Общее недоразвитие речи III уровня.
статья по логопедии

В статье пойдет речь о причинах и коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл onr_iii_urovnya.docx17.59 КБ

Предварительный просмотр:

Общее недоразвитие речи III уровня

Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи звуковой, лексико-грамматической и семантической при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.

Выделяют 4 уровня ОНР. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.

Как проявляется нарушение

  • неправильное произношение звуков;
  • сложные сочетания звуков заменяются простыми;
  • нарушения слоговой структуры слов в виде переставления слогов в слове;
  • второстепенные члены предложения в речи отсутствуют;
  • ребенок испытывает трудности, пытаясь образовать форму множественного числа того или иного существительного;
  • в речи малыша окончания глаголов и прилагательных не согласуются с падежными окончаниями существительных;
  • рассказывая что-то, малыш нарушает логику изложения, упускает существенные детали.

Эксперты обращают внимание родителей на то, что логопедический диагноз ОНР 3 уровня ставится детям, у которых нет интеллектуальных отклонений и биологических дефектов в строении слухового анализатора.

Какие основные причины

Общее речевое недоразвитие третьего уровня может иметь как биологическую, так и социальную природу. В качестве основных биологических причин формирования ОНР 3 уровня дефектологи называют:

  • курение матери во время беременности, употребление ею алкогольных напитков;
  • острый токсикоз;
  • тяжелые роды;
  • поражения нервной системы органической природы, влекущие за собой патологии формирования высших психических функций;
  • врожденная энцефалопатия;
  • инфекционные заболевания в период новорожденности и младенчества;
  • слабое развитие мышц артикуляционного аппарата;
  • травмы головы, при которых были повреждены нервные окончания и речевой центр.

Однако лексические ошибки и нарушение грамматического строя речи могут появиться у ребенка, который не имеет биологических предпосылок к возникновению ОНР 3 вида.

Социально-психологические причины?

  • малыш воспитывается в семье глухонемых родителей;
  • мать и отец ребенка говорят на разных языках;
  • неблагоприятная речевая среда дома (родители мало общаются с малышом, мать эмоционально холодна);
  • отношения между членами семьи конфликтны;
  • длительное нахождение ребенка в стрессовой ситуации.

К чему может привести нарушение

Вовремя не устраненный логопедический диагноз может привести к таким последствиям, как:

  • отставание в развитии психических структур;
  • неразборчивый почерк;
  • дисграфия (расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания).;
  • дислексия (распознаванием слов при чтении, а также при письме под диктовку);
  • Дизорфография (способность применять правила при письме);
  • школьная дезадаптация.

 Это все является причиной плохой школьной неуспеваемости.

Коррекционно-развивающая работа

Коррекционно-развивающая работа начинается с логопедического обследования.

В результате полученных данных логопед составляет индивидуальный логокоррекционный маршрут. На основе этого маршрута логопед проводит индивидуальные занятия с детьми 2 – 3 в неделю, по 10 – 20 минут.

Основу педагогического сопровождения ребенка, у которого диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня, составляют систематические фронтальные логопедические занятия. В программу занятий входят:

  • формирование правильного звукопроизношения;
  • расширение лексико-грамматических знаний ребенка;
  • задания на развитие фонетико-фонематического восприятия;
  • совершенствование навыков связной речи;
  • артикуляционная гимнастика;
  • дыхательные упражнения;
  • подготовка к овладению навыками чтения и письма.

Логопедом проводятся в неделю - 2 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также 2 занятия по формированию фонетической стороны речи и звукопроизношения.  

Чтобы эффект комплексного сопровождения ребенка с ОНР 3 уровня был стойким, необходимо продолжить работу с ребенком дома, выполняя рекомендации логопеда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня

Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...

Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня

Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...

Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.

Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....

Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.

Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.

Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...

Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня

Предлагаемые ниже задания предназначены для обсле­дования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии кри­териями. В отличие от общепринятых приемов обследо­вания, направлен...