Индивидуальный образовательный маршрут
материал по коррекционной педагогике (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Индивидуальный образовательный маршрут ребёнка с ОВЗ, в том числе
ребёнка – инвалида
Раздел 1. Сведения социального характера
Раздел 3. Специальные условия получения образования
Категория ребёнка с ОВЗ | Специальные условия |
Ребенок с тяжелыми нарушениями речи | Сопровождение специалистов: учитель-логопед – Чередова Ирина Николаевна воспитатели группы – Гафарова Гузалия Габиддуловна, Власенко Людмила Ивановна инструктор по ФК – Антонова Татьяна Викторовна музыкальный руководитель – Каметова Екатерина Анатольевна педагог – психолог Васильева Ольга Анатольевна |
Рекомендуемое программно-методическое обеспечение: Адаптированная образовательная программа группы компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с тяжелыми нарушениями речи. Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Т.Б. Филичева, Т.В. Туманова. Нищева Н.В. Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет). |
Раздел 4. Карта психолого-медико-педагогического сопровождения ребенка
Направление работы/специалист | Кол-во часов в неделю | Время проведения | Используемы е программы и технологии | Форма проведения занятий | Ф.И.О. специалиста |
Логопедическая помощь (учитель-логопед) | Фронтальные занятия | 3 раза в неделю (90 мин) | Технологии логопедического обследования (Н.В. Нищева); Технологии формирования речевого дыхания (методики Л. И. Беляковой, А. Н. Стрельниковой); Зрительная гимнастика; Мимическая гимнастика; Динамические паузы в сочетании с речевым материалом (физ. минутки по лексическим темам); Гимнастика для пальчиков (крупотерапия, песочная терапия, су-джок, мозаика, массажные мячики, игры с прищепками, со счетными палочками, шнуровки); Психогимнастика (игры и этюды); Сказкотерапия при выполнении артикуляционной гимнастики; Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры; Технология проблемного обучения; Технологии коррекции звукопроизношения (Н.В. Нищева); Технологии дифференцированного обучения (Условное деление группы с учетом типологических особенностей детей и уровней речевого развития воспитанников); Технологии развития лексико-грамматической стороны речи (расширение и активизация словарного запаса, работа над грамматическим оформлением речи, таких как бедность словаря и синтаксических конструкций); Технологии развития связной речи (Н.В. Нищева); Игровые технологии; Информационные компьютерные технологии. | Групповая, индивидуальная | Чередова И.Н. |
Индивидуальная работа | 3 раза в неделю (45мин) | ||||
Общеразвивающая подготовка (воспитатель) | Фронтальные занятия | Мероприятия реализуются в соответствии с рабочей программой по реализации адаптированной программы для детей от 6 до 7 лет с ТНР | Здоровьесберегающие образовательные технологии: Пальчиковая гимнастика; Гимнастика для глаз; Мимическая гимнастика; Дыхательная гимнастика; Артикуляционная гимнастика; Психогимнастика (игры и этюды); Самомассаж лицевой и пальцевой мускулатуры; Динамические паузы; Релаксация. Технология развивающего обучения. Метод проектов, развитие исследовательских умений. Технология проблемного обучения. Технология разноуровневого обучения. Технология коллективного способа обучения. Игровая технология. Личностно-ориентированные технологии. Технология интегрированного занятия. Технология «ТРИЗ». Технология ИКТ. | Групповая, индивидуальная | Гафарова Л.Г., Власенко Л.И. |
Индивидуальная работа | |||||
Общеразвивающая подготовка (инструктор по ФК) | Фронтальные занятия | 2 раза в неделю (60мин) | Деева Н.А. «Игровые здоровьесберегающие технологии» Лесина С.В. Литвинова О.М. «Оздоровительная гимнастика. Комплексы упражнений и игр по профилактике плоскостопия и нарушений осанки у детей». Алябьева Е.А. «Нескучная гимнастика» Соломенникова Н.М. «Организация спортивного досуга дошкольников 4-7 лет» В.В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь» Технология А.Н. Стрельниковой «Дыхательная гимнастика». | Групповая, индивидуальная | Антонова Т.В |
Индивидуальная работа | 1 раз в неделю (по 15 мин) | ||||
Общеразвивающая подготовка (музыкальный руководитель) | Фронтальные занятия | 2 раза в неделю (60мин) | Щербакова Н.А. «Музыка в коррекционной работе. Музыкальное воспитание детей с нарушением речи» Котова А.Н. «Общими усилиями. Музыка в коррекционной работе» Гавришева Л., Нищева Н. «Новые логопедические распевки. Музыкальная пальчиковая гимнастика и пальчиковые игры» | Групповая, индивидуальная | Каметова Е.А. |
Индивидуальная работа | 1 раз в неделю (по 15 мин) | ||||
Психолого- педагогическая помощь (педагог -психолог) | Фронтальные занятия | понедельник 15:12-15:42 (2 подгруппы по 30 мин) | Подгрупповое коррекционно-развивающее занятие по программе Н.Ю. Куражева «Цветик - семицветик». И.Л. Арцишевская «Приключения будущих первоклассников: психологические занятия с детьми 6-7 лет». Занятия в сенсорной и песочной комнате. | Групповая, индивидуальная | Васильева О.А. |
Индивидуальная работа | 15: 10 – 15.40 (занятия на ребенка 15/20мин) |
Раздел 5. Мониторинг развития ребенка
Дата проведения исследования (специалист) | Результаты обследования | Примечание |
Сентябрь 2023 г. Чередова И.Н., учитель – логопед | Исследование состояния импрессивной речи – Исследование состояния экспрессивной речи –Подготовка к обучению грамоте – Слоговая структура слова – Связная речь – Состояние звукопроизношения - | Итоговый показатель (среднее значение) уровня сформированности фонетической, фонематической, лексико-грамматической сторон речи, связной речи ребенка на начало учебного года: |
Сентябрь 2023 г. Антонова Т.В., инструктор по физической культуре | Ходьба – Бег – Упражнения в равновесии – Прыжки – Метание – Ползание, лазанье – | Уровень развития – |
Сентябрь 2023 г. Каметова Е.А., музыкальный руководитель | Пение - Музыкально-ритмические движения- Игра на инструментах - Музыкальное восприятие - Музыкально-игровое и танцевальное творчество - | Уровень развития – |
Сентябрь 2023 г Васильева О.А., педагог-психолог | Мониторинг показателей: Внимание - Память (слуховая) - Память (зрительная) - Мышление - Воображение - Восприятие - | Выявлен уровень развития - |
Содержание индивидуального образовательного маршрута по освоению ребенком АООП, ООП
Ф. И воспитанника:
Учитель – логопед: Чередова Ирина Николаевна
Основное направление развивающей, коррекционной работы | Основное содержание развивающей, коррекционной (методы и средства) | Контрольные сроки |
Речевое развитие (коррекция звукопроизношения) | ||
1. Укрепление соматического состояния | Развитие общей моторики Двигательная гимнастика, физ. минутки. Развитие мелкой моторики Массаж, пальчиковая гимнастика, игры с мелкими предметами, использование тренажеров и массажеров. Развитие артикуляционной моторики Массаж языка и лица, артикуляционная гимнастика, мимическая гимнастика. Развитие органов дыхания Дыхательная гимнастика. | В течение всего года |
2. Развитие общей моторики | Совершенствование статической и динамической организации движений (точно воспроизводить и удерживать позы, преодоление напряжённости и скованности движений) Динамические паузы, подвижные игры по лексическим темам. Упражнения на развитие динамической координации движений. Совершенствование ритмического чувства Упражнения на ритмическую организацию движений, переключаемость. | В течение всего года |
4. Развитие мелкой моторики пальцев рук. | Совершенствование динамической и статической организации движений. Пальчиковый игротренинг, массаж и самомассаж, шнуровка, работа с мозаикой и конструктором, обводка и штриховка фигур и т.д. Работа по развитию конструктивного праксиса, моделирование букв Игры «Допиши букву», «Пазлы», «Буквенные дорожки», «Найди и покажи» (выделение букв в геометрической фигуре), «Зачеркни неправильную букву». | В течение всего года |
5. Развитие моторики речевого аппарата | Артикуляционные упражнения | В течение всего года |
6. Формирование правильного произношения звуков. | Постановка и автоматизация Ч , Щ | Сентябрь – январь 2023г |
Дифференциация Ч-Ть | Январь – май 2023г | |
8. Формирования слоговой структуры слова | Закрепление навыков точного воспроизведения слов со сложной слоговой структурой. Заучивание рифмовок, стихотворений, рассказов, скороговорок Использование полученных навыков точного воспроизведения слоговой структуры слова в самостоятельной речи. | Сентябрь – декабрь 2023г |
9. Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи. | Уточнение имеющегося словаря существительных и его обогащение Д/и «Кто скорее соберет», «Охотник и пастух», «Назови три предмета», «Аналогии», «Ассоциации», «Что лишнее», «Где это бывает?», «Вот так магазины!». Формирование глагольного словаря: активное усвоение инфинитива, вопросительного и повелительного наклонения глаголов Д/и «Скажи правильно», «Исправь ошибку», «В мире животных», «Кто чем занимается?», «Подбери действия», «Угадай, кто». Введение в речь прилагательных, обозначающих признаки и качества предметов Д/и «Кто больше!», «Расскажи о предмете», «Посылка», «Пять признаков», «Чья? Чей? Чьё? Чьи?». Обогащение активного словаря наречиями, обозначающими местонахождение (там, тут, вот, здесь), количество (мало, много, ничего), оценку действия (хорошо, плохо, громко, тихо), ощущения (тепло, холодно, вкусно и т.д.) Д/и «Наоборот», «В группе как?», «Где кто стоит», «Подбери слово». Обучение подбору слов-синонимов, антонимов, родственных слов Д/и «Дерево родственных слов», «Семья слов», «Закончи предложение и назови слова-неприятели», «Найди другое слово», «Скажи похоже», «Найди противоположное слово». Уточнять слова, обозначающие временные понятия (части суток, дни недели, времена года) Д/и «Месяцы и их последовательность», «Лови, бросай, дни недели называй», «Назови пропущенное слово», «Когда это бывает», «Что за чем?». Обучение употреблению имен существительных в косвенных падежах единственного числа Д/и «Что в магазине?», «Кого, чего не стало?», «Один, пять, девять», «Один - много». Обучение согласованию имен числительных с именами существительными Д/и «Один — два», «Было-стало», «Веселые числа», «Мечты». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами Д/и «Позови ласково», «Большой маленький». Образование множественного числа существительных Д/и «Один-много». Согласование притяжательных местоимений с существительными Д/и «Магазин одежды», «Исправь ошибку», «Выбери картинки», «Чьи предметы?». Практическое употребление в речи простых предлогов: на, в, за, у, к, с, по, над Д /и «Маленькое слово», «Куда села бабочка?», «Посмотри и назови», «Что в чём?», «Где мы были, что видели?». Согласование прилагательных и существительных в роде, числе, падеже Д/и «У кого сколько», «Подскажи словечко», «Посчитай цветы», «Цветок и цветочек». Употребление приставочных глаголов Д/и «Скажи наоборот», «Найди ошибку», «Подскажи действия». Образование сравнительной степени прилагательных Д/и «Доскажи словечко», «А у вас», «Старше или младше?», «Сравни». Обучение распространению предложений путем введения однородных членов предложения Д/и «Художники», «Кто лучше скажет». Обучение употреблению несклоняемых существительных Д/и «Упрямые слова», «Закончи предложение заданным словом», «Послушай и исправь ошибки». | В течение всего года |
10.Формирование функций фонематического слуха и навыков звукового анализа и синтеза Обучение грамоте. | Формирование умения подбирать слова на заданный звук Д/и «Звуковое лото», «Назови слова». Формирование умения опознавать заданный звук в текстах, предложениях, словах, слогах, изолированно Д/и «Назови звук», «Найди общий звук». Закрепление навыка определения позиции звука в слове Д/и «Где спрятался звук?», «В начале, в середине, в конце», «Подумай, не торопись», «Назови последний звук слова», «Подбери слово к схеме». Закрепление навыка подбора слов на заданное количество звуков Д/и «Придумай слово». Закрепление навыка подбора слов на заданное количество слогов Д/и «Придумай слово с определенным количеством слогов», «Придумай слово с определенным количеством слогов». | В течение всего года |
11. Развитие связной речи | Развивать умение вслушиваться в обращённую речь, отвечать на вопросы полными ответами. Закрепление навыка построения предложений из 3-4 слов. Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений, обстоятельств, однородных слов. Работа над распространением предложений с помощью дополнений. Работа над распространением предложений с помощью определений. Работа над распространением предложений с помощью дополнений, определений. Д/и «Найди картинке место», «Хорошо - плохо», «Где начало рассказа?», «Что изменилось?», «Почемучкины вопросы», «Потому что…», «Распространи предложение», «Если бы...», «Нарисуй сказку», «Пословицы, поговорки», «Закончи сам», «Опиши-угадай», «Опиши игрушку», «Волшебный мешочек» («Черный ящик»). | В течение всего года |
12. Организация индивидуальной помощи вне логопедических занятий. | Проведение консультаций, открытых занятий, ведение индивидуальных тетрадей, тетрадей взаимосвязи с воспитателями, работа с родителями. | В течение всего года |
Содержание индивидуального образовательного маршрута по освоению ребёнком АООП, ООП
Ф.И воспитанника
Воспитатели: Гафарова Г.Г, Власенко Л.И.
| Основное содержание развивающей, коррекционной (методы и средства) | Контрольные сроки |
Познавательное развитие | ||
Формирование элементарных математических представлений | Индивидуально через дидактические упражнения: «Заполни прямоугольник», «Числа, встаньте по порядку», «Кто больше, а кто меньше?», «Разделим пополам», «Домики», «Игра с флажками», «Найди парную картинку», «Сколько разных игрушек», «Путешествие», «Звездочки», «Расскажи, что видишь», «Сложи из палочек», «Найди фигуру», «Угадайка», «Времена года», «Забавный счёт». Индивидуальные, подгрупповые, фронтальные: «Переплетённые линии», «Кто первый», «Когда это бывает», «Как расположены фигуры», «Где какие фигуры лежат», «Встань на свое место», «Живое – неживое» «Запрещенное движение». | Октябрь-декабрь |
Ознакомление с окружающим миром | Д/И «Четвертый лишний», «Узнай по описанию», «Построй домик для животного», «Парочки», «Грибная полянка», «Поставь животных на свои места», «Да-нет», «Гнездовья птиц», «Угадай и расскажи», «Зимние запасы», «Чей след?», «Бабочки», «Домик для листочков», «Давайте поселим зверей в наш лес», «Снежинки». | Октябрь-декабрь |
Речевое развитие | Д/у «Скажи наоборот», «Как сказать по-другому» Работа по автоматизации звуков. Формировать навык составления простых предложений по вопросам, по демонстрации действий, умение по схемам, по картинкам. Д/у «Закончи предложение», «Звуковые дорожки»,, «Звуковые песенки», «Сочини рассказ» (по мнемотаблице, по серии сюжетных картин». Работа над развитием фонематического слуха: умение придумывать слово на заданный звук, умение выявлять первый звук в слове; Д/и «Придумай слово на заданный звук», «Весёлая дорожка» Работа над развитием фонематического слуха «Поймай звук», Угадай слово», «Четвёртый лишний». | Октябрь-декабрь |
Взаимодействие с семьей по вопросам реализации ИОМ
Основные направления:
1. Повышение педагогических знаний
2. Оказание содействия в социализации ребенка
Дата | Формы взаимодействия | Содержание работы | Ответственный |
Сентябрь | Родительское собрание | «Основные направления коррекционной работы» Цель: познакомить родителей с основными направлениями коррекционной работы на учебный год. | Чередова И.Н., учитель-логопед |
Ноябрь | Логопедический практикум | «Игры на развитие речевого дыхания» Цель: познакомить родителей с конкретными игровыми методами и приёмами для развития речевого дыхания у детей в домашних условиях. | Чередова И.Н., учитель-логопед |
Декабрь | Семинар-практикум | «Ох, уж эти звуки» Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс | Чередова И.Н., учитель-логопед |
Январь | Педагогическая лаборатория | «Крупная польза мелкой моторики» Цель: вовлечение родителей в образовательный процесс, показать значимость мелкой моторики в речевом развитии детей. | Чередова И.Н., учитель-логопед |
Март | Мастер – класс | «Игры с буквами» Цель: дать рекомендации родителям игровым методам и приёмам в домашних условиях. | Чередова И.Н., учитель-логопед |
Работа с родителями ребенка
Индивидуальная работа с родителями носит консультативный и рекомендательный характер.
Воспитатели: Гафарова Г.Г., Власенко Л.И.
месяц | Вид деятельности |
Сентябрь. |
|
Октябрь – май. |
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка требующего особого внимания. Индивидуальный образовательный маршрут одаренного ребенка на 2015-2016 учебный год
Как можно составить карты по: индивидуальному образовательному маршруту ребенка требующего особого внимания, индивидуальному образовательному маршруту одаренного ребенка на 2015-2016...
Участие в городском практико-ориентированном семинаре: "Разные дети - разные маршруты" (Индивидуальный образовательный маршрут как инструмент эффективного включения обучающегося с ОВЗ в образовательное пространство)
28.02.2017 я выступала на семинаре, где представила историю - образовательный маршрут воспитанника нашего дошкольного отделения с НОДА (ДЦП)....
Индивидуальный образовательный маршрут для ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата - старшая группа Образовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)". Маршрут разработан по программе "Ладушки" И.Каплуново
Индивидуальный образовательный маршрутдля ребенка с нарушением опорно-двигательного аппарата- старшая группаОбразовательная область - "Художественно-эстетическое развитие(музыкальное воспитание)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Цель: выстраивание системы работы с ребенком, имеющим ОВЗ, в условиях: компенсирующей группы....
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)
Совмещенные индивидуальный образовательный маршрут и индивидуальная образовательная программа, мониторинг индивидуального развития для ребенка с ОВЗ (индивидуальная АОП)...
Индивидуальный образовательный маршрут ( важность индивидуального подхода, как выстраивается маршрут, каким образом учитываются индивидуальные особенности, игры)
Уважаемые коллеги, вам представлена статья о важности разработки составления индивидуального образовательного маршрута воспитанника ДОУ, социально - коммуникативное развитие. Основная цель...