Тема: «Какие бывают дома».
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Панарина Галина Ивановна

1. Расширение словарного запаса, воспитание навыка словообразования:

а) подбор однородных определений, сказуемых, дополнений;

б) образование и закрепление слов – антонимов;

в) образование относительных прилагательных;

г) образование слов, путем сложения основ;

д) подбор однородных сказуемых к слову дом.

2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

а) усвоение категорий родительного падежа;

б) практическое усвоение согласования существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.

3. Развитие связной речи:

а) учить составлять распространенные и сложные предложения;

б) учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

4. Развитие памяти, слухового внимания; активизация мышления, пространственной ориентации

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kakie_byvayut_doma.docx19.58 КБ

Предварительный просмотр:

Логопедическо занятие по теме « Какие бывают дома»

Задачи:

1. Расширение словарного запаса, воспитание навыка словообразования:

а) подбор однородных определений, сказуемых, дополнений;

б) образование и закрепление слов – антонимов;

в) образование относительных прилагательных;

г) образование слов, путем сложения основ;

д) подбор однородных сказуемых к слову дом.

2. Закрепление правильного употребления грамматических категорий:

а) усвоение категорий родительного падежа;

б) практическое усвоение согласования существительных и прилагательных множественного числа в именительном и родительном падежах.

3. Развитие связной речи:

а) учить составлять распространенные и сложные предложения;

б) учить при ответе на вопрос строить полные и четкие предложения.

4. Развитие памяти, слухового внимания; активизация мышления, пространственной ориентации.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Логопед: Ребята, посмотрите на изограф и прочитайте его. Правильно, это слово – ДОМ. Сегодня мы с вами поговорим о доме. А теперь на свои места сядут те дети, которые правильно назовут мне дом. Логопед спрашивает: «Как называется дом для людей?» – Ребенок отвечает: «Жилой дом» и садится за стол. (для машин – гараж; для собак – конура, будка; для коней – конюшня; для свиней – свинарник; для коров – коровник; для птиц – скворечник, гнездо; для кур – курятник; для рыбок – аквариум; для попугаев – клетка; для автобусов, троллейбусов – депо; для королей и принцесс – замок)

2. Введение в тему.

Логопед: Ребята, а как вы думаете, перед тем, как строить дом, что нужно сделать? Правильно, сделать чертеж. А как называется человек, который изготовляет рисунок и чертеж будущего дома? – Архитектор. Вспомните и назовите профессии людей, которые помогают строить дом? – Дети отвечают: каменщик, маляр, штукатур (логопед вывешивает сюжетные картинки, изображающие данные профессии)

А что делает каменщик? – Каменщик выкладывает стены из кирпича.

А что делает маляр? – Маляр красит стены краской.

А что делает штукатур? – Штукатур штукатурит стены раствором.

3. Работа по теме.

Логопед: А теперь помогите построить мне дом. Вы мне будете говорить, из каких деталей состоит дом, а я его буду строить. Дети называют части дома (фундамент, стена, окна, крыша, труба), а логопед на доске прикрепляет эти части дома. А что еще в доме должно быть? – Дети отвечают: балконы, подъезды, лестницы, лифты, квартиры. Логопед: Ребята, на этом столике лежат конверты. В конвертах с синими прямоугольниками простые задания, в конвертах с зелеными прямоугольниками – сложные задания, а в конвертах с красными прямоугольниками – очень сложные задания. (каждый ребенок должен подумать, встать, подойти к столику, и выбрать себе конверт, с заданием которого он справится)

 Логопед: В конвертах находятся части дома, и вы, как строители, должны построить каждый свой дом. . А теперь ответьте мне, если в доме один этаж, то мы говорим, что дом…одноэтажный, а если два этажа? три? четыре? пять? десять? А если много этажей? Много квартир? Молодцы, справились с заданием.

 4. Физминутка Логопед: А теперь, давайте немного отдохнем и поиграем в игру. (Дети выходят из-за столов, встают в круг, логопед стоит в центре с мячом) Логопед: Ребята, я вам буду называть слово, кидать мяч, а вы мне будете возвращать мяч и называть слово с противоположным значением.

Игра «Скажи наоборот» (упражнять в умении образовывать слова с противоположным значением)

Логопед: Высокий – ребенок отвечает: низкий и т.п. (далекий, быстрый, громкий, широкий, толстый, красивый, большой, новый, белый, опускать, закрывать, заходить, включать).

5. Игровое упражнение «Мы считаем» ( упражнять в умении согласовывать числительные с существительными в роде, числе и падеже)

Логопед: Ну, молодцы, и отдохнули, и дом построили, ну а теперь вам нужно рассказать, какой у вас получился дом, сколько в нем этажей, балконов. Я вам буду показывать цифру, и называть слова, а вы мне будете быстро отвечать, четко проговаривая окончания.

(Логопед произносит слово «комната» и показывает сначала цифру один, затем цифру два, затем цифру пять, дети считают: одна комната, две комнаты, пять комнат; потом логопед называет словосочетание: «большая комната» и такие же цифры показывает, дети считают и называют. Сначала дети все вместе отвечают, затем логопед спрашивает индивидуально.)

Дом – многоэтажный дом, Балкон – большой балкон,

Окно – чистое окно, Звонок – дверной звонок,

Дверь – деревянная дверь, Крыша – красная крыша.

6. Игровое упражнение «Назови, какой?» (упражнять в умении образовывать относительные прилагательные, обозначающие материал, из которого сделан предмет)

Логопед: Ребята, вы все, конечно, помните сказку «Три поросенка». Один поросенок построил дом из соломы, у него какой дом получился? Правильно, соломенный. Другой поросенок построил из кирпича (он какой?) – кирпичный. А сейчас мы узнаем, какой дом вы сами себе построите. Сейчас из моего волшебного мешочка вы будете доставать предметы. Вы их внимательно рассмотрите и скажете мне, из чего вы построили свой дом, и какой он у вас получился. (В «Волшебном мешочке» лежат маленькие мультифоры, в одной мультифоре лежит бумага, в другой пластмассовая пробка, в третьей песок и т.п.). Ребенок берет одну мультифору и говорит: «Я построил дом из бумаги, у меня бумажный дом» и т.п. Логопед: А теперь вспомните, какие вы построили дома и скажите мне, в каких домах можно жить, а в каких – нет? Почему?

7. Дидактическое упражнение «Что делают?» (упражнять в образовании глаголов)

Логопед: «Ребята, подумайте и скажите мне, что можно делать с домом?». За каждый правильный ответ, логопед дает ребенку фишку: строить, ломать, разрушать, ремонтировать, красить, мыть, рисовать, покупать, продавать, любить, украшать, наряжать и т.д. В конце выявляют обладателя большего количества фишек.

8. Развитие связной речи.

Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам отгадать загадку:

Без шофера, без колес

А домой меня привез.

Прокатил меня почти

До дверей квартиры.

Управляли им в пути

Сами пассажиры. (Лифт)

Детям предлагается выучить эту загадку.

9. Развитие мелкой моторики. Графический диктант.

Логопед: Ребята, а сейчас я предлагаю вам стать архитекторами и начертить свой собственный дом. (Дети встают, подходят к столу, берут листочки в клеточку, простой карандаш и садятся на свои места).

Логопед диктует: 8 клеток вверх, 1 влево, 1 вверх, 1 вправо, 1 вверх, 1 вправо,

1 вверх, 1 вправо,1 вверх, 2 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 1 вправо, 1 вниз,

1 вправо, 1 вниз, 1 влево, 8 вниз, 6 влево . Посередине нарисуйте окошко.

10. Итог занятия. Наше занятие закончилось. Вы все очень хорошо поработали. Что нового вы узнали? А что вам понравилось на занятии? Какое настроение у вас после занятия?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по речевому развитию "Какие бывают дома"

конспект занятия по речевому развитию для детей с зпр на тему "Какие бывают дома"...

Презентация "Какие бывают дома"

Знакомство детей с разными видами домов...

Презентация "Какие бывают дома"

презентация позволяет показать о разнообразии человеческих жилищ...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Какие бывают дома"

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему " Мой дом"...