Психологический тренинг «Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье».
учебно-методический материал по логопедии (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_e_word.docx | 17.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Психологический тренинг «Развитие позитивных установок в общении с ребенком как основа воспитания в семье».
Автор-составитель: Данилюк Е.М., учитель-логопед
МБДОУ детского сада 58 г.Иркутск.
Цель: укрепление позитивных установок родителей в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: актуализировать основные проблемы в воспитании детей в семье - подвести родителей к анализу своих ошибок в воспитании детей.
Организация тренингового занятия:
- родителям предлагается разместиться по желанию для работы в двух группах (“круглые столы”);
- руководителем одной группы назначается логопед, руководителем другой группы и всего тренинга - психолог;
- родителям предлагаются следующие правила работы:
- активное участие в разговоре каждого родителя;
- искренность в общении;
- уважение мнения каждого родителя.
Оборудование:
- мягкие игрушки на “круглых столах” (2 штуки) - помогают передавать друг другу слово;
- бумага, маркеры - для записи мыслей в работе в группе;
- карточки – бэйджики с именами родителей - помогут обращаться друг к другу по имени;
- бланки “самооценка родительских установок и реакций” - для каждого родителя.
Содержание занятия:
ЛОГОПЕД: напоминает родителям, что только в совместной работе педагогов и родителей можно достичь желаемых положительных результатов коррекции; что сегодняшнее занятие поможет создать в группе комфортный психологический микроклимат, который так важен для коррекционно-развивающего процесса в группе детей с ТНР; знакомит родителей с основными задачами занятия, правилами работы в группах, получает одобрение и эмоциональную поддержку родителей к началу тренинга.
Дети – это счастье! Дети - это радость!
Дети, как деревья, сами не растут.
Им нужна забота, ласка, понимание…
Дети – это время! Дети – это ТРУД!
I упражнение: “мини-презентация себя”
Каждой группе родителей предлагается поближе познакомиться друг с другом, передавая игрушку по кругу, рассказать о себе:
- назвать свое имя;
- несколько слов о себе (о своих сильных сторонах, достоинствах, жизненных принципах).
ПСИХОЛОГ: :благодарит родителей за интересное знакомство, которое произошло в группах родителей, и предлагает следующее упражнение, которое поможет выявить общее среди родителей каждой группы.
II упражнение: “мини-презентация группы”
Каждой группе предлагается 5-7 минут для обсуждения и выявления общих целей и проблем всех родителей в группе, т.е. родители подходят в обсуждении к “детской теме”, группой создается лозунг или девиз группы, который представляет один выбранный родитель.
Психолог благодарит группы за работу и предлагает следующее упражнение, которое помогает логически перейти к проблемам каждого ребенка в классе.
III упражнение: “мой ребенок”
Каждому родителю предлагается высказаться по кругу (передавая игрушку) и закончить предложение: “я точно знаю, что мой ребенок…”.
ПСИХОЛОГ: благодарит родителей за добрые, теплые слова, высказанные о детях, которые подтверждают то, что каждый ребенок “безусловно” принят и любим в своей семье.
Но, тем не менее, в высказываниях родителей прозвучали разные взгляды на воспитание в семье, и следующее задание поможет выявить “родительские установки”.
IV упражнение: “самооценка родительских установок и реакций”
Каждому родителю предлагается проанализировать и заполнить бланк по следующим параметрам:
- оберегание ребенка от трудностей;
- зависимость ребенка от матери;
- равенство родителей и ребенка в решении семейных проблем;
- товарищеские, партнерские отношения с ребенком;
- поощрение активности и самостоятельности ребенка;
- подавление воли ребенка;
- влияние супружеских конфликтов на ребенка;
- строгость родителей;
- раздражительность родителей.
После заполнения бланков “самооценка родительских установок и реакций” в группах предлагается обсудить, какие параметры были самыми сложными в заполнении.
Таким образом, родителей подходят к выявлению двух основных проблем:
- Каким должно быть общение с ребенком в семье.
- Степень участия родителей в решении проблем ребенка.
Психолог предлагает поработать по этим двум проблемам в группах и выявить в обсуждении, что самое главное в семейном общении и в решении проблем.
V упражнение: “вместе найдем выход”
Одной группе предлагается работа по первой проблеме, другой - по второй.
Результатом работы в группах должно стать составление тезисов решения проблемы.
ПСИХОЛОГг выслушивает основные положения каждой группы по проблемам и подводит родителей к осознанию основных ошибок в воспитании детей, которые выявили сами родители, и пониманию эффективной родительской помощи детям, которая должна быть в каждой семье.
VI упражнение: “идеальная семья”
Каждой группе предлагается построить “идеальную” шкалу родительских установок, которые должны быть в семье.
ПСИХОЛОГ: обобщает полученный результат работы групп, отмечая, что взгляды родителей изменились к окончанию занятия.
VII упражнение: “обратная связь”
Группам предлагается проанализировать результат работы на занятии и выявить, что изменилось во взглядах родителей на воспитание детей, дать оценку такой форме работы.
ПСИХОЛОГ: получив обратную связь от родителей, подводит итог общей работы и благодарит всех частников занятия.
Решают работать в тесном сотрудничестве педагогов и родителей под девизом:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Психологический тренинг «Развитие толерантности педагогов»
Цели:- осознание педагогами своей индивидуальности;- познакомить с понятием “толерантность”;- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;- помочь педагогам научиться ува...
Консультация для родителей "Основы воспитания в семье. Рекомендации по коррекции детско - родительских отношений".
Влияние родителей на развитие ребенка очень велеко. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками...
Методические рекомендации для родителей по музыкальному развитию ребенка Тема: «Музыкальное воспитание в семье»
Цель: формировать у родителей заинтересованность в музыкальном воспитании своих детей. Педагогическое просвещение родителей....
Психологический тренинг: «Развитие творческого воображения воспитателей»
Творчество обладает волшебной изменчивостью: сейчас у него один облик, через миг – другой. Оно как ослепительное видение, которое является всем, но которое трудно описать: все расходятся в предс...
Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы в коллек...
Традиционно-культурные ценности как основа воспитания в семье
Семья- это самые близкие, дорогие нам люди, любящие нас и заботящиеся о нас. Это они радуются нашим победам и огорчаются из-за неудач. Их внимание и забота помогают нам в трудную минуту.Поэтому основн...