Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе игра-квест «В поисках сокровищ Зимушки-зимы»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Маямсина Елена Владимировна

Конспект ООД по речевому развитию в старшей логопедической группе игра-квест "В поисках сокровищ Зимушки-зимы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_kvest_igra_zimushka_zima.docx29.91 КБ

Предварительный просмотр:

МАОУ «СОШ №42» г. Перми структурное подразделение

«Дошкольные группы»

Конспект организованной образовательной деятельности

по речевому развитию в старшей логопедической группе

игра-квест «В поисках сокровищ Зимушки-зимы»

Автор: Маямсина Е. В., учитель-логопед

г. Пермь

2023 г.

Базовый вид деятельности: Речевое развитие.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие» «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно эстетическое».

Цель: Создание условий для развития связной, грамматически правильной речи.

Задачи:

Обучающие:

  1. Уточнить, обобщить и систематизировать накопленные детьми представления о зиме.
  2. Расширить и активизировать словарь по теме «Зима».
  3. Формировать грамматический строй речи.

Развивающие:

  1. Развивать память, внимание, логическое и образное мышление.
  2. Развивать общую моторику, мелкую моторику пальцев рук, мимическую мускулатуру, правильное ритмичное дыхание.
  3. Развивать слуховое внимание и фонематический слух.

Воспитательные:

#1042;оспитывать способность понимать и ценить красоту родной природы.

#1060;ормировать навыки сотрудничества и взаимопомощи.

3. Воспитывать инициативность.

Предварительная работа: беседы, наблюдения в природе, рассматривание тематических альбомов и чтение художественной литературы по теме «Зима», просмотр м/фильмов и презентаций, разучивание стихов, загадок, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Продуктивная деятельность – рисование, лепка, аппликация.

Методические приёмы:

- наглядные: презентация, карточки для игры;

- словесные: вопросы, загадки, речевые упражнения, стихи;

- практические: дидактические игры и упражнения.

Демонстрационный материал: аудиозапись звуков природы, музыка П. И. Чайковского «Времена года», фонограммы песен «Русская зима», «Три белых коня», «Зима – холода», видеоролик «Зимняя сказка», мультимедийная презентация «Зимушка-зима».

Материалы и оборудование: мультимедийная система, снежинки из бумаги, карточки с изображением снеговиков (для игры «Найди отличия»), жетоны в виде снежков, сундучок со сладкими призами.

Ход мероприятия:

Зал оформлен в зимней тематике. Под песню «Русская зима» дети входят в зал и встают в круг.

  1. Вводная часть

Психогимнастика «Доброе утро!»

Воспитатель:

- «Доброе утро!» - солнцу и птицам.

- «Доброе утро!» - улыбчивым лицам.

- Ребята, улыбнитесь друг другу (дети с улыбкой приветствуют друг друга).

  1. Организационный момент

Воспитатель: Ребята, я получила послание от Зимы, в котором она приглашает нас в увлекательное путешествие за сокровищами, спрятанными в сундучке. Вы готовы к трудностям?

Дети: Да!

Воспитатель: Вот наш план, который поможет разыскать заветный сундучок (показывает детям карту-план путешествия).

- В путь-дорогу мы идем

И сокровища найдем!

  1. Основная часть

Станция «Снежинка»

Воспитатель: Ребята, отгадайте мои загадки. Как только отгадаете, правильный ответ появится на экране.

Что за звёздочки такие

На пальто и на платке —

Все сквозные, вырезные,

А возьмёшь — вода в руке? (снежинка)

По тропинкам, по дорожкам

Кто идет на снежных ножках?

Кто способен на уловки,

Носик у него морковка?

По весне растает вмиг -

Это белый... (снеговик)

Прозрачен, как стекло,

Да не вставишь его в окно (лёд)

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Радость детям подарила

И на санках прокатила (зима)

Воспитатель: Вы скажите-ка, друзья, а какая же зима?

Дети: холодная, морозная, снежная, суровая, долгая, красивая, сказочная.

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем и скажем, что мы знаем о зиме? (ответы детей)

Звучит отрывок из песни «Три белых коня».

Воспитатель: Сколько зимних месяцев в году? Как они называются?

Дети: В году три зимних месяца: декабрь, январь, февраль.

Дидактическая игра «До – между - за»

Цель: Формирование понятий о временных отношениях.

Вопросы:

  • Какой месяц до января? (декабрь)
  • Какой месяц после декабря? (январь)
  • Какой месяц до февраля? (январь)
  • Какой месяц между декабрем и февралем? (январь)
  • Какой месяц после января? (февраль)

Воспитатель: Молодцы! Ребята, вы хотите увидеть красоту зимних полей, лугов, рек, городов?

Дети: Да, очень хотим!

На экране демонстрируется видеоролик «Зимняя сказка».

Воспитатель: А что является самым главным признаком зимы?

Дети: Снег.

Воспитатель: Откуда же берется снег? Знаете? Он падает из тучи, это замерзший дождь. Капельки дождя, приближаясь к поверхности земли, замерзают и превращаются в снежинки. Все снежинки имеют шесть лучиков, но при этом они непохожи друг на друга. Каждая снежинка имеет свой неповторимый узор. Сейчас мы с вами устроим настоящий снегопад.

Дыхательная гимнастика «Снегопад»:

Цель: развитие речевого дыхания путем формирования плавного длительного выдоха воздушной струи.

Упражнение выполняется стоя. Дети держат на ладошке снежинки, вырезанные из бумаги, делают глубокий вдох через нос и дуют на снежинки (выдох через рот). Струя длинная и холодная, щеки при выдохе не надуваются.

С неба падают зимою

И кружатся над землёю

Лёгкие пушинки,

Белые снежинки.

Упражнение повторить 3 раза, при этом с каждым разом выдох удлиняется.

Воспитатель: Молодцы! Вот вам следующее задание.

Игра «Хлопни в ладоши»

Цель: развитие слухового внимания и понимания речи.

Воспитатель: Давайте присядем в кружочек и поиграем в игру «Зимние слова». Я произношу слова, если вы услышите слово, связанное с зимой, хлопните в ладоши.

Слова: снежинка, Новый год, санки, дождь, лед, жара, рукавички, тюльпаны, снеговик, подснежник, Дед Мороз, листопад, лето, Снегурочка, загорать, снегопад, лыжи.

Воспитатель: Молодцы, справились с заданием.

Ребята, а вы знаете, почему скрипит снег? Такой звук появляется оттого, что в морозную погоду лучики снежинок ломаются.

А что же происходит со снегом, когда наступает оттепель? Каким он становится?

Дети: липким, мокрым.

Воспитатель: Правильно. А как можно позабавиться во время оттепели?

Дети: Поиграть в снежки, слепить снеговика.

Воспитатель: Все верно. Приглашаю вас продолжить путешествие.

- В путь-дорогу мы идем

И сокровища найдем!

Станция «Снеговичок»

Музыкальная физкультминутка «Лепим мы снеговика»

Под веселую музыку дети выполняют движения по смыслу стихотворения:

Лепим мы снеговика (имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком, (наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он. (разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше, (то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова. (чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра. (над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза – (показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей, (показывают пальцем рот)
Веселит он малышей. (улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет. (бег на месте).

Игра «Найди различия у снеговиков»

Цель: развитие зрительного восприятия и внимания.

Ход игры: детям раздают карточки, на которых изображены снеговики. Игроку необходимо найти отличия на двух, на первый взгляд, одинаковых картинках. Различия могут быть даже в незначительных деталях, так что необходимо очень тщательно изучать рисунки.

Упражнение «Снеговик»

Цель: формировать умение детей изменять слово «снеговик» по падежам в соответствии со смыслом предложения.

-Мы решили слепить … (снеговика)

-мы приделали нос-морковку …(снеговику)

-Мы показали соседям нашего …(снеговика)

-Мы долго играли со…(снеговиком)

-Мы рассказали друзьям о…(снеговике)

Воспитатель: Ребята, а что еще можно слепить из снега?

Дети: Снежки, снежную крепость, снежные фигуры.

Воспитатель: Мы снова отправляемся в путь.

- В путь-дорогу мы идем

И сокровища найдем!

Станция «Морозная»

Игра «Договори словечко»

Цель: развитие грамматического строя речи, умения подбирать однокоренные слова.

Воспитатель: Закончите строчки подходящим по значению словом, образованным от слова «СНЕГ»:

#1058;ихо, тихо, как во сне

Падает на землю…. (снег)

#1057; неба все скользят пушинки

серебристые…..(снежинки)

3. На поселок, на лесок

Все снижается…. (снежок)

4. Вот веселье для ребят

Все сильнее…. (снегопад)

5. Все бегут в перегонки

Все хотят играть в ….. (снежки)

6. Словно в белый пуховик

Нарядился…. (снеговик)

7. Рядом снежная фигурка

Это девочка…. (Снегурка)

8. На снегу- то посмотри

С красной грудкой….. (снегири)

#1057;ловно в сказке, как во сне

Землю всю украсил…. (снег)

Воспитатель: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)

Викторина «Снежки»

Цель: развитие смекалки, сообразительности, эрудиции.

Воспитатель задает вопросы на зимнюю тему. Тот игрок, который первым дал правильный ответ, получает мячик- «снежок»).

  1. Назовите признаки зимней погоды.
  2. Назовите зимние праздники.
  3. В какую погоду снег хрустит под ногами?
  4. Как изменяется продолжительность дня и ночи зимой?
  5. В какой праздник люди купаются в проруби?
  6. Назовите родину Деда Мороза.
  7. Какие зимние забавы вы любите?
  8. Назовите самых смелых птиц, которые не боятся мороза.
  9. Назовите птицу, которая выводит птенцов зимой.

По окончании викторины игроки, получившие «снежки», забрасывают их «прорубь» (корзину).

Игра «Четвертый лишний»

Цель: развитие слухового внимания и восприятия, логического мышления.

Ход игры: Воспитатель произносит четыре слова, а дети должны назвать «лишнее» слово, не относящееся к зимней тематике, и объяснить свой выбор:

  • Снег, лед, цветок, снеговик;
  • Свитер, шарф, шапка, сарафан;
  • Велосипед, санки, лыжи, коньки;
  • Хоккей, футбол, биатлон, фигурное катание.

Игра-соревнование «Собери картинку»

Цель: Развитие связной речи путем составления рассказа по сюжетной картинке.

Дети делятся на четыре команды. Каждой команде выдается разрезная сюжетная картинка на зимнюю тематику. Задача команд – собрать картинку, составить небольшой рассказ (5-6 предложений) и придумать ему название. На выполнение задания дается 10 минут.

Воспитатель подводит итог соревнования и предлагает продолжить путешествие.

- В путь-дорогу мы идем

И сокровища найдем!

Станция «Льдинка»

Воспитатель: Ребята, на этой станции мы постараемся понять, что происходит с водой с наступлением зимы и разгадать тайну льда.

Опыты со льдом

Оборудование: кубики льда, молоточек, стакан с водой, соль.

Дети подходят к столу, на котором стоит блюдце с кубиками льда и небольшой молоточек.

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, как образуется лед?

Дети: Лед появляется от замерзания воды.

Опыт №1

Воспитатель: Посмотрите на лед и потрогайте его. Какой он?

Дети: холодный, скользкий, прозрачный, твердый.

Воспитатель: Давайте попробуем разломить руками кубики льда. Получилось? (Нет). А теперь возьмем в руки молоточек и ударим им по льдинкам. (Лед раскалывается на мелкие кусочки).

Вывод: лед хрупкий.

Опыт №2

Воспитатель: В стакан с водой поместите кусочек льда и понаблюдайте за ним. Почему он не тонет?

Дети: Лед не тонет в воде, потому что он легче воды, а вода, наоборот, тяжелее льда.

Воспитатель: А что будет происходить со льдом, если оставить его в воде?

Дети: Лед постепенно будет таять.

Воспитатель: Почему это происходит?

Дети: Потому что вода теплее, чем лед (её температура выше), а еще вода может растворять некоторые вещества.

Вывод: лед легче воды, плавает на поверхности.

Опыт №3

Воспитатель: Ребята, вы знаете, зачем дворники посыпают лед солью? Давайте посмотрим, что с ним произойдет. На блюдце положим два кубика льда. Один кубик посыпем солью, а второй оставим чистым. Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Он становится рыхлым.

Вывод: Когда мы посыпаем лед солью, то на поверхности образуется соляной раствор, а у него точка замерзания выше, чем у чистой воды.

Воспитатель: Молодцы! Вы смогли справиться со всеми заданиями.

- В путь-дорогу мы идем

И сокровища найдем!

Мы прибываем на конечную станцию.

Станция «Зимушка-зима»

Дети садятся на стульчики перед мультимедийным экраном.

Воспитатель: В каждом времени года есть свое очарование. Русские художники не раз признавались в любви к зиме в своих картинах, показывая ее холодный величавый покой. Давайте посмотрим, как живописцы изображали зиму в своих творениях. Будьте внимательны, репродукция одной из картин находится в нашем зале. Именно за ней спрятаны сокровища Зимы.

Просмотр презентации с картинами русских художников «Зимушка-зима» под музыку П. И. Чайковского «Времена года» (зимние месяцы).

После окончания презентации дети ищут в зале репродукцию картины И. Шишкина «Зима» и находят сундучок с сокровищами.

  1. Итог мероприятия

Воспитатель: Наше путешествие закончилось, мы нашли заветный сундучок с сокровищами Зимушки-зимы. Она приготовила угощение для вас.

Дети открывают сундучок и находят там сладкие призы (зефир «маршмеллоу» – «снежок», леденцы – «льдинки»).

Воспитатель: Пришло время немного размяться и потанцевать.

Танцевальный флешмоб. Под песню А. Губина «Зима - холода» дети выполняют танцевальные движения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологии в старшей логопедической группе «В гостях у Старичка – Лесовичка»

Провести занятие в виде игры-путешествия для расширения кругозора детей, формирование экологической культуры....

НОД по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

НОД  по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе...

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе

Конспект квеста по образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе "Сказочный переполох"...

Конспект организованной образовательной деятельности по математике в старшей логопедической группе «Приключение елочных игрушек»

Математика в детском саду- это очень интересно! А Новогодняя математика - интересно вдвойне!...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию в старшей логопедической группе на тему: «Овощи. Огород».

В ходе занятия в увлекательной игровой форме (с применением активных методов обучения) проводится проверка и повторения знаний и умений, усвоенных детьми в процессе изучения темы: «Овощи. Огород...

Непосредственно образовательная деятельность по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»

Конспект НОД по реализации образовательной области «Речевое развитие» в старшей логопедической группе (5-6 лет) на тему «Прогулка в осенний лес»...