Подборка игр для детей с тяжелыми нарушениями речи среднего возраста на активизацию словаря.
консультация по логопедии
В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи дидактические игры имеют большое значение. Такие игры служат увеличению детского словаря и кругозора, расширяют границы сознания дошкольника и знакомят его с окружающим миром.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podborka_igr.docx | 15.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Подборка игр
для детей с тяжелыми нарушениями речи
среднего возраста на активизацию словаря.
Дидактические игры имеют большое значение в развитии детей с тяжелыми
нарушениями речи. Они помогают обогащению и увеличению словаря, формируют
лексико-грамматический строй речи, способствуют всестороннему развитию
личности дошкольников. Словесные игры дают возможность активизировать уже
имеющийся запас слов у ребенка.
Дай определение словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания, мышления
Ход игры: Взрослый говорит: «Я начну, а ты закончи» -
Мама (какая?) – добрая, ласковая, строгая
Праздник (какой?) – веселый, долгожданный
Дай действия словам
Цель: активизация словаря, развитие связной речи, внимания
Ход игры: Взрослый говорит: «Я начну, а ты закончи» -
Мама (что делает?) – стирает, готовит, помогает…
Праздник (что делает?) – наступает, приходит, радует…
Четвертый лишний
Цель: развивать внимание, сообразительность, речь доказательную
Ход игры: Взрослый говорит: «Послушай и скажи, какое слово лишнее и почему:
- тарелка, стакан, корова, чашка
- чашка, стакан, тарелка, кружка
Разговор по телефону
Цель: развивать пространственные представления.
Побуждать использовать в речи слова: вверх, направо, налево, вниз, прямо.
Ход игры: В одном городе на одной площадке стояли два больших дома.
В одном доме жили кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк.
В другом доме жили лиса, заяц, Чебурашка и мышка-норушка.
Однажды вечером кот Леопольд, крокодил Гена, колобок и волк
решили позвонить своим соседям.
Угадайте, кто кому звонил?
Отгадай предмет по названиям его частей
Цель: активизация словаря, закрепление названий знакомых предметов.
Ход игры: Взрослый называет части, ребенок называет предмет:
- дно, стенки, крышка, ручки (кастрюля)
- голова, туловище, лапы, крылья (птица).
Назови части предмета
Цель: обогащение словаря, развитие умения соотносить предмет и его части.
Ход игры: Взрослый показывает картинки с изображением дома, грузовика, дерева, птицы и т.д. Ребенок называет части предметов.
Назови одним словом
Цель: учить группировать предметы, обогащать словарный запас.
Материал: картинки с изображением пианино, скрипки, барабана, пилы, топора, рубанка, швейной машинки, ножниц, иголки и т.д.
Ход игры: Взрослый предлагает ребенку сгруппировать предметы.
Вопросы: как эти предметы можно назвать одним словом?
Почему так можно сгруппировать?
Придумай для любой группы свое условное обозначение
Назови ласково
Цель: активизация ласкательных существительных
Ход игры: все слова, которые вы услышите, давайте будем переделывать в ласковые:
Санки – саночки
Гора – горочка
Зима – зимушка
Шуба – шубка
Шапка – шапочка
Снег – снежок и т.д.
Что ты сейчас делаешь?
Цель: активизация словаря детей за счёт слов-названий частей суток.
Ход игры: Взрослый называет отрезок времени и перечисляет соответствующие
ему виды деятельности детей:
«Сейчас утро. Мы сделали гимнастику, умылись и теперь будем
завтракать».
Или: «Мы уже позавтракали, позанимались. Сейчас уже день. Скоро
будем обедать».
Ребенка спрашивают: «Сейчас утро. Что ты делаешь утром?
Когда ты встаешь?» И т. п.
Постепенно дети начинают пользоваться в речи словами - утро, день, вечер, ночь.
Назови как можно больше предметов
Цель: активизация словаря, развитие внимания
Ход игры: Дети становятся в ряд, им предлагается по очереди называть предметы,
которые их окружают. Назвавший слово - делает шаг вперёд. Выигрывает
тот, кто правильно и чётко произносил слова и назвал большее количество
предметов, не повторяясь, и таким образом оказался впереди всех.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание в старшей группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи».
на тему «Организация логопедической работы в группе комбинированной направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи»Цели: ознакомление родителей с особенностями логопедической р...
Методическая разработка "Синквейн - как средство обогащения активного словаря у детей с тяжелыми нарушениями речи"
Методическая разработка для педагогов ДОУ...
Подборка стихотворений для заучивания летом для детей с тяжелыми нарушениями речи подготовительной к школе группы.
Материал предназначен для педагогов подготовительных к школе групп....
Рекомендации учителя-дефектолога. Использование прищепок в коррекционной работе с детьми с нарушением зрения. Расширение и активизация словаря. Практический материал.
Использование прищепок в коррекционно-развивающей работе с детьми с нарушением зрения способствует развитию мелкой моторики рук, творческого воображения,расширению и активизации словаря, совершенствов...
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста. «Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с использованием ИКТ»
Дополнительная образовательная программа для детей с ТНР старшего дошкольного возраста.«Звуковичок». «Развитие звуковой стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи с испол...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рекомендации психолога родителям "Подвижные игры, как средство активизации речевой функции у детей с тяжелым нарушением речи"
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. По мере овладения ребенком двигательными навыками, у него развивается и координация движений. С другой стороны, формирование д...