Работа над интонационной выразительностью
консультация по логопедии
Работа над интонационной выразительностью
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_nad_intonatsionnoy_vyrazitelnostyu.docx | 18.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Работа над интонационной выразительностью
Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи.
- Мелодика – повышение и понижение голоса при произнесении фразы, что придает речи различные оттенки: певучесть, мягкость, нежность и др. Именно это позволяет избежать монотонности. Мелодика присутствует в каждом слове звучащей речи, и оформляют её гласные звуки, изменяясь по высоте и селе.
- Темп – ускорение и замедление речи в зависимости о содержания высказывания с учетом пауз между речевыми отрезками.
- Ритм – равномерное чередование ударных и безударных гласных, образующих слоги. Иначе говоря, чередование следующих их качеств: долготы и краткости, повышения и понижения голоса.
- Фразовое ударение – выделение, в зависимости от смысла высказывания, паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения группы слов.
- Логическое ударение – выделение паузами, повышением голоса, большей напряженностью и долготой произношения отдельных слов, особо значимых в высказывании.
- Тембр речи – звуковая окраска, отражающая экспрессивно эмоциональные оттенки: грустный, веселый мрачный и т.д.
При помощи этих средств выразительности в процессе общения осуществляется уточнение мыслей и выражений, а также эмоционально-волевых отношений. Благодаря интонации мысль приобретет законченный характер. Высказыванию, благодаря интонации, может придаваться дополнительное значение, не имеющее его основного смысла. Интонация же иногда и изменяет смысл высказывания.
Интонационно невыразительная речь может быть следствием снижения слуха, недостаточно развитого речевого слуха, неправильного речевого воспитания, а также различных нарушений речи.
Ребенок должен уметь правильно пользоваться интонационными средствами выразительности, чтобы передавать в своей речи различные чувства и переживания. Именно эмоциональная речь взрослых служит образцом интонационной выразительности. Поэтому работа над развитием этого важного качества ведется, в основном, путем подражания.
При заучивании стихотворения, при рассказывании или пересказе взрослый сам пользуется эмоционально выразительной речью и обращает внимание на выразительность речи ребенка. Постепенно дети, слыша правильную речь взрослых, и в самостоятельной своей речи начинают использовать нужные интонации. Попробуйте выразительно рассказать вместе с ребенком любое стихотворение, например:
Маша варежку надела: -Ой, куда я пальчик дела? Нет ведь пальчика, пропал, В свой домишко не попал. | Маша варежку сняла: -Поглядите-ка, нашла! Ищешь-ищешь, не найдешь, Здравствуй, пальчик! Как живешь? |
Получилось? Здорово!
Теперь поговорим о работе над темпом речи. Ребенок обладает собственной скоростью протекания во времени психических процессов. Это касается и речи. Дети дошкольного возраста чаще говорят в ускоренном, чем замедленном темпе. Это отрицательно отражается на внятности, четкости речи. Артикуляция звуков ухудшается.
Иногда отдельные звуки, слоги и даже слова проглатываются. Особенно часто это бывает при произнесении длинных слов или фраз. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети научились говорить в умеренном темпе, при котором слова звучат особенно отчетливо, выразительно и красиво. Учите детей отхлопывать ритмы. Например, такие:
Простые ритмы | Сложные ритмы |
!! - ! ! - !! !! - ! - ! ! - ! - !! ! – !!! ! - !! - ! ! - !!!! - ! !!! - !! - ! ! - !!! - !!! ! - ! - !! | !!! - ! - ! ! - !! - !! ! - !!! - ! !! - !!! - ! !! - !!! -!!! !!! - !! - !! ! - !! - !!! !!! – !! - ! ! - !!! - ! - !! |
Вы уже задумывались над тем, как научить ребенка читать? Тогда вам будет интересна таблица, демонстрирующая постепенное усложнение ритмической и слоговой структуры слов для более успешного овладения чтением.
- Двусложные слова с хореической ритмической структурой (лето, лужа).
- Двусложные слова с ямбической ритмической структурой (лиса, вода).
- Трехсложные слова с размером амфибрахий (корова, пилили, бежала).
- Трехсложные слова с размером дактиль (дерево, весело).
- Трехсложные слова с размером анапест (берега, пироги)
В такой же последовательности вводятся слова со стечениями согласных.
Слова со структурой ГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – СОГЛАСНЫЙ – ГЛАСНЫЙ (арка, окно, ёлка) вызывают при чтении большие затруднения, чем вышеприведенные СГСГ.
Существенное значение имеет вышеприведенные стечения согласных по отношению к ударному слогу (в предударной позиции читать их легче).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа над интонационной выразительностью речи
Работа над интонационной выразительностью речи...
Сообщение из опыта работы «Развитие интонационной выразительности речи старших дошкольников в играх - драматизациях».
Актуальность темы определяется не достаточностью вниманию развитию произвольной выразительности речи у детей....
Работа над интонационной выразительностью речи
Интонационной выразительностью речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педогоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности детской речи. В большинстве случае...
Работа над интонационной выразительностью
В статье рассказывается о составляющих интонации, приводятся примеры их использования....
Работа над интонационной выразительностью речи: Дикция. Использование игровых коррекционных упражнений в работе с детьми с тяжелыми речевыми расстройствами
Весомым показателем, который характеризует качество техники речи человека является - дикция.Дикция - это то, как чисто собеседник выговаривает звуки....
«Использование ИКТ и дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста, как эффективное средство в работе над интонационной выразительностью речи»
Материал можент быть полезен работникам дошкольных организаций....
Работа над интонационной выразительностью
Интонация – это сложный комплекс, включающий несколько выразительных средств звучащей речи....