Подборка игр для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего возраста на активизацию словаря.
консультация по логопедии

В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дидактические игры имеют большое значение. Такие игры служат увеличению детского словаря и кругозора, расширяют границы сознания дошкольника и знакомят его с окружающим миром.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_igr.docx15.23 КБ

Предварительный просмотр:

Подборка игр

для детей с тяжелыми нарушениями речи

среднего возраста на активизацию словаря.

Дидактические игры имеют большое значение в развитии детей с тяжелыми

нарушениями речи. Они помогают обогащению и увеличению словаря, формируют

лексико-грамматический строй речи, способствуют всестороннему развитию

личности дошкольников. Словесные игры дают возможность активизировать уже

имеющийся запас слов у ребенка.

Дай определение словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начну, а ты закончи» -

                  Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая

                  Праздник (какой?) – веселый, долгожданный

Дай действия словам

Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания

Ход игры: Взрослый говорит: «Я начну, а ты закончи» -

                  Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…

                  Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…

Четвертый лишний

Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную

Ход игры: Взрослый говорит: «Послушай и скажи, какое слово лишнее и почему:

                 - тарелка, стакан, корова, чашка

                 - чашка, стакан, тарелка, кружка

Разговор по телефону

Цель: развивать пространственные представления.

          Побуждать использовать в речи слова: вверх, направо, налево, вниз, прямо.          

Ход игры: В одном городе на одной площадке стояли два больших дома.

                  В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк.

                  В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка.

                  Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк

                  решили позвонить своим соседям.

                  Угадайте, кто кому звонил?

Отгадай предмет по названиям его частей

Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.

Ход игры: Взрослый называет части, ребенок называет предмет:

                 - дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)

                  - голова, туловище, лапы, крылья (птица).

Назови части предмета

Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.

Ход игры: Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д.  Ребенок называет части предметов.

Назови одним словом

Цель: учить группировать предметы, обогащать словарный запас.

Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.

Ход игры: Взрослый предлагает ребенку сгруппировать предметы.

                  Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом?

                  Почему так можно сгруппировать?

                  Придумай для любой группы свое условное обозначение

Назови ласково

Цель: активизация ласкательных существительных

Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:

Санки – саночки

Гора – горочка

Зима – зимушка

Шуба – шубка

Шапка – шапочка

Снег – снежок и т.д.

Что ты сейчас делаешь?

Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.

Ход игры: Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие  

                  ему виды деятельности детей:

                 «Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем  

                 завтракать».

                 Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро

                 будем обедать».

                 Ребенка спрашивают: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром?

                 Когда ты встаешь?» И т. п.

Постепенно дети начинают пользоваться в речи словами -  утро, день, вечер, ночь.

                                      Назови как можно больше предметов

Цель: активизация словаря, развитие внимания

Ход игры: Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы,  

                  которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает

                  тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество

                   предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».

на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми  нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...

Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.

Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»

Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи  с испол...

Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)

Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...

Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...