План-конспект родительского собрания "Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте".
консультация по развитию речи (подготовительная группа)
План-конспект родительского собрания
Тема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.
Форма проведения: круглый стол.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_podgotovitelnaya_gruppa.docx | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
План-конспект родительского собрания
Тема: Звук и буква. Подготовка к обучению грамоте.
Форма проведения: круглый стол.
Место проведения: МБДОУ «Детский сад г. п. Рощино»
Характеристика аудитории: родители детей подготовительной речевой группы.
Цель: Ознакомить и обучить родителей методам и приемам закрепления знаний и умений, полученных детьми на занятиях по коррекции речи.
Задачи:
- помочь родителям вспомнить характеристики звуков русского языка, приемы их определения, познакомить с условными обозначениями звуков, которые применяем на логопедических занятиях;
- познакомить родителей с приемами запоминания образа буквы;
- познакомить родителей с играми для расширения лексического запаса ребенка, играми для развития фонематического слуха, фонематического анализа и синтеза.
Ход собрания:
- Приветствие.
2. Уважаемые родители, поздравляю вас с началом нового учебного года. Этот год будет очень ответственным для наших детей и для нас взрослых. За этот год совместными усилиями мы должны добиться следующего: совершенствовать звукопроизношение детей, лексико-грамматическую сторону речи, связную речь детей, а также будем усиленно готовиться к обучению грамоте и развивать графические навыки.
Работа по формированию правильного звукопроизношения, как и в прошлом году, будет проводиться на индивидуальных занятиях и закрепляться на фронтальных занятиях логопеда и воспитателя, а также дома при помощи взрослых. Убедительная просьба следить за правильным произношением ребенка, в случае ошибки, остановите ребенка, попросите повторить слово, правильно произнести все звуки.
Лексико-грамматический строй речи и связную речь формируем на фронтальных занятиях, которые будут проходить 5 раз в неделю. В течение недели мы изучаем одну лексическую тему, по которой и отрабатываем способы словоизменения и словообразования, учимся составлять простые и сложные предложения, пересказывать тексты и составлять рассказы самостоятельно. Тема недели и рекомендации будут вывешиваться в «Уголке логопеда». Для увеличения словарного запаса ребенка рекомендуем игры: «Я знаю пять названий …», «Кто больше знает».
Игры с родителями
3. Подготовка к обучению грамоте включает:
- знакомство с характеристиками звуков русского языка, их определение;
- развитие фонематических процессов (анализ, синтез слов, фонематические представления);
- знакомство с буквами, соотнесение их со звуками.
Вопросы родителям:
-Какие звуки есть в русском языке? (гласные и согласные)
-Чем отличается гласный звук от согласного? (гласные звуки можно пропеть, прокричать)
- Сколько в русском языке гласных звуков? (6) Какие знаете гласные звуки? (а, о, у, и, ы, э)
-На какие группы делятся согласные звуки? (твердые и мягкие, звонкие и глухие). Приведите примеры. Как определить какой звук?
Родители на доске выполняют звуковой разбор слова ЛИСА про помощи цветных магнитов.
Развитию звукового анализа слов способствуют игры «Слова», «Угадай слово по первому и последнему звукам», «Назови звук после звука», «Назови первый, второй, третий звук»
Игры с родителями
4. Каждую неделю мы будем знакомиться с одной буквой. Буква обозначает звук или 2 звука.
Вопросы родителям:
- Чем отличается буква от звука? (Буквы пишем и видим, а звуки – произносим и слышим)
- Какие звуки обозначает буква Н?(н, нь)
Букву называем как твердый звук!
Чтобы помочь ребенку запомнить образ буквы, рекомендуем выполнять следующие упражнения:
- выкладывать букву из любого доступного материала (спички, палочки, камешки, ракушки, пластилин, проволока);
- находить и подчеркивать (вычеркивать, обводить) букву в текстах (можно воспользоваться статьей в газете, бесплатной рекламой);
- рисовать букву на тыльной стороне ладони, пусть ребенок угадает, какую букву написали Вы, а затем загадает свою букву.
Эти и другие упражнения вы найдете в наших памятках.
Логопед раздает родителям памятки «Как помочь ребенку запомнить буквы?»
Для закрепления навыков звуко-буквенного разбора слов в тетрадках для индивидуальной работы дома ребенок самостоятельно будет разбирать слово, которое мы разбирали на фронтальном занятии.
Родители продолжают звуко-буквенный разбор слова ЛИСА на доске.
На карточках дети прописывают буквы и находят место буквы в слове.
Логопед показывает, как работать с карточками.
Когда ребенок познакомиться со всеми буквами, научиться читать и анализировать слова, актуальны будут игры: «Поле чудес», «Шифровки»
5. С целью профилактики оптической дисграфии, развития графических навыков, а также хорошей ориентировки в пространстве, мы будем использовать такой прием работы «Рисование по клеточкам».
Поступая в первый класс, ребенок должен хорошо ориентироваться в пространстве, четко знать понятия «вверх», «вниз», «вправо», «влево». Рисуя по клеточкам под диктовку, он учится этому, плюс развиваются графические навыки. Особенно интересно обнаружить в конце работы, что получилось изображение какого-то предмета. На данных занятиях ребенок знакомится и закрепляет понятия «диагональ» (линия, идущая от угла к противоположному углу клетки), «вертикально», «горизонтально».
Если у ребенка проблемы с ориентировкой в пространстве, поможет игра «Муха».
Логопед рассказывает, как играть, играет с родителями.
6. Вопросы родителей
Памятка для родителей
Как помочь ребенку запомнить буквы?
Иногда, начиная обучать ребенка грамоте, мы сталкиваемся с такой проблемой: ребенок не может запомнить название буквы, путает ее с другими, при письме может написать ее неверно.
Существуют специальные упражнения, помогающие уменьшить и предотвратить появление ошибок этого типа.
- Найти изучаемую букву среди других букв, написанных одинаково обычным шрифтом.
- Найти различные изображения изучаемой буквы, которые написаны разными шрифтами, среди других букв.
- Предложите ребенку посчитать, сколько букв А (О, З, И, Е……) находятся в маленьком отрывке из газеты.
- Подумай и скажи, на что похожа буква (О – на колесо, Г – на кочергу….)
- Демонстрируйте буквы в разном положении.
- Придумывайте слова, начинающиеся с изучаемой буквы
( на И- Игорь, иволга, иней…)
- Отыскать спрятавшиеся буквы в квадрате, в других геометрических фигурах.
- Узнать буквы, наложенные друг на друга.
- Рассказать, из каких элементов состоит знакомая буква
(Ш – из 4-х палочек…)
- Предложить ребенку с закрытыми глазами ощупать, угадать и назвать объемную букву, сделанную из пластмассы, картона или дерева.
- Определить букву, написанную на спине или на руке малыша.
- Сложить целое изображение из частей и назвать букву, которая при этом получилась(буква или карточка, на которой эта буква написана, разрезана на несколько частей).
- Выбрать правильный вариант буквы из двух букв, один из которых написан зеркально.
14. Рассмотреть знакомую недописанную букву, назвать ее и дописать недостающие элементы.
- Узнать и дописать знакомую букву, которая написана пунктиром; обвести букву по контуру, заштриховать ее определенным образом или закрасить.
- Изготовить знакомую ребенку букву из пластилина, проволоки или бумаги; выложить букву из различных материалов (мозаики, семечек, пуговиц,…).
«Превратить» ее в другую, графически сходную букву (букву С – в букву О, букву Н – в букву П..)
- Написать знакомую букву пальчиком в воздухе, на снегу, палочкой на мокром песке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект ООД по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе логопедической группе на тему "Звук и буква Ш"
План-конспект фронтальной ООД содержит раздаточный материал, задания для закрепления вне занятий для воспитателей с детьми...
рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте: «Волшебный мир звуков и букв».
Рабочая программа: Подготовка детей дошкольного возраста к школе. Подготовка к обучению грамоте "Волшебный мир звуков и букв."...
Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в логопедической старшей группе "Буква для Кузи", на тему "Звук и буква К"
ЗадачиКоррекционно-образовательные:закреплять звук [к];развивать фонематическое восприятиеупражнять в выделении звуков из состава слова;совершенствовать звукобуквенный анализ открытых и закрытых...
План-конспект по подготовке к обучению грамоте по теме: «Звук [С]. Буква С»
План-конспект по подготовке к обучению грамоте...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп( 20.04-24.04)
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
Рекомендация для родителей в формате #сидим дома с пользой# Обучение грамоте"Игры и упражнения по подготовке к обучению грамоте буквы Е, Ё, Я, Ю"для детей подготовительной к школе групп
Цель• 1.Развитие фонематического слуха детей. • 2.Умение находить заданные звуки. • 3.Закрепить знания о йотированных гласных стоящих в начале слова и в середине слов. • 4. Фо...
ПЛАН-КОНСПЕКТ ФРОНТАЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (ТНР) Тема «Звуки [К] – [К’] и буква К » Лексическая тема «Перелётные птицы»
Представлен план-конспект фронтального занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ОВЗ (ТНР), в котором используется пальчиковый театр в рамках изучаемой тем...