Роль семьи в овладении грамотной речью
консультация по логопедии (старшая группа)

Карманова Зинаида Михайловна

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya.docx217.29 КБ

Предварительный просмотр:

 «Роль семьи в овладении грамотной речью».

        Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребёнка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Речь ребёнка формируется на примере родных, близких ему людей. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребёнка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых. В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечёт за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Очень важно, чтобы ребёнок с раннего возраста слышал правильную отчётливую речь, на примере которой формируется его собственная. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.https://ds22.edusev.ru/uploads/1000/690/section/363557/kart.png

            Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.

           Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.

           К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения.

           Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.

           Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.

Игры и игровые задания

для развития речи детей дома

  1. Четвёртый лишний.

 Ребёнок должен назвать, что лишнее, и объяснить почему. Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.               

   2. Посчитай.

Считаем всё, что можно посчитать. Например: одно яблоко, два яблока, три яблока, четыре яблока, пять яблок.                  

  3. Скажи наоборот.

Взрослый называет какое - либо слово, а ребёнок подбирает слово наоборот.                                                                         

4. Подбери слово.

Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по лексической теме. Например: Назови фрукт, название которого начинается со звука (апельсин, абрикос, ананас)

5. Большой - маленький. 

Ребёнку предлагается назвать ласково. Например , ложку- ложечка, стул- стульчик, лиса – лисонька, заяц - заинька, корова -  коровушка.                                                                                                     6. Отгадай загадку. 

Загадки учат детей образно мыслить. Предлагайте детям отгадывать их чаще. Например: Круглый бок, жёлтый бок, сидит на грядке колобок. Что это?(Репка). Это овощ, растёт на грядке, круглый, красного цвета, сладкий на вкус, его кладут в салат. (Помидор)

7. Назови, какой. 

Образование прилагательных. Например, сок сделан из яблок, значит он яблочный, варенье из яблок - яблочное и т. д.           

  8. Подумай и ответь.

Предлагайте детям словесные логические задачи. Например: Чего в лесу больше: ёлок или деревьев?                               

 9. Подбери слово. 

Например: Птица - перья. Огурец - овощ.

10. Расскажи стихотворение. 

Заучивайте с детьми стихотворения, они развивают память и мышление. Читайте детям сказки, беседуйте по содержанию, разыгрывайте сказки по ролям, рисуйте картинки по сказкам.

Рекомендации:

Для того чтобы речь ребёнка развивалась правильно, родителям необходимо соблюдать несколько условий.

 - Не старайтесь ускорить ход естественного речевого развития!

 - Не перегружайте ребёнка речевыми занятиями. Игры, упражнения, речевой материал должны соответствовать его возрасту.

 - В общении с ребёнком следите за своей речью. Говорите с ребёнком не торопясь, звуки и слова произносите чётко и ясно, при чтении не забывайте о выразительности. Непонятные слова, обороты, встречающие в тексте, непременно объясните малышу.

 - Не подделывайте под детскую свою речь, не злоупотребляйте также уменьшительно-ласкательными суффиксами - все это тормозит развитие ребенка.

- Своевременно устраняйте недостатки речи ребёнка. Стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте чрезвычайно осторожны и ни в коем случае не смейтесь над малышом. Самое лучшее - тактично поправьте его и покажите, как надо произнести слово.

- Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напоминайте ему: говорить надо внятно, чётко и не спеша.

 - Не оставляйте без ответа вопросы ребёнка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Роль семьи в воспитании грамотного пешехода"

Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее про...

Роль семьи в воспитании грамотной речи детей. Игры и игровые задания для развития речи детей дома

Педагоги любой группы должны приложить немало усилий, чтобы создать неформальное объединение всех участников коррекционно-воспитательного процесса, главенствующая роль в котором, несомненно, принадлеж...

Роль семьи в воспитании грамотного пешехода.

Данный материал можно использовать для родительского собрания в старших группах ДОУ...

Семинар – практикум Тема: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»

- А.С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент на...

“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»

Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....

“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»

Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....

Консультация для родителей. " Роль семьи в воспитании грамотного пешехода ".

С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...