получение опыта позитивного взаимодействия. Преодоление барьеров в общении. Развитие доверия к окружающим детям и взрослым, потребности в общении и взаимодействии. | Предотвращение попыток детей в проявлении негативного отношения к детям с речевыми трудностями. Чтение художественной литературы. Формирование нравственно-культурного уровня детей. | Участие в мероприятиях детского сада: День открытых дверей, День семьи, Неделя игры и игрушки, а также посещение и активное участие в праздниках, соревнованиях, родительских собраниях, круглых столах. Развитие культуры общения и этических норм у ребенка. |
Темы консультаций для педагогов
2019 – 2020 учебный год:
Для педагогов подготовлены консультации:
«Что такое ТНР (тяжелые нарушения речи)?»;
«Правильное дыхание – основа здоровья ребенка».
Подготовлена памятка для воспитателей «Правила поведения и общения воспитателя в ДОУ».
2020 – 2021 учебный год:
«Почему ребенок молчит?»;
«Связь речи и мелкой моторики»;
«Речь воспитателя – основной источник речевого развития детей в детском саду».
2021 – 2022 учебный год:
«Здоровьесберегающие технологии в логопедической работе с детьми» (с презентацией);
«Детские ошибки. Не обращать внимания или поправлять?»;
«Развитие графомоторного навыка у детей»;
«Использование игровых технологий в развитии речи дошкольников».
2022 – 2023 учебный год:
«Современный подход к формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста»;
Практикум для педагогов ДОУ по построению эффективного общения с родителями воспитанников по теме: «Общаться позитивно – что это значит»;
«Влияние подвижных игр на развитие речи дошкольников» (с презентацией).
Считаю, что основу совместной коррекционно-развивающей работы специалистов, педагогов МДОУ и родителей должно составлять разумное, чуткое отношение к состоянию ребёнка, предъявление к его речи согласованных требований, адекватных возрасту и уровню речевого развития.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Взаимодействие в коррекционной работе учителя- логопеда и музыкального руководителя
Речь-это великий дар природы, благодаря которому люди получили широкие возможности общения друг с другом. Однако на появление и становление речи отводится очень мало времени – ранний и дошкольный возр...
Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в процессе реализации раздела «Содержание коррекционной работы основной общеобразовательной программы»
Федеральные государственные требования (ФГТ), утвержденные Министерством образования РФ от 23.11.2009 № 655, учитывают особенности реализации основной общеобразовательной программы...
Взаимодействие в коррекционной работе учителя-логопеда и музыкального руководителя в условиях массового ДОУ
Из личного опыта. Структура логоритмических занятий; задачи реализуемые на логоритмических занятиях....
РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
Формы работы с семьей на различных этапах коррекционного логопедического процесса....
Логоритмика. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя-логопеда в коррекционной работе с детьми, имеющими нарушения речи.
Материал содержит описание: форм взаимодействия музыкального руководителя и учителя-логопеда; целей и задач логоритмики; структуры и содержания ОД....
Взаимодействие специалистов службы сопровождения: учитель-логопед и учитель-дефектолог.
В данной статье отражается специфика и роль взаимосвязи в работе специалистов сопровождения в коррекции детей дошкольного возраста с речевой патологией....
взаимодействие учителя -дефектолога и учителя -логопеда
Успешность воспитания, развития и социальной адаптации детей зависит от правильной слаженной и грамотно организованной работы всех участников психолого-педагогического процесса....