Тема: Звук Р. Буква Р.
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Предварительный просмотр:
Тема: Звук Р. Буква Р.
Коррекционно-образовательные задачи.
- Научить детей правильно произносить звук Р и давать акустико-артикуляционную характеристику.
- Знакомство с буквой Р.
- Развить фонематические процессы, артикуляционную моторику, мелкую моторику, общую моторику и координацию движений, память, внимание.
- Учить различать твердые и мягкие согласные.
- Учить читать и писать слова.
Развитие функции языкового анализа и синтеза
Коррекционно-развивающие задачи. Развитие связной речи, зрительного внимания, речевого слуха, мышления, тонкой и обшей моторики, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные задачи. Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование. Рисунки зверей и птиц (крокодил, кенгуру, жираф, зебра, тигр, верблюд, сорока и др.), гор, замка, озера, фруктовых деревьев, цветов (ромашки, астры, розы, георгины); игрушки (Буратино, Петрушка, крокодил Гена, Чебурашка, Дракон); символ звука р; замки звуков, Черный замок.
Ход занятия
1. Оргмомент
Психогимнастика
Раз, два, повернись и в животных превратись. Изобразите сердитого тигра и покажите, как грозно он рычит. Изобразите дятла, сидящего на дереве, и как он стучит по дереву. (Тр-р-р, тр-р-р.) Изобразите, как мурлычет ласковая кошечка. (Мур-р-р-р.) Покажите, как любопытный вороненок выглядывает из гнезда и пищит тоненьким голосом ... (кар-р-р-р), а мама-ворона отвечает ему низким голосом ... (кар-р-р, кар-р-р). Вы догадались, какой звук мы будем изучать сегодня? (Звук р.) Послушайте присказку. В некотором царстве, в некотором государстве, высоко в горах жил звук р. Произнесите этот звук. Чем он вам понравился?
2. Характеристика звука р
Какой он? Радостный или грустный? Звонкий или глухой? Гласный или согласный?
3. Произношение изолированного звука. Работа над голосом
Вокруг звука р рычали звери. Как они рычали? Падали камни. Произнесите звук отрывисто. Грохотал гром.
Произносится звук р с усилением и ослаблением голоса
Это были звуки, с которыми нельзя подружиться. Стало ему грустно.
Произносится звук р с грустью.
Пролетала мимо сорока и говорит: «Что ты грустишь, иди в Детский сад "Теремок", там все буквы и звуки живут в волшебных замках, и дети научились их произносить». Обрадовался звук р этому известию и отправился в дорогу. А сейчас мы будем смотреть будто в волшебное зеркало, все видеть и помогать звуку р.
Дети садятся на места.
4. Произношение звука р в слогах, слоговых сочетаниях и словах
Выставляется картинка с изображением гор
Что это? (Горы.) Звуку р надо помочь перебраться через горы. Отправьте ему на помощь гласные звуки. Прилетел звук а. Какой слог получился? (Ра).
Аналогичное задание дается со звуками у, ы, о.
Получилось волшебное заклинание — ры-ро-ру-ра, расступилась гора! Повторите его. Дети повторяют и изображают, как раздвигается гора
Расступилась гора, а за ней огромные «та-во-ро». Что я перепутала? Произнесите слово правильно. (Ворота.) Упал звук р, поранил руку и воскликнул: «Ох, рана!» Какое слово можно составить из этих двух слов? (Охрана.)
5.Физминутка
А сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку.
Руки в стороны, согнули,
Вверх подняли, помахали.
Спрятали за спину их и оглянулись:
Через правое плечо, через левое еще.
Дружно присели, пяточки задели,
На носочки поднялись,
Опустили руки вниз.
6. Подбор антонимов. Развитие функции языкового анализа и синтеза
Чтобы охрана пропустила звук р через ворота, надо сказать особые слова. Я буду называть слова, которые обозначают плохие качества и поступки людей, а вы будете произносить противоположные им по смыслу — хорошие слова. Зло. (Добро.) Лень. (Трудолюбие.) Трусость. (Храбрость.) Грусть. (Радость.) Ура! Ворота открылись! За воротами — звери. Если отгадаете их названия, они помогут звуку р, укажут ему путь.
Задания
а) В названии животного первый звук т', последний — р, кто это? (Тигр.) «Разбросайте» звуки этого слова. Какой гласный звук есть в этом слове? На каком месте стоит звук р? Сколько звуков в слове тигр? Соберите «рассыпанные» звуки ж, р, и, а, ф в слово. (Жираф.)
б) Отгадайте названия животных в словах с перепутанными слогами: дил-кро-ко, ру-кен-гу, ра-зеб, блюд-вер. (Крокодил, кенгуру, зебра, верблюд.) С кем подружился звук р? (С крокодилом, зеброй, верблюдом, кенгуру.) Кто помог ему продолжить путь? (Верблюд.)
7. Знакомство с буквой Р.
Нахождение Р в кассе букв.
Выкладывание буквы из ниточек.
Прописывание в воздухе.
Дописывание недостающего элемента.
8.Печатание буквы в тетрадях.
9. Дидактическая игра «Отгадай слово» (ребусы).
Словарный материал:
Г (роза) (рыба) К
Мо (розы) (шар) Ф
10. Итог занятия. С какой буквой познакомились?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по обучению грамоте в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет с ОНР по теме: "Звуки А, У. Буквы А, У."
Занятие в группе компенсирующей направленности для детей от 6 до 7 лет по обучению грамоте. Проводится с целью закрепления знаний детей об изученных звуках А и У, обучения выделению этих звуков ...
Тема "Тема: Звуки С, СЬ. Буква С."
Тема: Звуки С, СЬ. Буква С. Цели:Знакомство и уточнение артикуляции звуков С СЬ, знакомство с буквой С.Дифференциация С, СЬ в словах, фразах, связной речи.Развитие фонемат...
Конспект фронтального занятия подготовка к обучению грамоте на тему «Звуки [р], [р\']" буква Р» Лексическая тема: «Весна»
Конспект НОД предназначен для воспитателей старших и подготовительных групп. Цель: сформировать у учащихся представление о звуках [Р], [Р´], букве Р.Задачи: Образовательные: учить узнавать графич...
Презентация на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У".
Презентация для логопедического занятия на тему: "Звук [A] и буква А. Звук [У] и буква У"....
Образовательная деятельность по развитию речи для детей старшего возраста. Тема: «Звуки С, СЬ. Буква С.» Лексическая тема «Овощи»
Цели коррекционные: Закреплять особенности звучания и артикуляции звука С, умение проводить звуковой анализ слов без стечения согласных; учить согласовывать существительные с прилагательными. Развиват...
Конспект фронтального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Ё] – [Ю]. Буквы Ю, ю. Ё, ё.
Цель: обучение дифференциации звуков [Ё] – [Ю] и букв Ю, ю, Ё, ё в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...
Конспект индивидуального занятия по формированию звукопроизношения и фонематического слуха на этапе дифференциации звуков. Тема. Звуки [Э] – [Е]. Буквы Э, э, Е, е.
Цель: обучение дифференциации звуков [Э] – [Е] и букв Э, э, Е, е в изолированном виде, в слогах, в словах, в словосочетаниях и предложениях.Задачи:1) Обучающие: - закреплять знания обучающихся о...