Формирование грамматического строя речи - "Рассели по домикам" (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)
консультация по логопедии (старшая группа)

Татьяна Михайловна

В данном материале даются рекомендации по формированию грамматического строя речи у детей с речевыми нарушениями.

Дидактическая игра "Рассели по домикам" поможет детям научиться согласовывать местоимения с существительными в роде и числе

(он мой мальчик - она моя  девочка - оно моё сердечко - они мои дети)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_grammaticheskogo_stroya_rechi.ppsx2.81 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 9 «Черепашка» Подготовила учитель-логопед Бадалян Т.М. г.Радужный

Слайд 2

Правила образования грамматических форм слов, словосочетаний и предложений составляют суть грамматического строя языка. С учётом постоянного увеличения числа дошкольников с речевым недоразвитием проблема формирования у них грамматических средств речи занимает важнейшее место в современной логопедии, а вопрос о методике их развития и коррекции становится одним из самых актуальных. Одновременно необходимо указать, что ведущим видом деятельности дошкольника является игра и эффективнее всего методики по развитию дошкольника строить как раз на использовании специально разработанных игр. Игра – единственная форма деятельности ребёнка, которая во всех случаях отвечает его организации. Никогда она не предъявляет ему требований, которые он не мог бы выполнить, и вместе с тем она требует от него некоторого напряжения сил. Игры являются одним из важнейших средств развития самостоятельной речевой деятельности, при этом следует помнить об их значении в целом как средства физического, умственного, нравственного и эстетического воспитания у детей.

Слайд 3

Для дошкольников с речевым недоразвитием овладение грамматическими категориями представляет особую сложность. Формирование полноценной речи детей с недоразвитием речи при помощи игровых ситуаций является актуальной проблемой. Овладеть грамматическим строем речи – значит научиться правильно употреблять падежные окончания слов, глагольные формы, местоимения, прилагательные, числительные, согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе, правильно строить сложносочинённые и сложноподчинённые предложения и т.д.

Слайд 4

Очень важно учить ребёнка пониманию значений грамматических форм как можно раньше. В процессе их усвоения приобретаются грамматические навыки, формируется грамматический строй речи. А современный ребёнок должен овладеть системой родного языка уже к 4,5—5 годам. Если смысл грамматических форм остаётся ребёнку непонятен, он будет затрудняться и в понимании высказываемых мыслей. Ребёнок, не усвоивший в практической речи грамматического строя родного языка до школы, испытывает затруднения в усвоении учебного материала в школе. Постепенность овладения грамматическим строем речи объясняется не только возрастными закономерностями нервной деятельности ребёнка, но и сложностью грамматической системы русского языка. Когда же у ребёнка имеется недоразвитие речи, формирование грамматического строя происходит с ещё большими трудностями: темп усвоения более медленный, выявляются затруднения как в выборе грамматических средств для выражения мыслей, так и в их комбинировании. Поскольку в игре обучение идёт успешнее, чем при использовании только дидактических методов и приёмов, формировать грамматически правильную речь нужно в ходе специальных игр и игровых упражнений с наглядным материалом.

Слайд 5

Вашему вниманию предлагается дидактическая игра, которая поможет вашему ребёнку научиться согласовывать местоимения с существительными в роде и числе.

Слайд 6

Цель игры: Учить согласовывать имена существительные с личными местоимениями он, она, оно, они. Учить различать род притяжательных местоимений мой, моя, моё, мои.

Слайд 7

Ход игры: Предложить ребёнку разложить картинки в домики с названиями «он», «она», «оно», «они» Картинки, про которые можно сказать «мой», ребёнок кладёт в домик под названием «он» Картинки, про которые можно сказать «моя», ребёнок кладёт в домик под названием «она» Картинки, про которые можно сказать «моё», ребёнок кладёт в домик под названием «оно» Картинки, про которые можно сказать «мои», ребёнок кладёт в домик под названием «они» Примечание: игру можно организовать с предметными картинками и соответствующими изготовленными самостоятельно домиками. Вашему вниманию предлагается следующий вариант игры

Слайд 8

Как играть в данную игру? Предложите ребёнку внимательно рассмотреть домики, обратите внимание ребёнка на то, что в одном из них живёт мальчик, про него можно сказать он , он мой мальчик . Во втором домике живёт девочка , про неё можно сказать она , она моя девочка. В третьем домике «живёт» сердечко , про него можно сказать оно, оно моё сердечко . В четвёртом домике живут дети , про них можно сказать они , они мои дети. Далее на экране поочерёдно появляются картинки. Ребёнок называет картинку и определяет, в каком домике будет «жить» эта картинка. Например, на экране появляется картинка с изображением бабочки. Ребёнок говорит: «Это бабочка. Она будет жить в домике, где живёт девочка, потому что про девочку можно сказать она моя и про бабочку так же можно сказать она моя : она моя бабочка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи

Формирование грамматического строяречи у дошкольниковс общим недоразвитием речи...

Конспект Организованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?» (в рамках реализации годовой задачи "Формирование грамматического строя речи")

КонспектОрганизованной образовательной деятельности по развитию грамматического строя речи в старшей группе. Тема: «Кто в зоопарке живёт?»(в рамках  реализации годовой задачи "Формирование грамма...

Семинар –практикум для воспитателей: Формирование грамматического строя речи дошкольника. Игры с мячом, направленные на развитие грамматического строя речи, обобщение и расширение словарного запаса.

Данный материал направлен на актуализацию знаний педагогов ДОУ по вопросу формирования грамматического строя речи. Практическая часть поможет вспомнить игры с мячом, направленные на решение задач по р...

Блок "Развиваем грамматический строй" Игры на формирование грамматического строя речи.

У детей дошкольного возраста грамматическое оформление речи еще недостаточно сформировано, часто встречаются ошибки и неточности. Задача родителей помочь ребенку в игровой форме усвоить правильн...

Презентация "Особенности усвоения детьми грамматических категорий. Приемы и методы работы по формированию грамматического строя речи".

В презентации представлен материал о направлениях в изучении грамматического строя речи, развитии грамматического строя речи у детей в онтогенезе, возможные нарушения в речи детей при его становлении....

Технологическая карта занятия по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря «Бабушкин огород».

Технологическая карта занятия  по формированию грамматического строя речи и формированию и активизации словаря«Бабушкин огород»....

Методика проведения специальных грамматических упражнений и дидактических игр по формированию грамматического строя речи в старшей группе

В процессе овладения речью ребенок приобретает навыки образования и употребления грамматических форм.Формирование грамматического строя речи у ребенка –дошкольника включает работу над морфологие...