Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа)
Семинар-практикум для педагогов «Подготовка детей к обучению грамоте»
Воспитатель: Поздеева Ю.А.
Цель: Повышение компетентности педагогов в теоретическом вопросе по подготовке детей к обучению грамоте.
Задачи: Активизировать знания педагогов об основных понятиях в области обучения грамоте;
уточнить и систематизировать знания педагогов методики проведения НОД по обучению грамоте.
Участники семинара - практикума : педагоги
Ход семинара – практикума.
Воспитатель: Добрый день, уважаемые педагоги!
Сегодня мы поговорим о том, как учить дошкольника грамоте. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть мы, для того, чтобы обучение в школе не вызывало затруднений у детей.
Работа по ознакомлению детей со звуковой стороной слова должна начинаться еще тогда, когда ребенок приходит в детский сад. С самых младших групп, когда дети приучаются вслушиваться в звучание слова, соотносить слова с предметом, картинкой, различать на слух сходные по звучанию звукосочетания. Начиная с среднего возраста детей приучают интонационно выделять звуки в словах, подбирать слова на заданный звук, постепенно подготавливая их к звуковому анализу. В играх и упражнениях продолжается работа по обогащению и активизации словарного запаса детей, раскрытию богатства и красоты родного языка, развитию их мышления, памяти и воображения.
- Уважаемые коллеги, что такое «грамота»? (ответы)
Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке.
- Что такое обучение грамоте? (ответы)
Обучение грамоте - это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т. е. овладение письменной речью.
В главную задачу дошкольных образовательных учреждений входит подготовка детей к школе, подготовка к обучению грамоте.
Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т. е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т. е. читать.
Процесс обучения грамоте состоит из следующих компонентов:
• Сформированность звуковой стороны речи, т. е. ребенок должен владеть правильным, чётким произношением звуков всех фонематических групп свистящих (с,з,ц, шипящих (ш, ж, африкатов (ч, щ, соноров (л, р);
• Сформированность фонематических процессов, т. е. умение слышать, различать и дифференцировать звуки родного языка;
• Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу, т. е. умение выделять начальный гласный из состава слова; делать анализ гласных звуков; анализ обратных слогов; слышать и выделять первый и последний согласный звук в слове:
Знакомство детей с терминами : "звук", "слог", "слово", "предложение", звуки гласные, согласные, твердые, мягкие, глухие, звонкие. Формировать умение работать со схемой слова, разрезной азбукой и владеть навыками послогового чтения. При этом обучение чтению не является самоцелью. Эта задача решается в широком речевом контексте, дети приобретают
определенную ориентировку в звуковой действительности родного языка, у них закладывается фундамент будущей грамотности.
- Давайте поиграем? Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте.
- речь это? – (всё, что мы говорим, читаем и пишем)
- из чего состоит наша речь? – (из предложений)
- что такое предложения? – (слова, связанные между собой по смыслу)
- из чего состоят слова? – (слова состоят из слогов)
- из чего состоят слоги? – (слоги состоят из звуков)
- формы речи – (устная и письменная)
- какие бывают звуки? – (гласные и согласные)
- чем отличаются звуки от букв? (звуки мы слышим, произносим, а буквы пишем)
В каждом слове слышим звуки.
Звуки эти разные:
Гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать.
В тёмном лесу
Могут звать и аукать
И в колыбельке Алёнку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Гласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя выходит свободно, ей не мешают ни губы, ни зубы, ни язык, поэтому гласные звуки умеют петь. Гласные звуки обозначают красным цветом.
- Вспомните и назовите гласные звуки (А,О,У,И,Ы,Э)
- Согласные звуки – это звуки, при произнесении которых воздушная струя встречает преграду. Свободно выходить ей мешают или губы, или зубы, или язык. Некоторые из них можно тянуть (ССС, (МММ). Согласные звуки бывают твердые и мягкие. Твердые звуки обозначаются синим цветом, мягкие зеленым.
- Давайте немножко поиграем.
Игра «Твердый – мягкий». Я буду показывать букву и цветной кружок (синий и зеленый, если я показываю зеленый кружок, то вы должны придумать слово начинающееся на мягкий звук, если синий,то на твердый.
Игра «Определи место звука в слове»
По схеме определяем нахождение звука в словах кит, кот, мак, торт, шарф, книга.
Игра «Придумай слово к схеме». На экране схемы звукового анализа слов.
(киса, Таня, маки, труба, слоны)
Игра «Новое слово»
- Что такое слоги? (Это части слова). Как можно определить сколько слогов в слове? Слова делим на слоги при помощи хлопков, слова можно прошагать, можно определить с помощью ладони руки под подбородком, сколько раз подбородок коснется руки, столько в слове и слогов. Сколько в слове гласных, столько и слогов.
- А сейчас приглашаю вас в круг. Игра называется «Полслова за вами»
Бросающий громко говорит половину какого- либо слова и бросает мяч, тот кто ловит должен назвать его вторую половину (ма-ма)
Игра «Кому в какой дом» (деление слов на слоги)
На экране изображение домов (одноэтажный, двухэтажный, трехэтажный)- предлагается определить количество слогов в словах, изображенных на картинке и «заселить» эти слова в соответствующие домики.
- Что же такое предложение? Предложение – слова взаимосвязанные между собой по смыслу.
Педагогам предлагается составить предложение по опорной картинке из 3, 4, 5 слов.
Разнообразие игр позволяет нам интересно, увлеченно и занимательно обучаться грамоте
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pozdeeva_obuch_gr.pptx | 1.97 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
РЕЧЬ Предложения Слова Слог Звук
Речь
Звуки речи бывают: гласными твёрдыми согласными мягкими согласными
слышим произносим в идим пишем читаем звуки буквы
«Придумай слово к схеме»
«Новое слово» с о л н
«Новое слово» з и м а
«Слоговое лото» ( по первым слогам) ка че ли
«Слоговое лото» ( по вторым слогам) ми ну та
«Слоговое лото» ( по последним слогам) ма ли на
Деление слов на слоги
«Кому в какой дом»
Предложение
Помните – всё, чему мы научим ребенка, а главное, всё, чему он научится сам, поможет ему быть успешным в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:ü активизировать знания педагогов о звуках и буквах;ü уточнить представления о гласных и согласных зв...
Семинар-практикум для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте.Задачи:активизировать знания педагогов о звуках и буквах;уточнить представления о гласных и согласных звуках (в начале, ...
Семинар-практикум для воспитателей "Подготовка детей к обучению грамоте"
Семинар-практикум поможет воспитателям в обучении дошкольников грамоте, не вступая в противоречия с задачами и методами школьного обучения. Какими знаниями, умениями и навыками должны владеть для того...
Консультация для педагогов "Подготовка детей к обучению грамоте"
Данный матерал содержит информацию о задачах и содержании работы по подготовке детей к обучению грамоте...
Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Подготовка детей к обучению грамоте» в контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.
Цель: уточнить представление педагогов о процессе подготовки к обучению грамоте контексте реализации ФОП ДО и ФАОП ДО.Преемственность дошкольного и начального образования - одна из сложнейших проблем ...
Семинар для педагогов«Подготовка детей к обучению грамоте, современные подходы в контексте ФОП ДО»
Подготовка детей к обучению грамоте" Современные подходы в контексте ФОП ДО"...