ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков Б- П.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Федорова Зоя Владимировна

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. 

Дифференциация звуков  Б- П.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,

учитель- логопед  МДОУ «Детский сад № 41» КГО

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)

Образовательная область: Развитие речи

Тип: Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].

Цель: закрепить понятие о звонких – глухих согласных звуках;

 Задачи:

Коррекционно- образовательные задачи:

 - учить различать звуки [Б]-[П] изолированно, на фоне слога, слова, предложения;

- закрепить навык чтения слогов и слов;

- закрепить навык слогового анализа и синтеза;

- закрепить навык образования и употребления слов-паронимов;

Коррекционно- развивающие  задачи:

- развивать фонематические процессы;

- развивать память, внимание, мышление;

- развивать мелкую и общую моторику;

- развивать координацию речи с движением;

Коррекционно- воспитательные  задачи:

- воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;

- формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.

Оборудование:

- иллюстрации из сказок (Буратино, три поросенка, старик со старухой);- символы звонких и глухих согласных звуков;- карточки «4-й лишний»;- 2 детских ведерка с символами звуков;- предметные картинки (капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка);- карточки с цепочкой слогов;- карточки со слогами для составления слов в виде рыбки (слова: зубы, пони, батут, рыба, паук, почта);- буквы Б, П.

Используемые технологии: игровая технология, частично проблемно –поисковая технология.

Словарная работа: (объяснение значения слов: пашня, башня, запор, балка, плещут, блещут, быль).Гласный – согласный  звуки, символ, артикуляция, «живой» звук, словосочетание, предложение.

Предварительная работа:- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», беседа по сказке;

ХОД ЗАНЯТИЯ

1.        ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

Дидактическая игра « Мяч катай – слог называй»

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

2.1.  Встречаем гостей

Л. Ребята, а вы любите сказки?

- Какие сказки вы любите? (ответы детей).

Л. Посмотрите на доску. Героев каких сказок вы видите?

- это Буратино из сказки «Золотой ключик» и поросята из сказки «Три поросенка».

2.2. Введение в тему занятия.

1)  Послушайте внимательно: Буратино.

 Какой 1-й звук мы слышим?- звук Б.

2)  Поросенок. Какой 1-й звук мы слышим?- звук П.

Логопед: Молодцы. Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?

- мы будем говорить о звуках Б и П.

 Что мы знаем о звуке Б – какой он?- согласный, звонкий, твердый.

Что мы знаем о звуке П – какой он?- согласный, глухой, твердый.

Чем они похожи?

- эти звуки согласные, твердые.

Чем они различаются?

- звук Б – звонкий, а звук П – глухой.

2.3.  Дифференциация звуков [Б]-[П].

Ребята, отгадайте, а эти слова из какой сказки?

Жил старик со своею старухой  у самого синего моря.

Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.

- это сказка «О Золотой рыбке».

Сегодня мы отправимся в гости к героям этой сказки.

2.4.  Игра «Наоборот».

Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками – старуха называла слова со звуком [П], а старик менял в словах звук [П] на звук [Б].

Давайте и мы с ними поиграем.

пух – бух,   почка – бочка, пашня – башня, запор – забор, палка – балка,

плещут – блещут, пыль – быль.

2.5. Игра «4-й лишний»

Сердитой была старуха. Каждый день давала старику сложные задания. Кто помогал старику в сказке?- Золотая рыбка.

«Пойди, говорит старуха, отыщи лишнюю картинку в каждом ряду». Ребята, давайте поможем старику – найдите лишнюю картинку в своей карточке.

дети называют картинки, называют лишнюю, объясняют выбор:

баран, банан, бочка, помидор. Лишний помидор, т. к во всех остальных словах мы слышим звук [Б], а в этом слове – звук [П]).

2.6. Игра «Улов»

 Молодцы, ребята, помогли старику. Старуха дает старику новое задание: «Ступай, говорит, к синему морю, да налови рыбы на обед».

Закинул старик невод в море, вот с чем пришел невод: капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка (логопед называет картинки).

 Посмотрите, ребята, у старика есть 2 ведра с символами звуков. Никак старик не может разложить улов по ведрам. Давайте ему поможем?

Символ какого звука на ведре? (звука [Б], [П])

Как вы догадались?

- символы с колокольчиком, без колокольчика.

Л. Давайте разложим улов по ведрам – в одно ведро картинки со звуком [Б], в другое – со звуком [П].

(дети по очереди выбирают картинку, называют, кладут в ведро с символом, соответствующим звуку в слове).

Л. Мы с вами знаем, что звук [Б] обозначается буквой Б, звук [П] обозначается буквой П. (на доску рядом с ведрами вывешиваются соответствующие буквы)

ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА

Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Давайте отдохнем и поиграем с рыбками на берегу моря.Становитесь в круг, и возьмите рыбок в правую руку.(читаем стихотворение, выполняем движения руками)

Рыбки плавали, ныряли

В чистой тепленькой воде

(взять рыбку в правую руку, выполнять волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти):

То сожмутся

(вытянуть руку с рыбкой в центр круга,

Разожмутся

(оттянуть руку с рыбкой назад,

То зароются в песке 

(вращательные движения рукой с рыбкой вниз, как будто раскапываем песок).

Приседаем столько раз,

Сколько рыбок здесь у нас 

(посчитал, сколько рыбок в руках у детей, присели).

2.7 Игра «Путаница».

 Молодцы, ребята, помогли старику выполнить задание. Старуха опять бранится и хочет старика запутать. «Распутай, говорит, мои предложения».

 Ребята, поможем старику? Исправьте ошибки в предложениях.

Капусту вытащили из Почки. Листья распустились из Бочки.

Старик опирался на Балку. Крыша опирается на Палку.

На двери хороший заБор. Вокруг дома построен заПор.

В синем море волны Блещут. В синем небе звёзды Плещут.

Грачи ходят по Башне. Мы в Кремле видели Пашню.

За медом полез Винни-Бух. Я упал со стула – Пух.

3. Итог занятия.

Л. Ребята, вы молодцы, помогли старику справиться со всеми заданиями старухи. А какие звуки мы научились различать?

Старик благодарит вас, и дарит вам за работу рыбок для штриховки. Он будет вспоминать вас добрым словом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.

В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....

СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ

В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...

Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация свистящих и шипящих посредством игр В.В.Воскобовича. "Малыш Гео в цирке"

Материал занятия поможет развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, а также направлен на закрепление навыка звукового ...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.

Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...

Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста

     Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...

Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.

Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....