Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Развитие внимания и памяти при формировании лексико-грамматических категорий у дошкольников с ОНР.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Лексическая тема "Зима. Приметы зимы" | 20.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Методическая разработка НОД с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
Воспитатель Шавкунова И.В., ГБДОУ д/с №33
Тема: Зима. Приметы зимы.
Цель: Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
- Закрепление представлений и зиме и её приметах;
- активизация, уточнение и расширение словаря;
- совершенствование лексико-грамматического строя речи: согласование существительных с числительными 2 и 5; образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- учить подбирать слова-признаки;
- совершенствовать навык построения разных типов предложения (с использованием союза «а»);
- совершенствовать навык деления слова на части.
Коррекционно-развивающие:
- Развитие внимания и памяти: умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать координацию речи с движением;
Воспитательные:
- Воспитывать навык сотрудничества, взаимопомощи;
- воспитывать любовь и уважение к родному языку;
- воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Оборудование: Изображение саней, карточки с загадками, конверты с заданиями, изображение зимнего дерева и птиц на нем, презентация «Загадки о зиме»
Предварительная работа : наблюдение за сезонными изменениями в природе, разучивание текста для динамической паузы, работа над загадками.
Программное содержание:
Методы: словесный, наглядный.
Приёмы:
Формы и виды работы: игровая и коммуникативная.
Планируемые результаты:
- дети усвоили необходимые знания о зиме;
- дети умеют согласовывать существительные с числительными 2 и 5;
- дети умеют образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
- дети умеют строить предложения с союзом «а».
Ход занятия.
Организационный момент.
Мы с вами не так давно были на экскурсии в каком городе? (Наукоград )
И знаем, что там много интересных улиц и площадей.
Тогда вы пожелали еще побывать на экскурсии.
Сегодня мы это и сделаем. Поедем на экскурсию в чудесный зимний город.
Беседа о времени года Зиме.
Ребята, какое сейчас время года? (Зима).
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сейчас?(О Зиме)
Знаете ли вы приметы Матушки-Зимы?
Зиму-Зимушку встречай и скорее отвечай!
- День какой? (Короткий)
- А ночь какая? (Длинная)
- Что всегда зимой бывает? (Снег)
- Кто на ветках не поёт? (Птицы)
- Почему же снег идёт? (Мороз)
- И у деревьев голый вид (Облетели листья)
- До весны в лесу кто спит? (Медведь, ёж, барсук)
- Чем покрылась река? (Льдом)
- И какие облака ? (Снежные, тяжелые)
- Как люди одеваются? (В теплую одежду)
- Как дети развлекаются? (Санки, коньки, лыжи…)
Всё знаете. Молодцы!
Можем смело отправляться на экскурсию.
Поедем в санях . (На доске рисунок саней)
Путешествие «Снежный путь»
Потеплее оденьтесь. (Дети перечисляют зимнюю одежду)
Приобретайте билеты на экскурсию. Стоимость билета – одно «зимнее» слово.
Садитесь поудобнее. Мы отправляемся в поездку.
Основная часть.
Вот и первая улица в нашей экскурсии. Называется она «Загадочная».
Интересно, почему она называется так?
Для нас здесь и конверт. Заглянем в него. В нем загадки.
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила.
(зима)
Дел у меня немало — я белым одеялом
Всю землю укрываю, в лёд реки убираю,
Белю поля, дома, а зовут меня …
(зима)
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник,
Он узоры на окне.
(мороз)
Кто знает верную примету,
Высоко солнце, значит лето.
А если холод, вьюга, тьма
И солнце низко, то ….
Зима
У нас под самой крышей Белый гвоздь растет,
Но как солнышко взойдет,
Гвоздь растает, упадет.
(Сосулька)
Растет она вниз головою,
Не летом растет, а зимою.
Но солнце ее припечет,
Заплачет она и умрет.
(Сосулька)
Снег катали и месили,
Человека мы слепили,
Вместо глаз — два уголька,
Там, где нос, — морковка,
А в руках — метелка,
Кто он, наш Егорка?
(Снеговик)
Улица «Ласковая» следующая в нашем путешествии.
Как вы думаете, почему она так называется? (Нужно сказать ласковое слово)
Вот и опять для нас конверт.
Здесь нам дают задание назвать слова ласково.
Я буду называть слово, а вы будете говорить мне о нём ласково.
Снег – снежок.
Мороз – …
Ветер – …
Холод – …
Зима – …
Сосулька – …
Горка – …
Санки – …
Вот и следующая улица .
Улица «Зимняя Красивая»
Посмотрим, что же мы должны сделать на этой улице?
Д/игра «Назови как можно больше красивых слов»
Дети отвечают на вопрос: какой, какая, какое?
Снег какой? (Белый, серебристый, блестящий, сверкающий…)
День какой? (Солнечный, снежный, морозный, ветреный…)
Погода какая ? (Пасмурная, холодная , снежная…)
Ветер какой? (Сильный, холодный…)
А теперь мы пришли на улицу «Внимательная».
Вот для вас картинки.
Посмотрите на них внимательно. Найдите отличия.
(Дети рассматривают картинки, находят отличия и отвечают.
Н-р: На этой картинке у снеговика есть нос-морковка, а на этой нет.)
( как вариант. На снежинках с обратной стороны картинки. Дети выбирают понравившуюся снежинку, на обратной стороне которой рисунки с отличиями)
А вот Снеговик приглашает нас свернуть на небольшую улицу.
И называется она «Улица Снеговика»
Снеговик хочет, чтобы мы поговорили о нём.
Д/Игра «Закончи предложение»
Мы решили слепить … (снеговика).
Приделали нос-морковку нашему … (снеговику).
Мы играли со …(снеговиком).
Мы показали соседям нашего …(снеговика).
Мы рассказали друзьям о …(снеговике).
Нам пора подвигаться, чтобы не замёрзли.
Динамическая пауза (Координация речи с движением)
«Снеговик»
Лепим мы снеговика
Из пушистого снежка.
Вот какой он первый ком!
Вот какой большущий он.
Ком второй чуть-чуть поменьше,
Третий – это голова,
Шляпа будет из ведра,
Нос – морковка,
А глаза – два веселых огонька.
Вот какой веселый он;
Он смеется до ушей,
Веселит он малышей.
Еще немного подвигаемся
Д/Игра «Спрячь слоги в ладошки»
Буду я сейчас водить.
Слова вслух произносить.
Слово нужно повторить
И на части разделить!
Слова для игры: Зима, метелица, снег, сосулька, лёд, снеговик.
Продолжаем нашу экскурсию.
Улица «Памятная».
Посмотрите на таблицу. Нам предлагают вспомнить стихотворение, которое мы учили.
Дети по мнемотаблице вспоминают и произносят стихотворение.
Дни его всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц тот пройдёт,
Мы встречаем Новый год! (Декабрь)
«Улица «Зимняя Буквенная».
Как понять название этой улицы?
Вот мешочек лежит для нас. В нем что-то есть.
Опускайте руку в мешочек и определяйте, что попало вам в руку. ( В мешочке объемные буквы).
Но название «Зимняя Буквенная» говорит о том, что нужно придумать «зимнее» слово на эту букву и составить с ним предложение.
(Дети определяют букву вслепую. Называют «зимнее» слово на эту букву.
Составляют с ним предложение)
Улица «Счётная»
Вот так улица. Что же нам здесь нужно сделать? (Что-то сосчитать).
(На доске изображение зимнего дерева. На дереве сидят птицы, на которых изображены цифры от 1 до5. Дети должны взять птицу и сказать «На дереве сидят три синички.
На дереве сидит один воробей…)
Заключительная часть.
Вот и подошла к концу наша экскурсия по этому чудесному зимнему городу.
Нам пора возвращаться домой.
- На каких улицах нам удалось побывать сегодня?
- Какая улица была самой интересной?
- Расскажете дома о нашей экскурсии?
- В какую игру хотели бы поиграть дома?
- На память об этой экскурсии я дарю вам раскраски.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка непосредственно-образовательной деятельности "Весенние приметы"
Данная непосредсвенно-образовательная деятельность помогает сформировать у детей конкетные представления о марте, как месяце пробуждения природы. Развивает умение замечать нарастающие изменения в нежи...
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"
Методическая разработка НОД по лексической теме "Времена года. Зима. Приметы зимы"...
Методическая разработка "Перспективное планирование лексических тем в работе воспитателя логопедической группы".
В группе для детей с общим недоразвитием речи вся работа воспитателя осуществляется в рамках лексических тем. Предлагаем один из вариантов планирования лексической работы....
Методическая разработка. НОД по лексической теме "Новый год" для детей подготовительного возраста.
Материал, подобранный мной, будет актуален логопедам и воспитателям подготовительных групп. Позволит разнообразить работу, заинтересовать детей, развивать в детях любознательность, активность и рассуд...
Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы"
Материал будет интересен учителям-логопедам, воспитателям и родителям....
Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. "
Методическая разработка НОД по лексической теме "Зима. "...
Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"
Методическая разработка. Конспект открытого занятия. Речевая группа. "Зима. Зимующие птицы"...