Роль семьи в воспитании грамотного пешехода.
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Данный материал можно использовать для родительского собрания в старших группах ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rol_semi_v_vospitanii_gramotnogo_peshehoda.docx | 237.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
родительского собрания в старшей группе.
« РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ
ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА».
Этапы подготовки.
1. Анкетирование родителей. (См. Приложение 1.)
2. Подготовка выставки рисунков на тему «Уважайте светофор».
3. Оформление: а) книжной выставки для родителей по правилам дорожного движения; б) ширмы-раскладушки «Помни Правила дорожного движения».
4. Магнитофонная запись ответов детей на вопросы темы «Грамотный пешеход».
5. Подготовка ситуаций для анализа.
6. Написание плакатов по теме собрания.
а) В жизни, в пути не однажды
Знак тебе встретится каждый.
Требуют знаки дорожные:
«Будьте всегда осторожными!».
б) Чтобы быть примером детям,
Надо знать про все на свете,
Правила дорожные с ребенком изучать
И никогда их самому не нарушать.
в) На работу спеша и домой,
Помни: ты на мостовой.
Здесь ты только пешеход,
Не забудь про переход.
г) Если перехода нет, детям дай своим совет.
Поспеши предупредить: здесь нельзя переходить!
д) Делаем ребятам предостережение:
Выучите срочно правила движения!
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойны были за рулем водители.
7. Изготовление памяток для родителей «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу».
8. Подготовка конкурса стихов о правилах дорожного движения (родители и дети).
9. Подготовка для родителей кроссворда на листе ватмана.
10. Участие родителей в составлении плана безопасного маршрута от дома до детского сада.
Оформление.
До начала собрания звучит спокойная музыка. На мольберте красочно обозначена тема собрания: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода».
По стенам группы развешаны плакаты. Воспитатель приветствует родителей и приглашает их в группу, где предлагает ознакомиться с выставкой детских рисунков по теме «Уважайте светофор», материалами книжной выставки по правилам дорожного движения и с ширмой-раскладушкой «Помни Правила дорожного движения».
Столы распределены по кругу, на них выставлены карточки с именами и отчествами родителей, памятки, фишки.
На столе воспитателя магнитофон.
Ход собрания
I. Выступление психолога детского сада на тему «Возрастные и психологические особенности поведения старших дошкольников».
Психолог спрашивает родителей о том, знают ли они особенности своих детей, наблюдают ли за их поведением на прогулках. Определяет круг родителей, с которыми надо провести отдельную профилактическую работу и помочь им.
– Проанализировав дорожно-транспортные происшествия в нашем городе, в которых пострадали дети, установлено, что большинство происшествий происходят недалеко от дома. Более того, из года в год детский травматизм растет, дети гибнут и получают увечья по-прежнему большей частью в непосредственной близости от дома.
Психолог поясняет, что типичная возрастная и психофизиологическая характеристика старшего дошкольного и младшего школьника – их зачастую непредсказуемое поведение.
– На улице дети часто отвлекаются на все интересное: яркий автомобиль, пролетающий самолет, людей, животных и т. д. Если семилетний ребенок идет в компании сверстников, он часто увлекается разговорами, не смотрит на дорогу и может не услышать сигнала машины из-за недостатка внимания.
Дети с сильной нервной системой, которые любят шумные игры, при громких звуках реагируют быстро. Как правило, они бегут от опасности и... попадают под колеса машин.
А у детей со слабой нервной системой реакция на звуки и световые сигналы замедленная. В опасных ситуациях у них происходит торможение, они теряются, не зная что делать.
Бессмысленно требовать от медлительного ребенка столь же быстрой реакции, как от подвижного. У них разные типы нервной системы, поэтому подход в воспитании должен быть соответствующим. Нельзя наказывать ребенка, ему надо все подробно разъяснить.
Есть различия в реакции мальчиков и девочек на движущийся транспорт. Мальчики обычно стараются как можно быстрее перебежать дорогу, не рассчитывая дистанцию между собой и машиной и не задумываясь о том, что машины едут в несколько рядов. Девочки же могут остановиться и побежать назад. Бывает и так, что ребенок, стоящий на тротуаре, неожиданно срывается с места и бросается наперерез потоку машин.
Кроме того, на поведение детей может влиять их функциональное состояние в определенный момент. Например, ребенок плохо себя чувствует, не выспался, устал. В результате у него снижается способность контролировать себя.
Особого отношения к себе требуют рассеянные дети. Причиной рассеянности могут быть утомление, нежелание что-либо делать.
Наши дети оценивают ситуацию на дороге иначе, чем взрослые. Целостное восприятие детьми дорожной обстановки затрудняется из-за малого роста ребенка. Стоящие транспортные средства закрывают ему обзор. Ребенок не видит, что происходит на дороге. Быстро принять решение он не может, не способен правильно оценить дорожную ситуацию. В результате попадает под машину.
Родители должны развивать у своих детей сенсомоторные и интеллектуальные навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
В процессе развития и воспитания у старших дошкольников и младших школьников постепенно вырабатываются свои привычки, черты характера, умения, навыки. Наблюдая за этим, родители могут направить, к примеру, повышенную возбудимость ребенка на усиление его познавательной активности, заинтересовав его техникой и правилами безопасного поведения. Для этого можно использовать подвижные игры по обучению дорожной безопасности.
Уважаемые родители! Будьте внимательны к своим детям, терпеливы. Сопровождайте своих детей в детский сад, школу, библиотеку. Вырабатывайте у них навыки безопасного поведения на улицах и дорогах.
II. Радиостанция «Светофор».
Воспитатель предлагает родителям послушать размышления детей по теме.
Детям предлагались следующие вопросы:
1. С кем ты идешь в детский сад?
2. На каком виде транспорта вы добираетесь до детского сада?
3. Приходится ли вам переходить дорогу?
4. Где надо переходить улицу, чтобы не случилась беда?
5. Что означают сигналы светофора?
6. Можно ли играть в мяч возле проезжей части?
7. Можно ли перебегать улицу, если нет машин?
8. Какие пешеходные переходы вы знаете?
9. Каким качеством должен обладать и водитель, и пешеход?
III. Разгадывание кроссворда.
Воспитатель предлагает родителям отгадать кроссворд, в котором зашифровано ключевое слово «внимание». За каждый правильный ответ родители получают фишки (см. Приложение 2).
IV. Выступление воспитателя.
Воспитатель группы заводит разговор о том, насколько важен личный пример взрослого при воспитании грамотного пешехода.
– Вспомним замечательные слова А. С. Макаренко: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребенка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Личный пример родителей… Часто говорят и пишут о его необходимости в воспитании. Надо ли говорить, как копируют дети поведение матери или отца на улице. Однако родители далеко не всегда подают ребенку достойный пример в соблюдении правил безопасного поведения, безопасного перехода улиц и перекрестков, посадки в трамвай, троллейбус.
Нарушая правила дорожного движения, родители как бы негласно разрешают нарушать их своим детям. Вот пример.
Отец и сын шли утром по улице. Проводив мальчика до детского сада, отец, чтобы успеть на автобус, перебежал улицу на красный свет светофора. Все это видел сын. И вот спустя несколько дней он повторил поступок отца: гуляя один, он побежал на противоположную сторону улицы и был сбит автомобилем. Необдуманностью своего поведения отец как бы подтолкнул сына к несчастью.
Знакомить ребенка с правилами дорожного движения следует постепенно, ненавязчиво, используя каждый подходящий момент на улице, во дворе, на шоссейной дороге.
Гуляя с малышом, обязательно вслух комментируйте все, что происходит на дорогах, наблюдайте, как движутся транспорт и пешеходы. Например, объясните, почему сейчас вам нельзя перейти улицу, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и водителей.
Дома тоже найдите время, чтобы закрепить эти правила. Детям интересно послушать стихи, рассказы, посмотреть видеофильмы на эту тему.
Дети очень любят играть. Обучать детей дорожной грамоте можно в игре, принимая в ней самое активное участие. Для этой цели можно использовать и настольные игры по правилам дорожного движения. Сюжеты для игры можно придумать самому – их подскажут правила дорожного движения.
Можно вместе с детьми смотреть специальные выпуски телевизионных передач по безопасности движения, постараться отвечать на все детские «почему», интересоваться, что ребята узнают в детском саду о правилах дорожного движения. Необходимо поддерживать интерес детей к этим вопросам.
Все члены семьи должны быть активными помощниками педагогов в формировании у детей навыков безопасного поведения на улицах города, поселка, на загородном шоссе.
Только ваша культура поведения, строгое выполнение правил дорожного движения, терпение, ответственность за здоровье ребенка поможет нам вместе воспитать у детей навыки и привычку безопасного поведения на улице.
V. Разбор дорожных ситуаций.
За каждый правильный ответ – фишки (см. Приложение 3).
VI. Конкурс эрудитов «Каждому знаку свое место».
Воспитатель предлагает поучаствовать в конкурсе эрудитов. Задания подобраны таким образом, что позволяют участвовать в нем и детям, и родителям.
Вопросы конкурса:
1. Где можно переходить улицу?
2. Что следует сделать, прежде чем переходить улицу?
3. Найдите отличия в светофорах для пешеходов и для водителей транспорта.
4. Для чего нужны дорожные знаки?
5. Где можно перейти улицу, если нет светофора?
6. Определите, на какой сигнал светофора щенок оставил такие следы? Назовите все команды светофора. (См. Приложение 4.)
7. Разгадайте кроссворд и назовите зашифрованное слово. (См. Приложение 5.)
8. Для чего вдоль дорог сажают деревья? Какую пользу приносят деревья жителям города? (Воспитатель предлагает каждой семье выполнить задание: дорисовать вторую половину предмета и раскрасить получившееся изображение (см. Приложение 6). За каждый правильный ответ семьи получают фишки.)
VII. Обсуждение маршрутов безопасного движения от дома до детского сада.
Наиболее активные семьи делятся своим опытом работы с детьми по теме «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода». Предлагают всем рассмотреть свои «Маршруты безопасного движения» от дома до детского сада. Обсуждение родителями этих маршрутов. Советы других родителей, как можно наиболее безопасно дойти до детского сада. (См. Приложение 7.)
VIII. Раздача памяток «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу».
Родителям предлагаются памятки «Слова, которые должен знать ребенок при поступлении в школу» (см. Приложение 8).
IX. Конкурс стихов о правилах дорожного движения.
Конкурс готовится совместно с родителями (см. Приложение 9).
X. Награждение.
Награждение самых активных участников (тех, кто собрал больше фишек) памятными подарками (детская литература по теме).
XI. Подведение итогов, обмен мнениями.
Приложение 1
АНКЕТА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
Уважаемые родители!
Мы просим Вас правдиво ответить на вопросы нашей анкеты. Подчеркните Ваш вариант ответа.
1. Как Вы добираетесь домой с ребенком из детского сада?
а) Пешком;
б) на транспорте.
2. Сокращаете ли Вы дорогу, если очень спешите с ребенком в детский сад?
а) Прохожу там, где светофор;
б) иду прямо;
в) не помню;
г) перехожу дорогу там, где удобно и ближе.
3. Ведя ребенка в детский сад, Вы отпускаете его самостоятельно переходить дорогу?
а) Да;
б) нет.
4. Знает ли Ваш ребенок, где находится школа, в которой он будет учиться? Где лучше перейти дорогу по пути в школу? Какие дорожные знаки встречаются возле перехода?
а) Да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
5. Как Вы реагируете, если на Ваших глазах чужие дети нарушают правила дорожного движения?
а) Делаю замечание;
б) пытаюсь остановить;
в) не обращаю внимания.
6. Как поступаете, если на красный свет идет машина?
а) Не обращаю внимания;
б) звоню в ДПС;
в) затрудняюсь ответить.
7. Обсуждаете ли Вы нарушения правил дорожного движения:
а) с ребенком; 1) да; 2) нет.
б) с домашними; 1) да; 2) нет.
в) с воспитателем. 1) да; 2) нет.
8. Хотелось бы Вам получить квалифицированную консультацию по теме «Грамотный пешеход»?
а) Да;
б) нет;
в) затрудняюсь ответить.
Приложение 2
ЗАГАДКИ К КРОССВОРДУ
1. Посмотри, силач какой:
На ходу одной рукой
Останавливать привык
Пятитонный грузовик!
(Регулировщик.)
2. С виду это самолет: 3. Не похож я на коня,
Крылья есть и есть пилот. А седло есть у меня,
Хорошо летать умеет, Спицы есть…
Но мотора не имеет! Они, признаться,
(Планер.) Для вязанья не годятся.
(Велосипед.)
4. Красный вагон по рельсам бежит,
Всех куда надо он домчит.
Заливистый звон его нравится детям.
Так в чем же мы с вами по городу едем?
(Трамвай.)
5. Я выросла в лесу,
В безмолвной тишине,
Теперь я вас несу
По голубой волне.
(Лодка.)
6. Он идет – волну сечет,
Из трубы зерно течет.
(Комбайн.)
7. Силач на четырех ногах,
В резиновых сапогах.
Прямиком из магазина
Притащил нам пианино.
(Грузовик.)
8. Днем и ночью я горю,
Всем сигналы подаю,
Есть три света у меня…
Как зовут меня, друзья?
(Светофор.)
Ключевое слово: внимание.
Приложение 3
ДОРОЖНЫЕ СИТУАЦИИ.
Ситуация 1.
Мама идет с ребенком по тротуару. В руках у ребенка воздушный шар. Мальчик отпускает шар, и он летит на проезжую часть дороги. Ребенок бежит за ним.
Вопрос: Как надо поступить маме?
Ситуация 2.
Папа идет с сыном по улице. Возле остановки отец идет к киоску за газетой. Ребенок остается один.
Вопрос: Как надо поступить отцу?
Ситуация 3.
Мама ведет ребенка в детский сад, но, взглянув на часы, видит, что опаздывает на работу. Она отпускает ребенка самостоятельно добежать до детского сада.
Вопрос: Как надо поступить маме?
Ситуация 4.
Папа идет с ребенком домой из детского сада, они идут по тротуару. Рядом бежит их пес. Мальчик играет с собакой и мешает другим пешеходам. Отец не обращает на это внимания.
Вопрос: Как надо поступить отцу?
Ситуация 5.
Мама с ребенком идут по улице. На противоположной стороне мальчик видит папу и бросается к нему через дорогу.
Вопрос: Как надо было поступить маме?
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
СЛОВА, КОТОРЫЕ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ РЕБЕНОК
ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ В ШКОЛУ.
Слова-названия автодорога автомагистраль шоссе проезжая часть мостовая обочина тротуар пешеходная дорожка пешеход пассажир водитель шофер пешеходный переход светофор регулировщик жезл перекресток площадь железная дорога | Слова-действия идти ехать остановиться буксировать тормозить обгонять сталкиваться соблюдать поворачивать возить перевозить ремонтировать чинить заправлять регулировать подчиняться |
Дорожные знаки
«Железнодорожный переезд без шлагбаума»
«Пешеходный переход»
«Осторожно – дети!»
«Пункт питания»
«Движение запрещено»
«Остановка автобуса»
«Остановка троллейбуса»
«Опасные повороты»
«Поворот (налево, направо)»
«Одностороннее движение»
«Место стоянки»
«Пункт первой медицинской помощи»
«Техобслуживание»
«АЗС»
«Объезд»
Виды транспорта
«скорая помощь» пожарная машина ветеринарная помощь машина ДПС полиция грузовой транспорт пассажирский транспорт автобус троллейбус трамвай велосипед мотоцикл | мопед легковой автомобиль грузовая машина грузовик самосвал бульдозер бетономешалка экскаватор снегоуборочная машина трактор цистерна |
Детали машин
маячок звуковой сигнал сирена кузов автомобиля прицеп капот фара | тормоз педаль тормоза мотор автомобиля руль гусеницы экскаватора трос |
Приложение 9
СТИХИ ДЛЯ ЧТЕНИЯ И ЗАУЧИВАНИЯ
МАШИНА МОЯ
Машина, машина, машина моя!
Работаю ловко педалями я.
Машину веду у всех на виду,
Катаюсь на ней во дворе и в саду.
Машина, машина, машина моя!
Шофер невелик, и сама ты мала.
И нас постовой не пустит с тобой
Проехать по улице, по мостовой.
Машина, машина, машина моя!
Когда-нибудь станешь мала для меня.
А я подрасту и тогда поведу
Большую машину у всех на виду.
Я. Пишумов
МАШИНЫ
На улице нашей
Машины, машины.
Машины-малютки,
Машины большие.
Эй, машины, полный ход!
Я примерный пешеход:
Торопиться не люблю,
Вам дорогу уступлю.
Спешат грузовые.
Фырчат легковые.
Торопятся, мчатся,
Как будто живые.
У каждой машины
Дела и заботы.
Машины выходят
С утра на работу.
ПЕСЕНКА О ПРАВИЛАХ
Везде и всюду правила,
Их надо знать всегда:
Без них не выйдут в плаванье
Из гавани суда.
Выходят в рейс по правилам
Полярник и пилот.
Свои имеют правила
Шофер и пешеход.
Как таблицу умноженья, как урок,
Помни правила движенья назубок!
Помни правила движенья,
Как таблицу умноженья,
Знай всегда их назубок.
По городу, по улице
Не ходят просто так:
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак.
Все время будь внимательным
И помни наперед:
Свои имеют правила
Шофер и пешеход!
ПЕШЕХОДНЫЙ СВЕТОФОР
На посту стоят два брата:
То один здесь, то другой.
На посту стоят два брата,
Каждый – бравый часовой.
Вот выходит братец красный,
Он спешит предупредить:
«Стойте, граждане, опасно
Вам сейчас переходить!»
Встал на пост зеленый братец
Улыбаясь, говорит:
«Вот теперь стоять вам хватит,
Проходите, путь открыт!»
Днем и ночью оба брата
Службу верную несут.
Вы их слушайтесь, ребята,
Вас они не подведут...
В. Кожевников
СВЕТОФОР
Перейти через дорогу
Вам на улицах всегда
И подскажут, и помогут
Говорящие цвета.
Красный свет вам скажет «Нет!»
Сдержанно и строго.
Желтый свет дает совет
Подождать немного.
А зеленый свет горит –
«Проходите!» говорит.
С площадей и перекрестков
На меня глядит в упор
С виду грозный и серьезный
Долговязый светофор.
Он и вежливый, и строгий,
Он известен на весь мир.
Он на улице широкой
Самый главный командир.
У него глаза цветные,
Не глаза, а три огня!
Он по очереди ими
Смотрит сверху на меня.
Я его, конечно, знаю,
Да и как его не знать!
Я отлично понимаю
Все, что хочет он сказать!..
И. Лешкевич
ГОЛОЛЕД
Февраль был теплый, как апрель,
Внезапно подморозило,
А тут еще снежку метель
На тротуар подбросила.
Скользит автобус голубой…
Не зря шофер волнуется –
Ребята-школьники гурьбой
Перебегают улицу.
Один упал, упал другой,
Поспешность не помощница:
Один затылок трет рукой,
Другой от боли морщится.
Шофер отвел от них беду
(Так не всегда случается...)
На мостовой шалить на льду,
Конечно, воспрещается.
А. Гангов
КТО ХРАБРЕЙ?
Как-то раз на Каланчевке,
На трамвайной остановке,
Спор зашел у двух друзей,
Кто из них двоих храбрей.
Петя прыгнул на подножку,
Не боясь попасть в беду,
И, проехавшись немножко,
Лихо спрыгнул на ходу.
– Это что! – Сергей заметил.–
Тоже мне еще герой! –
И, кивнув небрежно Пете,
Мяч погнал по мостовой.
Петя, спором увлеченный,
Вслед за другом побежал.
Встречный транспорт возмущенно
Тормозами скрежетал.
Вы, конечно, знать хотите,
Чем закончился их спор?
Не спешите, погодите –
Спор не кончен до сих пор.
Петя страшно горячится,
Жарко спорит с ним Сергей.
Два дружка лежат в больнице,
Выясняют, кто храбрей.
О. Бедарев
АЗБУКА БЕЗОПАСНОСТИ
Асфальтом улицы мостятся.
Автомобили быстро мчатся.
Бурлит в движенье мостовая –
Бегут авто, спешат трамваи.
Все будьте правилу верны –
Держитесь правой стороны.
Должен помнить пешеход:
Перекресток – переход.
Есть сигналы светофора,
Подчиняйся им без спора.
Желтый свет – предупрежденье!
Жди сигнала для движенья.
Зеленый свет открыл дорогу:
Переходить ребята могут.
Иди вперед! Порядок знаешь –
На мостовой не пострадаешь.
Красный свет нам говорит:
– Стой! Опасно! Путь закрыт.
Леша с Любой ходят парой.
Где идут? По тротуару.
Ученик, садясь в трамвай,
Старшим место уступай.
Футбол – хорошая игра
На стадионе, детвора.
Хоккей – игра на льду зимой,
Но не играй на мостовой.
Цеплять крючком машины борт –
Опасный и ненужный спорт.
Щади здоровье, жизнь щади,
За движением следи.
Экзамен важного значенья
Держи по правилам движенья.
Юные граждане, Тани и Пети,
Твердо запомните правила эти!
А. Дмоховский
ЧУДЕСНЫЙ ОСТРОВОК
Как река, проспект широк.
Здесь плывет машин поток.
И хотя здесь нет ни моста,
Ни парома на пути,
Каждый может очень просто
Эту реку перейти.
Собирается народ
У таблички «Переход».
Пешеходов не тревожит
Блеск огней, машин поток –
Перейти им всем поможет
Пешеходный островок.
Свет зеленый впереди –
Не робей, вперед иди.
Ты дошел до середины –
Вдруг зажегся красный свет.
Снова двинулись машины,
И дороги дальше нет.
Тут увидишь ты у ног
Этот самый островок.
Подожди, постой до срока
На чудесном островке,
Он на улице широкой
Словно остров на реке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Роль семьи в воспитании грамотного пешехода"
Знакомить детей с правилами дорожного движения, соблюдение которых является законом для каждого гражданина, необходимо начинать с раннего возраста, так как знания, полученные в это время, наиболее про...
Семинар – практикум Тема: «Роль семьи в воспитании грамотного пешехода»
- А.С. Макаренко говорил: «Не думайте, что вы воспитываете своего ребёнка только тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент на...
“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»
Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....
“РОЛЬ СЕМЬИ В ВОСПИТАНИИ ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА»
Формирование у детей основ безопасного образа жизни (знаний правил безопасности дорожного движения) – совместная задача педагогов дошкольной образовательной организации и родителей....
Консультация для родителей. " Роль семьи в воспитании грамотного пешехода ".
С самого раннего детства ребёнок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идёт по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...
Роль семьи в воспитании грамотного пешехода
Консультация по ОБЖ для родителей в средней группе...
"Роль семьи в воспитании грамотного пешехода"
Акцентировать внимание родителей на том, как возрастные и психологические особенности старших дошкольникоа влияют на их поведение на дороге...
- Мне нравится (3)