Формирование навыков фонематического анализа и синтеза
статья по логопедии
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_navykov_fonematicheskogo_analiza_i_sinteza.docx | 17.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 5-6-летнего возраста, не овладевшие звуковой стороной языка из-за неправильного произношения звуков и нарушенного фонематического восприятия. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина - недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза.
Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте и начинаются с развития фонематического слуха.
Полным фонематическим анализом слов ребенок овладевает лишь в процессе обучения грамоте, поскольку для полноценного протекания устной речи в таком анализе нет никакой необходимости – ребенок с детства усваивает все слова «целиком» и ему просто незачем «дробить» их на отдельные звуки.
В школе же работе над анализом речевого потока специально отведен так называемый добукварный период. Однако период этот очень короткий. Поэтому если ребенок придет в школу совсем не подготовленным к звуковому анализу слов, то он не сможет сразу овладеть столь сложным навыком, а значит, неизбежно будет искажать на письме структуру слов. Вот почему и возникает необходимость постепенной подготовки его в этом плане уже в дошкольном возрасте.
Коррекционная работа по формированию фонематических процессов складывается из двух частей:
а) Формирование фонематического восприятия;
б) Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Развитие фонематического восприятия осуществляется с самых первых этапов логопедической работы и проводится в игровой форме на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях.
Начинается эта работа на материале неречевых звуков и постепенно охватывает все звуки речи, входящие в звуковую систему языка.
Когда ребенок приступает к обучению грамоте, его первоначальное отношение к речи меняется. На место непосредственного восприятия смысла слова становится анализ его звуко-слогового состава. За период предбуквенного обучения дети в норме овладевают рядом новых знаний и умений. Они осознают, что речь состоит предложений, предложения - из слов, слова - из слогов, слоги -из звуков речи; обучаются выделению звуков речи из состава слова; понимают, что звуки располагаются в слове в определенной последовательности, овладевают процессом объединения звуков в слоги, слогов - в слова, слов - в предложения, а также рядом понятий: «предложение», «слово», «слог», «звук», «буква».
Фонематический слух – способность человека к распознанию речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка. Он является частью физического слуха.
Фонематическое восприятие – это умственные действия по выделению и различию фонем. Фонематический анализ – это умение расчленять слышимое слово на составляющие его звуки. Фонематический синтез - это умение соединять отдельные звуки в целом. Фонематические представления - способность оперировать результатами фонематического анализа.
Без длительных специальных упражнений по формированию навыков звукового анализа и синтеза дети с ОНР не овладеют грамотным чтением и письмом.
В развитии фонематического восприятия можно выделить три этапа:
- Развитие неречевого слуха;
- Развитие речевого слуха; уровень гласных; уровень слогов;
- Развитие навыков элементарного звукового анализа.
Развитие фонематических представлений, навыков звукового анализ
и синтеза включает в себя следующее:
- Формирование понятия о звуке и букве, гласных и согласных звуках, умения подбирать слова на заданный звук.
- Развитие умения определять место звука в слове, делить слова на слоги.
- Формирование представления о твердости-мягкости, глухости-звонкости согласных.
- Формирование умения производить звуковой анализ и синтез слогов, слов.
Обучение элементам грамоты
- Ознакомление с буквами. Формирование умения осознано читать слоги, слова с этими буквами.
- Выкладывание букв из подручного материала.
- Различение букв с недостающими элементами.
- Формирование умения печатать буквы, слоги, слова с пройденными буквами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста с ФФНР.
В материале описаны этапы работы по формированию фонематического анализа и синтеза у старших дошкольников....
СИСТЕМА РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКА ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА У ДЕТЕЙ С ОНР СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОПОРНЫХ СИМВОЛОВ И СХЕМ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ
В системе работы по формированию навыка фонематического анализа и синтеза предсталены основные понятия, которые формируются при формировании данных навыков и используемые опорные символы и схемы, помо...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза.
Центральным моментом при обучении грамоте является способность анализировать звуковой состав слова. И даже незначительные отклонения в развитии фонематических процессов могут привести к затруднен...
Игровой подход к формированию навыков фонематического анализа и синтеза и представлений у детей старшего дошкольного возраста
Одним из направлений работы по развитию речи и обучению языку является подготовка дошкольника к обучению грамоте. Задача подготовки к обучению грамоте заключается в том, что...
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза как одно из условий подготовки ребенка к школе.
Формирование навыков фонематического анализа и синтезакак одно из условий подготовки ребенка к школе....
Формирование навыков фонематического анализа и синтеза у детей старшего дошкольного возраста.
Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно раст...
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА . Конспект занятия учителя- логопеда. Формирование навыков фонематического анализа и синтеза. ЗВУК "Н "...