Консультация для родителей "Основы воспитания в семье. Рекомендации по коррекции детско - родительских отношений".
консультация по теме
Влияние родителей на развитие ребенка очень велеко. Дети растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правила, нарушение детско-родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Консультация для родителей | 29.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей.
Основы воспитания в семье.
Рекомендации по коррекции детско–родительских отношений.
В настоящее время наблюдаются изменения не только социально–экономического плана, но и изменения, происходящие в укладе семьи. В психологии традиционны исследования, посвященные изучению внутрисемейных отношений.
Влияние родителей на развитие ребенка очень велико. Дети, растущие в атмосфере любви и понимания, имеют меньше проблем, связанных со здоровьем, трудностями с обучением в школе, общением со сверстниками, и наоборот, как правило, нарушение детско–родительских отношений ведет к формированию различных психологических проблем и комплексов.
Для маленького ребёнка семья – это целый мир, в котором он живёт, действует, делает открытия, учится любить, ненавидеть, радоваться, сочувствовать. Будучи её членом, ребёнок вступает в определённые отношения с родителями, которые могут оказывать на него как положительное, так и негативное влияние. Вследствие этого ребёнок растёт либо доброжелательным, открытым, общительным, либо тревожным, грубым, лицемерным, лживым.
Казалось бы, никто не вправе посягать на традиционную роль родителей в воспитании своих детей, в выборе форм и методов родительских воспитательных воздействий. Однако многочисленные факты того, что дети стали жертвами или оказались перед угрозой смерти от рук собственных родителей становятся последнее время обычными и не могут не вселять тревогу.
Сущность и основы воспитания в семье.
Семья – это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Т. А. Куликова рассматривает семью как малую социально–психологическую группу, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Исследователь считает, что семья – это специфический социальный институт, в котором определяются интересы общества, членов семьи в целом и каждого из них в отдельности.
В истории родительства все более явной становится тенденция возрастания значения института семьи. Прежде ответственность за воспитание ребенка возлагалась на общество, в то время как индивидуальное родительство охватывало лишь относительно непродолжительный период детства ребенка до начала вступления его в трудовую деятельность или начала выполнения им социальных функций, но с изменением задач социализации ребенка в рамках семейного воспитания на каждой из возрастных стадий его развития претерпевают изменения также конкретные формы и средства воспитательных воздействий, характер отношений ребенка с родителями.
Главными задачами семьи являются формирование первой социальной потребности ребенка – потребности в социальном контакте, базового доверия к миру и привязанности в младенчестве: формирование предметно–орудийной компетентности в раннем возрасте и социальной компетентности в дошкольном, сотрудничество и поддержка в освоении системы научных понятий и осуществлении самостоятельной учебной деятельности в младшем школьном возрасте; создание условий для развития автономии и самосознания в подростковом и юношеском возрасте. Эмоциональная насыщенность и эмоционально–позитивный характер межличностных отношений, устойчивость, длительность и стабильность взаимодействия с партнером, совместная деятельность и сотрудничество со взрослым как образцом компетентности, социальная поддержка и инициирование к самостоятельной деятельности делают семью уникальной структурой, обеспечивающей наиболее благоприятные условия для личностного и интеллектуального развития ребенка.
В каждой семье объективно складывается определенная, далеко не всегда осознанная ею система воспитания. Здесь имеется в виду и понимание целей воспитания, и формулировка его задач, и более или менее целенаправленное применение методов и приемов воспитания, учет того, что можно и чего нельзя допустить в отношении ребенка.
Родители, разумеется, могут и должны предъявлять требования к своему ребенку, исходя из целей воспитания, норм морали, конкретных ситуаций, в которых необходимо принимать педагогически и нравственно оправданные решения. Однако те из них, которые предпочитают всем видам воздействия приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности.
Опека в семье – это система отношений, при которых родители, обеспечивая своим трудом удовлетворение всех потребностей ребенка, ограждают его от каких–либо забот, усилий и трудностей, принимая их на себя. Вопрос об активном формировании личности отходит на второй план. В центре воспитательных воздействий оказывается другая проблема – удовлетворение потребностей ребенка и ограждение его - то трудностей. Родители, по сути, блокируют процесс серьезной подготовки их детей к столкновению с реальностью за порогом родного дома. Именно эти дети оказываются более неприспособленными к жизни в коллективе.
Рекомендации по коррекции детско-родительских отношений.
Особенностях восприятия, эмоциональных переживаниях, мотивации; приобретение навыков анализа причин поведения ребенка исходя из позиции самого ребенка.
Занятие 1. «Все мы чем-то похожи»
Цель. Развитие взаимодействия между членами группы, умения почувствовать друг друга, осознание своих индивидуальных качеств.
Занятие 2. «Почувствуй себя любимым»
Цель. Укрепление уверенности родителей и детей в том, что они любимы, желанны; активизация сил, развитие навыков и умений выражать свои чувства.
Занятие 3. «Путь доверия»
Цель. Формирование чувства близости между родителями и детьми, умения сопереживать, понимать чувства другого, доверять друг другу.
Занятие 4. «Агрессия и гнев»
Цель. Работа с агрессией и гневом; осознание этих состояний, отработка навыков конструктивного общения, самоконтроля, адекватных способов выражения агрессии и гнева; проигрывание различных эмоций и состояний.
Занятие 5. «Душевная погода»
Цель. Раскрепощение живой души, снятие страхов, преодоление неуверенности в себе; повышение самооценки, принятие себя, установление доверия к миру и окружению, душевного равновесия.
Занятие 6. «Жизнь Земли»
Цель. Формирование позитивной установки на отношение к окружающему миру; расширение представлений о мире; развитие наблюдательности, навыков невербального общения, эмоциональной экспрессии.
В заключении хотелось бы отметить, что как показывает специальная литература, интерес исследователей к проблемам семьи не ослабевает. В практической работе психологи также часто сталкиваются с теми или иными проблемами семьи, в том числе с проблемами нарушенных взаимоотношений между родителем и ребенком, а также проблемы собственно супружеских взаимоотношений.
Особая роль в развитии эмоциональной сферы ребенка традиционно отводится фактору взаимодействия родителя и ребенка. Родительский стиль общения, особенно его эмоциональный компонент, оказывает решающее влияние на развитие личности ребенка. В психологии выработаны представления об оптимальной родительской позиции: принятие ребенка, теплое отношение к нему и на этой основе - выстраивание своих воспитательных воздействий.
Список использованной литературы
1. Алешина, Ю.Е. Удовлетворенность браком и межличностное восприятие в супружеских парах с различным стажем совместной жизни / Ю.Е. Алешина. Вестник МГУ. Серия 14. Психология, №2,2003,
2. Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как показатель межличностных отношений супругов / Алешина Ю.Е. А// Вестник М.У. Сер. 14. Психология. -№ 2, 2005. С. 44-53.
3. Алешина Ю.Е., Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии / Ю.Е. Алешина, Гозман Л.Я., Д Е.М.убовская. М.: МГУ, 2004.
4. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы:/ Алешина Ю.Е Вестник МГУ. Серия 14. Психология - №2, 2004. С.60-66
5. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской совместимости./ Волкова А.Н. Вопросы психологии - №2, 2000. С.36-44
6.Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методические приемы диагностики супружеских отношений. Волкова А.Н., / Вопросы психологии - №5 2002. С.54-57
7. Гозман Л.Я. Процессы межличностного восприятия в семье // Гозман Л.Я. Межличностное восприятие в группе. М.: МГУ, 2005.
8. Голод С. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. / Голод С. Л. "Наука", 2006.
9 .Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи. / Гурко Т.А. Социологические исследования - №2,2004. С.88-93.
10.Дмитренко А.К. Социально-психологические факторы стабильности брака в первые годы супружеской жизни: / Дмитренко А.К. Дисс. канд. психол. наук. - Киев, 2000.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Направления работы по коррекции детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей раннего возраста с нарушениями зрения
В представленной работе описаны этапы и формы работы педагога-психолога с семьей, воспитывающей ребенка раннего возраста с ОВЗ....
Роль педагога в коррекции детско – родительских отношений
Семья начинается с детей.Герцен А. И....
Коррекция детско-родительских отношений взаимоотношений через двигательную деятельность
Клуб "Успешные родители" готов порадовать вас очередной темой для беседы с родителями.Цель: Приобрести собственный целостный чувственный опыт тактильного взаимодействия с ребенком через коррекцию эмоц...
Коррекция детско-родительских отношений средствами сказкотерапии и психодрамы
Теоретические аспекты детско-родительских отношений.Типы семейного воспитания в современных научных иследованиях.Типы нарушений взаимодействия в семье и особенности коррекционной работы с каждым из эт...
"Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений". Рекомендации для воспитателей.
Каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены вопросами воспитания детей. Детско-родительские отношения имеют для психологического здоровья детей первостепенное значение....
Презентация Коррекция детско - родительских отношений
Презентация Коррекция детско - родительских отношений...