Психологический тренинг «Развитие толерантности педагогов»
методическая разработка по теме
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
trening_tolerantnosti_dlya_pedagogov.doc | 143.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «РЯБИНУШКА»
Тренинг по теме:
«Развитие толерантности педагогов»
Подготовила
педагог-психолог
Артамонова Р.Ф.
Цели:
- осознание педагогами своей индивидуальности;
- познакомить с понятием “толерантность”;
- показать, что толерантность к себе и толерантность к другим взаимосвязаны;
- помочь педагогам научиться уважать и принимать себя.
Задачи:
- создание комфортного психологического климата в группе;
- способствование педагогам в самопознании и приобретении опыта позитивного общения;
Оборудование: мяч, фломастеры, бумага, шкатулка, зеркало, визитные карточки, булавки
ХОД ЗАНЯТИЯ
Никто не может любить другого,
если до этого не полюбил себя…
Эразм Роттердамский
- Знакомство
1. Упражнение “Смысл имени”.
Всем участникам группы необходимо сделать визитные карточки со своим тренинговым именем. Каждый вправе взять себе любое имя, которым он хочет, чтобы его называли в группе: свое настоящее, игровое, имя литературного героя, имя-образ.
Одновременно с оформлением визиток участникам нужно подумать над заданием: назвать качество, характерное для вас, которое начинается с первой буквы вашего имени. (Например, Лариса – ласковая). Затем, когда визитки готовы, всем по очереди предлагается назвать свое имя.
Главная идея этого упражнения — дать возможность при первом знакомстве подчеркнуть свою индивидуальность.
2. Упражнение “Аплодисменты”.
- Предлагаю Вам принять участие в практическом занятии на тему “Развитие толерантности педагогов”.
Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать занятие с упражнения “Аплодисменты”. Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой руки. Прислушайтесь к этим тихим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя – аплодисменты стали ярче, четырьмя, а теперь поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, я почувствовала вашу энергию, поддержку, а это порой так необходимо в нашей жизни.
- Основная часть
3. “Мои положительные черты”.
- Напишите свои положительные черты.
- Трудно ли было написать эти черты? Почему?
- Теперь ещё раз прочтите то, что написано на вашем листке. Все ли эти положительные качества видят в вас другие? Главная задача каждого – подтверждать своим поведением и делами всё то положительное, что вы у себя отметили.
- Что вы чувствовали когда выполняли это упражнение?
4. “Отражение в воде”.
Один человек будет тот, кто стоит на берегу, а другой - тем, кто живёт в речке. Станьте друг против друга и внимательно выполняйте мои команды:
- человек скорчил страшную рожицу;
- человек замахнулся палкой;
- человек приветливо улыбнулся тому, кто живёт в речке.
- Что вы чувствовали, когда ваш партнёр скорчил вам рожу (замахнулся на вас, улыбнулся вам)?
- Что вам было приятнее делать: корчить рожу, замахиваться палкой, улыбаться?
- Как вы думаете, все ли из вас правильно выполняли мои задания, ведь в реке всё отражается так же, как в зеркале?
- Наша злая рожица может испугать не только другого человека, но и нас самих; замахиваясь на другого палкой, мы замахиваемся на себя, улыбаясь другому, мы улыбаемся сами себе.
5. “Волшебное озеро”.
Для упражнения понадобится шкатулка, в которую заранее кладётся небольшое зеркало. Все участники садятся в круг и закрывают глаза.
- Сейчас вы будете передавать друг другу шкатулку. Тот, кто получает эту шкатулку, должен открыть глаза и заглянуть внутрь. Там, в маленьком “волшебном” озере, вы увидите самого уникального и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему.
- Как вы понимаете значение слова “уникальный”?
- Кто же самый уникальный и неповторимый человек на свете?
- Как ответил вам этот человек на вашу улыбку?
- Как же мы должны относиться к уникальной и неповторимой личности?
6. Знакомство с понятием “толерантность”.
- Мы выяснили, что каждый человек – это уникальная и неповторимая личность, одна-единственная в своём роде. Поэтому мы должны бережно, с любовью и уважением относиться к себе и окружающим, дорожить своей жизнью и жизнью каждого человека, принимать себя и других такими, какие мы есть, то есть относиться к себе и другим с терпимостью. Сходным по значению со словом “терпимость” является слово “толерантность”.
- А что, по-вашему, означает слово “толерантность”?
- Толерантность – терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению.
- Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах: в английском языке толерантность – “готовность и способность без протеста воспринимать личность или вещь”, во французском – “уважение свободы другого”, в китайском – быть толерантным значит “позволять, допускать, проявлять великодушие в отношении других”, в арабском - “прощение, снисхождение”, в персидском – “терпение, выносливость, готовность к примирению”.
7. “Я люблю тебя…”.
- Толерантность к другим возможна только при наличии толерантного отношения к себе. Сейчас каждый из вас попробует признаться в любви… самому себе. Это нелёгкая задача.
- Вы должны сказать “Я люблю тебя...”, назвать своё имя и объяснить, почему вы себя любите.
(Например, Я люблю тебя, Лариса, за то, что ты много внимания уделяешь своим детям). Эти слова нужно произнести так, чтобы вашему признанию в любви к самому себе все поверили.
- Помните, что задание это достаточно сложное и требует большого уважения к себе и другим.
- Легко ли вам было признаться в любви к самому себе?
- Что вы при этом чувствовали?
8. “Похвали себя и других”.
Участники делятся на пары.
- Если мы не научимся находить в себе положительные качества характера, говорить о них окружающим нас людям, мы ничего положительного не увидим и в другом человеке. Поэтому сейчас каждый должен сказать своему партнёру, что вам в нём нравится. Партнёр, выслушав вас, должен сказать: “А кроме того, я…” - и продолжить говорить комплименты в свой адрес. Например “Вера, ты очень добрый человек, мне нравится, что ты всегда помогаешь другим в беде”. Вера продолжает: “А кроме того, я настойчивая”. Затем Вера должна похвалить меня.
- Что вы чувствовали, когда говорили комплименты другим участникам?
- Легко ли было хвалить себя?
- Итог тренинга
9. “Я заслуживаю…”.
- Завершая наше занятие, я хочу предложить вам последнее упражнение, вернее, игру – “Я заслуживаю...”.
- Счастье редко дается человеку “большим куском”. В течение дня бывают такие кусочки, но мы их не замечаем. Учиться замечать их просто необходимо. Это помогает видеть хорошее не только в себе, но и в окружающих, в том числе и в учениках, которые вас часто огорчают. Сейчас подумайте и продолжите фразу “Я заслуживаю...”, вспомните все то хорошее, что у вас произошло сегодня, и проговорите это про себя. Например: “Я заслуживаю вовремя пришедшего автобуса”, “Я заслуживаю того, что Алексей выполнил домашнее задание”, и т.п.
- Дома каждый вечер перед сном вспоминайте не менее двадцати хороших событий дня, начиная фразой: “Я заслуживаю...” Поверьте – это изменит ваше отношение к себе и окружающим. Я желаю себе и другим…”.
Мяч передаётся по кругу. Участник, который держит в руке мяч, говорит добрые пожелания себе и другим, затем передаёт мяч соседу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Социально-психологический тренинг "Развитие коммуникативных умений у педагогов в общении с родителями"
Развитие коммуникативной компетентности педагога в общении с родителями....
Психологический тренинг «Эффективное взаимодействие педагогов и родителей»
Тренинг предназначен для педагогов детского сада...
Психологический тренинг: «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ «ВЫГОРАНИЕ» ПЕДАГОГА И ЕГО ПРОФИЛАКТИКА».
В ходе тренинга участники познакомятся с понятием профессиональное «выгорание», особенностями проявления признаков выгорания, выделением источников неудовлетворения профессиональной деятельностью....
Психологический тренинг «Профессиональное «выгорание» педагога и его профилактика»
Цель: Сохранение психического здоровья педагогов в образовательной среде.Задачи: 1.Знакомство с понятием профессиональное “выгорание”, с его характеристиками.2.Создание условий способствующих про...
психологический тренинг "Эмоциональное выгорание педагогов"
2 ноября в городе Палех прошел юбилейный X региональный фестиваль педагогических идей «Вдохновение». В нем участвовали педагоги, воспитатели, руководители образователь...
Психологический тренинг "Развитие творческих способностей педагогов"
Цель: снятие психоэмоционального напряжения, развитие творческих способностей, формирование целей на будущий год.Задачи:создать благоприятные условия для продуктивной работы в коллек...
Психологический тренинг для молодых педагогов
Сегодня образование воспринимается большинством людей как приоритетное направление общественного развития. Появилась потребность в профессиональных педагогах. Работодатели заинтересованы в таких педаг...