Самообразование "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи"
статья по логопедии (подготовительная группа)
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobraz.docx | 41.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад
общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по
художественно – эстетическому развитию детей №2 «Ладушки»
( МБДОУ №2 «Ладушки»)
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА
ВАСИЛЬЕВОЙ Н.А
г.Константиновск
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Васильева Наталья Александровна
2. Образование: среднее профессиональное
3. Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
4. Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-24, 2024-25учебные года.
5. Участники: дети с ОНР
6. Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
7. Задачи:
- изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
- привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
- - подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье 8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы по данной теме.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.
11. Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
Актуальность.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
План работы на: 2023-2024, 2024-2025 учебные года
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь - май | Изучение методической литературы по данной проблеме: - Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. - Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений. - Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. - Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
| Анализ изученных источников. |
Работа с детьми | Сентябрь-Май |
| Диагностика Конспекты. |
Октябрь-Май | Разучивание артикуляционных упражнений | Сказка о Веселом язычке (2023-24) Картотека упражнений (2023-24) | |
Развитие речевого дыхания | Сказка о Ветерке (2023-24) Картотека упражнений (2023-24) | ||
Разучивание пальчиковых игр | Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал». (2023-24) Картотека упражнений (2023-24) | ||
Кинезиологические упражнения | Картотека | ||
Зрительная гимнастика | Изготовление тренажеров | ||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии | Продукты деятельности | ||
Работа с семьёй | Сентябрь 2023 Сентябрь 2024 | -Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» -Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» | Выступления на родительском собрании. Памятки. |
Октябрь 2023 Октябрь 2024 | -Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» -«Игры и упражнения для развития речевого дыхания» | Памятка Папка- передвижка Памятка | |
Январь 2024 Январь 2025 | -Мастер-класс «Кинезиологические упражнения» -Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» | Выступления на родительском собрании | |
Май 2024 Май 2025 | -Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период». -Отчёт о проделанной работе за учебный курс Консультация «Речевая готовность детей к школе» | Выступления на родительском собрании | |
Самореализация | Сентябрь -май | Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. | Оформление папки с материалами по теме самообразования. |
Сентябрь | Составление плана работы | План работы по самообразованию | |
Октябрь 2023 Октябрь 2024 | -Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» -Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». | Выступления на методсовете | |
Ноябрь 2023 Ноябрь 2024 | -Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями» -Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». | Выступление на РМО учителей-логопедов | |
Февраль 2024 Февраль 2025 | -Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности». Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками» | Выступлениена методсовете | |
Март 2024 | Посещение семинара-практикума МБДОУ №2 «Ладушки» «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия» | ||
Май 2024 | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Отчёт. | |
В течение года | Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. | Сертификаты |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...
Статья на тему :" Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушением речи"
Статья на тему здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях...
Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования
Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Материал будет полезен учителям-логопедам...
Теоретическая часть к теме по самообразованию - «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...