Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ТНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_iom.docx30.75 КБ

Предварительный просмотр:

Принято        

на заседании

Психолого-педагогического консилиума

Протокол от «04» сентября 2023 года

Утверждаю

Директор

МАДОУ №15 «Югорка»

_________________ С.В. Власова

приказ от «04» сентября 2023 года № 295

Индивидуальный

образовательный маршрут

Ф.И. ребенка

на 2023/2024 уч.г.

                           Разработчики:

_________________

Чередова И. Н.

_________________

Власенко Л. И.

_________________

Гафарова Г. Г.

_________________

Каметова Е. А.

_________________

Антонова Т. В.

_________________

Васильева О. А.

Ознакомлены:

__________         ___________________________________

     (подпись)                                                      (Ф.И.О. родителя/законного представителя)        

г. Мегион

Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, в том числе

ребёнка – инвалида 

Раздел 1. Сведения социального характера

Раздел 3. Специальные условия получения образования

Категория ребёнка с ОВЗ

Специальные условия

Ребенок с тяжелыми нарушениями речи

Сопровождение специалистов:

учитель-логопед – Чередова Ирина Николаевна

воспитатели группы – Гафарова Гузалия Габиддуловна, Власенко Людмила Ивановна

инструктор по ФК – Антонова Татьяна Викторовна

музыкальный руководитель – Каметова Екатерина Анатольевна

педагог – психолог Васильева Ольга Анатольевна

Рекомендуемое программно-методическое обеспечение:

Адаптированная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова.

Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет).

Раздел 4. Карта психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка

Направление работы/специалист

Кол-во часов в неделю

Время проведения

Используемы е программы и технологии

Форма проведения занятий

Ф.И.О. специалиста

Логопедическая помощь (учитель-логопед)

Фронтальные занятия

3 раза в неделю (90 мин)

Технологии логопедического обследования (Н.В. Нищева);

Технологии формирования речевого дыхания (методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой);

Зрительная гимнастика;

 Мимическая гимнастика;

Динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физ. минутки по лексическим темам);

Гимнастика для пальчиков (крупотерапия, песочная терапия,

су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки);

Психогимнастика (игры и этюды);

Сказкотерапия при выполнении

артикуляционной гимнастики;

Самомассаж лицевой и

пальцевой мускулатуры;

Технология проблемного обучения;

Технологии коррекции звукопроизношения (Н.В. Нищева);

Технологии дифференцированного обучения (Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников);

Технологии развития лексико-грамматической стороны речи (расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций);

Технологии развития связной речи (Н.В. Нищева);

Игровые технологии;

Информационные компьютерные технологии.

Групповая, индивидуальная

Чередова И.Н.

Индивидуальная работа

3 раза в неделю (45мин)

Общеразвивающая подготовка (воспитатель)

Фронтальные занятия

Мероприятия реализуются в соответствии с рабочей программой по реализации адаптированной программы для детей от 6 до 7 лет с ТНР

Здоровьесберегающие образовательные технологии:

Пальчиковая гимнастика;

Гимнастика для глаз;

Мимическая гимнастика;

Дыхательная гимнастика;

Артикуляционная гимнастика;

Психогимнастика (игры и этюды);

Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры;

Динамические паузы;

Релаксация.

Технология развивающего обучения.

Метод проектов, развитие исследовательских умений.

Технология проблемного обучения.

Технология разноуровневого обучения.

Технология коллективного способа обучения.

Игровая технология.

Личностно-ориентированные технологии.

Технология интегрированного занятия.

Технология «ТРИЗ».

Технология ИКТ.

Групповая, индивидуальная

Гафарова Л.Г., Власенко Л.И.

Индивидуальная работа

Общеразвивающая подготовка (инструктор по ФК)

Фронтальные занятия

2 раза в неделю (60мин)

Деева Н.А. «Игровые здоровьесберегающие технологии»

Лесина С.В. Литвинова О.М.

«Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей».

Алябьева Е.А.

«Нескучная гимнастика»

Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет»

В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь»

Технология А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика».

Групповая, индивидуальная

Антонова Т.В

Индивидуальная работа

1 раз в неделю (по 15 мин)

Общеразвивающая подготовка (музыкальный руководитель)

Фронтальные занятия

2 раза в неделю (60мин)

Щербакова Н.А.

«Музыка в коррекционной работе. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи»

Котова А.Н. «Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе»

Гавришева Л.,

Нищева Н. «Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры»

Групповая, индивидуальная

Каметова Е.А.

Индивидуальная работа

1 раз в неделю (по 15 мин)

Психолого- педагогическая помощь (педагог -психолог)

Фронтальные занятия

понедельник 15:12-15:42 (2 подгруппы по 30 мин)

Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по программе Н.Ю. Куражева «Цветик - семицветик».

И.Л. Арцишевская «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет». Занятия в сенсорной и песочной

комнате.

Групповая, индивидуальная

Васильева О.А.

Индивидуальная работа

15: 10 – 15.40 (занятия на ребенка 15/20мин)

Раздел 5. Мониторинг развития ребенка 

Дата проведения исследования (специалист)

Результаты обследования

Примечание

Сентябрь 2023 г. Чередова И.Н., учитель – логопед

Исследование состояния импрессивной речи –

Исследование состояния экспрессивной речи –Подготовка к обучению грамоте –

Слоговая структура слова –

Связная речь –

Состояние звукопроизношения -

Итоговый показатель (среднее значение) уровня сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года:

Сентябрь 2023 г. Антонова Т.В., инструктор по физической культуре

Ходьба –

Бег –

Упражнения в равновесии –

Прыжки –

Метание –

Ползание, лазанье –

Уровень развития –

Сентябрь 2023 г. Каметова Е.А., музыкальный руководитель

Пение -

Музыкально-ритмические движения-

Игра на инструментах -

Музыкальное восприятие -

Музыкально-игровое и танцевальное творчество -

Уровень развития –

Сентябрь 2023 г Васильева О.А., педагог-психолог

Мониторинг показателей:

Внимание -

Память (слуховая) -

Память (зрительная) -

Мышление -

Воображение -

Восприятие -

Выявлен уровень развития -

Содержание индивидуального образовательного маршрута по освоению ребенком АООП, ООП

Ф. И воспитанника:

Учитель – логопед: Чередова Ирина Николаевна

Основное направление развивающей, коррекционной работы

Основное содержание развивающей, коррекционной (методы и средства)

Контрольные сроки

Речевое развитие (коррекция звукопроизношения)

1. Укрепление соматического состояния

Развитие общей моторики

Двигательная гимнастика, физ. минутки.

Развитие мелкой моторики

Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с   мелкими предметами, использование тренажеров и массажеров.

Развитие артикуляционной моторики

Массаж языка и лица, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика.

Развитие органов дыхания

Дыхательная гимнастика.

В течение всего года

2. Развитие общей моторики

Совершенствование статической и динамической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений)

Динамические паузы, подвижные игры по лексическим темам.

Упражнения на развитие динамической координации движений.

Совершенствование ритмического чувства

Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость.

В течение всего года

4. Развитие мелкой моторики пальцев рук.

Совершенствование динамической и статической организации движений.

Пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д.

Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв

Игры «Допиши букву», «Пазлы», «Буквенные дорожки», «Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре), «Зачеркни неправильную букву».

В течение всего года

5. Развитие моторики речевого аппарата

Артикуляционные упражнения

В течение всего года

6. Формирование правильного произношения звуков.

Постановка и автоматизация Ч , Щ

Сентябрь – январь 2023г

Дифференциация Ч-Ть

Январь – май 2023г

8. Формирования слоговой структуры слова

Закрепление навыков точного воспроизведения слов со сложной слоговой структурой.

Заучивание рифмовок, стихотворений, рассказов, скороговорок

Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи.

Сентябрь – декабрь 2023г

9. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи.

Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение

Д/и «Кто скорее соберет», «Охотник и пастух», «Назови три предмета», «Аналогии», «Ассоциации», «Что лишнее», «Где это бывает?», «Вот так магазины!».

Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов

Д/и «Скажи правильно», «Исправь ошибку», «В мире животных», «Кто чем занимается?», «Подбери действия», «Угадай, кто».

Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов

Д/и «Кто больше!», «Расскажи о предмете», «Посылка», «Пять признаков», «Чья? Чей? Чьё? Чьи?».

Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.)

Д/и «Наоборот», «В группе как?», «Где кто стоит», «Подбери слово».

Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов

Д/и «Дерево родственных слов», «Семья слов», «Закончи предложение и назови слова-неприятели», «Найди другое слово», «Скажи похоже», «Найди противоположное слово».

Уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года)

Д/и «Месяцы и их последовательность», «Лови, бросай, дни недели называй», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Что за чем?».

Обучение употреблению имен существительных в косвенных падежах единственного числа

Д/и «Что в магазине?», «Кого, чего не стало?», «Один, пять, девять», «Один - много».

Обучение согласованию имен числительных с именами существительными

Д/и «Один — два», «Было-стало», «Веселые числа», «Мечты».

Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами

Д/и «Позови ласково», «Большой маленький».

Образование множественного числа существительных

Д/и «Один-много».

Согласование притяжательных местоимений с существительными

Д/и «Магазин одежды», «Исправь ошибку», «Выбери картинки», «Чьи предметы?».

Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над

Д /и «Маленькое слово», «Куда села бабочка?», «Посмотри и назови», «Что в чём?», «Где мы были, что видели?».

Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже

Д/и «У кого сколько», «Подскажи словечко», «Посчитай цветы», «Цветок и цветочек».

Употребление приставочных глаголов

Д/и «Скажи наоборот», «Найди ошибку», «Подскажи действия».

Образование сравнительной степени прилагательных

Д/и «Доскажи словечко», «А у вас», «Старше или младше?», «Сравни».

Обучение распространению предложений путем введения однородных членов предложения

Д/и «Художники», «Кто лучше скажет».

Обучение употреблению несклоняемых существительных

Д/и «Упрямые слова», «Закончи предложение заданным словом», «Послушай и исправь ошибки».

В течение всего года

10.Формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза

Обучение грамоте.

Формирование умения подбирать слова на заданный звук

Д/и «Звуковое лото», «Назови слова».

Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно

Д/и «Назови звук», «Найди общий звук».

Закрепление навыка определения позиции звука в слове

Д/и «Где спрятался звук?», «В начале, в середине, в конце», «Подумай, не торопись», «Назови последний звук слова», «Подбери слово к схеме».

Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков

Д/и «Придумай слово».

Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов

Д/и «Придумай слово с определенным количеством слогов», «Придумай слово с определенным количеством слогов».

В течение всего года

11. Развитие связной речи

Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами.

Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов.

Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств, однородных слов.

Работа над распространением предложений с помощью дополнений.

Работа над распространением предложений с помощью определений.

Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений.

Д/и «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?», «Что изменилось?», «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение», «Если бы...», «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «Закончи сам», «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Волшебный мешочек» («Черный ящик»).

В течение всего года

12. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий.

Проведение консультаций, открытых занятий, ведение индивидуальных тетрадей, тетрадей взаимосвязи с воспитателями, работа с родителями.

В течение всего года

Содержание индивидуального образовательного маршрута по освоению ребёнком АООП, ООП

Ф.И воспитанника  

Воспитатели: Гафарова Г.Г, Власенко Л.И.

   

Основное содержание развивающей, коррекционной (методы и средства)

Контрольные сроки

Познавательное развитие

Формирование элементарных математических представлений

Индивидуально через дидактические упражнения: «Заполни прямоугольник», «Числа, встаньте по порядку», «Кто больше, а кто меньше?», «Разделим пополам», «Домики», «Игра с флажками», «Найди парную картинку», «Сколько разных игрушек», «Путешествие», «Звездочки», «Расскажи, что видишь», «Сложи из палочек», «Найди фигуру», «Угадайка», «Времена года», «Забавный счёт».

Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные: «Переплетённые линии», «Кто первый», «Когда это бывает»,  «Как расположены фигуры», «Где какие фигуры лежат», «Встань на свое место», «Живое – неживое» «Запрещенное движение».

Октябрь-декабрь

Ознакомление с окружающим миром

Д/И «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Построй домик для животного», «Парочки», «Грибная полянка», «Поставь животных на свои места», «Да-нет», «Гнездовья птиц», «Угадай и расскажи», «Зимние запасы», «Чей след?», «Бабочки», «Домик для листочков», «Давайте поселим зверей в наш лес», «Снежинки».

Октябрь-декабрь

Речевое развитие

Д/у «Скажи наоборот», «Как сказать по-другому»

Работа по автоматизации звуков. Формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, умение по схемам, по картинкам. Д/у «Закончи предложение», «Звуковые

дорожки»,, «Звуковые песенки», «Сочини рассказ» (по мнемотаблице, по серии сюжетных картин».

Работа над развитием фонематического слуха: умение придумывать слово на заданный звук, умение

выявлять первый звук в слове; Д/и «Придумай слово на заданный звук», «Весёлая дорожка»

Работа над развитием фонематического слуха «Поймай звук», Угадай слово», «Четвёртый лишний».

Октябрь-декабрь

Взаимодействие с семьей по вопросам реализации ИОМ

Основные направления:

1. Повышение педагогических знаний

2. Оказание содействия в социализации ребенка

Дата

Формы взаимодействия

Содержание работы

Ответственный

Сентябрь

Родительское собрание

«Основные направления коррекционной работы»

Цель: познакомить родителей с основными направлениями коррекционной работы на учебный год.

Чередова И.Н., учитель-логопед

Ноябрь

Логопедический практикум

«Игры на развитие речевого дыхания»

Цель: познакомить родителей с конкретными игровыми методами и приёмами для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях.

Чередова И.Н., учитель-логопед

Декабрь

Семинар-практикум

«Ох, уж эти звуки»

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс

Чередова И.Н., учитель-логопед

Январь

Педагогическая лаборатория

«Крупная польза мелкой моторики»

Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс, показать значимость мелкой моторики в речевом развитии детей.

Чередова И.Н., учитель-логопед

Март

Мастер – класс

«Игры с буквами»

Цель: дать рекомендации родителям игровым методам и приёмам  в домашних условиях.

Чередова И.Н., учитель-логопед

Работа с родителями ребенка

Индивидуальная работа с родителями носит консультативный и рекомендательный характер.

Воспитатели: Гафарова Г.Г., Власенко Л.И.

месяц

Вид  деятельности

Сентябрь.

  • Беседа с родителя с целью сбора информации о происходящих изменениях в состоянии ребенка после летних каникул
  • Обсуждения с родителями задач, содержания и форм работы с ребенком.
  • Информирование родителей об организации и содержании коррекционно – образовательной работы в группе.

Октябрь – май.

  • Предоставить родителям цикл рекомендаций и консультаций по темам: «Игра в развитии ребенка», «Как помогать ребенку в домашних условиях», «Развиваем руку, а значит и речь», «Как выбрать игру», «Какие книги почитать ребенку».
  • Обучение родителей элементам коррекционно- развивающей работы с ребенком в домашних условиях.
  • Привлекать родителей к совместной продуктивной деятельности с ребенком в домашних условиях
  • Ознакомление родителей с формами и результатами продуктивной деятельности ребенка в детском саду.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год

Как можно составить карты по: индивидуальному  образовательному маршруту  ребенка требующего особого внимания, индивидуальному  образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...

Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново

Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)

Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...

Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)

Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки  составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...