Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии
Система работы по формированию фонетико-фонематических представлений
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_fonetiko-fonematicheskih_predstavleniy.docx | 22.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи
Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, формирование у детей правильного звукопроизношения.
Задачи:
- формировать психофизиологические механизмы, обеспечивающие овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);
- формировать речевые навыки фонетически правильной речи, интонационной выразительности.
В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.
Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:
- Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
- Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.
- Формирование интонационной выразительности речи.
- Формирование восприятия устной речи.
Ожидаемые результаты:
Вследствие целенаправленной и систематической работы по развитию фонетико-фонематических функций дети умеют четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, сформирована фонетически правильная речь, интонационная выразительность; созданы предпосылки к овладению чтением и письмом, что является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.
Технология преодоления фонетико-фонематических нарушений речи
- Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата
- Формирование кинестетической основы движений.
- Формирование кинетической основы движений:
- развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;
- развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;
3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений:
- определение положения губ;
- различение узкого и широкого языка.
4. Формирование кинетической основы артикуляторных движений:
- статические упражнения для развития артикуляторной моторики;
5. Развитие динамической координации артикуляторных движений:
- в процессе выполнения последовательно организованных движений;
- в процессе выполнения одновременно организованных движений.
II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях
Рекомендуемая последовательность речевого материала для автоматизации звуков:
- Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным а (в словах с ударением на слоге, без ударения на слоге, в словосочетаниях и предложениях с ударением и без ударения на слоге);
- Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным о;
- Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным у;
- Автоматизация согласного звука в слогах в сочетании с гласным ы;
- Автоматизация согласного звука в прямых слогах с гласными звуками.
III. Формирование интонационной выразительности речи
Формированию интонационной выразительности речи предшествует развитие ритма:
- Восприятие ритма
- Воспроизведение ритма.
Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи
- Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
- Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
- Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
- Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
- Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.
Подготовкой к формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи являются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.
Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи
- Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения:
- упражнения для усвоения ритмики слова;
- упражнения для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.
2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.
3. Работа над интонацией восклицательного предложения.
4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.
Основное внимание в работе по преодолению фонематических нарушений направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).
Работа проводится поэтапно.
I этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.
Задачами этого этапа являются:
- развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне;
- формирование четкого слухового образа звука;
- формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;
- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.
Логопедическая работа на данном этапе проводится в двух направлениях:
- формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов;
- формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.
II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.
Задачей является развитие функций фонематической системы, т.к. совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи) способствуют четкие фонематические представления о звуковом составе языка.
Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:
- развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем);
- развитие фонематического анализа и синтеза.
Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образа отрабатываемого звука в трех направлениях:
- Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
- Выделение звука на фоне слога.
- Выделение звука на фоне слова.
Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.
Проводятся следующие упражнения:
- определение наличия заданного звука в слове;
- выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука;
- определение последовательности и количества звуков в слове;
- определение места звука по отношению к другим звукам.
При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.
В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.
При подборе дидактического и речевого материала нужно учитывать, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.
В процессе формирования более сложных форм фонематического анализа нужно учитывать фонетическую трудность слова и осуществлять переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал должен исключать фонетически сходные звуки.
При формировании фонетического анализа рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала.
- Слоги структуры СГ (согласный – гласный): та, со, му, лу, и т.д.
- Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из закрытого слога: сад, мак, дом, сыр и т.д.
- Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: лапа, сода, рука, дыра и т.д.
- Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, повар, гамак и т.д.
- Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, карман, сугроб и т.д.
- Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, крот, слух, друг и т.д.
- Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, волк, танк, тигр и т.д.
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: столы, трава, стакан, крыло и т.д.
- Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: спутник, правда, смуглый, кружка и т.д.
- Трехсложные слова: самолет, кастрюля, скамейка, настойка и т.д.
Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.
Перспективный план работы по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с нарушениями речи
Разделы работы | Когда, на каких занятиях |
Развитие ручной моторики | В течение года на всех занятиях учителя-логопеда и воспитателей не менее трех раз в день |
Развитие артикуляционной моторики | Ежедневно в течение дня на логопедических, музыкальных занятиях |
Формирование правильной артикуляции звуков, автоматизма их произношения | Ежедневно в течение дня по индивидуальным планам работы учителя-логопеда с детьми; на индивидуальных занятиях воспитателей с детьми; контроль дома со стороны взрослых |
Массаж органов артикуляции | Ежедневно, по индивидуальным планам работы учителя-логопеда с детьми |
Упражнения на развитие фонематического восприятия | Ежедневно на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях |
Формирование восприятия устной речи | Ежедневно на всех занятиях и в режимных моментах в образовательной организации |
Формирование интонационной выразительности речи | Ежедневно на логопедических занятиях, занятиях воспитателей, в режимных моментах |
Развитие навыков фонематического анализа и синтеза | На индивидуальных, подгрупповых т фронтальных логопедических занятиях по плану работы учителя-логопеда |
Литература
Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «СОЮЗ», 2001.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи
В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...
Формирование временных представлений у детей с нарушением речи старшего дошкольного возраста.
теория, практика...
Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.
Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...
КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете
В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи представлено 33 лексических темы, разработанные для ...
Перспективный план по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением речи.
Перспективный план разработан для детей с нарушением речи. Способствует более эффективному усвоению математических представлений детьми с нарушениями речи....
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи
Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи...
Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии
Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...