ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. Дифференциация звуков Б- П.
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Скачать:
Предварительный просмотр:
ФЕДОРОВА ЗОЯ ВЛАДИМИРОВНА,
учитель- логопед МДОУ «Детский сад № 41» КГО
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
( КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ - ЛОГОПЕДА)
Образовательная область: Развитие речи
Тип: Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Тема: Дифференциация звуков [Б] - [П].
Цель: закрепить понятие о звонких – глухих согласных звуках;
Задачи:
Коррекционно- образовательные задачи:
- учить различать звуки [Б]-[П] изолированно, на фоне слога, слова, предложения;
- закрепить навык чтения слогов и слов;
- закрепить навык слогового анализа и синтеза;
- закрепить навык образования и употребления слов-паронимов;
Коррекционно- развивающие задачи:
- развивать фонематические процессы;
- развивать память, внимание, мышление;
- развивать мелкую и общую моторику;
- развивать координацию речи с движением;
Коррекционно- воспитательные задачи:
- воспитывать у детей умение внимательно слушать педагога, выполнять поставленную задачу;
- формировать такие нравственные качества, как готовность прийти на помощь, доброжелательность.
Оборудование:
- иллюстрации из сказок (Буратино, три поросенка, старик со старухой);- символы звонких и глухих согласных звуков;- карточки «4-й лишний»;- 2 детских ведерка с символами звуков;- предметные картинки (капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка);- карточки с цепочкой слогов;- карточки со слогами для составления слов в виде рыбки (слова: зубы, пони, батут, рыба, паук, почта);- буквы Б, П.
Используемые технологии: игровая технология, частично проблемно –поисковая технология.
Словарная работа: (объяснение значения слов: пашня, башня, запор, балка, плещут, блещут, быль).Гласный – согласный звуки, символ, артикуляция, «живой» звук, словосочетание, предложение.
Предварительная работа:- чтение сказки А. С. Пушкина «Сказка о золотой рыбке», беседа по сказке;
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
Дидактическая игра « Мяч катай – слог называй»
2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. Встречаем гостей
Л. Ребята, а вы любите сказки?
- Какие сказки вы любите? (ответы детей).
Л. Посмотрите на доску. Героев каких сказок вы видите?
- это Буратино из сказки «Золотой ключик» и поросята из сказки «Три поросенка».
2.2. Введение в тему занятия.
1) Послушайте внимательно: Буратино.
Какой 1-й звук мы слышим?- звук Б.
2) Поросенок. Какой 1-й звук мы слышим?- звук П.
Логопед: Молодцы. Вы догадались, о каких звуках мы сегодня будем говорить?
- мы будем говорить о звуках Б и П.
Что мы знаем о звуке Б – какой он?- согласный, звонкий, твердый.
Что мы знаем о звуке П – какой он?- согласный, глухой, твердый.
Чем они похожи?
- эти звуки согласные, твердые.
Чем они различаются?
- звук Б – звонкий, а звук П – глухой.
2.3. Дифференциация звуков [Б]-[П].
Ребята, отгадайте, а эти слова из какой сказки?
Жил старик со своею старухой у самого синего моря.
Они жили в ветхой землянке ровно тридцать лет и три года.
- это сказка «О Золотой рыбке».
Сегодня мы отправимся в гости к героям этой сказки.
2.4. Игра «Наоборот».
Долгими вечерами старик со старухой играли в слова со звуками – старуха называла слова со звуком [П], а старик менял в словах звук [П] на звук [Б].
Давайте и мы с ними поиграем.
пух – бух, почка – бочка, пашня – башня, запор – забор, палка – балка,
плещут – блещут, пыль – быль.
2.5. Игра «4-й лишний»
Сердитой была старуха. Каждый день давала старику сложные задания. Кто помогал старику в сказке?- Золотая рыбка.
«Пойди, говорит старуха, отыщи лишнюю картинку в каждом ряду». Ребята, давайте поможем старику – найдите лишнюю картинку в своей карточке.
дети называют картинки, называют лишнюю, объясняют выбор:
баран, банан, бочка, помидор. Лишний помидор, т. к во всех остальных словах мы слышим звук [Б], а в этом слове – звук [П]).
2.6. Игра «Улов»
Молодцы, ребята, помогли старику. Старуха дает старику новое задание: «Ступай, говорит, к синему морю, да налови рыбы на обед».
Закинул старик невод в море, вот с чем пришел невод: капуста, топор, суп, карп, паровоз, паук; труба, рубашка, забор, бочка, барабан, бабочка (логопед называет картинки).
Посмотрите, ребята, у старика есть 2 ведра с символами звуков. Никак старик не может разложить улов по ведрам. Давайте ему поможем?
Символ какого звука на ведре? (звука [Б], [П])
Как вы догадались?
- символы с колокольчиком, без колокольчика.
Л. Давайте разложим улов по ведрам – в одно ведро картинки со звуком [Б], в другое – со звуком [П].
(дети по очереди выбирают картинку, называют, кладут в ведро с символом, соответствующим звуку в слове).
Л. Мы с вами знаем, что звук [Б] обозначается буквой Б, звук [П] обозначается буквой П. (на доску рядом с ведрами вывешиваются соответствующие буквы)
ДИНАМИЧЕСКАЯ ПАУЗА
Л. Молодцы, ребята, помогли старику. Давайте отдохнем и поиграем с рыбками на берегу моря.Становитесь в круг, и возьмите рыбок в правую руку.(читаем стихотворение, выполняем движения руками)
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде | (взять рыбку в правую руку, выполнять волнообразные движения всей рукой – от плеча до кисти): |
То сожмутся | (вытянуть руку с рыбкой в центр круга, |
Разожмутся | (оттянуть руку с рыбкой назад, |
То зароются в песке | (вращательные движения рукой с рыбкой вниз, как будто раскапываем песок). |
Приседаем столько раз, Сколько рыбок здесь у нас | (посчитал, сколько рыбок в руках у детей, присели). |
2.7 Игра «Путаница».
Молодцы, ребята, помогли старику выполнить задание. Старуха опять бранится и хочет старика запутать. «Распутай, говорит, мои предложения».
Ребята, поможем старику? Исправьте ошибки в предложениях.
Капусту вытащили из Почки. Листья распустились из Бочки.
Старик опирался на Балку. Крыша опирается на Палку.
На двери хороший заБор. Вокруг дома построен заПор.
В синем море волны Блещут. В синем небе звёзды Плещут.
Грачи ходят по Башне. Мы в Кремле видели Пашню.
За медом полез Винни-Бух. Я упал со стула – Пух.
3. Итог занятия.
Л. Ребята, вы молодцы, помогли старику справиться со всеми заданиями старухи. А какие звуки мы научились различать?
Старик благодарит вас, и дарит вам за работу рыбок для штриховки. Он будет вспоминать вас добрым словом.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
Конспект занятия по формированию навыков звукового анализа и синтеза, дифференциация свистящих и шипящих посредством игр В.В.Воскобовича. "Малыш Гео в цирке"
Материал занятия поможет развивать внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение, мелкую моторику рук, ориентировку в пространстве, а также направлен на закрепление навыка звукового ...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....