Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь – залог успешного общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar.docx | 24.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста «Учите детей говорить правильно»
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 2-3 лет правильной и красивой речи.
Задачи:
- Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста.
- Обучить родителей правильному выполнению упражнений артикуляционной гимнастики
- Продолжать работу по взаимодействию с родителями.
Материалы и оборудование:
Стулья, столы; зеркала настольные на каждого участника, раздаточный материал (ксерокопии игровых упражнений артикуляционной гимнастики для использования дома), ватные шарики, демонстрационный материал.
Ход мероприятия:
- Вступительное слово.
Здравствуйте, уважаемые родители! Сегодня мы с Вами поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приемам развития речи.
Правильная, выразительная речь-звуковой портрет человека. Речь-это не прирожденный дар. Все начинается с детства. Даже, если у ребенка овладение произношением звуков идет нормально, то и тогда работа по звукопроизношению и над дикцией необходима, т.к. ясная и правильная речь – залог успешного общения.
А сейчас, предлагаю вам ответить на мои вопросы (игра «Вопрос-ответ»):
- Поднимите рукуте родители, которые заинтересованы в том, чтобы его ребенок правильно говорил? Очень приятно видеть внимательных, заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять левую руку тем родителям, которые считают, что его ребенок говорит число, внятно, правильно? Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – это физиологическая норма, т.е. это свойственно данному возрасту.
- Предлагаю теперь поднять две руки тем из вас, кто дома читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их, читает сказки и ведет беседу по прочитанному произведению? В нашем зале собрались не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы.
- Поднимите руку те родители, которым тема нашей встречи интересна, кто хочет узнать, как должна в норме развиваться речь ребенка 2-3 лет.
Ваши ответы показали, что тема нашей встречи актуальна и значима.
- Теоретическая часть.
Предлагаю поговорить о развитии речи ребенка дошкольного возраста. Остановимся на возрастной норме детей с 2 до 3 лет.
У детей с двух лет значительно возрастает потребность в общении со взрослыми. Ребенок часто обращается к старшим с вопросами, связанными с освоением предметного мира. Возрастает понимание речи окружающих.
Дети понимают, что игрушки - это лошадка, кукла, кубики; посуда-чашка, кастрюля, тарелка. Однако сознательное объединение под общим названием нескольких предметов еще трудно для детей третьего года жизни и наблюдается редко. Легче удается форма перечисления на вопрос: «Что мы едим?», «Что растет в огороде?». У них значительно возрастает словарь общеупотребительных слов за счет названий игрушек, посуды, мебели и др.
Дети могут отгадывать простые загадки, если в тексте содержится более или менее точное содержание отгадки (Кто рано встает, ку-ка-ре-ку поет, деткам спать не дает?»). Таким образом, углубляются знания детей о животных, их повадках, о том, что они едят, где живут образе жизни. Дети легко запоминают и воспроизводят текст несложных стихотворений (типа «Игрушки» А.Барто) и песенок. Добавляются элементы пересказа. Многократно прочитанные тексы дети запоминают наизусть, но самостоятельный рассказ еще не доступен. Дети уже пользуются сложными предложениями, но без союзов, появление и закрепление которых происходит во втором полугодии.
Дети еще недостаточно осмысливают значения многих слов, не справляются со всеми грамматическими формами. Отсюда такие выражения: «Мы с рядышком сядем», «А у тебя какой лентик (бантик)».
К трем годам в речи ребенка может быть до 1200-1500 слов, среди которых встречаются все части речи (редкие причастия, деепричастия, числительные). Ребенок начинает пользоваться местоимениями, предлогами, прилагательными, обозначающими размер, цвет, некоторые качества предметов (плохой, хороший).
К трем годам дети воспринимают все звуки родного языка, но произносят их с большими искажениями. Произносительная сторона речи несовершенна, так как функционально не готов речевой аппарат. Для детей характерен слабый, укороченный выдох, недостаточно развит голосовой аппарат (говорят тихо).
Наблюдаются следующие особенности произношения:
- Согласные звуки произносятся смягченно (зюк-жук, сярик-шарик)
- Свистящие звуки «С», «З», «Ц» произносятся недостаточно четко, часто вообще не произносятся (абака-собака), заменяютя: «С-Ф» (фабака-сабака), «З-В» (ваяц-заяц), «Ц-Ф», «С-Т», «Ц-Т», «З-Д».
- Шипящие звуки «Ш», «Ж», «Ч», «Щ» произносятся недостаточно четко, часто заменяются свистящими звуками: САПКА, ЗУК, СЁТКА.
- Сонорные звуки «Л», «Р» пропускаются или заменяются на другие : ЯМПА-ЛАМПА, ЛЫБА-РЫБА.
Имеются особенности и в словопроизношении (слоговая структура слова), к которым относятся:
- Сокращения (тул-стул, весипед-велосипед)
- Перестановка слогов местами (шапля-шляпа, корвик-коврик).
- Уподобление одного звука другим (бабака-собака)
- Слияние (Мафеда вместо Мария Федоровна)
- Добавление (реблята-ребята)
Чтобы правильно развивать речь ребенка, нужно придерживаться некоторых советов, которые я вам сейчас дам.
- Советы логопеда.
- Речь взрослых: четкая, неторопливая, грамматически и фонетически правильно оформленная, не следует искажать слова, имитировать детскую речь;
- Обращать внимание детей на то, как они согласовывают слова в предложении, поправлять ребенка;
- Играя с ребенком упражнять в согласовании имен существительных с разными частями речи, например, с глаголами: взять куклу и спросить «Кто к нам приехал в гости? И ребенок дает полный ответ: «К нам в гости приехала кукла».
- Использовать игру «Чего не стало?»
- Учить ребенка самостоятельно описывать игрушку. Поставить игрушку, посмотреть, затем задать вопросы: Что это? Какого цвета? И т.д.
- Учите детей сравнивать предметы, находить общее, чем отличаются.
- Для совершенствования правильного звукопроизношения использовать артикуляционную гимнастику.
- Практическая часть
Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференциации движений органов, участвующих в речевом процессе.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 мину.
- Сейчас мы свами вместе выполним некоторые упражнения общей артикуляционной гимнастики. Предлагаю вашему вниманию несколько упражнений: «Бегемотики», «Улыбочка», «Хоботок», «Заборчик», «Лопаточка», «Часики», «Лошадка».
Не менее важным направлением, влияющим на формирование правильного звукопроизношения, является формирование речевого дыхания. Полезно с детьми выполнять ежедневно дыхательные упражнения и игры (логопед показывает, родители выполняют).
В возрасте 2-3 лет идет и развитие речевого слуха – различение на слух фонем родного языка, звуков и речевое внимание. И если у ребенка есть недостатки в произношении звуков, то в первую очередь необходимо развивать речевой слух.
С родителями выполняется игра «Слушай и выполняй».
- Обратная связь (с мячом)
- Достигли ли вы целей, которые ставили вначале семинара? Почему?
- Что понравилось? Что нет?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно" ...
семинар-практикум для родителей детей младшего дошкольного возраста "Учите детей говорить правильно"
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей 3-4 лет правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с осбенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста...
Семинар-практикум по развитию речи детей «ГОВОРИМ И РАЗВИВАЕМСЯ» для детей и родителей младшей группы
Цели:- познакомить родителей с особенностями развития речи детей четвертого года жизни, с методами и средствами, способствующими совершенствованию речи детей;- создание положительного эмоционального н...
Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
Уважаемые родители!Сегодня мы поговорим о развитии речи детей и научимся некоторым приёмам развития речи.Правильная, выразительная речь- звуковой портрет человека. Речь – это не прирожденный дар...
презентация Семинар-практикум для родителей детей младшего возраста «Учите детей говорить правильно»
Игровой урок, наши встречи в клубе "Мы вместе"«Компас» нашей встречи!Прекрасна речь, когда она как ручеёк,Бежит среди камней чиста, не тороплива,И ты готов внимать ее поток...
Семинар-практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
Цель: Обучение родителей приемам работы с детьми по развитию речи.Задачи: Донести до сознания родителей актуальность формирования у детей правильной и красивой речи.Обучить родителей правильному выпол...
Семинар - практикум для родителей "Учите детей говорить правильно"
Цель: Показать родителям актуальность формирования у детей старшего дошкольного возраста правильной и красивой речи.Задачи:1. Познакомить родителей с особенностями речевого развития детей старшего дош...