Теоретическая часть к теме по самообразованию - «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
материал по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Анисимова

Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teoriya.docx42.99 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №15»

2022-2023 учебный год

Тема: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи».

Содержание:

             Актуальность темы………………………………………………………………….2

  1. Особенности физического и психического развития детей………………………3
  2. Цель и задачи исследования……………………………………………………...…5

III. Здоровьесберегающие технологии, которые используются на логопедических занятиях.

  1. Дыхательная гимнастика………………………………………………………………...6
  2. Артикуляционная гимнастика…………………………………………………………..7
  3. Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)………………………….8
  4. Биоэнергопластика………………………………………………………………………9
  5. Физминутки………………………………………………………………………………9
  6. Гимнастика для глаз……………………………………………………………………10
  7. Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия11
  8. Су-Джок терапия………………………………………………………………………12
  9. Массаж…………………………………………………………………………………..13
  10. Самомассаж……………………………………………………………………………..13
  11. Релаксация………………………………………………………………………………14

IV. Ожидаемые результаты……………………………………………………………...…16

     V. Способ демонстрации результата проделанной работы……………………………...17

         Глоссарий………………………………………………………………………………….18

         Список литературы……………………………………………………………………….19

Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

Актуальность:

 От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей школьного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

  1. Особенности физического и психического развития детей

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений (темп, ритм, тембр -просодика).

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса (зрительная агнозия – характеризуется нарушением определения пространственных признаков /величины, удалённости, направленности, расположение объектов относительно друг друга/);
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления.

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

  1. Цель и задачи исследования

Цель - выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

— изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

— формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ОУ.

  1. Здоровьесберегающие технологии, которые используются на логопедических занятиях.

На логопедических занятиях используются следующие здоровьесберегающие технологии:

  1. Дыхательная гимнастика.

    Дыхательные упражнения играют большую роль в воспитании правильной речи. Они развиваютпродолжительный, равномерный выдох, формируют сильную воздушную струю, тренируютумение экономно расходовать воздух в процессе речи с учетом его добора, тренируютситуативную фразовую речь.

Параллельно с этим логопедом решается и ряд оздоровительных задач, таких как:

- насыщение организма кислородом

- улучшение обменных процессов

- нормализация психо-эмоционального состояния

- повышение иммунитета

Интерес к дыхательным упражнениям поддерживается сочетанием наглядности, игровыхприемов, стихотворных форм, атрибутами. Дыхательная гимнастика в начале занятия,активизирует внимание, снижает излишнюю эмоциональную и двигательную активность,создает положительный эмоциональный фон, обеспечивая плавный переход к коррекционномупроцессу.

Дыхательные упражнения:

«Свеча» Исходное положение – сидя за партой. Представьте, что перед вами стоит большаясвеча. Сделайте глубокий вдох на пальчики, изображающие горящую свечу, и постарайтесьодним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайтеглубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

«Дышим носом» Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, апотом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцемправой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правойруки). Дыхание медленное, глубокое.

«Ныряльщик» Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, приэтом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть –открыть нос и сделать выдох.

«Облако дыхания» Исходное положение – стоя, руки опущены. Делаем медленный вдох черезнос, надуваем животик, руки перед грудью. Медленный выдох через рот, одновременно рисуюкруг симметрично обеими руками. Стараемся распределить воздух на весь круг, повторяем трираза. Теперь нарисуем квадраты и треугольники.

  1. Артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная (логопедическая) гимнастика – это совокупность специальных упражнений,направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности идифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе. При отборематериала надо соблюдать определенную последовательность, идти от простых упражнений кболее сложным. Проводить их надо эмоционально в игровой форме, например, «Сказка оВеселом Язычке», «Храбрый комар».

Выполнение артикуляционных упражнений полезно в любом возрасте, так как четкаяартикуляция – основа хорошей дикции. Цель артикуляционной гимнастики – выработкаполноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата,необходимых для правильного произношения звуков.

Артикуляционная гимнастикаспособствует:

-чёткому произношению звуков речи, что увеличивает скорость чтения, а также его качество(правильность и выразительность);

-снятию эмоционального напряжения, созданию положительного настроя на урок;

-формированию навыков самоконтроля.

  1. Развитие тонкой моторики рук. (Пальчиковая гимнастика)

Мелкая моторика и уровень речевого развития находятся в прямой зависимости друг от друга,

Следовательно, целенаправленная работа по развитию моторики рук, напрямую влияет на

речевое развитие, облегчая ребенку процесс коррекции речевых нарушений. В зависимости отпоставленной цели применяются расслабляющие, статические и динамические упражнения.Что немаловажно, не только на логопедических занятиях, но и в самостоятельной деятельностиэти упражнения, подготавливает руку к письму, помогает снять напряжение особенно после

длительной нагрузки, развивает ручную умелость.

На логопедических занятиях достаточно широкий спектр применения пальчиковых и ручныхигр. Это наиболее удобный вид заданий на этапе автоматизации звукопроизношения,позволяющий разнообразить работу, сделать ее интересной для ребенка, избежать излишнегонапряжения, сохранив интерес к коррекционному процессу.

При работе над просодической стороной речи, диалогической формой связной речи,целесообразно применение небольших пальчиковых игрушек, которые создают положительныйэмоциональный фон, способствуют снятию напряженности на занятии, стимулируют речевуюактивность, внося в занятие элементы театрализованной деятельности.

Многие авторы отмечают взаимозависимость речевой и моторной деятельности,стимулирующую роль тренировки тонких движений пальцев. Для достижения лучшихрезультатов в работе по постановке звуков, чтобы процесс был более занимательным и увлекалдетей, применяем такой метод как биоэнергопластика – это содружественное взаимодействиеруки и языка. По данным Ястребовой А.В. и Лазаренко О.И. движения тела, совместные

движения руки и артикуляционного аппарата, если они пластичны, раскрепощены и свободно помогают активизировать естественное распределение биоэнергии в организме. Это оказываетчрезвычайно благотворное влияние на активизацию интеллектуальной деятельности детей,

развивает координацию движений и мелкую моторику.

  1. Биоэнергопластика.

Применение биоэнергопластики эффективно ускоряет исправление дефектных звуков у детей сосниженными и нарушенными кинестетическими ощущениями, так как работающая ладоньмногократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка. Педагог можетсамостоятельно подобрать движение руки под любое артикуляционное упражнение. Важно не

то, что именно будет делать ребенок, а то, как он это cделает. Необходимо привлечь вниманиекаждого ребенка к одновременности выполнения артикуляционных движений с работой кисти;их ритмичности и четкости. Недопустима малейшая небрежность.

  1. Физминутки.

Обязательно на занятии присутствует физминутка. Основные задачи физминутки – это:

-снять усталость и напряжение;

-внести эмоциональный заряд;

-совершенствовать общую моторику;

-выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью.

Оздоровительные паузы – физминутки, проводятся в игровой форме в середине занятия. Онинаправлены на нормализацию мышечного тонуса, исправление неправильных поз, запоминаниесерии двигательных актов, воспитание быстроты реакции на словесные инструкции. Сочетаниеречи с определёнными движениями даёт ряд преимуществ для детей, посещающих

логопедические занятия.В процессе проведения физкультминуток, во время которых движениясочетаются со словом, естественно и ненавязчиво воспитывается поведение детей, развиваетсямышечная активность, корригируются недостатки речи, активизируется имеющийся словарныйзапас.

  1. Гимнастика для глаз.

Комплекс упражнений направленных на профилактику нарушений зрения, позволяет снятьнапряжение и расслабить мышцы глаз,укрепляет мышцы глаз.

Они также:

-развивают концентрацию внимания;

-обеспечивают межполушарное взаимодействие;

-развивают навыки волевой регуляции и умение управлять движениями;

-улучшает аккомодацию (способность фукусироваться на предметах, находящихся на разном расстоянии).

Такие упражнения как “Бегающие огоньки”, “Солнечные зайчики” и др. во время выполненияписьменных заданий, после длительной зрительной нагрузки являются хорошей паузой дляотдыха, способствуют снижению напряжения на мышцы глаз, развивают зрительное внимание.

В сочетании с заданиями на пространственную ориентировку («Куда приведет дорожка» и т. п.)

способствуют решению еще одной очень важной задачи развитию оптико-пространственныхпредставлений.

  1. Кинезеологические упражнения для развития межполушарного взаимодействия.

Любая психическая функция осуществляется совместной работой двух полушарий, каждая изкоторых вносит в построение психических процессов свой личный вклад. Координация ивзаимодействие полушарий головного мозга является необходимым условием успешностилюбой деятельности. (Б.Г. Ананьев). Данный вид упражнений направлены на формирование и развитие межполушарноговзаимодействия, развитие точности движения пальцев и способность переключения с одногодвижения на другое («Кулак-ребро-ладонь», «Ухо-нос», «Колечко», «Лягушка», «Замок» и др.).Они одинаково хорошо подходят как для работы с детьми-логопатами, так и с детьми без

речевых нарушений, так как решают ряд важнейших задач:

-развитие специализации полушарий головного мозга;

-синхронизация полушарий головного мозга;

-развитие мышления, памяти, внимания;

-развитие способности к произвольному контролю;

-снятие психо-эмоционального напряжения.

Применительно к логопедической работе, этот вид упражнений целесообразно использовать дляактивизации внимания вначале занятия, во время смены деятельности, как и динамическиепаузы или в конце занятия, для снятия напряжения и помощи ребенку в переключении надругой вид деятельности.

Интересно отметить, что человек может мыслить, сидя неподвижно. Однако для закреплениямысли необходимо движение. И.П. Павлов считал, что любая мысль заканчивается движением.Именно поэтому многим людям легче мыслить при повторяющихся физических действиях,например, ходьбе, покачивании ногой, постукивании карандашом по столу и др. Надвигательной активности построены все нейропсихологические коррекционно – развивающие иформирующие программы! Вот почему следует помнить, что неподвижный ребёнок необучается!

  1. Су-Джок терапия. (метод рефлексотерапии, разработанный южнокорейским учёным)

В логопедической работе все большую популярность получают новые лечебно-оздоровительные приемы, которые обладают достаточно высокой эффективностью, безопасны и просты в применении, а также успешно дополняют работу по коррекции речи.По концепции микроакупунктурных систем организма, на коже ушных раковин, ладоней иподошв, представлены все части тела и органы, дисфункция которых приводит к нарушениючувствительности соответствующих зон на коже. Массаж этих зон позволяет «разбудить»заторможенные и затормозить возбужденные биологически активные точки, что заметноотражается на общем состоянии ребенка. Стимуляция высокоактивных акупунктурных точекрасположенных на пальцах рук при помощи различных приспособлений (шарики, массажные

мячики, колючие валики, орехи и др. При стимуляции рецепторов в мышцах возникаютимпульсы, которые достигают коры головного мозга, тонизируют ЦНС в результате чегоповышается регулирующая роль в ЦНС в отношении работы всех систем и органов.

Сочетание таких упражнений как самомассаж, су-джок терапия, с упражнениями по коррекциизвукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяетзначительно повысить эффективность коррекционно-логопедического воздействия, повышаяфизическую и умственную работоспособность.Система воздействия на область ушных раковин, путем легкого массажа (надавливания,растирания, поглаживания) оказывает общеукрепляющее воздействие, улучшаеткровообращение, стимулирует деятельность нервных центров, повышает тонус, активизирует

внимание. Наиболее эффективно использовать эти упражнения в утреннее время, предваряялогопедическое занятие.

  1. Массаж.

Массаж – это метод лечения и профилактики, представляющий собой совокупность приемовмеханического воздействия на различные участки поверхности тела человека. Механическоевоздействие изменяет состояние мышц, создает положительные кинестезии необходимые длянормализации произносительной стороны речи.В комплексной системе коррекционных мероприятий логопедический массаж предваряетартикуляционную, дыхательную и голосовую гимнастику. Правильный подбор массажныхкомплексов способствует нормализации мышечного тонуса органов артикуляции, улучшает ихмоторику, что способствует коррекции произносительной стороны речи.

Массаж показан детям с расстройствами речи. Тем же, которые с наибольшим трудомподдаются коррекции педагогическими методами, эта процедура особенно необходима.

При системном проведении массажа улучшается функция рецепторов проводящих путей,усиливаются рефлекторные связи коры головного мозга с мышцами и сосудами.

Видыразвивающего массажа, используемые в логопедической практике:

- массаж и самомассаж лицевых мышц;

- массаж и самомассаж кистей и пальцев рук;

- плантарный массаж (массаж стоп);

- аурикулярный массаж (массаж ушных раковин);

- массаж язычной мускулатуры.

10. Самомассаж.

Самомассаж – это массаж, выполняемый самим ребёнком, страдающим речевой патологией, этодинамические артикуляционные упражнения, вызывающие эффект, сходный с массажным.

Самомассаж органов артикуляции активизирует кровообращение в области губ и языка. Ребёноксам выполняет приёмы самомассажа, которые показывает ему взрослый.

Целью логопедического самомассажа является стимуляция кинестетических ощущений мышц,участвующих в работе периферического речевого аппарата и нормализация мышечного тонусаданных мышц.

Использование самомассажа широко применимо по нескольким причинам:

- можно проводить не только индивидуально, но и фронтально с группой детей одновременно

-можно использовать многократно в течение дня, включая его в различные режимные моментыв условиях ОУ

-можно использовать без специального медицинского образования.

11. Релаксация.

Релаксация – специальный метод, появившийся за рубежом в 30-40-х гг. ХХ века, направлен наснятие мышечного и нервного напряжения с помощью специально подобранных техник.

Релаксация - произвольное или непроизвольное состояние покоя, расслабленности, связанное сполным или частичным мышечным расслаблением. Возникает вследствие снятия напряжения,после сильных переживаний или физических усилий. Бывает непроизвольной (расслабленностьпри отходе ко сну) и произвольной, вызываемой путем принятия спокойной позы,представления состояний, обычно соответствующих покою, расслабления мышц, вовлеченных вразличные виды активности.

Комплекс упражнений на релаксацию используется для обучения детей управлениюсобственным мышечным тонусом, приёмам расслабления различных групп мышц. Налогопедических занятиях можно использовать релаксационные упражнения по ходу занятия,если у детей возникло двигательное напряжение или беспокойство. Упражнения проводятся под

музыку. Умение расслабиться помогает одним детям снять напряжение, другим –сконцентрировать внимание, снять возбуждение, расслабить мышцы,

что необходимо для исправления речи.

«Снеговик» Представьте, что каждый из вас только что слепленный снеговик. Тело твердое, какзамерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце, и снеговик начал таять. Сначала “тает” иповисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т. д. В конце упражненияребенок мягко опускается на пол и изображает лужицу воды. Необходимо расслабиться. Пригрелосолнышко, вода в лужице стала испаряться и превратилась в легкое облачко. Дует ветер и гонитоблачко по небу.

«Дерево» Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить ихруками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево.

Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затемнапрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.

«Тряпичная кукла и солдат» Исходное положение – стоя. Полностью выпрямитесь и вытянитесь

в струнку как солдат. Застыньте в этой позе, как будто вы одеревенели, и не двигайтесь. Теперьнаклонитесь вперед и расставьте руки, чтобы они болтались как тряпки. Станьте такими жемягкими и подвижными, как тряпичная кукла. Слегка согните колени и почувствуйте, как вашикости становятся мягкими, а суставы подвижными. Теперь снова покажите солдата, вытянутогов струнку и абсолютно прямого и негнущегося, как будто вырезанного из дерева. Детипопеременно бывают то солдатом, то куклой, до тех пор, пока вы не почувствуете, что они ужевполне расслабились.

«Сорви яблоки» Исходное положение – стоя. Представьте себе, что перед каждым из вас растетяблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достатьих не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь

правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперьсрывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле.Теперь медленно выдохните. Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесныхяблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвитеодно яблоко. Затем подними как можно выше левую руку, и сорвите другое яблоко, которое тамвисит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед тобой корзину ивыдохните. Теперь вы знаете, что вас нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобысобирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывайте их вкорзину.

Все вышеперечисленные приемыздоровьесберегающих технологий, проводятся ежедневно, либо меняются втечение всей недели, что очень благоприятно влияет на развитие обучающихся с нарушениями речи.

IV. Ожидаемые результаты:

- повышению обучаемости, улучшению внимание, восприятие;

-дети учатся видеть, слышать, рассуждать;

- коррекции поведения;

- преодолению психологических трудностей;

- снятию эмоционального напряжения и тревожности;

Таким образом, можно сделать вывод, что использование здоровьесберегающих технологий вкоррекционной работе на логопедических занятиях с детьми даёт положительные результаты:

- снижение уровня заболеваемости;

- повышение работоспособности, выносливости;

- развитие психических процессов;

- улучшение зрения;

- формирование двигательных умений и навыков, правильной осанки;

- развитие общей и мелкой моторики,

- повышение речевой активности;

- увеличение уровня социальной адаптации.

V. Способ демонстрации результата проделанной работы:

  1. Мастер-классы для педагогов.
  2. Открытые занятия с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Отчет о проделанной работе.
  4. Выступление по обмену опытом работы на МО.
  5. Представление администрации аналитического отчета с анализом, выводами и рекомендациями для других специалистов и учителей

Глоссарий:

Артикуляционная гимнастика – комплекс упражнений для выработки правильных положений и движений артикуляционных органов (губ, языка, мягкого нёба, щек, нижней челюсти).

Биоэнергопластика —  это  соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти рук.

Дыхательной гимнастикой называют систему упражнений, которая включает перемежающиеся с задержками дыхания вдохи и выдохи определенной скорости, интенсивности, длительности. Ее цель – укрепить дыхательные органы, насытить клетки организма кислородом, не допустить заболеваний, возникающих из-за гипоксии.

Здоровьесберегающие технологии - это специально организованное взаимодействие детей и педагога; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

Кинезиологические упражнения – это комплекс движений позволяющих активизировать межполушарное воздействие.

Логопедический массаж – это техника прямого воздействия пальцами или специальными приспособлениями (зондами, шпателями, насадками) на мышцы участвующие в работе артикуляционного аппарата (лица, головы, шеи, языка, щек, губ, нёба). Его цель – нормализация мышечного тонуса.

Пальчиковая гимнастика – это уникальный способ развития малыша. Она представляет собой своеобразный массаж и гимнастику для пальцев рук и ног. Движения обычно сопровождаются короткими веселыми стихами, и дети с удовольствием их повторяют.

Релаксация (от лат. relaxation – ослабление, расслабление) – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения.

Су-Джок терапия является разновидностью корпоральной рефлексотерапии и представляет собой совокупность лечебных приемов, используемых для воздействия на биологически активные точки (точки акупунктуры).

Список литературы:

-  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.

- Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
-  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.
http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s

  1. http://planetadetstva.net
  2. http://dohcolonoc.ru 
  3. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html
  4. http://podsnezhniksad.ucoz.com
  5. http://www.logolife.ru/logopedy  
  6. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/
  7. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Самообразование "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи"

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...