Статья "Роль семьи в развитии связной речи у детей "
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Роль семьи в развитии связной речи у детей
Учитель-логопед Карих Э.М.
Связная речь – это умение говорить развёрнутыми предложениями, точно формулировать мысли, выстраивать логически рассуждения. Без этого навыка успешная учёба в школе затруднена.
Развитие речи ребёнка происходит только при живом общении. Телевизор, компьютер в этом не помощники. Связная речь начинает развиваться в период с 3 лет, а наиболее активно её формирование протекает с 5 – 7 лет.
Этапы развития речи у детей
- С первых дней жизни до 1 года
Именно речь взрослого является пусковым механизмом детской любознательности. Ребёнку интересно именно то, что взрослый обратил на него внимание.
Роль семьи
- С рождения разговаривайте с ребёнком, озвучивайте все свои действия и манипуляции с ребёнком (пеленание, кормление, купание, сборы на прогулку).
- Называя предметы, действия улыбайтесь - формируйте положительные эмоции и поощряйте активность ребёнка в познании мира. Говорите с ним как можно больше и с разными интонациями.
- Не сюсюкайте и не коверкайте слова. Каждое слово называйте правильно.
- Играйте со звуковыми игрушками – это способствует развитию слуховой активности и сосредоточенности у детей.
- Активно используйте пальчиковые игры - «Ладушки», «Сорока - белобока», «Здравствуй, пальчик мой» - они прекрасно подходят для развития речи и мелкой моторики.
- От 1 года до 2 лет
Речь становится основным способом общения, постепенно вытесняя жесты и лепет. Ребёнок знает в 2-3 раза больше слов, чем может произнести.
Роль семьи
- Продолжайте общаться и говорить, причём правильно, ведь ваша речь образец для ребёнка.
- Называйте всё, что видите дома, на прогулке, комментируйте свои действия.
- Читайте книги, старайтесь показать то, что вы назвали или прочитали.
- Пойте вместе с ребёнком простые песенки, отстукивая их ритм.
- Читайте ребёнку стихи – русские народные потешки и сказки, в которых одинаковые слова и фразы повторяются несколько раз – «Курочка Ряба», «Репка», «Колобок», пусть ребёнок их повторяет вместе с вами после прочтения.
- Новые слова повторяйте многократно. Быстрее и легче всего дети запоминают и повторяют слова из 1-2 слогов.
- Составьте для ребёнка альбом с фотографиями предметов домашнего обихода, игрушек и одежды хорошо ему знакомых, а также с фотографиями действий его самого (ест, идёт, спит, сидит). Перелистывать альбом можно везде, озвучивая названия предметов и действий, тем самым ускоряя развитие речи ребёнка.
- Учите ребёнка играть в простые сюжетные игры – кормим куклу, строим гараж.
- Продолжайте играть в пальчиковые игры.
- С 2 до 3 лет
Словарный запас ребёнка (то, что он понимает) достигает уже 1000 слов. Ребёнок хочет всё узнать и во всём разобраться сам. В речи есть не только слова, но и фразы. Дети говорят не только об окружающих их предметах и событиях, но и о том, что отсутствует в данный момент перед его глазами. Дети учатся задавать вопросы, сравнивать предметы и явления, делать первые самостоятельные выводы. Они начинают учитывать комментарии взрослого на свою речь и поступки, понимают запрет или похвалу.
Роль семьи
- Разговаривайте и читайте с ребёнком. Не жалейте времени на объяснение того, что он видит или о чём спрашивает.
- На прогулке, показывая животных, птиц, дома, машины, читая книгу, показывая картинки, фото, задавайте ребёнку вопросы: «Кто это?», «Что это?» и помогите ответить правильно: «Это кот», «Это дом».
- Просите ребёнка рассказать, что он видит в данный момент, что делают члены его семьи, что он сам делал на прогулке – это хороший приём для развития связной речи.
- Учите ребёнка отвечать на вопрос: «Где?». Ответы будут содержать простые слова «там», «тут», например: «Где папа?» (он вышел на кухню) – «Папа там». «А мама где?» - «Мама тут».
- Давайте ребёнку поручения из нескольких последовательных действий, например: «Возьми салфетку и вытри рот»… - это нужно для развития слухоречевой памяти и понимания речи.
- Поощряйте ребёнка выражать своё согласие словами «могу» и буду», а несогласие словом «нет».
- Учите ребёнка словам - обобщениям, например: «кошка, собака, корова – это животные; тарелка, вилка, чашка – это посуда…»
- Продолжайте петь песенки, играть с пальчиками, читать книги.
4 . С 3 до 7 лет
Происходят значительные изменения в речевом развитии речи детей: обогащается словарь, совершенствуется речевой слух, грамматический строй речи, связная речь становится логичной, последовательной, что позволяет детям более точно излагать свои мысли, свободно общаться как со взрослыми, так и со сверстниками. В детском саду детей обучают составлять рассказы-описания, рассказы по одной сюжетной картинке, по серии сюжетных картинок, по представлению (из собственной жизни), учат пересказывать тексты, вести диалог друг с другом.
Роль семьи
- На прогулке продолжайте пополнять словарь не только названиями предметов, но и их деталями и частями: «Вот автомобиль. А что у него есть?» - руль, сиденье, дверцы, колёса, мотор… « Что есть у дерева? – корень, ствол, ветки, листья… .
- При рассматривании какого-либо предмета задавайте ребёнку наводящие вопросы: «Какой величины? Какого цвета?, Из чего сделан?, Для чего нужен? Каков на ощупь (на вкус)?» Этот приём помогает при составлении описательных рассказов.
- Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх, например: «Что бывает высоким?» - Дом, дерево, человек». «Что выше – дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Аналогичные игры: «Что бывает широким? Пушистым? Холодным? Тёплым? Твёрдым? Гладким? Круглым?»
- Научиться пересказывать детям помогает «отражённый пересказ», когда взрослый начинает фразу, например: «Жили-были дед да…», а ребёнок заканчивает – «… баба»; снова взрослый: «и была у них…, ребёнок - …курочка Ряба».
- Далее переходите к пересказу по наводящим вопросам. Охотно дети пересказывают сюжеты любимых сказок, мультфильмов, кукольных спектаклей, цирковых представлений, когда их содержание захватывает детей эмоционально. Спрашивайте у детей, что интересного сегодня было?
- В детских журналах часто печатается серия сюжетных картинок. Вырежьте их, перемешайте, попросите ребёнка правильно разложить и рассказать, что получилось.
- Предложите ребёнку стать «ведущим ТВ-шоу», даёте ему в руки «микрофон» и попросите взять интервью у всех членов семьи. Перед интервью подскажите нужные вопросы, например: «Какой у тебя любимый фильм? Что ты любил есть в детстве?»
- «Расскажи мне небылицу» по 2 любым предметным картинкам или игрушкам – этот приём хорошо развивает фантазию и связную речь.
- Перед сном читайте детям книги с уговором, что во сне ими приснится новый конец прочитанной истории, который дети поутру вам расскажут.
- «Расскажи, чем закончилось» - этот приём эффективен при просмотре мультфильмов. Смотрите его вместе, а на самом захватывающем месте «Вспосните» про неотложное дело и ,уходя из комнаты, попросите ребёнка рассказать пропущенное вами. И обязательно потом скажите «спасибо».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект образовательной деятельности по формированию лексико-грамматических средств языка и развитию связной речи для детей с ОНР в старшей группе на тему "Семья"
Для детей первого года обучения в группе ОНР. Материал будет полезен логопедам, воспитателям логопедических групп....
Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смысловое развёрнутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание людей. Св
Консультация на тему: «Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста»Что такое связная речь? Связная речь - смыслов...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...
Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок.(Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок....
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )
Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок ("Технология развития связной речи дошкольников" Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. )...