Общее недоразвитие речи III уровня.
статья по логопедии
В статье пойдет речь о причинах и коррекционной работе с детьми с ОНР III уровня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr_iii_urovnya.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Общее недоразвитие речи III уровня
Общее недоразвитие речи (ОНР) – нарушение формирования всех сторон речи звуковой, лексико-грамматической и семантической при различных сложных речевых расстройствах у детей с нормальным интеллектом и полноценным слухом.
Выделяют 4 уровня ОНР. Каждая группа характеризуется определенной степенью выраженности речевого недоразвития. Общее речевое недоразвитие 1 и 2 степеней оцениваются как тяжелые нарушения, в то время как ОНР III считается умеренным отклонением от нормы. Тем не менее, она тоже требует вмешательства логопеда, поскольку уровень сформированности языковых средств не отвечает возрастной норме.
Как проявляется нарушение
- неправильное произношение звуков;
- сложные сочетания звуков заменяются простыми;
- нарушения слоговой структуры слов в виде переставления слогов в слове;
- второстепенные члены предложения в речи отсутствуют;
- ребенок испытывает трудности, пытаясь образовать форму множественного числа того или иного существительного;
- в речи малыша окончания глаголов и прилагательных не согласуются с падежными окончаниями существительных;
- рассказывая что-то, малыш нарушает логику изложения, упускает существенные детали.
Эксперты обращают внимание родителей на то, что логопедический диагноз ОНР 3 уровня ставится детям, у которых нет интеллектуальных отклонений и биологических дефектов в строении слухового анализатора.
Какие основные причины
Общее речевое недоразвитие третьего уровня может иметь как биологическую, так и социальную природу. В качестве основных биологических причин формирования ОНР 3 уровня дефектологи называют:
- курение матери во время беременности, употребление ею алкогольных напитков;
- острый токсикоз;
- тяжелые роды;
- поражения нервной системы органической природы, влекущие за собой патологии формирования высших психических функций;
- врожденная энцефалопатия;
- инфекционные заболевания в период новорожденности и младенчества;
- слабое развитие мышц артикуляционного аппарата;
- травмы головы, при которых были повреждены нервные окончания и речевой центр.
Однако лексические ошибки и нарушение грамматического строя речи могут появиться у ребенка, который не имеет биологических предпосылок к возникновению ОНР 3 вида.
Социально-психологические причины?
- малыш воспитывается в семье глухонемых родителей;
- мать и отец ребенка говорят на разных языках;
- неблагоприятная речевая среда дома (родители мало общаются с малышом, мать эмоционально холодна);
- отношения между членами семьи конфликтны;
- длительное нахождение ребенка в стрессовой ситуации.
К чему может привести нарушение
Вовремя не устраненный логопедический диагноз может привести к таким последствиям, как:
- отставание в развитии психических структур;
- неразборчивый почерк;
- дисграфия (расстройство навыков письма, которое проявляется невозможностью или трудностью в соотнесении звуков устной речи и букв, их звучания и начертания).;
- дислексия (распознаванием слов при чтении, а также при письме под диктовку);
- Дизорфография (способность применять правила при письме);
- школьная дезадаптация.
Это все является причиной плохой школьной неуспеваемости.
Коррекционно-развивающая работа
Коррекционно-развивающая работа начинается с логопедического обследования.
В результате полученных данных логопед составляет индивидуальный логокоррекционный маршрут. На основе этого маршрута логопед проводит индивидуальные занятия с детьми 2 – 3 в неделю, по 10 – 20 минут.
Основу педагогического сопровождения ребенка, у которого диагностировано общее недоразвитие речи третьего уровня, составляют систематические фронтальные логопедические занятия. В программу занятий входят:
- формирование правильного звукопроизношения;
- расширение лексико-грамматических знаний ребенка;
- задания на развитие фонетико-фонематического восприятия;
- совершенствование навыков связной речи;
- артикуляционная гимнастика;
- дыхательные упражнения;
- подготовка к овладению навыками чтения и письма.
Логопедом проводятся в неделю - 2 занятия по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи, а также 2 занятия по формированию фонетической стороны речи и звукопроизношения.
Чтобы эффект комплексного сопровождения ребенка с ОНР 3 уровня был стойким, необходимо продолжить работу с ребенком дома, выполняя рекомендации логопеда.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие фразовой речи у заикающихся дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности. В конце XIX в. психиатр И.А...
Перспективный план работы по формированию навыков связной речи в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи III уровня
Очень часто у детей с речевыми нарушениями наблюдается отставание в развитии связной речи. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, выполняет важную роль в процессе в...
Развитие речи у детей со сложными дефектами (системное недоразвитие речи с тугоухостью, общее недоразвитие речи- I уровня) в условиях логопедической группы.
Представлен опыт работы учителя-логопеда по развитию речи у детей с кохлеарным имплантом (КИ) первого года обучения в условиях логопедической группы....
Фонетическая ритмика как средство развития речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня.
Фонетическая ритмика – система специальных упражнений, сочетающая речь и движение, где проговаривание речевого материала (звуков, слогов, текстов) сопровождается движениями (рук, ног, головы, ко...
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-логопеда и воспитателей логопедической группы.
Дидактическая игра как средство коррекции устной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в совместной непосредственно- образовательной коррекционной деятельности учителя-лого...
Диагностические задания для обследования речи детей с общим недоразвитием речи III уровня
Предлагаемые ниже задания предназначены для обследования речи дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня в соответствии критериями. В отличие от общепринятых приемов обследования, направлен...