Подготовка детей к обучению грамоте в контексте ФОП ДО
консультация по обучению грамоте

Пирогова Ольга Александровна

     В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются:

  • Формирование словаря
  • Звуковая культура речи
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь
  • Подготовка детей к обучению грамоте

Именно о подготовке к обучению грамоте детей 3-7 лет мы сегодня поговорим. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_detey_gramote_sayt.pptx222.65 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка детей к обучению грамоте Подготовила: старший воспитатель Пирогова О.А.

Слайд 2

С 1 сентября 2023 года вступил в силу Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 № 1028 «Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования» (ФОП ДО)

Слайд 3

В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности являются: Формирование словаря Звуковая культура речи Грамматический строй речи Связная речь Подготовка детей к обучению грамоте

Слайд 4

Наталия Сергеевна Варенцова Обучение дошкольников грамоте. Пособие для педагогов. Для занятий с детьми 3–7 лет Варенцова Наталия Сергеевна – кандидат педагогических наук; автор научных публикаций, посвященных проблемам овладения основами грамоты в дошкольном возрасте, подготовке детей к школе, развитию умственных способностей и познавательной активности дошкольников, преемственности дошкольного и начального общего образования.

Слайд 5

Предисловие Неумение читать или медленное чтение (побуквенное) является серьезной проблемой при обучении ребенка в школе. Кроме того, семилетнему ребенку труднее овладеть чтением, чем шестилетнему. Но прежде чем начать читать, ребенок должен научиться слышать, из каких звуков состоят слова, проводить звуковой анализ слов (то есть называть по порядку звуки, из которых состоят слова). Оказывается , что детям в возрасте 2–5 лет чрезвычайно интересно заниматься звуковой стороной речи. Этим интересом можно воспользоваться и ввести («погрузить») ребенка в удивительный мир звуков, открыть особую языковую действительность, где начинаются азы фонетики и морфологии русского языка, и таким образом привести к чтению к шести годам, минуя пресловутые «муки слияния» звуков посредством соединения букв («м и а — будет ма »). Дети постигают определенную систему закономерностей родного языка, учатся слышать звуки, различают гласные (ударные и безударные), согласные (твердые и мягкие), сравнивают слова по звучанию, находят сходство и различие, делят слова на слоги, составляют слова из фишек, соответствующих звукам, и др.

Слайд 6

При обучении детей письму мы сознательно ограничиваемся подготовкой руки к письму. В младшем дошкольном возрасте (3–4 года) важным достижением является овладение произвольными движениями рук и пальцев . В старшем дошкольном возрасте (5–6 лет) дети овладевают непосредственно графическими умениями и пишущим инструментом (фломастером, цветным карандашом). Дошкольники обводят по контуру очертания домиков, заборчиков, солнышка, птичек и т.д .; штрихуют, достраивают и конструируют изображения букв. Дети учатся воспроизводить в рабочей строке различные предметные образы, приближенные к конфигурации печатных букв. При обучении детей письму важно не столько научить их отдельным умениям, сколько сформировать у них весь комплекс готовности к письму: сочетание темпа и ритма речи с движениями глаз и руки.

Слайд 7

о т 3 лет до 4 лет В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте являются: формировать умение вслушиваться в звучание слова, знакомить детей с терминами "слово", "звук" в практическом плане. Содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте : педагог формирует у детей умение вслушиваться в звучание слова, закрепляет в речи детей термины "слово", "звук" в практическом плане.

Слайд 8

от 4 лет до 5 лет В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности по п одготовке детей к обучению грамоте являются: продолжать знакомить с терминами "слово", "звук" практически, учить понимать и употреблять эти слова при выполнении упражнений, в речевых играх. Знакомить детей с тем, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и сходно, звуки в слове произносятся в определенной последовательности, могут быть разные по длительности звучания (короткие и длинные). Формировать умения различать на слух твердые и мягкие согласные (без выделения терминов), определять и изолированно произносить первый звук в слове, называть слова с заданным звуком; выделять голосом звук в слове: произносить заданный звук протяжно, громче, четче, чем он произносится обычно, называть изолированно. Содержание образовательной деятельности по п одготовка детей к обучению грамоте: педагог закрепляет у детей умение понимать термины "слово", "звук", использовать их в речи; формирует представления о том, что слова состоят из звуков, могут быть длинными и короткими; формирует умение сравнивать слова по протяженности; помогает детям осваивать начальные умения звукового анализа слов: самостоятельно произносить слова, интонационно подчеркивая в них первый звук; узнавать слова на заданный звук.

Слайд 9

о т 5 лет до 6 лет В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте являются: формировать у детей умение производить анализ слов различной звуковой структуры, выделять словесное ударение и определять его место в структуре слова, качественно характеризовать выделяемые звуки (гласные, твердый согласный, мягкий согласный, ударный гласный, безударный гласный звук), правильно употреблять соответствующие термины. Познакомить детей со словесным составом предложения и звуковым составом слова. Содержание образовательной деятельности по п одготовке детей к обучению грамоте: педагог помогает детям осваивать представления о существовании разных языков, термины "слово", "звук", "буква", "предложение", "гласный звук" и "согласный звук", проводить звуковой анализ слова, делить на слоги двух-, трехслоговые слова; осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов: интонационно выделять звуки в слове, различать гласные и согласные звуки, определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова; составлять предложения по живой модели; определять количество и последовательность слов в предложении. Педагог развивает мелкую моторику кистей рук детей с помощью раскрашивания, штриховки, мелких мозаик.

Слайд 10

от 6 лет до 7 лет В области речевого развития основными задачами образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте являются: упражнять в составлении предложений из 2 - 4 слов, членении простых предложений на слова с указанием их последовательности. Формировать у детей умение делить слова на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги трехсложные слова с открытыми слогами; знакомить детей с буквами; читать слоги, слова, простые предложения из 2 - 3 слов. Содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте: педагог продолжает формировать у детей интерес к языку, осознанное отношение к языковым явлениям, помогает освоить звуковой анализ четырехзвуковых и пятизвуковых слов; закрепляет умение интонационно выделять звуки в слове, определять их последовательность, давать им характеристику, составлять схемы слова, выделять ударный гласный звука в слове; определять количество и последовательность слов в предложении; составлять предложения с заданным количеством слов; ориентироваться на листе, выполнять графические диктанты; штриховку в разных направлениях, обводку; знать названия букв, читать слоги.

Слайд 11

Младшая и Средняя группа: 1 занятие в месяц (т.е. 3 раза «Развитие речи» и 1 раз «Подготовка к обучению грамоте») Старшая и подготовительная группа: 2 занятия в неделю (1 занятие в неделю по «Развитию речи» и 1 занятие в неделю по «Подготовке к обучению грамоте»)

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО

Подготовка детей к обучению грамоте современные подходы в контексте ФГОС ДО...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе с использованием дидактического материала "Уроки грамоты"

Цель: закрепление имеющихся знаний по подготовке детей к обучению грамоте.Задачи:Образовательные:закреплять понятия «звук», «слово», «буква»;совершенствовать умение...

Консультация для родителей "Развитие речи и подготовка детей к обучению грамоте".«Учим грамоте играя!»

Уровень речевого развития, на который выходит ребенок в старшем дошкольном возрасте, вплотную подводит его к серьезному этапу – овладению письменными формами речи (чтением и письмом). Поэтому ст...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.

Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...

Семинар для педагогов«Подготовка детей к обучению грамоте, современные подходы в контексте ФОП ДО»

Подготовка детей к обучению грамоте" Современные подходы в контексте ФОП ДО"...

Конспект занятия по подготовке детей к обучению грамоте в подготовительной группе. Интерактивная технология "Кубик Блума" - адаптированная игра "Грамотеи"

Интерактивные технологии давно и прочно вошли в практику работы дошкольных образовательных учреждений. Их использование в работе со старшими дошкольниками позволило значительно повысить результативнос...

Протокол педагогического совета ДОУ № 3 от 31.01.2024г. "Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФОП дошкольного образования"

Протокол педагогического совета ДОУ № 3 от 31.01.2024г.  "Подготовка детей к обучению грамоте: современные подходы в контексте ФОП дошкольного образования"...