«Ранжирование IT-технологий с целью продуктивного взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ДОУ»
статья по логопедии (старшая, подготовительная группа)

Апатенко Анастасия Александровна

В статье представлена систематизация современных IT - технологий, которые могут быть использованы в практике учителя-логопеда при организации взаимодействия с семьями воспитанников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

«Ранжирование IT-технологий с целью продуктивного взаимодействия учителя-логопеда с семьями воспитанников ДОУ»

     Что такое IT? Дословно это буквосочетание расшифровывается  как «информационные технологии». Это понятие стало неотъемлемой частью нашей жизни. Однозначного мнения хорошо, это или плохо нет, но то, что это наша реальность, несомненно. Поэтому закрыв глаза на минусы, и пристальнее разглядев плюсы IT, мы используем их в своей практике.   Каждый по-своему, на разных этапах коррекционно-образовательного процесса, в разных формах работы, для решения разнообразных целей и задач.

    А так как дошкольное образование – это первая ступень непрерывного образования, то оно должно стать хорошей подготовительной базой для успешного обучения ребенка в школе.

     Чаще всего именно этот вопрос волнует родителей наших воспитанников.    Информационные технологии могут стать отличными помощниками при организации такой подготовки. Почему?

Во-первых, потому, что в основе предшкольного обучения лежит игровая деятельность, а современные технические средства позволяют наиболее эффективно организовать этот процесс.

Во-вторых, одной из центральных проблем при организации образовательного процесса, а коррекционного еще в большей степени является мотивация, а IT-технологии  обладают достаточно широким мотивационным спектром. И еще один, пожалуй, наиболее важный плюс – это возможность организации дистанционного взаимодействия с семьями воспитанников, что особенно актуально в случае отсутствия ребенка на занятиях в ДОУ в силу ряда причин. Это позволяет сделать коррекционно-образовательный процесс непрерывным.

    Ранжирование современных IT-технологий, направленное на решение вышеназванных задач выглядит следующим образом.

      Первая группа  – это электронные пособия и материалы. В отличие от их бумажных «предшественников» такие пособия отличаются рядом существенных преимуществ. Это быстрота и удобство при передаче, поиске и систематизации. Думаю, подобная электронная картотека есть у всех.

    Такие материалы можно транслировать через общеродительские чаты, индивидуальные мессенджеры, размещать на собственных сайтах, сайтах ДОУ, группах в социальных сетях в зависимости от поставленной цели. Удобство заключается в отсутствие необходимости в  специально отведенном месте для хранения печатных иллюстративных материалов. Все всегда под рукой.

   Вторая группа - это специальные компьютерные игры. Такие игры способствуют организации самостоятельной деятельности ребёнка по коррекции и развитию речи. Игры могут быть использованы как на планшетах, так и на ноутбуках.

    Примером подборки таких игр может служить данный сайт https://vini.by/avtomatizaciya-zvuka-r-v-slovax/. Весь материал здесь четко структурирован, имеет удобную навигацию и может быть использован родителями в процессе автоматизации поставленных звуков по заданию логопеда.

    Программы для создания  Q-кодов – следующая группа IT-технологий. Это бесплатные генераторы, которые легко найти через любую поисковую систему. Данные генераторы позволяют в считанные секунды превратить любую ссылку в код.  В дальнейшем его можно использовать, например, как часть картотеки, размещать в групповых раздевалках и на детских шкафчиках.

    Современные звукозаписывающие и воспроизводящие приборы позволяют вывести на новый уровень работу над теми задачами, решение которых связано с необходимостью для ребёнка слышать и анализировать свою речь. Сюда можно отнести аккустические системы Томатис и разнообразные звукозаписывающие и воспроизводящие игрушки.

    Даже простейшие текстовые редакторы  (Блокнот, WordPad, Microsoft Word) могут быть использованы в качестве домашнего тренажёра для закрепления графического обозначения букв.

А с того момента, как ребёнок овладевает навыками чтения, спектр используемых технологий  становится ещё шире.

         Использование графического редактора Paint может быть использован при коррекции оптической дисграфии, развитию мелкой моторики и пространственной ориентировки.

   Проведение родительских собраний, консультаций с использованием мультимедийной техники позволяет представить материал красочнее, и доступнее, помогает выделить его основные аспекты и дает возможность их проиллюстрировать.

   Сегодня мы широко используем адресное оперативное информирование родителей по электронной почте и в социальных сетях.

Общение с родителями с помощью современных сетевых сервисов  позволяет  наладить более тесный контакт, обсудить вопросы, которые не всегда можно озвучить при посторонних. Такой вид сотрудничества позволяет педагогу адресно конкретизировать необходимую информацию (например, дать конкретный речевой материал для закрепления, сообщить  о трудностях в усвоении материла, похвалить ребёнка) оперативно организовать обратную связь. Для некоторых групп родителей такая форма взаимодействия является наиболее удобной.

    Следующая группа – это сервисы сетевого взаимодействия, которые являются незаменимыми помощниками при проведении онлайн-занятий и позволяют выстроить индивидуальную образовательную траекторию для каждого ребенка.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ

Инновационные формы взаимодействия учителя-логопеда, воспитателя и семьи как условие создания единого образовательного пространства в процессе коррекционной работы с детьми с ОВЗ....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОУ с семьей в условиях реализации ФГОС.

Ни для кого не секрет что семья -   это первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания....

Взаимодействие учителя-логопеда ДОО и семьи при формировании у дошкольников духовно-нравственных ценностей, а также интереса к своей малой Родине

Новый закон «Об образовании в РФ» определяет и новый статус дошкольного образования. Теперь это – полноценный уровень образовательной системы. В условиях внедрения ФГОС и с учетом тр...

«Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».

 В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, - «Взаимодейс...

2023 год. Ковалева Л. П., Келлер Е. В. Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО"

Презентация "Проектная технология как средство педагогического взаимодействия учителя-логопеда и воспитателя в условиях инклюзивного образования в ДОО". Авторы: учитель-логопед Келлер Е. В.,...