«Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».
консультация

Каковкина Елена Александровна

   В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, - «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Организация продуктивного взаимодействия детского сада с семьями воспитанников в контексте ФГОС ДО».

   В соответствии с Федеральным законом «Об Образовании в Российской Федерации» одна из основных задач, стоящих перед дошкольной образовательной организацией, - «Взаимодействие с семьёй для обеспечения полноценного развития личности ребёнка».

   Работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

  Объединение семьи и детского сада в одно образовательное пространство подразумевает сотрудничество педагогов и родителей на протяжении всего дошкольного детства, то есть создание оптимальных условий для полноценного развития ребёнка в ДОО и семье.

  Наша цель: вовлечение родителей в педагогический процесс, стремиться к тому, чтобы и дети, и родители чувствовали себя в детском саду комфортно.

Но как сделать, чтобы родители пошли на контакт, который сплотил бы всех нас, не оставил равнодушными в деле воспитания детей.

Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления и простой пропаганды педагогических знаний сегодня вряд ли принесет положительные результаты.     Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности коллектива детского сада разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

Поиск новых форм работы с родителями остается всегда актуальным.

В своей группе мы активно сотрудничаем с родителями, используя разные формы работы.

  Для эффективной работы с родителями в новых условиях мы начинаем с анализа социального состава семьи, их настроя и ожиданий от пребывания ребенка в детском саду. Изучение семьи ведется последовательно, системно. Мы воспользовались наиболее распространёнными методами изучения семьи:  анкетирование и личные беседы, наблюдения взаимоотношений и общения родителей и детей, посещение семьи.  Все эти действия помогают нам правильно выстроить работу с родителями,  сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей. 

Наиболее продуктивные и интересные формы работыкак отмечают сами родители это:

- групповые собрания в форме «круглого стола», дискуссий, по обмену опытом, с включением игровых моментов, с приглашением специалистов; презентаций, роликов с детьми.

- участие в мастер-классах, направленных на помощь в организации детской деятельности в домашних условиях (нетрадиционным техникам рисования, работы с бумажными салфетками и лепке из соленого теста).

- проведение массовых форм взаимодействия с семьями воспитанников (праздники, соревнования, досуги и т. п.).

Совместные праздники, развлечения, физкультурные досуги, позволяют приобщить к здоровому образу жизни не только воспитанников детского сада, но и их родителей.

Физкультурные праздники способствуют совершенствованию двигательных умений детей, формированию интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями.

  В праздниках, посвящённых «Дню Матери», «День Защитника отечества», «8 Марта» наиболее полно раскрываются возможности для сотрудничества, проявления творчества. Родители принимают активное участие в соревнованиях и конкурсах.

  Создание единого образовательного пространства, предметно-пространственной развивающей среды в группах невозможно без участия родителей. Именно поэтому многое у нас сделано руками пап и мам наших детей. Они помогают в организации развивающей предметно-пространственной среды в группах.

Сближению детей и родителей, а также воспитателя способствует и постоянное проведение разнообразных конкурсов и выставок «Осенние фантазии»«Рождественская сказка»«Щедрая-осень»«Новогодняя сказка» и другие, позволяют укрепить взаимодействие детского сада с семьями воспитанников. Важным моментом проведения конкурсов является соревновательный дух, который помогает объединяться родителям одной группы.

 - в течение года  оформляются газеты : «Мамочка любимая»«Мой папа лучше всех», «Выходной день с семьёй»» и другие. Каждый номер газеты посвящаются определенной теме.

 -совместные субботники с родителями и детьми, на которых проявляются трудовые навыки, как родителей, так и их детей. Основная цель таких мероприятий - укрепления детско-родительских отношений. В результате у детей воспитывается трудолюбие, аккуратность, внимание к близким, уважение к труду.

-совместно с родителями организуем мини – музеи. Данная форма работы способствует формированию культуры поведения, систематизации ранее полученных знаний у детей.

-одной из новых форм вовлечения родителей в образовательный процесс является проектная деятельность. Разработка и реализация совместных с родителями проектов позволяет заинтересовывать родителей перспективами нового направления развития детей и вовлекать их в жизнь нашего ДОУ. Результат данной деятельности участие родителей в образовательном процессе и заинтересованность в формировании предметно – пространственной среды.

-семинар-практикум

- тематические и индивидуальные консультации

-консультации специалистов

- различные акции: «Покормите птиц зимой!», «Наряжаем ёлку вместе»», «Письмо маме», «Весенняя неделя добра», «Помоги детям, поделись теплом».

   В педагогической практике нами используются различные виды наглядности:

-уголок для родителей, в котором содержатся  материалы информационного характера: правила для родителей, распорядок дня, объявления, расписание работы специалистов и медицинского персонала;

 -разнообразные выставки совместного творчества взрослых и детей к праздникам и традиционным мероприятиям ДОУ, фотовыставки

-памятки для родителейна интересующие их темы и с целью просвещения.

-папки–передвижки: «Чтобы наши дети не болели», «Безопасность», «Это важно для ребенка», «Готовимся к школе» и  многие другие. Когда родители ознакомятся с содержанием папки-передвижки выясняем о пользе прочитанного материала, отвечаем на возникшие вопросы, выслушиваем предложении

Но интерес родителей к статьям и брошюрам, размещенным в информационных уголках, немного ослабевает, поэтому привлекаем информационные площадки, такие как мобильные месенджеры (viber, WhatsApp,) и социальные сети (в контакте). К преимуществам использования интерактивных площадок во взаимодействии с семьей дошкольников, можно отнести: возможность демонстрировать документы в различных форматах: аудио, видео,  фотоотчеты с мероприятий и праздников, повседневной жизни детей в ДОУ.

-сайт ДОУ. Информация на сайте обеспечит открытость ДОУ и формирует доверие со стороны родителей. Для открытого общения используются разделы «Задай вопрос»«Новости».

   Интересная форма информационно-аналитической работы – «почтовый ящик». Это коробка, в которую родители кладут записки со своими идеями и предложениями, с вопросами к специалистам, заведующей или методисту. Заданные вопросы освещаются на родительских собраниях или даются специалистами письменно. Такая форма работы позволяет родителям делиться своими мыслями с воспитателем и эффективна, когда нехватка времени мешает педагогу встретиться с родителями лично.

Об эффективности, проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями, свидетельствуют:

-проявление у родителей интереса к содержанию образовательного процесса с детьми;

-увеличение количества вопросов к педагогу, касающихся личности ребенка, его интересах, способностях и потребностях;

-стремление взрослых к индивидуальным контактам с воспитателем и специалистами;  

-совместная деятельность родителей, педагогов и детей положительно влияет на воспитанников.

-размышление родителей о тех или иных методах воспитания;

-повышение их активности в совместных мероприятиях. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДЕТСКОГО САДА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

Вторая  младшая  группа.Современный воспитатель  дошкольного  образовательного  учреждения  должен  познакомиться  с  семьёй  воспит...

«Взаимодействие детского сада с семьями воспитанников при формировании культуры безопасности у дошкольников посредством использования интерактивных технологий в условиях реализации ФГОС ДО»

quot;Взрослым кажется, что дети не заботятся о своем здоровье: если за ними не смотреть, они повыпадали бы все из окон, потонули бы, попали бы под машины, повыбивали себе глаза, поломали бы ноги и за...

Положение о конкурсе инновационных проектов по организации взаимодействия детского сада с семьями воспитанников и вовлечение родителей в деятельность ДОО

Настоящее Положение устанавливает порядок организации, проведения и организационно-методического обеспечения конкурса инновационных проектов по организации взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников и...

«Современные проблемы взаимодействия детского сада и семьи» на тему: «Современные подходы к развитию взаимодействия детского сада и семьи в условиях реализации ФГОС»

Одним из современных подходов к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является – партнерский подход - более сложный многообразный способ организации совместной дея...