Материально – техническое и методическое обеспечение деятельности учителя логопеда Грачёвой Е.И.
методическая разработка по логопедии

Грачёва Елена Игоревна

Материально – техническое и методическое обеспечение деятельности учителя логопеда Грачёвой Е.И.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материально – техническое и методическое обеспечение деятельности учителя логопеда Грачёвой Е.И.

Правильно организованная предметно-пространственная развивающая среда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только на занятии, но и в свободной деятельности, стимулирует развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе и способствует всестороннему гармоничному развитию личности. Обстановка, созданная в кабинете учителя-логопеда, должна улучшать эмоциональный фон каждого ребенка, способствовать его эмоциональному благополучию. Эмоциональная насыщенность — одна из важных составляющих развивающей среды. Следует учитывать то, что ребенок скорее и легче запоминает яркое, интересное, необычное. Разнообразие и богатство впечатлений способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию.

В логопедическом кабинете создана коррекционно-развивающая среда с учётом эргономических, педагогических, психологических, санитарно-гигиенических требований.  

Одним из основных условий успешного преодоления речевых дефектов у детей является правильно организованная предметно – развивающая среда в логопедическом кабинете. В начале своего профессионального пути и по сегодняшний день я особое внимание уделяю постоянному насыщению, организации развивающей среды в кабинете.

На основании вышесказанного в кабинете учителя-логопеда имеется множество пособий, каждое из которых выполняет свои функции.

1. Пособия, направленные на развитие всех сторон речи ребенка: фонетической, фонематической, лексико-грамматической, связной речи.

 Имеется оборудование:

• для постановки звуков;

• наборы игрушек и предметных картинок для сопровождения артикуляционной и мимической и пальчиковой гимнастики;

• дыхательные тренажеры, игрушки и пособия, игры для развития дыхания (ветряки, свистки, свистульки, дудочки, воздушные шары, «Мыльные пузыри», сухие листочки, сухие лепестки цветов и т. п.).;

• иллюстративный материал, дидактические и развивающие настольно-печатные, компьютерные игры и презентации для постановки, автоматизации и дифференциации звуков; для развития просодической, слоговой стороны речи, фонематического восприятия;

• картотека артикуляционных упражнений и пальчиковых гимнастик;

• картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп изолированно, в слогах, словах, словосочетаниях, предложениях, потешках, чистоговорках, скороговорках, текстах ;

• игры: словесные, подвижные, дидактические и развивающие настольно-печатные, компьютерные;

• раздаточный материал, дидактические игры по формированию навыков звукового и слогового анализа и синтеза (для определения места звука в слове, кружки, квадраты, разных цветов, слоговые таблицы, карточки со словами и знаками для составления и чтения предложений, игры);

• наборы игрушек и театров для автоматизации звуков в диалогической и монологической речи, детская литература;

• инструментарий для обследования звукопроизношения, фонетико-фонематической системы речи, слоговой структуры слова, лексики, грамматического строя, связной речи;

• предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок для составления рассказов, насыщенные определенными звуками;

• сюжетные картинки и альбомы по разным лексическим темам;

• настольно-печатные игры для совершенствования грамматического строя речи;

• алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений;

• ребусы, кроссворды, изографы;

• аудиозаписи бытовых шумов, «голосов природы», музыки для релаксации, музыкального сопровождения для пальчиковой гимнастики, подвижных игр;

• рабочие тетради для развития звукопроизношения, фонетической, лексико-грамматической стороны речи;

• рабочие тетради для развития связной речи;

2. Пособия и игры для сенсорного развития:

  • подготовила звучащие игрушки (свистки, маракасы, колокольчики, дудочка, бубен, резиновые игрушки–пищалки, мягкие музыкальные игрушки),
  • звучащие игрушки-заместители (маленькие коробочки с различными наполнителями - горохом, фасолью, камушками);
  • записи «голосов природы», бытовых шумов для развития у детей неречевого слуха;
  • карточки с наложенными и «зашумленными» изображениями предметов, игры («Узнай по силуэту», «Что хотел нарисовать художник?», «Найди ошибку художника», «Распутай буквы»);
  • «Пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;
  • сенсорные коврики;
  • пальчиковые театры «Курочка Ряба», «Колобок», «Теремок». «Семеро козлят»;
  • рамки-вкладыши, пирамидки, матрешки;
  • занимательные игрушки для развития тактильных ощущений;
  • «Волшебный мешочек» с мелкими фигурками и игрушками;
  • доска и цветные мелки.

3. Для развития мелкой моторики и развития конструктивного праксиса

  • подготовила  плоскостные изображения предметов и объектов для обводки по лексическим темам, трафареты; пазлы;
  • кубики с картинками с изучаемыми звуками, по лексическим темам;
  • «пальчиковые бассейны» с различными наполнителями;
  • массажные мячики разных цветов и размеров, массажные коврики для пальчиков;
  • игрушки-шнуровки, объемные и плоскостные игрушки-застежки;
  • мозаики; конструктор из кубиков;
  • бусы разных цветов и леска для их нанизывания;
  • занимательные игрушки из разноцветных прищепок.

Активно использую в своей работе инновационные компьютерные технологии (компьютер и проектор) для демонстрации презентаций как созданных самостоятельно, так и заимствованных в интернете при:

  • оснащения ООП (создание презентаций по различным лексическим темам, подготовки и проведения игр с детьми)
  • проведения консультаций для родителей и педагогов

В перспективе ставлю цель освоить использование интерактивной доски на занятиях по исправлению речевых нарушений у воспитанников ДОУ.

В течение учебного года в системе веду документацию по различным направлениям:

  • организационную документацию
  • документацию по взаимодействию с воспитателями
  • документацию по совместной деятельности с детьми
  • документацию по взаимодействию с родителями

Оборудование зоны индивидуальной работы с ребенком

Оборудование зоны групповой работы

  •  настенное зеркало с подсветкой
  • стол и детские стулья
  • набор логопедических зондов.
  • спиртовые салфетки.
  • вата стерильная, ватные диски.
  • одноразовые салфетки (влажные и бумажные).
  • пособия для индивидуальной работы (развитие темпо-ритмической организации речи, речевого дыхания, мелкой моторики и др.).
  • текстовой и наглядный материалы для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова и развитием связной грамматически правильной речи.  
  • материалы для обследования устной речи.
  • детские столы
  • детские стулья
  • переносной мольберт
  • фланелеграф
  • раздаточный материал для индивидуальной работы детей по звуковому анализу, работе над предложением
  • картотека предметных картинок
  • демонстрационный материал различной тематики
  • доска настенная
  • белый мел, цветные мелки
  • доска магнитная, магниты

Зоны работы и документация

В логопедическом кабинете  и игровом пространстве группы созданы необходимые условия, обеспечивающие психологический комфорт и эмоциональное благополучие ребенка. Этому способствует оптимальная оформление рабочего места в соответствии с  возрастом и индивидуальными особенностями детей. При организации предметно–развивающей среды руководствуюсь следующими принципами:

  • принцип научности;
  • наглядности;
  • перспективной направленности;
  • комплексного использования предметов среды;
  • принцип оптимального насыщения;
  • соответствия  санитарно-гигиеническим требованиям;
  • мобильности.

Развивающая предметно-пространственная среда (РППС) кабинета учителя-логопеда соответствует критериям ФГОС ДО и обеспечивает комфортные и безопасные условия для осуществления игровой, познавательной, исследовательской, творческой и двигательной активности детей. Мебель и учебное оборудование подобраны с учѐтом разных антропометрических показателей.

Детская мебель и оборудование легко комбинируются, позволяет трансформировать пространство в зависимости от образовательной ситуации и организационных форм работы (групповой и индивидуальной).

Все элементы РППС(материалы и оборудование) имеют сертификаты качества и отвечают гигиеническим, педагогическим и эстетическим требованиям.

Организация предметно-развивающей среды в группе  приобретает особую значимость в работе по профилактике речевых нарушений, поскольку образовательная деятельность детей в режимных моментах (под руководством педагога или самостоятельная) наиболее продолжительна. Предметно-развивающая среда позволяет обогатить опыт эмоционально-практического взаимодействия ребенка со сверстниками и педагогом, включить в активную познавательно-речевую деятельность всех детей группы.

В состав предметно-развивающей среды входит центр речевого развития, организуемый в группах, который представляет собой специально оборудованное пространство для индивидуальных игр и небольшими группами.

Документация

Организационная:

  • Составлен годовой план на учебный год с учётом планируемых мероприятий с детьми, педагогами и родителями, с учётом годового плана МДОУ.
  • Циклограмма деятельности.
  • Совместно со старшим воспитателем составлено расписание логопедической работы с детьми с учётом занятости детей по всем направлениям педагогического процесса.
  • Составила тематический годовой план логопедической работы с детьми с речевыми нарушениями по основным направлениям коррекционной работы с разработкой конспектов занятий.
  • Совместно со старшим воспитателем составлено тематическое планирование по лексическим темам в соответствии с АОП  для детей с ТНР.

По взаимодействию с  воспитателями:

  • Веду тетради взаимосвязи с воспитателями группы  для индивидуальной работы с детьми по заданию учителя-логопеда: по подготовке к обучению грамоте и по работе с детьми с тяжёлыми нарушениями речи в соответствии с ходом коррекционно-образовательной деятельности.
  • Веду тетради взаимосвязи с воспитателями группы  по тематическому планированию по лексическим темам с методическими рекомендациями по использованию речевых игр для развития речи детей с подборкой наглядного материала
  • Индивидуальные дневники наблюдений за развитием  детей с ОВЗ.

По совместной деятельности с детьми

  • Разработала и веду речевые карты на каждого ребёнка для мониторинга результатов коррекции речевых нарушений с составлением плана индивидуальной работы.
  • Веду журналы учёта проведения логопедических занятий –  подгрупповых и индивидуальных.

По взаимодействию со  специалистами:

  • Подготовка документации для прохождения ПМПК
  • Заполнение характеристик на школьников при выпуске из детского сада

В кабинете за время педагогической деятельности мною была накоплена библиотека специальной литературы по основным разделам логопедической работы:

  • Артикуляционная гимнастика
  • Автоматизация звуков речи
  • Словарь и словообразование. Грамматический строй речи.  
  • Обследование речи.
  • Связная речь
  • Развитие фонематического восприятия и подготовка к обучению грамоте  

 и систематизирован  дидактический материал так же по различным направлениям коррекционно-развивающей работы:

  • Развитие слухового и зрительного внимания, памяти, логического мышления
  • Развитие фонематических процессов
  • Совершенствование функций артикуляционного аппарата
  •  Формирование навыков правильного звукопроизношения
  • Развитие речевого дыхания, голоса
  • Развитие общей и мелкой моторики
  • Подготовка к обучению грамоте
  • Развитие лексико – грамматического строя речи

В связи с этим и с учётом требований ФГОС был разработан ПАСПОРТ кабинета учителя -  логопеда

ПАСПОРТ логопедического кабинета

Основное назначение логопедического кабинета - создание рациональных условий, которые соответствуют ФГОС: развивающая предметно пространственная среда должна быть содержательно - насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

Зоны в логопедическом кабинете:

1. Зона дыхания: содержит материалы для игр и упражнений на развитие речевого дыхания.

2. Артикуляционная зона: большое зеркало, маленькие зеркала, фотоальбомы с артикуляционной гимнастикой, инструментарий для постановки звуков.

 3. Зона фонального восприятия (интонационная): игрушки, музыкальные инструменты, картинки с эмоциями.

4. Зона тембрального восприятия (фонематический слух) — звучащие слова в картинках и предметах, звуки — человечки гласные и согласные, схемы характеристики звуков, картинки — паронимы.

5. Зона обучения грамоте — схемы для разбора слов, предложений, фишки, кассы букв и слогов, магнитная доска, азбука и т.д.

6. Зона грамматики – игры и картинки для развития грамматического строя речи.

7. Зона фразовой речи — кукольный театр, настольный театр, пальчиковый театр, ростовая кукла, маски.

8. Зона общей моторики – игры на развитие общей и мелкой моторики, пособия по пальчиковому и лицевому массажу, видеоматериалы по артикуляционной гимнастике.

 9. Мотивационная зона — символы для оценки и самооценки, предметы для поощрения.

10. Методическая зона — планы, конспекты, библиотека методической литературы и др.

Она представлена довольно вместительным книжным шкафом и содержит следующие разделы:

  1. материалы по обследованию речи детей;
  2. методическая литература по коррекции звукопроизношения;
  3. методическая литература по преодолению  ФН и ФФНР (фонетического и фонетико - фонематического недоразвития речи);
  4. методическая литература по преодолению  ОНР (общего недоразвития речи);
  5. учебно – методическая литература по обучению грамоте;
  6. учебно – методические планы (в папках с файлами);
  7. пособия по дидактическому обеспечению коррекционного процесса (в коробках и конвертах)

11. Информационная зона для педагогов и родителей расположена на планшетах: в коридорчике, в приемной группы, ведущем кабинете и содержит популярные сведения о развитии и коррекции речи детей.

12. Зона индивидуальной коррекции речи. Здесь располагаются большое зеркало; над ним – изображения основных артикуляционных упражнений.

13. Зона подгрупповых занятий. Оборудовано магнитной доской, учебными планшетами, тремя учебными столами, навесной азбукой.

Оборудование логопедического кабинета

Оснащение зоны индивидуальной работы с детьми

1. Набор логопедических зондов — 6 шт.

2. Спиртовые салфетки.

3. Вата стерильная.

4. Пособия для индивидуальной работы.

5. Текстовой материал для автоматизации и дифференциации звуков, работы над слоговой структурой слова.

6. Материалы для обследования устной речи.

7. Светильник для подсветки логопедического зеркала в кабинете длина 65 см -1 шт.

8. Стол логопедический Люкс -1 шт.

9.Футляр для хранения зондов -1 шт.

Оснащение кабинета

Оснащение логопедического кабинета:

1. Настенное зеркало (1.5м — 0.5м) — 1 шт.

2. Детские столы — 2 шт.

3. Детские стулья — 8 шт.

4. Стол для логопеда — 1 шт.

5. Шкафы для пособий — 3 шт.

6. Зеркала для индивидуальной работы — 18 шт.

7. Магнитная доска мини — 1 шт.

8. Лампа дневного освещения над зеркалом – 2 шт.

9. Персональный компьютер – 1 шт.

10. Принтер – 1шт.

11. Картотека имеющихся пособий.

12. Коробки и папки для хранения пособий.

13. Доска одноэлементная настенная - 1 шт.

14. Стулья мягкие - 4 шт.

15. Логопедический массажный мячик-4 шт.

16. Массажер «Чудо - валик» -4 шт.

Документация

Нормативно-правовое обеспечение деятельности учителя-логопеда

  • Положение Конвенции о правах ребёнка.
  • Конституция Российской Федерации
  • Положение о правах и нормах охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.
  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
  2. Федеральный закон "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)". Принят Государственной Думой 2 июня 1999 г. (Постановление ГД ФС РФ от 02.06.1999 №4019-II ГД).
  3. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
  4. Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 25 ноября 2022 г. № 1028 «Об Утверждении Федеральной образовательной программы дошкольного образования»
  5. Приказ Минобразования РФ от 07.12.2000 №3570 "Об утверждении положения  о порядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительного отпуска  сроком до одного года". 
  6. Приказ Министерства образования и науки РФ от 24 марта 2010 г. №209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
  7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 27 марта 2006 г. №69 "Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образования". 
  8. Распоряжение Правительства РФ "Социальные нормы и нормативы" (о наполняемости специальных групп, специальных классов) от 18.07.1996 г. №861
  9. Инструктивное письмо Министерства образования России от 02.07.1998 г. №89/34-16 "О реализации права дошкольных образовательных учреждений на выбор программ и педагогических технологий".
  10. Письмо Минобразования России от 25 августа 1998 г. №05-51-66/98 "О вопросах нормирования и оплаты труда педагогических работников".
  11. Письмо Минобразования РФ от 16.01.2002 №03-51-5 ин/23-03 "Об интегрированном воспитании и обучении детей с отклонениями в развитии в дошкольных образовательных учреждениях". 
  12. Письмо Минобразования РФ от 15 августа 2011 г. №03-515/59 "Разъяснения по применению порядка аттестации педагогических работников государственных и муниципальных образовательных учреждений".
  13. Трудовой кодекс РФ от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 июня 2006 г. №90-ФЗ).
  14. Постановление Правительства РФ от 29.10.2002 №781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия".
  15. Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении, утверждённое постановлением Правительства РФ от 12 сентября 2008 г. №666.
  16. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций".

Внутренняя документация учителя-логопеда

  1. Журнал логопедического обследования речи детей группы.
  2. Табель посещаемости  индивидуальных занятий с детьми.
  3. Индивидуальные карты речевого развития  детей.
  4. Годовой план индивидуальной коррекционной работы по звукопроизношению.
  5. Журнал консультаций для родителей.
  6. Тетради взаимодействия учителя – логопеда с воспитателями групп.
  7. Годовой план работы учителя-логопеда.
  8. Рабочая программа и перспективный план работы учителя логопеда на учебный год.
  9. Циклограмма работы учителя-логопеда.
  10. Расписание индивидуальных и подгрупповых занятий с детьми.
  11. Тетради для домашних заданий воспитанникам.
  12. Годовые отчёты о проделанной работе.
  13. Списки детей, зачисленных на логопедические занятия.
  14. Экраны звукопроизношения.
  15. Паспорт логопедического кабинета.
  16. Рабочий журнал учителя-логопеда
  17. Речевой профиль группы.

 Пособия. Обследование

  1. Обследование звукопроизношения
  2. Обследование понимания речи
  3. Обследование связной речи
  4. Обследование грамматического строя
  5. Состояние словаря
  6. Обследование фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, фонематических представлений
  7. Обследование слоговой структуры слова
  8. Счетный материал
  9. Разрезные картинки из 2 – 4 – 6 частей
  10. Картинки и тексты

Формирование звукопроизношения

  1. Артикуляционные упражнения (карточки)
  2. Профили звуков
  3. Автоматизация звуков в словах, предложениях, текстах. Вводим звуки в речь.
  4. Пособия для работы над речевым дыханием
  5. Предметные картинки на все изучаемые звуки
  6. Альбомы на автоматизацию поставленных звуков
  7. Тексты на автоматизацию поставленных звуков
  8. Логопедическое лото для автоматизации поставленных звуков

Развитие слухового внимания (неречевые звуки)

1. Звучащие игрушки: дудочка, погремушки, колокольчики, игрушки-пищалки.

2. Коробочки с сыпучими наполнителями, издающими различные шумы (горох, фасоль, крупа, мука).

Формирование фонематического восприятия, звукового анализа

  1. Сигнальные кружки на дифференциацию звуков
  2. Предметные картинки на дифференциацию звуков
  3. Тексты на дифференциацию звуков

Грамота

1. Магнитная азбука

2. Схемы для анализа предложений

3. Наборы предметных картинок для деления слов на слоги

4. Касса букв и слогов

5. Рабочие тетради, простые карандаши, ручки для «печатания» букв, слогов, слов, предложений

6. Настенные пособия «Азбука», «Буквы-прописи», «Город звуков».

7. Логопедический букварь

Работа над словарем

  1. Предметные картинки

ягоды

головные уборы

мебель

птицы

растения

обувь

продукты

грибы

одежда

посуда

игрушки

насекомые

профессии

деревья

животные и их детеныши

инструменты

времена года

предметные картинки на подбор антонимов

предметные картинки на подбор синонимов

многозначные слова

множественное число

один – много

словообразование

Грамматический строй речи

  1. Схемы предлогов
  2. Пособия на составление предложений с простыми и сложными предлогами
  3. Пособия на согласование всех частей речи
  4. Деформированные тексты

Развитие связной речи

  1. Серия сюжетных картинок
  2. Сюжетные картинки
  3. Предметные картинки для составления сравнительных и описательных рассказов

Развитие мелкой моторики (личные или изготовленные самостоятельно учителем-логопедом)

1. Бусы

2. Шнуровки

3. Счётные палочки

4. Мозаики

5. Разноцветные прищепки

6. Массажные мячики, мячи-ежи, эспандер, тренажер для массажа пальцев и ладоней рук «Шарики су – джок»

7. Пластилин

8. Трафареты для штриховки (на все лексические темы)

9. Цветные карандаши

Развитие речевого дыхания.

1. Наборы бабочек, снежинок, самолетов, султанчиков, вертушек.

2. Воздушные шары, мыльные пузыри, трубочки, ватные шарики, теннисные мячики, перышки.

3. Игры: «Загони мяч в ворота», «Сдуй снежинку с варежки», «Буря в коробке»

Развитие восприятия (цвет, форма, величина).

1. Парные картинки.

2. Ленты, веревки, шнурки, нитки, карандаши, полоски разной длины.

3. Счетные палочки для выкладывания фигур.

4. Настенные пособия плоскостных и объемных геометрических фигур.

5. Дидактические игры

Развитие ориентировки во времени.

1. Картины-пейзажи разных времен года.

2. Режим дня в картинках: утро, день, вечер, ночь.

3. Набор картинок с изображением различных действий людей (детей) и природных явлений в разные времена года, части суток.

Развитие мышления, зрительного внимания, памяти.

1. Разрезные картинки различной конфигурации (2, 3, 4 и более частей); сборные картинки - пазлы.

2. Разборные игрушки: матрешки, пирамидка.

3. «Чудесный мешочек».

4. «Зашумленные» картинки.

5. Игры: «Исключение четвертого лишнего», «Чего недостает? », «Что не дорисовал художник? », «Чем похожи, чем отличаются? », «Найди фрагменты картинки, изображенные вверху», «Найди одинаковые».

6. Классификаторы для выполнения заданий на классификацию, обобщение.

7. Набор картинок «Нелепицы».

Перечень основной используемой литературы:

Бабина Г.В., Шарипова Н.Ю. Слоговая структура слова: обследование и формирование у детей с недоразвитием речи. Серия: Специальная коррекционная педагогика — М.: Парадигма, 2014.

Баряева Л.Б. Математические представления дошкольников с тяжелыми нарушениями речи: экспериментальное исследование. Монография. – М.: ПАРАДИГМА, 2015.

Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться. — СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.

Белоусова Р.Ю., Егорова А.Н., Калинкина Ю.С.. Парциальная программа духовно-нравственного воспитания детей 5–7 лет «С чистым сердцем» /— М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.

Бережнова О.В., Бойко В.В. Парциальная программа физического развития детей 3-7 лет «МАЛЫШИ-КРЕПЫШИ», издательский дом «Цветной мир», 2016 г.

Бойкова С.В. Занятия с логопедом по развитию связной речи у детей 5−7 лет. — СПб.: КАРО, 2010.

Быховская А.М. Количественный мониторинг общего и речевого развития детей с ОНР / авт.-сост., Н. А. Казова. — СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

Глухов В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М., 2002.

Голубева Г.Г. Преодоление нарушений звукослоговой структуры слова у дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Демидова Н.М. Времена года в картинках и заданиях для развития ума и внимания. — М.: ДРОФА, 2008.

 Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия. Основы теории и практики. Система логопедического воздействия. М. Эксмо 2011.

Калягин В. А., Овчинникова Т. С. Энциклопедия методов психолого-педагогической диагностики лиц с нарушениями речи. — СПб.: КАРО, 2004.

Кичигина О.В. Рабочая программа учителя-логопеда дошкольной образовательной организации. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2015.

Ковалец И.В. Азбука эмоций: Практическое пособие для работы с детьми, имеющими отклонения в психофизическом развитии и эмоциональной сфере. — М.: ВЛАДОС, 2003.

Ковалец И.В. Формирование у дошкольников представлений о времени. Части суток. — М.: ВЛАДОС, 2007.

Колесникова Е.В. От звука к букве. Формирование звуковой аналитико-синтетической активности дошкольников как предпосылки обучения грамоте / - М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. 2019.

Комарова Л.А. «Автоматизация звука Л, Р в игровых упражнениях»,-М.2014г.

Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет. Издание 3-е, переработанное и дополненное в соответствии с ФГОС ДО. - СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018

Кондратьева С.Ю., Лебедева Н.В. Учимся считать вместе (Профилактика дискалькулии у дошкольников). – СПб, 2014.

Кондратьева С.Ю., Рысина И.В. Методика исследования уровня развития счетных навыков у детей старшего дошкольного возраста (выявление предрасположенности к дискалькулии). – СПб, 2015.

Коренева Т. Ф. Парциальная программа «В мире музыкальной драматургии»: музыкально-ритмическая деятельность с детьми дошкольного возраста / Т. Ф. Коренева. — М.: ООО «Русское слово — учебник», 2019.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 3+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 4+ —СПб: Литера, 2012.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 5+ —СПб: Литера, 2013.

Крупенчук О.И. Альбом для развития интеллекта 6+ —СПб: Литера, 2013.

Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2009.

Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. — М.: Просвещение, 2010

Левченко И.Ю., Дубровина Т.И. Дети с общим недоразвитием речи: Развитие памяти. – М.: Национальный книжный центр, 2016.

Логопедия / под ред. Л.С. Волковой. – М.: ВЛАДОС, 2007.

Логопедия. Теория и практика. Под ред .Филичевой Т.Б. М. Эксмо 2017.

Лопатина Л.В. Логопедическая работа по коррекции стертой дизартрии у дошкольников. Монография. – М.: УМЦ «Добрый мир», 2015.

Лопатина Л. В., Ковалева М.В. Логопедическая работа по формированию выразительных средств речи у детей-сирот. – М.: Парадигма, 2013. 

Лопатина Л. В., Позднякова Л. А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2010.

Лыкова И.А. «ЦВЕТНЫЕ ЛАДОШКИ». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2–7 лет в изобразительной деятельности (формирование эстетического отношения к миру). – М.: ИД «Цветной мир», 2019.

Лыкова И.А. Парциальная образовательная программа «Умные пальчики: конструирование в детском саду». Соответствует ФГОС ДО. — М.: ИД «Цветной мир», 2018.

Разработка адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ: Методическое пособие / Под общ. ред. Т. А. Овечкиной, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2015.

Нищева Н. В. Картотеки методических рекомендаций для родителей дошкольников с ОНР — СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

Нищева Н. В. Развитие связной речи детей дошкольного возраста с 2до 7лет. Методические рекомендации.        Конспекты        занятий.        – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО   ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

Нищева Н. В. Развитие фонематических процессов и навыков звукового анализа и синтеза у старших дошкольников. — СПб.: ООО«ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2018.

Нищева Н.В., Гавришева Л.Б., Кириллова Ю.А. «РАСТИ, МАЛЫШ!». Образовательная программа дошкольного образования для детей раннего дошкольного возраста (с 2 до 3 лет) с расстройствами речевого и интеллектуального развития. Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2019.

Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников. 2-7 лет. ФГОС. — СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021

Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. — СПб.: КАРО, 2006.

Овчинникова Т.С. Подвижные игры, физминутки и общеразвивающие упражнения с речью и музыкой в логопедическом детском саду. —СПб.: КАРО, 2006.

Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Под ред. Т. В. Волосовец. — М.: В. Секачев,2007.

Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014

Приходько О. Г. Логопедический массаж при коррекции дизартрических нарушений речи у детей раннего и дошкольного возраста. — СПб, 2008.

Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Под ред. Чиркиной Г.В. М. просвещение 2011.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И. Ю. Левченко, С. Д. Забрамной. — М.: Академия, 2004.

Селиверстов В. И. Речевые игры с детьми. — М.: Педагогика, 2000.

Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б. А. Архипов, Л. И. Белякова и др.; Под ред. Н. М. Назаровой. — М.: Академия, 2000.

Специальная психология / В. И. Лубовский, Е. М. Мастюкова и др.; Под ред. В. И. Лубовского. — М.: Академия, 2004.

Театрализованные игры в коррекционной работе с дошкольниками / Под ред. Л. Б. Баряевой, И. Г. Вечкановой. — СПб.: КАРО, 2009.

Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет.— СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2019.

Филичева Т.Б., Орлова О.С, Туманова Т.В. Основы дошкольной логопедии. М. Эксмо, 2018.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дидактические материалы для обследования и формирования речи детей дошкольного возраста. — М.: ДРОФА, 2009.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Соболева А.В. Методика преодоления недостатков речи у детей дошкольного возраста. М. Изд-во В. Секачев. 2016.

Филичева Т.Б., Туманова Т.В., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. — М.: ДРОФА, 2009.

Хомякова Е. Е. Да — нет: Развитие речи и внимания дошкольников при помощи логопедических карточек. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2021.

Цейтлин С. Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. —М.: ВЛАДОС, 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нормативное, материально- техническое и психологическое обеспечение образовательной программы ДОУ на основе ФГОС

В данной презентации  даются нормативные определения ФГОС, рассказывается о финансовом, мат.-тех. обеспечении, приводятся основные понятия ФГОС, анализируются социально-психологические факт...

Паспорт комплексного методического обеспечения кабинета учителя-логопеда

Помещение кабинета условно поделено на зоны:·         Зона методического, дидактического и игрового сопровождения.·...

Методическая тема учителя-логопеда Грачёвой Е.И.

Методическая тема: «Коррекция речи детей дошкольного возраста средствами игровых технологий»...

Ресурсное обеспечение деятельности учителя-логопеда

Представлен перечень материально-технического, программно-методического и информационного оснащения деятельности учителя-логопеда....