План-конспект НОД. "Звуки [к]- [х]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Журавлева Ольга Александровна

ЦЦель.  Дифференцировать звуки [к]-[х].

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt._zvuki_k-h.docx27.91 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

Тема. Звуки [К] - [Х]. 

Лексическая тема «Дикие животные»

Цель.  Дифференцировать звуки [К]-[Х].

Задачи.

Коррекционно-развивающие.

  • Развивать речевое дыхание.
  • Уточнить артикуляцию звуков [К]-[Х]. Закрепить их правильное произношение.
  • Развивать грамматический строй речи (понятия «предложение», «короткое слово»)
  • Формировать навык деления слов на слоги.
  • Развивать и обогащать активный словарь по теме «Дикие животные».
  • Развивать связную речь.
  • Развивать фонематические процессы.
  • Развивать общую и мелкую моторику.
  • Развивать координацию  речи с движением.

  Коррекционно-воспитательные.

  • Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
  • Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
  • Преодолевать негативизм к занятиям.

Оборудование: картинки крота и хомяка; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов, предложений; буквы; кассы букв; коробочка с предметными картинками: шишка,  тыква, молоко,  капуста, мухомор, морковь, сахар, икра, горох, шахматы, чайник, кубики; коробочка с волшебной палочкой; конверт с письмом.

План занятия.

I   Организационный момент.

1. Психогимнастика. «Хома в норке».        

II   Основная часть.

  1. Упражнение на дыхание.
  2. Сообщение темы занятия. Сравнительная характеристика звуков [х] - [к]. Правило про звуки.
  3. Игра «Потерялся звук».
  4. Слова – паронимы.
  5. Упражнение на развитие общей моторики «Ёжик».
  6. Вопросо – ответная форма.
  7. Понятие «предложение», «короткое слово». Схема предложения «Хома спит в норке».
  8. Гимнастика для глаз.
  9. Составление схемы – слияние слова «Хома». Выкладывание из букв.
  10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Спит зимою бурундук».
  11. Игра «Подарим картинки Хоме и Кузе»

III  Подведение итогов занятия.

Ход занятия.

Этап

Слова и действия логопеда

Слова и действия детей

I

1. Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? День недели? Число? Значит сегодня….

- Ребята, к нам в д/с пришло письмо и посылка. Как вы думаете, откуда они пришли? (на конверте нарисован лес) Правильно, из леса. Давайте же прочитаем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете. У нас в лесу произошла неприятная история. Крот Кузя и Хомяк Хома поссорились: чей звук  важнее?  Помогите нам помирить наших друзей. Вы готовы?».

А теперь мы отправимся в лес. Берём волшебную палочку. Вокруг себя повернись и в хомяка превратись.

2. Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций. Хомяк в норке.

Осень. Хома  выбирает место для норки, роет себе норку, ложится и засыпает.  Зима. Хома спит в норке. Весна. Хома просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно лапки, зевает, потягивается, а затем выходит из норки.

Сегодня…

 - Да

Выполняют действия.

II

1. Упражнение на дыхание  «Нюхаем воздух».

А теперь мы с вами опять превратились в детей и очутились в лесу. Давайте понюхаем, какой в лесу воздух.

И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох и произвольный выдох.

2. Сообщение темы занятия.

- Это Хомяк Хома, а это его друг Крот Кузя. С какого звука начинается  имя Хома? С какого звука начинается имя Кузя?

Артикуляция, сравнительная характеристика звуков [К] - [Х]. Символы, цвет.

- Ребята, давайте сравним эти звуки.

  • Что общего в этих звуках?
  • Чем отличаются эти звуки?

 - Ребята, вспомните правило про звуки.

Звуки мы слышим и произносим.

3. Игра “Потерялся звук”.

Пока ссорились Хома и Кузя некоторые слова потеряли  последний звук, нужно их восстановить:

 Лу…(к),  возду…(х), носо…(к),   вени…(к),   мо…(х), лопу... (х), ма…(к),   ме…(х),   пету…(х),    то... (к),   плато…(к),   сти... (х),

4.  Паронимы (заменить звук [К] на звук [Х]).

-Упрямый  Хома, в словах заменяет звук [К] на звук [Х].

Ему говорят кот, а он отвечает - ход,

Мак-, бак -, кадка -,  мука -, клоп -, качу -, бук -.

- Молодцы, ребята, справились с заданием, но нам нужно идти дальше, а для этого давайте разомнёмся.

5. Упражнение на развитие общей моторики «Ёжик».

По сухой лесной дорожке

Топ, топ, топ – топочут ножки.

Ходит, бродит вдоль дорожек

Весь в иголках серый ёжик.

Ищет ягодки, грибочки

Для сыночка и для дочки.

6.  Сядет тот, кто ответит на вопросы:

  • Какие бывают звуки
  • Какие звуки мы называем гласными?
  • Назовите гласные звуки, которые мы повторили.
  • Какие звуки мы называем согласными?
  • Согласные звуки бывают какие?
  • Каким цветом мы обозначаем гласный звук?
  • Как мы обозначаем согласный твёрдый звук?
  • Как мы обозначаем согласный мягкий звук?
  • Что мы можем составить из звуков?
  • Что мы можем составить из слов?

 - Давайте с вами составим предложение.

7. Понятие «предложение», «короткое слово». Схема предложения.

Послушайте: Кузя, нора, спит, в. 

  • Как вы думаете – это предложение?
  • Почему?  
  • Какое правило, мы знаем про предложение.  

Правило. Слова в предложении дружат друг с другом.

                 Первое слово пишется с большой буквы.

                 Слова пишутся отдельно.

                 В конце предложения ставится точка.

Подружите все слова и составьте предложение правильно.

  • Что делает Кузя?
  • Где спит Кузя?
  • Какое короткое слово вы услышали?
  • Что вы составили?

Выкладывание схемы предложения.

                                                               .

- Ребята, мы составили предложение и Кузе оно понравилось. А чтобы Хома не обиделся, давайте его тоже порадуем и составим схему слияние. Но для начала сделаем зарядку для глаз.

8. Гимнастика для глаз.

- Закрыли глазки.

Тихо, тихо. Лес дремучий.

Солнце спряталось за тучи.

Тихо, тихо. Глазки спят,

И ребята не глядят.

- Наши глазки отдохнули, продолжаем дальше.

9. Составление схемы – слияние слова Хома. Выкладывание из букв.

- Сколько звуков в слове Хома.

- Какой первый звук

- Какой последний звук

- Назови гласные звуки

Правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов.

- Сколько слогов в этом слове?

- «Напишем» в воздухе схему – слияние слова Хома.

- Составление схемы.

- А теперь напечатаем слово Хома, но не забывайте, что Хома – так зовут нашего хомяка, значит это кличка животного.

Правило. Клички животных пишем с большой буквы.

- Наши пальчики устали, давайте их разомнём.                        

10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Спит зимою бурундук».

Спит зимою бурундук,

Ёж колючий и барсук.

Только заиньке не спится -

Убегает от лисицы,

Он мелькает средь кустов,

Напетлял – и был таков.

11. Игра “Подарим картинки Хоме и Кузе”

Детям раздаются предметные картинки.

- Какую картинку будем дарить Хоме, а какую Кузе? Почему?

(шишка,  тыква, молоко,  капуста, мухомор, морковь, сахар, икра, горох, шахматы,  чайник, кубики).

Выполняют упражнение.

[Х] - [К].

Они согласные, глухие, твёрдые.

Обозначаются синим цветом.

Преградой во рту.

Звук [К] – язык в горле стучит, воздух выходит толчками.

Звук [Х] – язык в горле напрягается, но неподвижен, воздух выходит равномерно.

 Лук, воздух, носок, веник,

мох, лопух, мак, мех, петух, ток, платок, стих.

- Мах, бах, хатка, муха, хлоп, хочу, бух.

И.п. стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки.

«Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются,

«срывают ягоды».

-Гласные и согласные

-Если воздушная струя не встречает преграды, то это гласные звуки.

-Если воздушная струя встречает преграду, то это согласные звуки.

-Твердые и мягкие.

-Звонкие и глухие.

- Красным.

- Синим.

- Зелёным.

- Слово.

-Предложение.

- Нет.

- Потому что слова не дружат.

- Кузя спит в норе.

- Кузя спит.

- Кузя спит в норе.

- Предлог «в».

- Предложение.

Закрывают глаза.

- 4 звука.

- Х

- а

- о, а.

- 2

Баюкают кулачок на ладошке,

Растопырили пальцы, сжали в кулачки.

Два пальца, изображают зайца

Бегут пальчиками

Перекрещивают пальцы рук, сжимают  в кулак

Круговое движение сцепленными пальцами, разводят руками.

- Потому что в этом слове есть звук…

III

- Ребята, нам пора возвращаться в д/с. Вам понравилось наше путешествие?

- Как вы думаете, мы помирили  Хому и Кузю? Я думаю, что они больше не будут ссориться. Ведь очень важно уметь дружить.

-Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».

Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...

план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"

Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»

Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....

План-конспект подгрупповой НОД Звук и буква З

Подгрупповое занятие в подготовительной  по закреплению звука З...

План-конспект логопедического занятия: "Звук О. Буква О"

Цель: 1.Закрепить правильное произношение звука “О”ЗадачиУпражнять в образовании существительных родительного падежа со словом “много”.Развитие мелкой моторики.Учить вставлять ...

План - конспект занятия. Автоматизация звука Л.

План - конспект занятия "Автоматизация звука Л в обратных слогах и словах с ними"...

План-конспект родительского собрания "Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте".

План-конспект родительского собранияТема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.Форма проведения: круглый стол....