Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития
методическая разработка по логопедии (подготовительная группа)
Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
1_metodika_issledovaniya.docx | 26.23 КБ |
polnaya_metodika.pdf | 865.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Организация и методика исследования фонематических процессов у дошкольников 7-го года жизни с ОНР III уровня речевого развития
№ задания | Задание | Инструкция | Речевой материал | Оценка |
1серия. Цель - исследование фонематического слуха. | ||||
1 | Повторение слогов с оппозиционными звуками | Внимательно слушай и повтори за мной | различные по звучанию Та - ка - та Ба - та - ба Па - ка - та Са - фа - ла Ма - да - ма близкие по звучанию Ба - па - ба Ка - га - ка Та - да - да Са - за - са Ша - жа - ша Ра - ла - ла Ша - жа - жа - ша За - са - за - са Са - ша - ша - са Ра - ра - ла - ла | 5 баллов - все задания точно воспроизводятся; 4 балла - имеются единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов близких по звучанию; 3 балла - задание выполняется в замедленном темпе; в половине случаев ряды слогов близких по звучанию воспроизводятся неточно, единичные случаи ошибочного воспроизведения слогов различных по звучанию; 2 балла - большинство заданий выполняется только после повторных проговариваний, при этом чаще всего ряды воспроизводятся неверно; 1 балл - задания не выполняются. |
2 | Различение слов близких по звуковому составу, но разных по смыслу. | Ответь на вопрос. | - В тарелке СУП или ЗУБ? - Может заболеть ЗУБ или СУП? - У мамы ДОЧКА или НОЧКА? - Тёмная НОЧКА или ДОЧКА? - На ноги надевают ТАПКИ или ШАПКИ? - На голову надевают ШАПКИ или ТАПКИ - В подвале живёт КРЫСА или КРЫША? - У дома наверху КРЫША или КРЫСА? - У коровы на голове РОЖКИ или ЛОЖКИ? - На кухне ЛОЖКИ или РОЖКИ? - Солдатам на войне нужны ТАНКИ или САНКИ? - На горке нужны САНКИ или ТАНКИ? | 5 баллов - на все вопросы отвечает правильно; 4 балла - дает неправильный ответ в единичных случаях, но сам исправляет после повторного вопроса; 3 балла - 2 - 4 ошибки, исправляются после повторного воспроизведения; 2 балла - требуется повторное воспроизведение, допускает 5 и более ошибок; 1 балл - задание не выполняется. |
2 серия. Цель - исследование фонематического представления. | ||||
3 | Придумывание слов, начинающихся с заданного звука | Придумай слова, которые начинаются со звука [С]. | [С], [Ш], [Б],[Л] | 5 баллов - называет слова на все звуки; 4 балла - не может назвать слова на какой-то один звук; 3 балла - не может назвать слова на какие-либо 2 звука, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе. 2 балла - называет слова на какой-либо 1 звук, нужна помощь логопеда. 1 балл - задание не выполняется. |
4 | Отбор картинок, названия которых содержат заданный звук. | Дай мне картинки в которых живет звук [С], а себе возьми картинки в которых живет звук [З]. | [С]-[З]; [Ш] -[Ж]; [Р] - [Л] | 5 баллов - все задания выполняются верно; 4 балла - единичные ошибки в какой-то одной паре звуков, выполняет самостоятельно; 3 балла - самостоятельно не справляется, задание выполняется правильно только с помощью логопеда, после подробного объяснения и выделения нужного звука в словах; 2 балла - большинство заданий недоступно, даже при помощи логопеда допускает ошибки. 1 балл - задание не выполняется. |
3 серия. Цель - исследование фонематического анализа. | ||||
№ 5. | Выделение первого звука в слове | Назови первый звук в слове | Утка. Арбуз Оля Санки Мышка Ложка | 5 баллов - правильно выполняются все задания; 4 балла - не может назвать или неправильно называет первый звук в одном слове; 3 балла - неправильно называет первый звук в 2 - 3 словах, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе; 2 балла - правильно называет первый звук в 1 - 2 словах, нужна помощь логопеда; 1 балл - задание не выполняется. |
6 | Определение количества звуков в слове: | Сосчитай, сколько звуков в слове. | Кот, стул, рыба, лимон. | 5 баллов - называет правильное количество звуков во всех словах; 4 балла - не выполняет пробу из 5 звуков; 3 балла - не выполняет 3 (2) и 4 пробу, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе; 2 балла - выполняет только 1 пробу, нужна помощь логопеда; 1 балл - задание не выполняется. |
7 | Определение места звука в слове: | Определи, где находиться звук [Л] в слове - в начале, середине или конце слова. | [Л] - лук, пила, стол [Н] - нос, окно, слон [С] - собака, коса, нос [Х] - хлеб, ухо, петух. | 5 баллов - правильно выполняются все задания; 4 балла - единичные ошибки; 3 балла - допускаются 3-5 ошибок, нужно подробное объяснения задания, задание выполняется в замедленном темпе; 2 балла - допускаются 6 и более ошибок, нужна помощь логопеда; 1 балл - задание не выполняется. |
4 серия. Цель - исследование фонематического синтеза. | ||||
8 | Составление слов из звуков, данных в правильной последовательности. | Прослушай слово, я произнесу его по отдельным звукам и воспроизведи слово слитно | [д], [о], [м]; [р], [у], [к], [а]; [к], [р], [о], [т]; [м, [о], [ш], [к], [а]. | 5 баллов - правильно воспроизводит все слова; 4 балла - не справляется с 4 пробой; 3 балла - не справляется с 3 (2) - 4 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе; 2 балла - не справляется с 2 - 4 пробой; , нужна помощь логопеда; 1 балл - не справляется ни с одной пробой. |
9 | Составление слов из звуков, данных в нарушенной последовательности. | прослушай слово с переставленными звуками и воспроизведи его правильно. | [н], [с], [о]; [т], [к], [о]; [с], [о], [т], [л]. | 5 баллов - правильно воспроизводит все слова; 4 балла - не справляется с 3 пробой; 3 балла - не справляется с 2 (1) - 3 пробой, нужен повтор текста, задание выполняется в замедленном темпе; 2 балла - выполняет одну пробу только с помощью логопеда; 1 балл - задание не выполняется |
5 серия. Цель - исследование слоговой структуры. | ||||
10 | Называние слов сложной слоговой структуры по картинке | Посмотри на картинку и назови что это? | Холодильник Автомобиль Вентилятор Мотоцикл Велосипед Пуговица | 5 баллов - правильно называет все слова; 4 балла - неправильно называет одно слова; 3 балла - допускаются 2 - 3 ошибки; 2 балла - допускаются 4 - 5 ошибки; 1 балл - неправильно называет все слова. |
11 | Проговаривание слов сложной слоговой структуры | Повтори за мной | цыпленок, скакалка, сковорода. | 5 баллов - все задания выполняются правильно; 4 балла - единичные ошибки в повторении предложений; 3 балла - 2-4 ошибки в повторении слов и предложений; 2 балла - предложения для повтора недоступны, единичные ошибки в повторении слов; 1 балл - все предложения и все слова повторяет неправильно. |
Проговаривание предложений со словами сложной слоговой структуры | Повтори за мной |
|
Количество баллов | Уровень | Характеристика уровня |
44-55 | Высокий | Данный уровень показывает, что уровень развития фонематических процессов у ребёнка соответствует возрастной норме. |
32 -43 | Средний | Этот уровень показывает, что уровень развития фонематических процессов у данной категории детей ниже возрастной нормы и с ними необходимо проводить коррекционно-развивающую работу |
ниже 31 балла | Низкий | Данный уровень характеризуется значительным несоответствием возрастным нормам (в этом случае уровень развития фонематических процессов или задерживается, или запущено, то есть речь может идти о большой и длительной коррекционно-развивающей работе). |
Предварительный просмотр:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методика формирования фонематических процессов у дошкольников 5-7 лет через систему специальных игр и игровых упражнений
Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следо...
Рабочая учебная программа по развитию речевого (фонематического) восприятия группы детей со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого развития
В работе представлена полносью разработанная рабочая программа по развитию речевого (фонематического) восприятия у детей группы со сложной структурой дефекта с I уровнем речевого ...
Педагогическое обследование уровня речевого развития детей шестого года жизни
Описана методика М.П. Злобенко...
Картотека игр для развития фонематических процессов у дошкольников с речевыми нарушениями
Основными задачами развития фонематических процессов являются: обучение умению выделять заданный звук в чужой и собственной речи; развитие навыков контроля и самоконтроля за произношени...
Логоритмика как средство преодоления нарушений лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
Среди большого количества речевых нарушений у дошкольников, особенное место занимает такое нарушение как общее недоразвитие речи. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) представляют собой особую группу...
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития
Диагностический комплекс для обследования лексической стороны речи у дошкольников с общим недоразвитием речи II и III уровней речевого развития Диагностический комплекс разработан для опред...
Публикация «Методика исследования фонематических представлений, фонематического анализа и синтеза у детей с нарушением произносительной стороны речи»
Для правильного формирования звуковой стороны речи ребенок должен иметь не только подготовленный к этому артикуляционный аппарат, но и уметь хорошо слышать и различать правильно и неправильно произнос...