План-конспект НОД. "Звуки [к]- [х]"
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
ПЛАН-КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ
Тема. Звуки [К] - [Х].
Лексическая тема «Дикие животные»
Цель. Дифференцировать звуки [К]-[Х].
Задачи.
Коррекционно-развивающие.
- Развивать речевое дыхание.
- Уточнить артикуляцию звуков [К]-[Х]. Закрепить их правильное произношение.
- Развивать грамматический строй речи (понятия «предложение», «короткое слово»)
- Формировать навык деления слов на слоги.
- Развивать и обогащать активный словарь по теме «Дикие животные».
- Развивать связную речь.
- Развивать фонематические процессы.
- Развивать общую и мелкую моторику.
- Развивать координацию речи с движением.
Коррекционно-воспитательные.
- Воспитывать умение выполнять задания по инструкции.
- Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
- Преодолевать негативизм к занятиям.
Оборудование: картинки крота и хомяка; наглядный и раздаточный материал для звукового и слогового анализа слов, предложений; буквы; кассы букв; коробочка с предметными картинками: шишка, тыква, молоко, капуста, мухомор, морковь, сахар, икра, горох, шахматы, чайник, кубики; коробочка с волшебной палочкой; конверт с письмом.
План занятия.
I Организационный момент.
1. Психогимнастика. «Хома в норке».
II Основная часть.
- Упражнение на дыхание.
- Сообщение темы занятия. Сравнительная характеристика звуков [х] - [к]. Правило про звуки.
- Игра «Потерялся звук».
- Слова – паронимы.
- Упражнение на развитие общей моторики «Ёжик».
- Вопросо – ответная форма.
- Понятие «предложение», «короткое слово». Схема предложения «Хома спит в норке».
- Гимнастика для глаз.
- Составление схемы – слияние слова «Хома». Выкладывание из букв.
- Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Спит зимою бурундук».
- Игра «Подарим картинки Хоме и Кузе»
III Подведение итогов занятия.
Ход занятия.
Этап | Слова и действия логопеда | Слова и действия детей |
I | 1. Ребята, скажите какое сейчас время года? Какой месяц? День недели? Число? Значит сегодня…. - Ребята, к нам в д/с пришло письмо и посылка. Как вы думаете, откуда они пришли? (на конверте нарисован лес) Правильно, из леса. Давайте же прочитаем письмо: «Здравствуйте, дорогие ребята! Мы узнали, что вы скоро пойдете в школу. Значит, вы уже многое знаете и умеете. У нас в лесу произошла неприятная история. Крот Кузя и Хомяк Хома поссорились: чей звук важнее? Помогите нам помирить наших друзей. Вы готовы?». А теперь мы отправимся в лес. Берём волшебную палочку. Вокруг себя повернись и в хомяка превратись. 2. Психогимнастика. Обыгрывание ситуаций. Хомяк в норке. Осень. Хома выбирает место для норки, роет себе норку, ложится и засыпает. Зима. Хома спит в норке. Весна. Хома просыпается, вертит головой, вытягивает поочередно лапки, зевает, потягивается, а затем выходит из норки. | Сегодня… - Да Выполняют действия. |
II | 1. Упражнение на дыхание «Нюхаем воздух». А теперь мы с вами опять превратились в детей и очутились в лесу. Давайте понюхаем, какой в лесу воздух. И. п. – стоя, ноги врозь, руки опущены вдоль тела. При поворотах головы влево – вправо делается короткий резкий вдох и произвольный выдох. 2. Сообщение темы занятия. - Это Хомяк Хома, а это его друг Крот Кузя. С какого звука начинается имя Хома? С какого звука начинается имя Кузя? Артикуляция, сравнительная характеристика звуков [К] - [Х]. Символы, цвет. - Ребята, давайте сравним эти звуки.
- Ребята, вспомните правило про звуки. Звуки мы слышим и произносим. 3. Игра “Потерялся звук”. Пока ссорились Хома и Кузя некоторые слова потеряли последний звук, нужно их восстановить: Лу…(к), возду…(х), носо…(к), вени…(к), мо…(х), лопу... (х), ма…(к), ме…(х), пету…(х), то... (к), плато…(к), сти... (х), 4. Паронимы (заменить звук [К] на звук [Х]). -Упрямый Хома, в словах заменяет звук [К] на звук [Х]. Ему говорят кот, а он отвечает - ход, Мак-, бак -, кадка -, мука -, клоп -, качу -, бук -. - Молодцы, ребята, справились с заданием, но нам нужно идти дальше, а для этого давайте разомнёмся. 5. Упражнение на развитие общей моторики «Ёжик». По сухой лесной дорожке Топ, топ, топ – топочут ножки. Ходит, бродит вдоль дорожек Весь в иголках серый ёжик. Ищет ягодки, грибочки Для сыночка и для дочки. 6. Сядет тот, кто ответит на вопросы:
- Давайте с вами составим предложение. 7. Понятие «предложение», «короткое слово». Схема предложения. Послушайте: Кузя, нора, спит, в.
Правило. Слова в предложении дружат друг с другом. Первое слово пишется с большой буквы. Слова пишутся отдельно. В конце предложения ставится точка. Подружите все слова и составьте предложение правильно.
Выкладывание схемы предложения. . - Ребята, мы составили предложение и Кузе оно понравилось. А чтобы Хома не обиделся, давайте его тоже порадуем и составим схему слияние. Но для начала сделаем зарядку для глаз. 8. Гимнастика для глаз. - Закрыли глазки. Тихо, тихо. Лес дремучий. Солнце спряталось за тучи. Тихо, тихо. Глазки спят, И ребята не глядят. - Наши глазки отдохнули, продолжаем дальше. 9. Составление схемы – слияние слова Хома. Выкладывание из букв. - Сколько звуков в слове Хома. - Какой первый звук - Какой последний звук - Назови гласные звуки Правило. Сколько в слове гласных, столько и слогов. - Сколько слогов в этом слове? - «Напишем» в воздухе схему – слияние слова Хома. - Составление схемы. - А теперь напечатаем слово Хома, но не забывайте, что Хома – так зовут нашего хомяка, значит это кличка животного. Правило. Клички животных пишем с большой буквы. - Наши пальчики устали, давайте их разомнём. 10. Упражнение на развитие мелкой моторики пальцев рук «Спит зимою бурундук». Спит зимою бурундук, Ёж колючий и барсук. Только заиньке не спится - Убегает от лисицы, Он мелькает средь кустов, Напетлял – и был таков. 11. Игра “Подарим картинки Хоме и Кузе” Детям раздаются предметные картинки. - Какую картинку будем дарить Хоме, а какую Кузе? Почему? (шишка, тыква, молоко, капуста, мухомор, морковь, сахар, икра, горох, шахматы, чайник, кубики). | Выполняют упражнение. [Х] - [К]. Они согласные, глухие, твёрдые. Обозначаются синим цветом. Преградой во рту. Звук [К] – язык в горле стучит, воздух выходит толчками. Звук [Х] – язык в горле напрягается, но неподвижен, воздух выходит равномерно. Лук, воздух, носок, веник, мох, лопух, мак, мех, петух, ток, платок, стих. - Мах, бах, хатка, муха, хлоп, хочу, бух. И.п. стоя, слегка согнувшись. Руки согнуты в локтях перед грудью, кисти рук опущены вниз. Ноги слегка согнуты в коленях. Дети делают частые шажки. «Собирают ягодки» - кончики пальцев соединяются, «срывают ягоды». -Гласные и согласные -Если воздушная струя не встречает преграды, то это гласные звуки. -Если воздушная струя встречает преграду, то это согласные звуки. -Твердые и мягкие. -Звонкие и глухие. - Красным. - Синим. - Зелёным. - Слово. -Предложение. - Нет. - Потому что слова не дружат. - Кузя спит в норе. - Кузя спит. - Кузя спит в норе. - Предлог «в». - Предложение. Закрывают глаза. - 4 звука. - Х - а - о, а. - 2 Баюкают кулачок на ладошке, Растопырили пальцы, сжали в кулачки. Два пальца, изображают зайца Бегут пальчиками Перекрещивают пальцы рук, сжимают в кулак Круговое движение сцепленными пальцами, разводят руками. - Потому что в этом слове есть звук… |
III | - Ребята, нам пора возвращаться в д/с. Вам понравилось наше путешествие? - Как вы думаете, мы помирили Хому и Кузю? Я думаю, что они больше не будут ссориться. Ведь очень важно уметь дружить. | -Да. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План – конспект занятия из "Программы развития фонематических процессов у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР в условиях логопункта ДОУ". Тема «Звук и буква О. Анализ звуко-буквенных рядов АО, ОА, ОУ, УО».
Коррекционно-образовательные задачи:- учить различать тембр голоса;- уточнить артикуляцию звука О;- учить чётко, утрированно произносить звук О, угадывать его по беззвучной артикуляции, выделять его в...
план-конспект занятия Тема: " Звук и буква Л"
Занятие по формированию у детей предпасылок к учебной деятельности, а именно по развитию фонематического восприятия, фонематического анализа и синтеза, произвольного внимания, зрительного восприятия, ...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭОР На тему: «Автоматизация свистящих звуков. Звук «С»»
Индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей старшей группы.Цель занятия: автоматизация звука «С» с помощью игр и игровых упражнений....
План-конспект подгрупповой НОД Звук и буква З
Подгрупповое занятие в подготовительной по закреплению звука З...
План-конспект логопедического занятия: "Звук О. Буква О"
Цель: 1.Закрепить правильное произношение звука “О”ЗадачиУпражнять в образовании существительных родительного падежа со словом “много”.Развитие мелкой моторики.Учить вставлять ...
План - конспект занятия. Автоматизация звука Л.
План - конспект занятия "Автоматизация звука Л в обратных слогах и словах с ними"...
План-конспект родительского собрания "Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте".
План-конспект родительского собранияТема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.Форма проведения: круглый стол....