Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе игра-квест «В поисках сокровищ Зимушки-зимы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе игра-квест "В поисках сокровищ Зимушки-зимы".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_nod_kvest_igra_zimushka_zima.docx | 29.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное подразделение
«Дошкольные группы»
Конспект организованной образовательной деятельности
по речевому развитию в старшей логопедической группе
игра-квест «В поисках сокровищ Зимушки-зимы»
Автор: Маямсина Е. В., учитель-логопед
г. Пермь
2023 г.
Базовый вид деятельности: Речевое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое».
Цель: Создание условий для развития связной, грамматически правильной речи.
Задачи:
Обучающие:
- Уточнить, обобщить и систематизировать накопленные детьми представления о зиме.
- Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».
- Формировать грамматический строй речи.
Развивающие:
- Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
- Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук, мимическую мускулатуру, правильное ритмичное дыхание.
- Развивать слуховое внимание и фонематический слух.
Воспитательные:
#1042;оспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.
#1060;ормировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.
3. Воспитывать инициативность.
Предварительная работа: беседы, наблюдения в природе, рассматривание тематических альбомов и чтение художественной литературы по теме «Зима», просмотр м/фильмов и презентаций, разучивание стихов, загадок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация.
Методические приёмы:
- наглядные: презентация, карточки для игры;
- словесные: вопросы, загадки, речевые упражнения, стихи;
- практические: дидактические игры и упражнения.
Демонстрационный материал: аудиозапись звуков природы, музыка П. И. Чайковского «Времена года», фонограммы песен «Русская зима», «Три белых коня», «Зима – холода», видеоролик «Зимняя сказка», мультимедийная презентация «Зимушка-зима».
Материалы и оборудование: мультимедийная система, снежинки из бумаги, карточки с изображением снеговиков (для игры «Найди отличия»), жетоны в виде снежков, сундучок со сладкими призами.
Ход мероприятия:
Зал оформлен в зимней тематике. Под песню «Русская зима» дети входят в зал и встают в круг.
- Вводная часть
Психогимнастика «Доброе утро!»
Воспитатель:
- «Доброе утро!» - солнцу и птицам.
- «Доброе утро!» - улыбчивым лицам.
- Ребята, улыбнитесь друг другу (дети с улыбкой приветствуют друг друга).
- Организационный момент
Воспитатель: Ребята, я получила послание от Зимы, в котором она приглашает нас в увлекательное путешествие за сокровищами, спрятанными в сундучке. Вы готовы к трудностям?
Дети: Да!
Воспитатель: Вот наш план, который поможет разыскать заветный сундучок (показывает детям карту-план путешествия).
- В путь-дорогу мы идем
И сокровища найдем!
- Основная часть
Станция «Снежинка»
Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки. Как только отгадаете, правильный ответ появится на экране.
Что за звёздочки такие
На пальто и на платке —
Все сквозные, вырезные,
А возьмёшь — вода в руке? (снежинка)
По тропинкам, по дорожкам
Кто идет на снежных ножках?
Кто способен на уловки,
Носик у него морковка?
По весне растает вмиг -
Это белый... (снеговик)
Прозрачен, как стекло,
Да не вставишь его в окно (лёд)
Запорошила дорожки,
Разукрасила окошки.
Радость детям подарила
И на санках прокатила (зима)
Воспитатель: Вы скажите-ка, друзья, а какая же зима?
Дети: холодная, морозная, снежная, суровая, долгая, красивая, сказочная.
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем и скажем, что мы знаем о зиме? (ответы детей)
Звучит отрывок из песни «Три белых коня».
Воспитатель: Сколько зимних месяцев в году? Как они называются?
Дети: В году три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.
Дидактическая игра «До – между - за»
Цель: Формирование понятий о временных отношениях.
Вопросы:
- Какой месяц до января? (декабрь)
- Какой месяц после декабря? (январь)
- Какой месяц до февраля? (январь)
- Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
- Какой месяц после января? (февраль)
Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы хотите увидеть красоту зимних полей, лугов, рек, городов?
Дети: Да, очень хотим!
На экране демонстрируется видеоролик «Зимняя сказка».
Воспитатель: А что является самым главным признаком зимы?
Дети: Снег.
Воспитатель: Откуда же берется снег? Знаете? Он падает из тучи, это замерзший дождь. Капельки дождя, приближаясь к поверхности земли, замерзают и превращаются в снежинки. Все снежинки имеют шесть лучиков, но при этом они непохожи друг на друга. Каждая снежинка имеет свой неповторимый узор. Сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад.
Дыхательная гимнастика «Снегопад»:
Цель: развитие речевого дыхания путем формирования плавного длительного выдоха воздушной струи.
Упражнение выполняется стоя. Дети держат на ладошке снежинки, вырезанные из бумаги, делают глубокий вдох через нос и дуют на снежинки (выдох через рот). Струя длинная и холодная, щеки при выдохе не надуваются.
С неба падают зимою
И кружатся над землёю
Лёгкие пушинки,
Белые снежинки.
Упражнение повторить 3 раза, при этом с каждым разом выдох удлиняется.
Воспитатель: Молодцы! Вот вам следующее задание.
Игра «Хлопни в ладоши»
Цель: развитие слухового внимания и понимания речи.
Воспитатель: Давайте присядем в кружочек и поиграем в игру «Зимние слова». Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши.
Слова: снежинка, Новый год, санки, дождь, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, подснежник, Дед Мороз, листопад, лето, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи.
Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.
Ребята, а вы знаете, почему скрипит снег? Такой звук появляется оттого, что в морозную погоду лучики снежинок ломаются.
А что же происходит со снегом, когда наступает оттепель? Каким он становится?
Дети: липким, мокрым.
Воспитатель: Правильно. А как можно позабавиться во время оттепели?
Дети: Поиграть в снежки, слепить снеговика.
Воспитатель: Все верно. Приглашаю вас продолжить путешествие.
- В путь-дорогу мы идем
И сокровища найдем!
Станция «Снеговичок»
Музыкальная физкультминутка «Лепим мы снеговика»
Под веселую музыку дети выполняют движения по смыслу стихотворения:
Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)
Веселит он малышей. (улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет. (бег на месте).
Игра «Найди различия у снеговиков»
Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.
Ход игры: детям раздают карточки, на которых изображены снеговики. Игроку необходимо найти отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Различия могут быть даже в незначительных деталях, так что необходимо очень тщательно изучать рисунки.
Упражнение «Снеговик»
Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения.
-Мы решили слепить … (снеговика)
-мы приделали нос-морковку …(снеговику)
-Мы показали соседям нашего …(снеговика)
-Мы долго играли со…(снеговиком)
-Мы рассказали друзьям о…(снеговике)
Воспитатель: Ребята, а что еще можно слепить из снега?
Дети: Снежки, снежную крепость, снежные фигуры.
Воспитатель: Мы снова отправляемся в путь.
- В путь-дорогу мы идем
И сокровища найдем!
Станция «Морозная»
Игра «Договори словечко»
Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.
Воспитатель: Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»:
#1058;ихо, тихо, как во сне
Падает на землю…. (снег)
#1057; неба все скользят пушинки
серебристые…..(снежинки)
3. На поселок, на лесок
Все снижается…. (снежок)
4. Вот веселье для ребят
Все сильнее…. (снегопад)
5. Все бегут в перегонки
Все хотят играть в ….. (снежки)
6. Словно в белый пуховик
Нарядился…. (снеговик)
7. Рядом снежная фигурка
Это девочка…. (Снегурка)
8. На снегу- то посмотри
С красной грудкой….. (снегири)
#1057;ловно в сказке, как во сне
Землю всю украсил…. (снег)
Воспитатель: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
Викторина «Снежки»
Цель: развитие смекалки, сообразительности, эрудиции.
Воспитатель задает вопросы на зимнюю тему. Тот игрок, который первым дал правильный ответ, получает мячик- «снежок»).
- Назовите признаки зимней погоды.
- Назовите зимние праздники.
- В какую погоду снег хрустит под ногами?
- Как изменяется продолжительность дня и ночи зимой?
- В какой праздник люди купаются в проруби?
- Назовите родину Деда Мороза.
- Какие зимние забавы вы любите?
- Назовите самых смелых птиц, которые не боятся мороза.
- Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой.
По окончании викторины игроки, получившие «снежки», забрасывают их «прорубь» (корзину).
Игра «Четвертый лишний»
Цель: развитие слухового внимания и восприятия, логического мышления.
Ход игры: Воспитатель произносит четыре слова, а дети должны назвать «лишнее» слово, не относящееся к зимней тематике, и объяснить свой выбор:
- Снег, лед, цветок, снеговик;
- Свитер, шарф, шапка, сарафан;
- Велосипед, санки, лыжи, коньки;
- Хоккей, футбол, биатлон, фигурное катание.
Игра-соревнование «Собери картинку»
Цель: Развитие связной речи путем составления рассказа по сюжетной картинке.
Дети делятся на четыре команды. Каждой команде выдается разрезная сюжетная картинка на зимнюю тематику. Задача команд – собрать картинку, составить небольшой рассказ (5-6 предложений) и придумать ему название. На выполнение задания дается 10 минут.
Воспитатель подводит итог соревнования и предлагает продолжить путешествие.
- В путь-дорогу мы идем
И сокровища найдем!
Станция «Льдинка»
Воспитатель: Ребята, на этой станции мы постараемся понять, что происходит с водой с наступлением зимы и разгадать тайну льда.
Опыты со льдом
Оборудование: кубики льда, молоточек, стакан с водой, соль.
Дети подходят к столу, на котором стоит блюдце с кубиками льда и небольшой молоточек.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?
Дети: Лед появляется от замерзания воды.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите на лед и потрогайте его. Какой он?
Дети: холодный, скользкий, прозрачный, твердый.
Воспитатель: Давайте попробуем разломить руками кубики льда. Получилось? (Нет). А теперь возьмем в руки молоточек и ударим им по льдинкам. (Лед раскалывается на мелкие кусочки).
Вывод: лед хрупкий.
Опыт №2
Воспитатель: В стакан с водой поместите кусочек льда и понаблюдайте за ним. Почему он не тонет?
Дети: Лед не тонет в воде, потому что он легче воды, а вода, наоборот, тяжелее льда.
Воспитатель: А что будет происходить со льдом, если оставить его в воде?
Дети: Лед постепенно будет таять.
Воспитатель: Почему это происходит?
Дети: Потому что вода теплее, чем лед (её температура выше), а еще вода может растворять некоторые вещества.
Вывод: лед легче воды, плавает на поверхности.
Опыт №3
Воспитатель: Ребята, вы знаете, зачем дворники посыпают лед солью? Давайте посмотрим, что с ним произойдет. На блюдце положим два кубика льда. Один кубик посыпем солью, а второй оставим чистым. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Он становится рыхлым.
Вывод: Когда мы посыпаем лед солью, то на поверхности образуется соляной раствор, а у него точка замерзания выше, чем у чистой воды.
Воспитатель: Молодцы! Вы смогли справиться со всеми заданиями.
- В путь-дорогу мы идем
И сокровища найдем!
Мы прибываем на конечную станцию.
Станция «Зимушка-зима»
Дети садятся на стульчики перед мультимедийным экраном.
Воспитатель: В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Давайте посмотрим, как живописцы изображали зиму в своих творениях. Будьте внимательны, репродукция одной из картин находится в нашем зале. Именно за ней спрятаны сокровища Зимы.
Просмотр презентации с картинами русских художников «Зимушка-зима» под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (зимние месяцы).
После окончания презентации дети ищут в зале репродукцию картины И. Шишкина «Зима» и находят сундучок с сокровищами.
- Итог мероприятия
Воспитатель: Наше путешествие закончилось, мы нашли заветный сундучок с сокровищами Зимушки-зимы. Она приготовила угощение для вас.
Дети открывают сундучок и находят там сладкие призы (зефир «маршмеллоу» – «снежок», леденцы – «льдинки»).
Воспитатель: Пришло время немного размяться и потанцевать.
Танцевальный флешмоб. Под песню А. Губина «Зима - холода» дети выполняют танцевальные движения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей логопедической группе «В гостях у Старичка – Лесовичка»
Провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры....
НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе
НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе...
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе
Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей логопедической группе игра - квест по теме «Зима»
Открытое занятие для детей старшего возраста по лексической теме "Зима"...
Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей логопедической группе «Приключение елочных игрушек»
Математика в детском саду- это очень интересно! А Новогодняя математика - интересно вдвойне!...
Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Овощи. Огород».
В ходе занятия в увлекательной игровой форме (с применением активных методов обучения) проводится проверка и повторения знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения темы: «Овощи. Огород...
Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»
Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...