Развитие графомоторных навыков у детей
консультация по логопедии

Москвитина Юлия Евгеньевна

Развитие графомоторных навыков у детей

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_grafomotornyh_navykov_u_detey.docx15.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                    Рекомендации родителям

РАЗВИТИЕ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ:

Одно из проявлений неготовности ребёнка к школе – недоразвитие ручной умелости, т.е. неумение ребёнка выполнять целенаправленные действия руками. Дети не умеют рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, а иногда даже просто держать в руках карандаш.

Графомоторный навык - это определенное положение и движения пишущей руки, которое позволяет: рисовать, раскрашивать, копировать простейшие узоры, соединять точки, правильно удерживать пишущий предмет.

Графомоторные навыки включают в себя:

  1. Мелкую мускулатуру пальцев (контроль силы пальцев и быстроты их движений);

  1. Зрительный анализ и синтез (определение правых и левых частей тела; ориентировка в пространстве по отношению к предметам; выполнение заданий с условиями по выбору необходимых направлений);

  1. Рисование (штриховка, обвести по контуру, обводка; срисовывание геометрических фигур; зарисовка деталей, предметов; дорисовывание незаконченных рисунков; дорисовывание рисунков с недостающими деталями);

  1. Графическую символику (умение рисовать узоры, а также изображать их с помощью символов);

Процесс формирования графомоторных навыков письма очень сложен и захватывает различные сферы умственной деятельности человека. Успешное формирование графомоторных навыков зависит от следующих факторов:

- зрительного восприятия;

- произвольной графической активности;

- зрительно-моторной координации.

Развитие графомоторных навыков ребенка осуществляется на протяжении четырех этапов:

Первый этап - развитие крупной и мелкой моторики. Развитие мелкой моторики пальцев рук является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга и стимулирующим речевое развитие ребенка.

Для развития мелкой моторики необходимо:

· выполнять пальчиковую гимнастику, а также массаж (самомассаж);

· лепить из пластилина или глины;

· вырезать из бумаги;

· нанизывать бусины, пуговицы и т.д.;

· застегивать и расстегивать пуговицы, кнопки, крючки, змейки;

· собирать мозаики и конструкторы;

· раскрашивать картинки, шнуровки

· копировать рисунки на прозрачную бумагу и т.д.

Второй этап направлен на формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

Этот этап предусматривает:

· ориентировку в собственном теле;

· ориентировку в окружающем пространстве;

· уточнение пространственного расположения фигур и букв.

Третий этап - направлен на развитие графомоторных навыков.

· Развитие зрительного гнозиса: контурные изображения предметов; перечеркнутые контурные изображения; контурные изображения, наложенные друг на друга и др.

· Уточнение представлений о форме, цвете, величине.

· Уточнение и расширение объема зрительной памяти.

И, четвертый этап по развитию графомоторных навыков - изобразительно-графические способности:

· Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

· Вертикальные и горизонтальные прямые линии и комбинации из них.

· Наклонные прямые линии и комбинации из них.

· Рисование орнаментов

· Дуги, волнистые линии, круги, овалы.

· Рисование по клеткам предметов.

· Овладение графической символизацией

· Работа по формированию графического образа букв (графемы).

В процессе работы в тетради, на листе бумаги у детей укрепляется мелкая мускулатура пальцев рук, совершенствуется зрительно - двигательная координация и ориентировка, развиваются произвольное внимание, зрительная память, аналитическое восприятие, речь.

Правильно сформированный графический навык у дошкольника позволяет ребенку успешно осваивать школьную программу. Графомоторные навыки, являются существенным критерием для определения готовности ребёнка к школе. Его сформированность позволяет ребёнку должным образом овладеть письмом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР

Писала дипломную работу по теме "Развитие графомоторных навыков у детей с ОНР" материала много разного.Может кому пригодится ...

Консультация для молодых воспитателей на тему: «Развитие графомоторных навыков у детей с проблемами в развитии. Как выработать ручную умелость».

Развитие ребенка – это долгий, целостный и непрерывный процесс.  Навыки мелкой  моторики и графические  формируются  в контексте общего развития ребенка включая подвижность, ...

Открытое занятие для родителей по развитию графомоторных навыков у детей 5-6 лет

Развитие графомоторных навыков (демонстрация опыта работы)...

Консультация для родителей « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение общеразвивающего вида детский сад №7 города КонаковоКонсультация для родителей  « РАЗВИТИЕ ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Статья "Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста".

В данном материале приведены исследования нескольких авторов о этапах развития мелкой моторики детей дошкольного возраста. Кроме того,представлены основные направления работы по формированию граф...

Развитие графомоторных навыков у детей с умственными нарушениями развития

Развитие графомоторных навыков важно для всестороннего развития ребенка. Занятия активизируют сенсорное развитие, моторику, пространственное восприятие, а также, положительно воздействует на формирова...