РЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ. РОЛЬ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА.
статья по логопедии на тему

Плачиндо Марина Викторовна

Формы работы с семьей на различных этапах коррекционного логопедического процесса.

Скачать:


Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

Решение проблем построения развивающего взаимодействия с семьей. Роль учителя-логопеда.

Очевидно, что для полноценного речевого развития ребенка в условиях логопедического детского сада требуется участие нескольких сторон: логопеда, воспитателей и родителей. И при выпадении какого-либо звена успешность работы ставится под сомнение.

        Логопед выявляет механизмы речевых нарушений, определяет порядок и приемы работы. Воспитатели речевых групп своевременно отрабатывают задание логопеда, контролируют речь детей в течение дня. А родители должны создать все условия для закрепления детьми речевых навыков.

Практика показывает, что существуют определенные трудности в привлечении родителей к коррекционному процессу и выполнению правильных установок. Часть из них смутно представляет, чем именно занимается логопед и каким образом проводится работа с детьми. Часто семья выступает в роли наблюдателя, а не участника образовательного процесса. Неправильная родительская установка (чрезмерная опека или ее недостаток, предъявление завышенных и заниженных требований к детям и т.д.) усугубляют задержку в речевом развитии детей. Одной из причин является неосведомленность родителей о сути нарушений, о структуре, направлении работы, а также низкий уровень педагогических знаний родителей. Они порой не слышат речевых дефектов, не видят проблем своих детей.

Для того, чтобы родители стали равноправными участниками коррекционного процесса, необходимо использовать все возможные формы работы. И уже на первом этапе общения с родителями логопед должен предпринять все, чтобы сделать семью партнером, так как ее участие в значительной степени определит эффективность коррекции. Во время снятия анамнеза и знакомства с результатами логопедического обследования можно выяснить какая атмосфера царит вокруг ребенка, в курсе ли они речевых проблем, есть ли возможность для помощи ребенку в семье, владеют ли они приемами контроля коррекции нарушений, как поддерживают интерес ребенка к общению, к речевому вниманию. Родители могут рассказать об интересах, характере детей, что в дальнейшем положительно скажется на дальнейшем взаимоотношении с ним. Здесь необходимо познакомить родителей с индивидуальным маршрутом коррекции.

Другой формой работы на этом этапе являются родительские собрания, где родители получают общую информацию об уровнях нарушения и формах работы. Так же родители могут послушать ответы на вопросы других, обменяться опытом.

На индивидуальных консультациях подробно знакомим папу и маму с приемами работы с конкретным нарушением их ребенка с учетом его индивидуальных психических особенностей. На таких консультациях родители лишний раз убеждаются в необходимости отработки заданий дома, постоянного контроля, так как видят,  что дети сталкиваются с большими трудностями и нуждаются в их помощи.

Своевременная информация в «Уголке логопеда», где отражаются текущие темы занятий, рекомендации к прогулкам-экскурсиям выходного дня, правила общения с детьми, помогает родителям всегда быть в курсе изучаемого материала. Сюда же можно отнести и открытые занятия логопеда.

Тесты и анкетирования родителей позволяют им лучше узнать себя, детей, понять, чем они могут им помочь, в чем они ошибаются, объективно оценить уровень своего ребенка.

Жизнь диктует свои правила и для включения родителей в события, проблемы, новинки педагогического процесса можно активно использовать интернет (сайты, электронную почту).    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МОДЕЛЬ ПОСТРОЕНИЯ РАЗВИВАЮЩЕГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГОВ ДЕТСКОГО САДА С РОДИТЕЛЯМИ

В работе представлена авторская модель построения развивающего взаимодействия ДОУ и семьи; предложены пути установления конструктивных, партнёрских взаимоотношений педагогов с родителями....

Взаимодействие семьи и учителя - логопеда

Иногда умственно и психически нормально развивающиеся дети испытывают трудности в овладении речью. Чаще это бывает у ослабленных постоянными болезнями ребят. Такие дети, как правило, нуждаются в допо...

Взаимодействие педагога-психолога и учителя-логопеда в коррекционно-развивающем пространстве ДОУ в рамках реализации ФГОС ДО

Статья посвящена актуальным вопросам взаимодействия педагога-психолога и учителя-логопеда в рамках реализации ФГОС ДО в коррекционно-развивающем пространстве дошкольного образовательного учреждения....

Взаимодействие специалистов службы сопровождения: учитель-логопед и учитель-дефектолог.

В данной статье отражается специфика и роль взаимосвязи в  работе специалистов сопровождения в коррекции детей дошкольного возраста с речевой патологией....

Консультация "Формы взаимодействия семьи и учителя-логопеда в ДОО"

Материал подготовлен для педагогов и родителей детей с ТНР...

Взаимодействие семьи и учителя - логопеда

Овладение ребенком речи успешно идет тогда, когда с ним занимаются не только в дошкольном учреждении, но и в семье....