Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи
учебно-методический материал по логопедии

Крогульская Елена Алексеевна

Система работы по формированию фонетико-фонематических представлений

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_fonetiko-fonematicheskih_predstavleniy.docx22.84 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование фонетико-фонематических представлений у детей с нарушениями речи

Цель: развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа, формирование у детей правильного звукопроизношения.

Задачи:

- формировать психофизиологические механизмы, обеспечивающие овладение фонетической стороной речи (сенсорных и моторных звеньев речевого процесса);

- формировать речевые навыки фонетически правильной речи, интонационной выразительности.

В процессе логопедической работы реализация указанных задач осуществляется в их единстве и взаимосвязи.

Система преодоления фонетико-фонематических нарушений включает в себя следующие разделы:

  1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата.
  2. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях.
  3. Формирование интонационной выразительности речи.
  4. Формирование восприятия устной речи.

Ожидаемые результаты:

Вследствие целенаправленной и систематической работы по развитию фонетико-фонематических функций дети умеют четко и правильно воспринимать звуки речи на слух, сформирована фонетически правильная речь, интонационная выразительность; созданы предпосылки к овладению чтением и письмом, что является необходимым условием психологической готовности детей к усвоению школьных знаний.

Технология преодоления фонетико-фонематических нарушений речи

  1. Развитие ручной моторики и моторики артикуляционного аппарата
  1. Формирование кинестетической основы движений.
  2. Формирование кинетической основы движений:

- развитие динамической координации рук в процессе выполнения последовательно организованных движений;

- развитие динамической координации рук в процессе выполнения одновременно организованных движений;

3. Формирование кинестетической основы артикуляторных движений:

- определение положения губ;

- различение узкого и широкого языка.

4. Формирование кинетической основы артикуляторных движений:

- статические упражнения для развития артикуляторной моторики;

5. Развитие динамической координации артикуляторных движений:

- в процессе выполнения последовательно организованных движений;

- в процессе выполнения одновременно организованных движений.

II. Формирование правильной артикуляции звуков и автоматизма их произношения в различных фонетических условиях

Рекомендуемая последовательность речевого материала для автоматизации звуков:

  1. Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным а (в словах с ударением на слоге, без ударения на слоге, в словосочетаниях и предложениях с ударением и без ударения на слоге);
  2. Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным о;
  3. Автоматизация согласного звука в обратных слогах в сочетании с гласным у;
  4. Автоматизация согласного звука в слогах в сочетании с гласным ы;
  5. Автоматизация согласного звука в прямых слогах с гласными звуками.

III. Формирование интонационной выразительности речи

Формированию интонационной выразительности речи предшествует развитие ритма:

  1. Восприятие ритма
  2. Воспроизведение ритма.

Формирование представлений об интонационной выразительности в импрессивной речи

  1. Формирование общих представлений об интонационной выразительности речи.
  2. Знакомство с повествовательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
  3. Знакомство с вопросительной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
  4. Знакомство с восклицательной интонацией, средствами ее выражения и способами обозначения.
  5. Дифференциация интонационной структуры предложений в импрессивной речи.

Подготовкой к формированию интонационной выразительности в экспрессивной речи являются упражнения для развития силы и высоты голоса, постепенного расширения диапазона голоса, развития его гибкости, модуляции.

Формирование представлений об интонационной выразительности в экспрессивной речи

  1. Работа над интонационной выразительностью повествовательного предложения:

- упражнения для усвоения ритмики слова;

- упражнения для отработки интонационной конструкции, выражающей завершенность в повествовательном предложении.

2. Работа над интонационной выразительностью вопросительного предложения.

3. Работа над интонацией восклицательного предложения.

4. Дифференциация интонационных структур предложений в экспрессивной речи.

Основное внимание в работе по преодолению фонематических нарушений направлено на развитие дифференциации как смыслоразличительных (фонематических) признаков, так и признаков, не являющихся смыслоразличительными (фонетических).

Работа проводится поэтапно.

I этап. Формирование восприятия устной речи на фонетическом уровне.

Задачами этого этапа являются:

- развитие распознавания звуков речи, т.е. восприятия устной речи на сенсомоторном уровне;

- формирование четкого слухового образа звука;

-  формирование слухового контроля над качеством собственного произношения;

- создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических функций.

Логопедическая работа на данном этапе проводится в двух направлениях:

  1. формирование восприятия устной речи в процессе имитации слогов;
  2. формирование восприятия устной речи в процессе различения правильно и искаженно произнесенного звука.

II этап. Формирование восприятия устной речи на фонологическом уровне.

Задачей является развитие функций фонематической системы, т.к. совершенствованию правильного произношения (особенно в процессе автоматизации звуков речи) способствуют четкие фонематические представления о звуковом составе языка.

        Формирование фонематических функций осуществляется в двух направлениях:

- развитие фонематического восприятия (дифференциация фонем);

- развитие фонематического анализа и синтеза.

        Работа на этом этапе начинается с последовательного уточнения произносительного и слухового образа отрабатываемого звука в трех направлениях:

  1. Уточнение артикуляции звука с опорой на зрительное, слуховое, тактильное восприятие, кинестетические ощущения.
  2. Выделение звука на фоне слога.
  3. Выделение звука на фоне слова.

Эта работа проводится на материале слов, содержащих данный звук и не имеющих его. Исключаются слова со сходными акустически и смешиваемыми в произношении звуками.

Проводятся следующие упражнения:

- определение наличия заданного звука в слове;

- выделение первого и последнего звука в слове, нахождение местоположения заданного звука;

- определение последовательности и количества звуков в слове;

- определение места звука по отношению к другим звукам.

        При формировании указанного действия с детьми проводится работа по анализу слова, выяснению, какой звук слышится в слове перед заданным и после заданного звука. Детям предлагается самим подобрать слова, в которых перед заданным звуком или после него слышатся определенные звуки.

В процессе формирования элементарных форм фонематического анализа учитывается, что для выделения звука на фоне слова, вычленения его из слова важное значение имеет позиция звука в слове, характер звука, а также произносительные особенности звукового ряда.

При подборе дидактического и речевого материала нужно учитывать, что согласные звуки легче распознаются, если они находятся в прямом слоге в начале или в середине слова, в обратном слоге в конце слова; труднее – если они находятся в обратном слоге в середине слова, а также в стечении с другими согласными звуками. Трудность выделения звука на фоне слова нарастает с увеличением звукового ряда.

В процессе формирования более сложных форм фонематического анализа нужно учитывать фонетическую трудность слова и осуществлять переход от опоры на проговаривание слова к формированию фонематического анализа в умственном плане, без опоры на проговаривание. Во всех случаях речевой материал должен исключать фонетически сходные звуки.

При формировании фонетического анализа рекомендуется следующее содержание и последовательность предъявления речевого материала.

  1. Слоги структуры СГ (согласный – гласный): та, со, му, лу, и т.д.
  2. Односложные слова без стечения согласных звуков, состоящие из закрытого слога: сад, мак, дом, сыр и т.д.
  3. Двусложные слова, состоящие из двух открытых слогов: лапа, сода, рука, дыра и т.д.
  4. Двусложные слова, состоящие из открытого и закрытого слогов: сахар, кубок, повар, гамак и т.д.
  5. Двусложные слова со стечением согласных звуков на стыке слогов: санки, марка, карман, сугроб и т.д.
  6. Односложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: стол, крот, слух, друг и т.д.
  7. Односложные слова со стечением согласных звуков в конце слова: куст, волк, танк, тигр и т.д.
  8. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале слова: столы, трава, стакан, крыло и т.д.
  9. Двусложные слова со стечением согласных звуков в начале и середине слова: спутник, правда, смуглый, кружка и т.д.
  10. Трехсложные слова: самолет, кастрюля, скамейка, настойка и т.д.

Работа по развитию более сложных форм фонематического анализа способствует совершенствованию слухопроизносительных дифференцировок. После отработки отдельного звука по указанному плану проводится его сопоставление с другими звуками: сначала с артикуляторно близкими, но акустически далекими, затем с артикуляторно и акустически близкими.

Перспективный план работы по формированию фонетико-фонематических представлений в старшей группе для детей с нарушениями речи

Разделы работы

Когда, на каких занятиях

Развитие ручной моторики

В течение года на всех занятиях учителя-логопеда и воспитателей не менее трех раз в день

Развитие артикуляционной моторики

Ежедневно в течение дня на логопедических, музыкальных занятиях

Формирование правильной артикуляции звуков, автоматизма их произношения

Ежедневно в течение дня по индивидуальным планам работы учителя-логопеда с детьми;

на индивидуальных занятиях воспитателей с детьми;

контроль дома со стороны взрослых

Массаж органов артикуляции

Ежедневно, по индивидуальным планам работы учителя-логопеда с детьми

Упражнения на развитие фонематического восприятия

Ежедневно на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных логопедических занятиях

Формирование восприятия устной речи

Ежедневно на всех занятиях и в режимных моментах в образовательной организации

Формирование интонационной выразительности речи

Ежедневно на логопедических занятиях, занятиях воспитателей, в режимных моментах

Развитие навыков фонематического анализа и синтеза

На индивидуальных, подгрупповых т фронтальных логопедических занятиях по плану работы учителя-логопеда

Литература

Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Преодоление речевых нарушений у дошкольников. Санкт-Петербург, издательство РГПУ им. А.И. Герцена, издательство «СОЮЗ», 2001.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

особенности формирования математических представлений у детей с нарушениями речи

В этой статье мной обобщён опыт работы по формированию математических представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи и с задержкой психического развития. К статье прила...

Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи.

Презентация "Формирование временных представлений у детей с нарушениями речи"...

КОМПЛЕКСНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ, ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ КАТЕГОРИЙ, РАЗВИТИ СВЯЗНОЙ РЕЧИ И ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ в группе компенсирующей направленности для дете

В перспективном планировании образовательной деятельности по формированию лексико- грамматических средств языка и развитию связной речи  представлено 33 лексических темы, разработанные для ...

Перспективный план по формированию элементарных математических представлений у детей с нарушением речи.

Перспективный план разработан для детей с нарушением речи. Способствует более  эффективному усвоению математических представлений детьми с нарушениями речи....

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи

Формирование элементарных математических представлений у детей с нарушениями речи...

Формирование зрительно-пространственных представлений у детей с нарушениями речи для преодоления оптической дисграфии, дислексии

Нарушения письменной речи отрицательно сказываются на школьной успеваемости детей, увеличивают сроки овладения школьной программой, вызывают негативное отношение детей к процессу обучения. Как известн...