Тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя старшей группы компенсирующей направленности
учебно-методический материал по логопедии (подготовительная группа)

Представлена тетрадь взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя, которая составлена с учётом комплексно-тематического планирования подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи. Тетрадь взаимодействия направлена на закрепление воспитателем формируемых на логопедических занятиях речевых умений, а так же может быть использована как один из способов осуществления мониторинга усвоения детьми речевых умений, что позволяет более эффективно выстроить свою коррекционно-развивающую работу: проанализировать и внести дополнения, дать актуальные рекомендации специалистам по закреплению формируемых речевых эталонов в различных видах деятельности:  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tetrad_logopeda.docx114.52 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕТРАДЬ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И

ВОСПИТАТЕЛЯ

Подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Автор-составитель:

учитель-логопед

МБДОУ № 12

г.Красноярска

Матвеева Мария Валерьевна

Сентябрь: 2-3 неделя – Лексические темы: Осень. Сбор урожая (Овощи.Фрукты).

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

В огород пойдём, урожай соберём (шагают на месте)

Мы моркови натаскаем (имитация)

И картошки накопаем («копают»)

Срежем мы кочан капусты («срезают»)

Круглый, сочный, очень вкусный! («показывают круг руками»)

Щавеля нарвём немножко («рвут» 3 раза)

И вернёмся по дорожке.

(Дети шагают на месте)

  1. Развитие артикуляционной моторики
  • Щечки-яблочки (Надуть обе

щеки, удерживать под счёт до 7).

  • Спрячем сливу за щеку. Надувать

попеременно то правую, то левую щеку.

  • Язычок-листок (упражнение «лопатка» под счёт до 7).
  • Язычок-листок прикрыл яблочка бочок. (Поднять язык вверх и закрыть верхнюю губу).
  • Вкусное варенье
  • Чашечка для варенья.
  • Качели в саду.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

«Где спрятался гласный звук?»:определение места гласного в словах (начало, середина, конец).

«Назови гласный в середине слова», «Назови последний гласныйзвук».

Выкладывание звуковых схем: сок, сад, лук, тыква, банан, лимон.

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Упражнение «Собираем урожай» (актуализация глаголов «убирать», «копать», «дергать», «срезать», «срывать»).

Упражнение «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к овощам и фруктам): гладкий, шероховатый, сочный, спелый, зрелый, круглый, овальный … .

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) Игра «В огороде много…» (употребление существительных в Р.п.). Моркови, свёклы, гороха, огурцов, ...

«Сколько овощей (фруктов)?»(согласование существительных с числительными):считаем овощи (фрукты) до пяти.

Б) Упражнение «Назови ласково» (огурец – огурчик, … ).

Игра«Какойсок, варенье, салат». Сок из яблока — яблочный, варенье из яблок — яблочное. Груша, апельсин, виноград, персик, абрикос, … .

В) составление сложносочинённых предложений о сборе  урожая с союзом А.

  1. Развитие связной речи

Опиши овощ, фрукт (по плану).Узнай по описанию (составление и отгадывание описательных загадок).

Индивидуальная работа

ФИО ребёнка

Задание

Примечание воспитателя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

Сентябрь: 4 неделя – Лексическая тема: Осень: изменения в природе, природные явления.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Меж еловых мягких лап

Дождик тихо кап, кап, кап! (Дети поочередно то поднимают, то опускают руки перед собой ладонями вверх).

Где сучок давно засох,

Вырос мох, мох, мох! (Дети медленно приседают с опущенными, прижатыми к корпусу руками.Кисти рук слегка отведены в стороны, ладонями «смотрят» вниз).

Где листок к листку прилип,

Появился гриб, гриб, гриб! (Дети медленно поднимаются, держась руками за голову, как за шляпку)

Кто нашёл его, друзья? (Дети стоят прямо, пожимая плечами)

Это я! Это я! Это я! (Дети прижимают руки к груди, утвердительно кивая головой).

  1. Развитие артикуляционной моторики

Комплекс «Осень».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [j]: звуковой анализ слов «май», «зайка», «майка».

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Упражнение «Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к осенним листьям): гладкий, круглый, овальный, резной, красный, жёлтый, багряный, … .

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения. Предлоги.

А) Игра «Один-много» (употребление существительных во мн.ч. И.п.).Туча – тучи, ветер, дождь, лист, зонт, гриб, ягода, … .

Б) Упражнение «Какой лист?»: образование относительных прилагательных (берёзовый, кленовый, осиновый, рябиновый, тополиный, дубовый, смородиновый, малиновый, … ).

В) Составление предложений с предлогом «С» об осенних листьях (Багряный, резной лист упал с берёзы). Сколько слов в предложении?

  1. Развитие связной речи

Беседа по картине «Осень в парке». Составление рассказов по картине. Рассказывание стихов об осени. Чтение произведений К.В. Лукашевич «Осень», К. Ушинского «Осень», русской народной сказки «Мужик и медведь».

4 неделя – Лексическая тема: Профессии в детском саду

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Солнце скрылось за домами, «Солнышко» над головой.

Покидаем детский сад. Шаги на месте.

Я рассказываю мамеПоказывают на себя, а потом на воображаемую маму.

Про себя и про ребят. Показывают на себя, а потом на других ребят.

Как мы хором песни пели, Далее движения по тексту.

Как играли в чехарду,

Что мы пили, что мы ели,

Что читали в детсаду.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбка» - «трубочка»;

«лопатка»;

«удержание языка на верхней губе» под счёт до 10;

«Вкусное варенье»;

«часики».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Поймай звук»: хлопни на звук [О] (в слогах, словах).

Игра «Паровозик» (определение места звука в слове (звук [О] в ударной позиции: озеро, окна, Оля, кино, кольцо, колесо, ведро, … )).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Существительные: профессия, заведующий, воспитатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, инструктор по физкультуре, логопед, повар, медсестра, психолог.

 Прилагательные: умный, сильный, добрый, трудолюбивый.

Глаголы: учить, лепить, воспитывать, играть, петь, прыгать.

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) умения строить предложения.

А) Игра «Один – много». Воспитатель - воспитатели. И т.д

Игра «Кому что нужно?» (употребление существительных Дательного падежа единственного числа, например, Пластилин нужен воспитателю)

Б) составление сложноподчинённых предложений с союзом «чтобы» по образцу («Пластилин нужен воспитателю, чтобы лепить»).

  1. Развитие связной речи

Опиши профессию (по плану).

Узнай по описанию.

Октябрь:1-я неделя – лексическая тема: Дикие животные

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Зайцу холодно сидеть, (Присесть на корточки)

Нужно лапочки погреть. (Встать, потереть ладошки друг о друга)

Лапки вверх, лапки вниз, (Поднять руки вверх, опустить)

На носочках подтянись. (Встать на носочки, потянуться вверх)

Лапки ставим на бочок, (Поставить руки на пояс)

На носочках скок-скок-скок. (Прыжки на месте)

А затем вприсядку, (Делать приседания)

Чтоб не мёрзли лапки.

Прыгать заинька горазд, (Прыжки на месте)

Он подпрыгнул десять раз.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Белочка собирает грибы (упражнение «грибочек»).

Белочка цокает (упражнение «лошадка»).

Мишка слизывает мед («вкусное варенье»)

Удержание чашечки с мёдом под счёт до 5-7.

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов, звукобуквенного анализа-синтеза

Буква Е: чтение слогов с буквой, закреплять правила чтения коротких слов с буквой Е: лес, мел, сел.

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Игра «Части и целое» (назови части телаживотного). Повторить названия частей телаживотных: ноги (лапы), голова, шея, туловище,уши, хвост, рога.

«Что делает?» (кто, как подает голос?).Подбирать и согласовывать действия с предметами: по голосу – медведь ревёт, волквоет, лисица тявкает, …

«Какой? Какая?» (подбери признак кживотному). Подбиратьпризнаки с предметами: бурый медведь, рыжая

лиса, косой заяц, быстрый олень, колючий ёж.

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) Игра «Один – много». Лиса - лисы. И т.д

Б) Д/у «У кого кто?» (назови детеныша).

«Чей, чье, чья, чьи?»(у лисы есть голова,чья голова?) Образовывать притяжательныеприлагательные и согласовывать их ссуществительными: лапа (чья?) - медвежья,

лисья, оленья, волчья, беличья, лосиная,заячья, … хвост (чей?) – медвежий, лисий,олений, волчий, беличий, заячий, … ухо (чьё?)– медвежье, лисье, беличье, оленье, волчье,

заячье, …

В) составление сложных предложений с союзом А и предлогом В, их распространение за счёт прилагательных. Например, Рыжая лиса живёт в норе, а серый волк живёт в логове.

  1. Развитие связной речи

Развивать умение составлять описательный рассказ с опорой на предметно-графический план: Опиши животное (по плану).Узнай по описанию.

Лексическая тема: Домашние животные

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Кошка

Вот окошко распахнулось (руки в стороны)

Вышла кошка на карниз.(имитация мягкой, грациозной походки кошки)

Посмотрела кошка вверх, (запрокинуть голову, посмотреть вверх)

Посмотрела кошка вниз. (опустить голову, посмотреть вниз)

Вот налево повернулась, (повернуть голову налево)

Проводила взглядом мух.(повернуть голову направо, взглядом «проводить» муху)

Потянулась, улыбнулась(соответствующие движения и мимика)

И уселась на карниз.

  1. Развитие артикуляционной моторики

Удержание «лопатки»;

«Кошка сердится»;

«Молоко для кошки»: удержание чашечки до 7;

«оближем верхнюю губу»; «грибок», «лошадка», «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Буква Е: «Узнай букву»;

Закреплять умение читать слоги с буквой, правила чтения коротких слов с буквой Е.

Звуковой анализ слов «кошка», «козы», «конь».

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Игра «Части и целое» (назови части тела животного). Повторить названия частей тела животных: ноги (лапы), голова, шея, туловище, уши, хвост, рога.

«Что делает?» (кто как подает голос?).

«Какой? Какая?» (подбери признак кживотному).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай животных» (согласование существительных с числительными).

Б) Д/у «У кого кто?» (назови детеныша).

«Чей, чье, чья, чьи?»: образование притяжательных прилагательных и согласовывание их ссуществительными: кошачий хвост.

В)закреплять умение детей использовать в речи сложносочинённые предложения с предлогом У и союзом Аи распространять их с помощью прилагательных (У пушистой серой кошки маленький рыжий котёнок, а у лохматой собаки щенок).

  1. Развитие связной речи

Развивать умение составлять сравнительные описательные рассказы с опорой на предметно-графический план.

Чтение произведений (Е.Чарушин «Что за зверь?», Л.Н. Толстой «Котёнок», И.Акимушкин «Чем кролик на зайца похож»).

3-я неделя – лексическая тема: Животные жарких стран

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Вот по джунглям тигр крадётся. Имитируют походку

Кто же тигру попадётся? Смотрят направо-налево.

У него длина два метра,  Широко разводят руки.

Чуткий слух Показывают тигриные уши

И зоркий глаз. Показывают бинокль

Антилопу и оленя делают резкое хватательное

Он ловил уже не раз. движение правой, а затем левой руки

У него полосок много, рисуют полоски руками по телу

Очень острые клыки, показывают зубы

У него с когтями лапы. показывают ладони с полусогнутыми пальцами

От него, дружок, беги! грозят пальцем.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«заборчик» - «трубочка», «маляр», «чашечка», «грибочек», «лошадка», «гармошка».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Буква Ё: «Узнай букву», «Допиши букву»;

Развивать умение читать слоги с буквой Ё.

Звуковой анализ слов «утка», «гусь».

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Игра «Части и целое» (назови части тела заданного животного).

 «Какой? Какая?» (подбери признак кживотному).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай животных» (согласование существительных с числительными).

Б) Д/у «У кого кто?» (назови детеныша).

«Чей, чье, чья, чьи?»: образование притяжательных прилагательных: слоновий хвост.

В)закреплять умение детей использовать в речи сложносочинённые предложения с предлогом У и союзом А и распространять их с помощью прилагательных (У огромной серой слонихи крошечный слонёнок, а у высокого жирафа –  жирафёнок).

  1. Развитие связной речи

Развивать умение составлять сравнительные описательные рассказы о животных с опорой на предметно-графический план.

4-5я недели – лексическая тема: Профессии

Направления работы:

Игры и упражнения

        Примечания воспитателя

  1. Развитие моторики

Доктор измерил температуру,

А музыкант на флейте сыграл,

Строитель кирпичную стену построил,

Художник картину нарисовал.

Повар сварил очень вкусные щи.

Скорей пять профессий ты здесь отыщи (имитация действий по тексту).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«заборчик» - «трубочка», «маляр», «чашечка», «грибочек», «лошадка», «гармошка», «часики», «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Буквы Е-Ё: игры «найди букву», «узнай букву», «Допиши букву».

Чтение слогов с данными буквами, коротких слов.

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Кто что делает» (упражнять в подборе действий к существительным): продавец, швея, портной, художник, парикмахер, строитель, врач, медсестра, учитель, пожарный, … .

«Угадай по действию»: водит машину (водитель), учит детей - …, рисует картины - … .

  1. Развитие грамматического строя:

А) А) словоизмения;

Б) Б) словообразования;

Б)В) предлоги;

Г)Г)умения строить предложения.

А) «Кому что нужно для работы?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч.: повару – поварёшка, … ; Д.п. ед.ч.: указка – учителю, бинт – медсестре. + добиваться ответов полными предложениями (Поварёшка нужна повару).

«Кто чем работает? » (упражнять в употреблении Творительного падежа существительных): художник рисует чем? … Врач измеряет температуру чем?... , … . Добиваться ответов полными предложениями (Художник рисует красками).

Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): названия профессий (врач, повар, учитель, воспитатель, продавец, строитель, … ).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (строителей), (врачей), (воспитателей), … .

Б) Образование названий профессий: учит детей – учитель; воспитывает детей – воспитатель; вставляет стёкла – стекольщик; кладёт печь – печник.

В, Г) НАД, ПОД, МЕЖДУ, ПЕРЕД, ЗА (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

Составление: сложносочинённых предложений с союзом А (Указка нужна учителю, а кисть - художнику);

Сложноподчинённых предложений с союзом ЧТОБЫ: Кисть нужна художнику, чтобы рисовать.

6. Развитие связной речи

Беседа о профессиях. Составление и отгадывание описательных загадок о профессиях (по схеме).

5-я неделя – лексическая тема: Музыкальные инструменты

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Ёжик в лапки взял гармошку, (дети имитируют движения)

Топнул правой, левой ножкой, (топают правой, затем левой ногой)

Всех животных он позвал, (машут рукой по отношению к себе)

На гармошке заиграл (имитируют игру на гармошке).

Белки взяли балалайки (имитируют игру на балалайке),

Прискакали сразу зайки (прыгают на двух ногах с продвижением вперёд),

В барабаны стали бить,

Ритм весёлый выводить (имитируют игру на барабане).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»;

«лопатка» (удержание под счёт до 7);

«чашечка» (удержание под счёт до 7);

«вкусное варенье»;

«лошадка»;

«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Игра «Хлопни на звук [К]»

«Паровозик» (со звуком [К]).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к музыкальным инструментам)

  1. 5. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) А) Игра «Один – много». Пример: гитара - гитарЫ. И т.д

Упражнение «Скажи со словом «много»: много балалаек, много гармошек.

Б) Д/у «Назови ласково»: балалайка –балалаечка.

«Угадай профессию»: образование профессий музыкантов, например «Играет на пианино» (пианистка), «Играет на трубе» (трубач).

В) составление простых распространённых предложений по теме с предлогом НА и их анализ (Рома играет на трубе).

  1. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов-загадок о музыкальных инструментах.

Ноябрь 1-я неделя – лексические темы: Мой город. Моя страна.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Раскинулась моя страна от севера до юга (руки вверх, вниз)

Когда в одном краю весна, (машут руками как птички)

В  другом снега и вьюга. (обхватывают себя руками как будто замерзли)

И поезд по стране моей  (изображают движение поезда)

К границе от границы (руки слева направо)

Не меньше, чем за десять дней (показывают на пальцах)

И то едва домчится.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«заборчик» - «трубочка», «маляр», «чашечка», «грибочек», «лошадка», «гармошка», «часики», «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Буква Ю: «Узнай букву», «Допиши букву»;

Развивать умение читать слоги и слова с буквой  Ю.

Звуковой анализ слов «улица», «дом».

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «город», «Родина», «улица»)

«Скажи наоборот» (подбор слов антонимов: широкий - узкий, высокий – низкий, длинный – короткий, … ),

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) умения строить предложения.

А) Игра «Один – много»: употребление существительных множественного числа Именительного падежа: город— города. И т.д.

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): В России много … (гор, рек, морей, … ).

Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): города, улицы, реки, мосты.

Б) Упражнение «Назови ласково» (улица–улочка, … ).

Упражнение «Что сделали?» (Образование глаголов с помощью приставок): приехали, проехали, уехали, переехали, выехали, заехали, проехали. И с глаголами «лететь», «плыть».

В) составление сложноподчинённых предложений с союзом «потому что».

  1. Развитие связной речи

Беседа о России, о городе Красноярске (рассматривание иллюстраций, беседа по рассказу «Что такое Родина?» (Т.Коти «Моя первая книга о России»)).

2-я неделя – Лексическая тема: Зимующие птицы

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Мы повесили кормушки,(имитируют движения)

В них насыпали зерно.

Для голодных птиц зимою

Очень вкусное оно.

Прилетайте к нам, синицы, (загибают по очереди пальцы,

Голубь, клёст и воробей! перечисляют птиц)

И, конечно, ждём мы в гости

Красногрудых снегирей. (гладят по груди)

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»;

«лопатка» (удержание под счёт до 7);

«чашечка» (удержание под счёт до 7);

«вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Буква Я: «Узнай букву», «Допиши букву»;

Развивать умение читать слоги и слова с буквой  Ю.

Звуковой анализ слова «синица».

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к зимующим птицам)

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Игра «Один – много». Синица – синицы, воробей - воробьи.

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Прилетело много … (ворон, сорок, сов, … ).

Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем зимующих птиц.

Б) Упражнение «Назови ласково» (синица–синичка, воробей - воробышек… ).

Упражнение «Что сделала?» (Образование глаголов с помощью приставок): прилетела, улетела, вылетела, перелетела.

Упражнение «Какой? Какая?» (образование сложных прилагательных): у синицы жёлтая грудка, она … (желтогрудая), … .

В) Упражнение «Скажи, где птица?» (употребление предлогов над, под, на, к, в, между, перед, за в предложениях)

Г) составление простых распространённых предложений с простыми предлогами и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о птицах по плану. Отгадывание описательных загадок.

3-я неделя – Лексическая тема: Горы, скалы, вулканы.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Руки подняли и потянулись к снежным горам.

Ниже спустились и удивились скалистым горам.

Руки подняли и покачали

Это деревья в горах.

Руки согнули, кисти встряхнули, ветер сбивает снежную пыль.

В сторону руки, сильно помашем

Это орлы к нам летят

Как они сядут тоже покажем

Крылья сложили назад.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»;

«лопатка» (удержание под счёт до 7);

«чашечка» (удержание под счёт до 7);

«вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [М]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку», «Где находится звук в слове?».

Выкладывание схем слов («ком», «Тома», «мама»).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «мама», «папа», «бабушка», «дедушка» с опорой на сюжетные картинки и без них).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем членов семьи. Например, одна бабушка, две бабушки, …, пять бабушек.

Б) Упражнение «Назови ласково» (дочь–доченька, сын - сыночек… ).

Упражнение «Чей? Чья?» (образование притяжательных прилагательных:Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папинУ Пети есть мяч. Мяч чей? - …

В) Упражнение «Кто где находится?» (употребление предлогов за, перед) с опорой на предметную и иллюстративную наглядность.

Г) составление простых распространённых предложений с простыми предлогами и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Беседа о семье. Составление рассказов-презентаций «Моя семья».

4-я неделя – Лексическая тема: Домашние питомцы

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Что же могут делать кошки?

Молоко лакать из плошки,

Помяукать у дверей,

Чтоб открыли поскорей.

Поиграть с клубком и с мышкой,

Зашипеть на шалунишку,

Могут когти выпускать,

На деревья залезать,

Могут красться,

Прыгать, бегать

И, мурлыча, отдыхать.

Дети произносят слова и имитируют действия кошки.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»;

«лопатка» (удержание под счёт до 7);

«чашечка» (удержание под счёт до 7);

«вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Н]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку», «Где находится звук в слове?».

Выкладывание схем слов («нота», «нос», «сон»).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к названиям домашних питомцев).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем домашних питомцев. Например, одна кошка, две кошки, …, пять кошек.

Б) Упражнение «Чей? Чья?» (образование притяжательных прилагательных:Чей хвост? (кошачий). Чья голова? (кошачья). Чьи лапы? (кошачьи).

В) Упражнение «Где находится питомец?» (употребление простых предлогов на, над, под, за, перед) с опорой на предметную и иллюстративную наглядность.

Г) составление простых распространённых предложений с простыми предлогами и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Беседа о многообразии домашних животных. Составление рассказов-презентаций «Мой домашний питомец».

Декабрь: 1-2-я недели – Лексические темы: Зима. Зима в лесу. Зимняя одежда и обувь.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Как зимой нам поиграть?

Будеммыснежкикидать,

Бабу снежную лепить

И на горку воду лить.

Будем мы на лыжах мчаться, (ноги пружинят, руки имитируют отталкивание лыжными палками от снега)

На коньках по льду кататься (руки убраны за спину, поочерёдные скользящие движения то правой, то левой ногой по полу)

Мы на санках понесёмся (дети садятся на пол_

А потом домой вернёмся (встают на ноги).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»;

«лопатка» (удержание под счёт до 7);

«чашечка» (удержание под счёт до 7);

«вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Ы]: упражнения «Где находится звук в слове?», «Найди картинку».

Выкладывание схем слов («дым», «коты»).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Что делает?» (подбор слов-действий к словам «снег», «ветер», «метель», «вьюга»).

«Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «зима», «снежинка», «снег», «ком», «ветер», «горка», «погода», «мороз»).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными).

Игра «Один – много». Снежинка – снежинки, мороз - морозы.

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много снежинок, много горок, много катков.

Б) Упражнение «Назови ласково» (снег – снежок);

В, Г) Составление предложений с предлогами (на, с, над, под) по сюжетным картинам «Зима в городе» и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Наблюдение на прогулке за природой и беседа о зиме (в городе, в деревне, в лесу).

3-4-я недели – Лексические темы: Новогодняя ёлка. Новогодняя игрушка.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие моторики

Пальчиковая игра «Ёлочка»

Утром дети удивились (разводят руки в стороны, подняв плечи, удивляются),

Что за чудеса случились

Этой ночью новогодней.

Ожидали, что угодно, (сжимают и разжимают пальцы)

А увидели парад:

В ряд снеговики стоят, (руками рисуют в воздухе три круга),

Глаза весело горят (закрывают и открывают ладонями глаза)

Перед ними ёлочка (хлопают в ладоши)

Пушистая, в иголочках.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [П] – [Б], [К] – [Г]: упражнения «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (бок, кот, год, папа, коты).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «ёлка», «сосулька», «шишка», «шар», «Снегурочка», «Дед Мороз», «праздник»).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): ёлки, сосульки, шишки, шары, подарки.

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): На ёлке много… (шаров), (колокольчиков), (шишек), … .

Б) Упражнение «Скажи, какая?» (образование относительных прилагательных): сосулька из стекла – стеклянная, шар из пластмассы – пластмассовый, … .

В, Г) Игра «Наряжаем ёлочку», «Где находится игрушка?» (понимание и употребление предлогов НАД, ПОД). Составление предложений с этими предлогами и их анализ.

Игра «Где Дед Мороз?” (понимание и употребление предлогов ЗА, ПЕРЕД). Составление предложений с этими предлогами и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Беседа о новогоднем празднике, о подготовке к нему. Составление описательных рассказов «Наша ёлка» (по схеме).

Январь

3-я неделя – Лексическая тема: Бытовые приборы.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие моторики

Ток бежит по проводам (бег на месте)

Свет несёт в квартиру нам (руки вверх, встать на носочки).

Чтоб работали приборы, (кулачками друг о друга стучат)

Холодильник, мониторы (обнять себя, подражать)

Кофемолки, пылесос (движение рук по кругу, всасывают движения рук).

Ток энергию принёс (шаг на месте).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [К] – [Кь]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (кит, кот, кино, козы).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Объясни название слова»: пылесос, холодильник, морозильная камера, соковыжималка, мясорубка.

Называние частей предметов бытовой техники (ручка, крышка, ящики, экран, полки).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): предметы бытовой техники (телевизоры, магнитофоны, холодильники, вентиляторы, пылесосы).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (телевизоров), (холодильников), (пылесосов), … .

Б, В) НАД, ПОД, МЕЖДУ (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

  1. Развитие связной речи

Беседа о бытовых приборах. Подготовка к составлению описательных рассказов-загадок) (по схеме).

4-5-я недели – Лексическая тема: Профессии.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие моторики

Доктор измерил температуру,

А музыкант на флейте сыграл,

Строитель кирпичную стену построил,

Художник картину нарисовал.

Повар сварил очень вкусные щи.

Скорей пять профессий ты здесь отыщи (имитация действий по тексту).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»;«грибочек»;«гармошка»;«качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [Т] – [Ть]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (ток, тазы, тина, Тима).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Кто что делает» (упражнять в подборе действий к существительным): продавец, парикмахер, строитель, врач, медсестра, учитель, пожарный, … .

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

Б) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) «Кому что нужно для работы?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч.: повару – поварёшка, … ; Д.п. ед.ч.: указка – учителю, бинт – медсестре.

Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): названия профессий (врач, повар, учитель, воспитатель, продавец, строитель, … ).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (строителей), (врачей), (воспитателей), … .

Б) Образование названий профессий: учит детей – учитель; воспитывает детей – воспитатель; вставляет стёкла – стекольщик; кладёт печь – печник.

В, Г) НАД, ПОД, МЕЖДУ (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

Развитие связной речи

Беседа о профессиях. Подготовка к составлению описательных рассказов-загадок) (по схеме).

2-3-я недели – Лексическая тема: Животные Севера.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие моторики

Пальчиковая гимнастика «Животные севера»

Кто на Севере живёт? (хлопки ладошки-кулочки попеременно)

Кто там ест и кто там пьёт? («Замок» - меняя положение пальцев)

Звери необычные, к холоду привычные.

Вот песец из норки смотрит. (Соприкосновение подушечек пальцев  с большим пальцем образовывая «колечки»).

Белый мишка важно ходит, (Пальчики – «шагают»)

Ну, а морж, как капитан (Ладони «лодочкой» двигаются вперед)

Покоряет океан.

Гордый северный олень (Кисти рук скрещены, пальцы раздвинуты).

Грузы возит целый день. (Растирание ладоней движениями вверх, вниз).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [К] – [Х]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (мох, пух, муха, уха).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам морж, тюлень, белый медведь, олень, песец).

  1. Развитие грамматического строя:

А) А) словоизмения;

Б)Б)  словообразования;

Б)В) предлоги;

Г) Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): названия животных (морж, тюлень, олень, песец, медведь, … ).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (тюленей), (оленей), (медведей), … .

Б) Образование сложных прилагательных: У моржа толстая кожа, какой он? (толстокожий). У оленя длинные ноги, какой он? (длинноногий). … , .

«Чей хвост? Чья голова? Чьи лапы (ноги, ласты)?»: медвежий, медвежья, медвежьи; тюлений, тюленья, тюленьи.

В, Г) НАД, ПОД, МЕЖДУ (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

6. Развитие связной речи

Беседа о животных Севера. Составление описательных рассказов-загадок) (по схеме).

4-я недели – Лексическая тема: Военная техника. Военные профессии. День защитника Отечества.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие моторики

Ровным строем мы идём – раз, два, три (марш на месте, махи руками, согнутыми в локте).

В барабаны звонко бьём – раз, два, три (продолжаем марш, имитируем стук в барабаны).

Мы летим как самолёт – раз, два, три (руки в стороны, раскачивание).

Ускоряется полёт – раз, два, три (ускоряем движение).

Пересели в вертолёт – раз, два, три (руки перед собой, изображаем пропеллер).

Поднимает вверх пилот – раз, два, три (не меняя положения рук приседаем и выпрыгиваем вверх).

Наши пушки метко бьют – раз, два, три (боксирующие движения руками)

Нашей Армии салют! Раз, два, три! (подпрыгиваем, вскидывая вверх руки с раскрытыми ладонями)

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Ф]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (фон, пуф, фокус).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам-названиям военной техники, «солдат», «армия»).

«Скажи наоборот» (подбор антонимов к словам: храбрый, старый, военный, добрый, водный, … ).

  1. Развитие грамматического строя:

А) А) словоизмения;

Б)Б)  словообразования;

Б)В) предлоги;

Г) Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): названия представителей военных профессий (моряков, танкистов, пограничников, лётчиков… ).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (танков), (военных самолётов), (военных кораблей), … .

Б) Образование названий военных профессий: управляет танком (танкист), служит на море - …, служит в десантных войсках - …, охраняет границу - …, служит на подводной лодке - …,  ).

В, Г) употребление НА, Вв предложениях: составление предложений об армии с этим словами (Танкисты сражаются на танке. Пограничники охраняют Родину на границе. , … ).

6. Развитие связной речи

Беседа о нашей армии, военных профессий. Чтение стихотворений (В. Степанов «Наша армия», «Мужской праздник»), рассказа «Собака-санитар» (с использованием иллюстративной наглядности).

5-я недели – Лексическая тема: Зимние виды спорта

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие моторики

Наконец пришла зима (дети разводят руки в стороны),

Стали белыми дома (складывают руки домиком над головой).

Мы катаемся на санках (приседают, руки вытягивают вперёд).

Пишем на катке круги, (руки закладывают за спину, медленно кружатся),

Ловко бегаем на лыжах (имитируют).

И играем все в снежки (лепят и бросают снежки).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [В]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (вата, Вова, сова, волк).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «спортсмен», «универсиада», «фигурист», «лыжник», «саночник»).

  1. Развитие грамматического строя:

А) А) словоизмения;

Б)Б)  словообразования;

Б)В) предлоги;

Г) Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): названия спортсменов (лыжник, саночник, фигурист, конькобежец, скелетонист).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (фигуристов), (лыжников), (саночников), … .

Б) Образование названий спортсменов: катается на лыжах (лыжник), занимается фигурным катанием - …, бегает на коньках - …, катается на санках - …, катается на бобах - …,  ).

«Кому что нужно?» (упражнять в употреблении падежных форм существительных): В.п. ед.ч, мн.ч..: фигуристу – коньки, … ; Д.п. ед.ч.: лыжи – лыжнику, санки – саночнику.

В, Г) НАД, ПОД, МЕЖДУ (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

6. Развитие связной речи

Э.Л. Емельянова «Расскажите детям о зимних видах спорта», беседа по картинному материалу.

2-я недели – Лексическая тема: Весна. Сезонные изменения в природе.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие моторики

Солнце, солнце, выходи (руки над головой в форме «шара»)

И всю землю освети!

Чтоб весна скорей настала, (останавливаются и опускают руки вниз)

Чтобы нам теплее стало (перекрещивают руки на груди и трут плечи)

Чтоб капели звонко пели, (движение кистей рук, имитирующие падение капель).

Чтоб весной ручьи звенели (волнообразно двигают руками перед грудью).

Чтоб цветочки распускались, (поднимают руки над головой и опускают их через стороны вниз, ладонями вверх, до уровня плеч).

С юга птицы возвращались. (взмахивают руками)

Солнце, солнце, землю грей! (хлопки в ладоши на каждое слово)

Пусть весна придёт быстрей!

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [С]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (сок, сам, нос, коса, усы, сын, сыр).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Закрепление понятий «капель», «проталина», «ручеёк» (наблюдение во время прогулки).

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к словам «сосулька», «лужа», «лёд», «ручей», «капель»).

  1. Развитие грамматического строя:

А) А) словоизмения;

Б)Б)  словообразования;

Б)В) предлоги;

Г) Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (лужа, ручей, проталины, …).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (луж), (проталин), (птиц), … .

Б) «Назови ласково» (ручей – ручеёк, солнце – солнышко, почка - …, лужа - … , … ).

В, Г) НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА, ПЕРЕД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками).

Придумывание загадок с этими предлогами (употребление предлогов в речи).

6. Развитие связной речи

Беседа о сезонных изменениях в природе. Составление описательных рассказов о признаках весны (с опорой на предметно-графический план).

4 неделя – Лексические темы: Книги. Литературные жанры. Детские писатели, поэты. Библиотека.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Жили Котик (пальцы растопырили)

С Петушком (руками изобразили крылья)

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)

Подкралась к избушке (сделали руками крышу).

Утащила Петушка

За высоки горы (потянулись на носочках).

Утащила Петушка

В свою лисью нору (присели, спрятали голову).

Смелый котик в лес пошёл (ходьба на месте).

И нору лисы нашёл (присели).

Умный котик спас дружка (погладили себя по голове)

Петю-Петю-Петушка (сделали руками гребешок).

Живут Котик с Петушком у лесной опушки (руками - крышу)

И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)

Не ходит к их избушке (погрозили пальчиком).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [С] – [З]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (сумка, зайка, суп, зуб, коса, коза).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Упражнение «Скажи наоборот» (подбор слов антонимов): грязный – чистый, смелый – трусливый, ленивый - трудолюбивый, старый – молодой, … .

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к героям детских произведений).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) предлоги;

В) умения строить предложения.

А) Игра «Один – много» (на материале героев любимых детских произведений) Мойдодыр - Мойдодыры. И т.д

Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (, …).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (луж), (проталин), (птиц), … .

Б, В) НАД, ПОД, МЕЖДУ, ЗА, ПЕРЕД (выполнение инструкций с этими предлогами и предметными картинками (герои детских произведений).

В) составление сложносочинённых предложений с союзом А.

  1. Развитие связной речи

Чтение любимых сказок и рассказов. Беседа по ним. Подготовка к составлению описательных рассказов по схеме «Моя любимая книга».

Апрель: 1 неделя – Лексическая тема: Перелётные птицы.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Я кукушка серая, хитрая, умелая. Дети ритмично машут руками, произнося текст.

Никогда я гнёзд не строю, качают головой.

Замечательно живу: ставят руки на пояс и поднимают подбородок вверх.

Свои яйца птицам в гнёзда  медленно идут на носочках,

Я тихонько подложу, тихим голосом произнося текст, «опускают яйцо в гнездо».

И спокойно я опять машут руками, произносят слова голосом

Буду по лесу летать, нормальной громкости

Буду вредныхнасекомыхХодят по помещению, «собирая

Я с деревьев собирать.с деревьев» насекомых.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [Й]: упражнение «Подари картинки».

Выкладывание схем слов (зайка, майка).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

«Кто что делает?» (подбор глаголов к перелётным птицам).

«Скажи, какой?» (подбор слов-признаков к перелётным птицам).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизменения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (, …).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (скворцов), (грачей), (ласточек), … .

Б) «Скажи, какая?» (образование сложных прилагательных): У аиста длинный клюв, какой аист? – длинноклювый.

«Чей клюв? Чья голова? Чьё крыло?» (образование притяжательных прилагательных: аистиный, аистиная, аистиное, … ).

В, Г) Игра «Где птица?»: составление предложений о местонахождении перелётной птицы с предлогами НАД, ПОД, ОТ, К, В, ЗА, ПЕРЕД. Анализ предложений («Сколько слов в предложении?»).

  1. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о перелётных птицах (с опорой на план-схему).

Апрель: 2 неделя – Лексическая тема: Космос.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Посмотрю сейчас на небо Дети смотрят через сложенные

Я в огромный телескоп пальцы обеих рук правым глазом

И увижу то, что раньше смотрят через сложенные пальцы

Я увидеть бы не смог.обеих рук левым глазом

Вижу звёзды и планеты, загибают по очереди пальцы на руке,

Астероиды, кометы, перечисляя увиденное

Вижу спутники планет.

Жаль, летающих тарелок смотрят в «телескоп» правым глазом

В этом телескопе нет.смотрят в «телескоп» левым глазом.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Э]: упражнение «Подари картинки».

Придумай слова со звуком [Э].

Выкладывание схем слов (Эмма, Эдик, луна).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Подбор слов-антонимов «Скажи наоборот» (крупный – мелкий, яркий – блёклый, … ).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизменения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (планеты, космонавты, скафандры, ракеты, кометы, астероиды, звёзды).

Упражнение «Скажи со словом «много»» (употребление существительных Родительного падежа множественного числа»): Много… (ракет), (космонавтов), (планет), … .

Б) образование родственных слов (луна – луноход, лунный, прилуниться; Земля – земелька, земляной, подземный, наземный).

В, Г) Закрепление понимания и актуализация пространственных предлогов ЗА – ПЕРЕД, МЕЖДУ: придумывание и отгадывание загадок с этими предлогами.

  1. Развитие связной речи

Беседа о Космосе, о первом полёте в космос, рассматривание иллюстраций. Составление описательных рассказов о планетах Солнечной системы.

Апрель: 3 неделя – Лексическая тема: Театр. Виды театров. Театральные профессии

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Жили Котик (пальцы растопырили)

С Петушком (руками изобразили крылья)

У лесной опушки,

Но однажды Лисонька (повертели «хвостиком»)

Подкралась к избушке (сделали руками крышу).

Утащила Петушка

За высоки горы (потянулись на носочках).

Утащила Петушка

В свою лисью нору (присели, спрятали голову).

Смелый котик в лес пошёл (ходьба на месте).

И нору лисы нашёл (присели).

Умный котик спас дружка (погладили себя по голове)

Петю-Петю-Петушка (сделали руками гребешок).

Живут Котик с Петушком у лесной опушки (руками - крышу)

И теперь уже Лиса (повертели «хвостиком»)

Не ходит к их избушке (погрозили пальчиком).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Ц]: упражнение «Подари картинки».

Придумай слова со звуком [Ц].

Звуки [С] - [Ц]: разложи картинки, заончи слово нужным звуком.

Выкладывание схем слов (улица, лицо).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Подбор слов-антонимов «Скажи наоборот» (черты характера героев сказок) (храбрый – трусливый, умный - глупый, ленивый – трудолюбивый, … ).

«Кто что делает?». Актуализация слов-действий к названиям театральных профессий: актёр (что делает?) … , режиссёр, костюмер, сценарист, художник, кукловод, светооператор, гримёр

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизменения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (планеты, космонавты, скафандры, ракеты, кометы, астероиды, звёзды).

Б) «назови профессию»: пишет сценарий – сценарист, управляет куклами – кукловод, готовит костюмы – костюмер, играет в театре - … .

«скажи какой?» (образование названий театров – имена прилагательные): кукольный, музыкальный, оперный.

В, Г) Закрепление понимания и актуализация пространственных предлогов ЗА – ПЕРЕД, МЕЖДУ: придумывание и отгадывание загадок с этими предлогами (на материале сказочных персонажей).

  1. Развитие связной речи

Рассматривание иллюстраций о театрах Красноярска и беседа по ним. Просмотр электронной презентации «Экскурсия в театр» с беседой. Беседа о театральных профессиях.

Апрель: 4 неделя – Лексическая тема: Насекомые. Первоцветы.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся, (Туловище вправо, влево.)
Больше спать не захотел, (Туловище вперед, назад.)
Шевельнулся, потянулся, (Руки вверх, потянуться.)
Взвился вверх и полетел. (Руки вверх, вправо, влево.)
Солнце утром лишь проснется,
Бабочка кружит и вьется. (Покружиться.)

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Ш]: упражнение «Подари картинки».

«Кто больше?»: Вспомни и назови как можно больше слов со звуком [Ш].

Выкладывание схем слов (каша, шайба, мышь).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Рассматривание и называние частей тела насекомых.

Подбор слов-антонимов «Скажи наоборот» (быстрый - медленный, тихий – громкий).

«Кто как передвигается?». Актуализация слов-действий к названиям насекомых: бабочка  (что делает?) летает, пархает, кружится, … .».

«Скажи, какой?» (подбор  слов –признаков к насекомым): муравей (какой?) маленький, трудолюбивый, быстрый, … .

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизменения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (муравьи, жуки, кузнечика, бабочки, мотыльки, комары).

Б) «назови ласково»: стрекоза – стрекозка, жук - жучок, … .

«Cкажи какой?» (образованиесложных прилагательных): у стрекозы большие глаза. Какая стрекоза? (большеглазая); у таракана длинные усы. Какой таракан? (длинноусый).

«Чьи лапки? Чья голова?» (образование притяжательных прилагательных: муравьиные, пчелиные, комариные, паучиные, тараканьи).

В, Г) Закрепление понимания и актуализация изученных ранее пространственных предлогов ЗА – ПЕРЕД, МЕЖДУ, НАД-НА, К-ОТ:«Где бабочка?». Анализ предложений с предлогами (количество слов).

  1. Развитие связной речи

Составление описательных рассказов о насекомых (по предметно-графической схеме).

Чтение произведения К.И. Чуковского «Муха-Цокотуха».

Май: 2-я неделя – Лексическая тема: День Победы.

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания воспитателя

  1. Развитие общей моторики

Пусть всегда будет солнце! Поднять руки вверх над головой

Пусть всегда будет небо! Развести руки в стороны над головой

Пусть всегда будет море! Развести руки в стороны перед собой

Пусть всегда буду я! Подняться на носочки, погладить себя.

Пусть всегда поют песни! Сделать наклоны головы в стороны.

Пусть всегда будут танцы! Сделать присядку.

Пусть всегда будут птицы! Наклоны в стороны, отводя руки назад.

Пусть всегда будет мир! Хлопки над головой.

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звуки [Ш] – [Ж]: упражнение «Подари картинки Жанне и Шуре».

Выкладывание схем слов (лужа, жаба, Маша).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

Объяснение значений слов «фронт», «подвиг».

«Скажи наоборот» (подбор слов-антонимов): храбрый - трусливый, старый – молодой, военный – мирный, добрый – злой, водный – сухопутный.

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизменения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…пяти, шести» (согласование существительных с числительными): (ветеран, орден, памятник).

«Один – много», «Скажи со словом «много»»: солдат – солдаты – много солдат. Победа, враг, моряк, танкист, партизан.

Б) «Скажи, кто?»: сражались на танке (танкисты), воевали на море - моряки, … .

В, Г) Составление предложений с маленькими словами. Например, Военные лётчики защищали нашу Родину в небе.

  1. Развитие связной речи

Беседа о Великой Отечественной войне, просмотр иллюстраций.

Чтение рассказа Н.И. Подлесовой  «Бронзовый солдат», Л. Кассиля «Памятник советскому солдату» (отрывок), беседа по произведениям.

3-я неделя – Лексическая тема: Семья

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие общей моторики

В новом домике моём (Дети складывают руки над головой)

Разных два окошка.(показывают два пальца)

Вот внизу сидит наш пёс, (наклоняются и гладят «пса»)

А на крыше – кошка.(встают на носочки и тянутся одной рукой вверх)

Я же в домике сижу (присаживаются, ладонь одной руки прижата к щеке, вторая рука перпендикулярна первой и поддерживает её)

И на улицу гляжу.

Дверь в квартиру открывается…(встают на ноги, одной рукой «открывают дверь»).

Это мама возвращается! (подпрыгивают, поднимая руки вверх)

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Щ]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку», «Где находится звук в слове?».

Выкладывание схем слов («щука»).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «мама», «папа», «бабушка», «дедушка» с опорой на сюжетные картинки и без них).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем членов семьи. Например, одна бабушка, две бабушки, …, пять бабушек.

Б) Упражнение «Назови ласково» (дочь–доченька, сын - сыночек… ).

Упражнение «Чей? Чья?» (образование притяжательных прилагательных:Бабушка носит халат. Халат чей? – бабушкин

Папа носит галстук. Галстук чей? – папин. У Пети есть мяч. Мяч чей? - …

В) Упражнение «Кто где находится?» (употребление предлогов за, перед, между) с опорой на предметную и иллюстративную наглядность.

Г) составление простых распространённых предложений с простыми предлогами и их анализ.

  1. Развитие связной речи

Беседа о членах семьи, о родственных взаимоотношениях.

Чтение и обсуждение рассказов: И. Гамазкова «Волшебная семья», М. Скребцова «Сердце матери», В.А. Сухомлинский «Семь дочек».

4-5-я недели – Лексическая тема: Лето

Направления работы:

Игры и упражнения

Примечания

  1. Развитие общей моторики

Летом солнце высоко (показывают).

Летом жарко и светло.

Летом бабочки летают (имитация полёта)

И ромашки расцветают (руками «раскрываем» цветок).

Летом можем мы купаться («плывём» с помощью рук),

Загорать и отдыхать.

По траве, как ветер, мчаться, (бег на носках на месте)

В лесу ягоды искать (приседаем).

  1. Развитие артикуляционной моторики

«улыбочка» - «трубочка»; «лопатка» (удержание под счёт до 7-10); «чашечка» (удержание под счёт до 7); «вкусное варенье»; «лошадка»; «грибочек»; «гармошка»; «качели».

  1. Развитие фонетико-фонематических процессов

Звук [Ч]: упражнения «Хлопни на звук», «Найди картинку», «Где находится звук в слове?».

Выкладывание схем слов («чудо», «дача», «туча»).

  1. Накопление, уточнение, актуализация словаря

 «Какой? Какая? Какое?» (подбор слов-признаков к словам «лето», «солнце», «облака», «дождь»).

  1. Развитие грамматического строя:

А) словоизмения;

Б) словообразования;

В) предлоги;

Г) умения строить предложения.

А) Упражнение «Посчитай до…» (согласование существительных с числительными): считаем тучи, зонты, бабочек, реки, удочки, сачки. Например, одна туча, две тучи, …, пять туч.

«Один – много»: дождь – дожди – много дождей. Цветок – цветы – много цветов. Трава, птенец, огород, день, пень.

Б) Упражнение «Назови ласково» (красивая – красивенькая, спелая – спеленькая, зелёная - зелёненькая).

В, Г) составление предложений с простыми предлогами о лете, опираясь на сюжетные картины и без них. Анализ предложений.

  1. Развитие связной речи

Беседа о признаках лета, о летнем отдыхе. Составление описательных рассказов о лете, полевых цветах.

Чтение и обсуждение рассказов: Ирис Ревю «Летнее утро», Е.Алябьева «Сказка о дочери Грома и Тучи», К.Ушинский «Капустная белянка», А.Дитрих «Почему цветы красивые и душистые».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста

Конспект интегрированной коррекционно-развивающей досуговой деятельности учителя-логопеда и педагога-психолога в группах компенсирующей направленностистаршего дошкольного возраста...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Осень"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Осень" помогут вести коррекционно-развивающую работу в единой...

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности по лексической теме "Дикие животные"

Рекомендации учителя-логопеда для воспитателей старшей группы компенсирующей направленности для детей с ТНР по лексической теме "Дикие животные" помогут вести коррекционно-развивающую работу...

Доклад на тему: «Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-дефектолога в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР»

Выступление на методическом объединении учителей-логопедов и  учителей – дефектологов Южного Округа на тему:«Современные требования к ведению документации учителя-логопеда и учителя-д...

Рабочая программа учителя - логопеда Коррекционно-развивающей работы в группах компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития среднего, старшего и подготовительного к школе возраста.

Содержание рабочей программыI. Содержательный раздел программы Целевой раздел 1.1. Пояснительная записка 1.2. Цели, задачи реализации рабочей программы 1.3. Принципы к формированию рабо...