Конспект интегрированного музыкально-логопедического развлечения «Осенний калейдоскоп»
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Елена Михайловна Данилюк
Перед специалистами, работающими с детьми с речевыми нарушениями, стоит задача поиска наиболее эффективных методов формирования произносительных возможностей детей, и создания такой артикуляционной базы, которая обеспечивала бы наиболее успешное овладение коммуникативными навыками и нормативным произношением. Интеграция различных межпредметных технологий способствует успешной реализации этих поставленных задач. Надеюсь, представленный материал будет интересен логопедам, музыкальным руководителям и воспитателям ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_word.docx24.88 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Конспект интегрированного музыкально-логопедического развлечения «Осенний калейдоскоп».

Автор-составитель: Данилюк Е.М., учитель-логопед МБДОУ детского сада  

                                                                                                       №58 г.Иркутск.

Цель:   формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в процессе  музыкально-речевого развития.

Программные задачи:

Коррекционно-образовательные:

* вырабатывать правильные артикуляционные уклады;

* вырабатывать правильное речевое дыхание и умение                            

   контролировать дыхание во время речи;

* обобщить и систематизировать у детей полученные знания о звуках;

* закрепить умения выделять начальную  позицию гласных звуков в  словах;

* формировать понятия о грамматических категориях языка;

* обогащать и активизировать словарный запас детей на материале  

   лексической темы «Осень».

Коррекционно-развивающие:

* развивать слухоречевое внимание

* развивать интонационную выразительность речи;

* развитие фонематического слуха и восприятия речевого ритма;

* развивать познавательные процессы;

Коррекционно-воспитательные:

*воспитывать доброжелательные отношения, умение работать в команде, веру в свои силы;

* совершенствовать  навыки  коммуникативного общения и стимуляция  коммуникативной   активности  детей;

* воспитывать  способность к самоконтролю, самооценке при выполнении заданий;

*  воспитывать интерес к словотворчеству.

 Методы и приемы:

-наглядный (картинки,  презентации);

- словесный (совместная  музыкально-речевая деятельность);

- игровой (сюрпризные моменты, динамические  паузы, локомоторные тренинги);

- практический (моделирование, выполнение упражнений, заданий).

Оборудование:  ноутбук, предметные картинки, звуковые семафоры, фото  оральных образов  гласных  звуков,  листочки-модели, бутафорские листочки, лужица,  капельки, атрибутная шапочка  Ежика, мнемодорожки пословиц.

                           Содержание занятия:

1.Оргмомент. Нарядные ребята под музыку входят музыкальный зал и заводят хоровод.  «Снова Осень к нам пришла».

Логопед:      Осень на пороге, дождик, листопад

                       Осень приготовила задания для ребят

                       Мы ее задания будем выполнять,

                       Чтобы Осень захотел

                       В  гости к нам прийти опять

 

Листья опадают, по ветру летят

Это называется – ЛИСТОПАД.

Звуковые листики мы возьмем

И вместе с ними на занятие пойдем.

Дети берут  осенние листочки и занимают свои места.

2. Артикуляционный тренинг «Осень»:

        (с элементами биоэнергопластики)

Упражнения для мышц шеи Любуемся красивым нарядом осени

Упражнения  для артикуляторно-жевательных мышц .

Подошли к берлоге мишки

Упражнение «Брусничка».

Упражнения для губ и щек:

Хомячок сделал запасы на зиму

Белочка грызет орешки

Упражнения для языка:

 

Мелькает беличий хвостик

Белочка угостила нас орешками

Почистим зубки после угощения

повернись и приглядись: и.п. поворот головы в сторону-вдох носом,  при возвращении в и.п. –выдох ртом  (3-5 раз).

широко  открыть рот, показать,  как медведю осенью хочется спать (открывать – закрывать рот  3-5 движений).

«пробуем» ягодки на вкус, хорошо их «прожуем» (имитация) – 10-20 сек.

 

(надуть щеки), высыпал зерно в норку (втянуть щеки) –поочередно 4-5 раз.

 (улыбнуться, постучать зубами)  -3-5 раз.

 (рот открыт, поворачивать сильно вытянутый изо рта язык  вправо-влево так, чтобы его кончик касался уголков рта) -  20=30 сек.

(язык с напряжением упирается поочередно в щеки) – 5-10 движений.

губы сомкнуты, челюсти неподвижны; кончик языка «чистит» верхние и нижние зубы, затем язык проделывает круговые движения – по 3раза в каждом направлении

3. Музыкально-жестовая игра «Осень»:

Солнце спряталось за тучи,

Небо чаще хмурится,

Дождик шлепает по лужам,

Листопад на улице,

Листья  падают, летят

Под ногами шуршат.

В огороде урожай

Люди убирают

Птицы стаями на юг

С криком улетают.

(поднять руки вверх, растопырить пальцы-«лучики»,спрятать кисти одна за другую).

(нахмурить брови, сжать пальцы в кулак – разжать, «бах-бах-бах –грохочет гром»).

(хлопать ладошками поочередно по коленям

«шлеп-шлеп-шлеп» -идет дождь).

(плавно опустить обе руки вниз; движение рук вправо-влево; соединив ладони, двигать вперед-назад).

(руки полукругом перед собой, движение кистей к себе).

(развести руки в стороны – машут крыльями).

4. Классификация звуков.

Логопед:  

              Капают дождинки

              Листья шелестят,

              Сухие травинки под ногами шуршат

              Очень много звуков окружает нас,

              Какие они бывают?

              Мы вспомним сейчас.

а/.игра «Сигнальщики»: 

аудиозапись различных категорий звуков(3-5сек.), затем на индивидуальных сигнальных семафорах  дети устанавливают табло с символом услышанных звуков (шумовые – речевые – музыкальные) и поднимают сигнал.

5.Логопед:    Свои листочки осенние

                         Мы перевернем,

                         И на них задание найдем

а/.  игра «Звуковые листочки» - на оборотной стороне осенних   листочков читают модели гласных звуков:

           

               А                     У                    О                     И                       Э

/у каждого ребенка разные модели/.

б/. игра «Подбери и назови» (приемы звукового  анализа)

                 Модели читаем – слова подбираем:

/дети на заданный гласный звук подбирают картинки, в которых этот звук находится в начальной позиции/

Например:

А – Альбом,  У – Утка, О – Ослик, И - Иголка,  Э - Эхо

Логопед: Ребята, с какими звуками вы выполняли это задание?

Дети: Эти звуки речевые,  гласные.

в/.повторение  артикуляции и характеристики гласных звуков;

г/. дыхательное упражнение «Ветер и листочки»:

Дует легкий ветерок- ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

  (выдох спокойный, не напряженный)

 Дует сильный ветерок – ф-ф-ф

И качает так листок – ф-ф-ф

(активный выдох)

Ветер сильный задувал,

                                  И листочки он порвал

                                 Мы не будем унывать,

                                 Надо нам их все собрать.

/детям предлагается сложить из 3-5 частей разрезанные листочки, по силуэту узнают, с какого дерева этот лист;    

на  листочках различных деревьев на оборотной стороне  символы-модели гласных звуков/.

Осиновый – А-А-А

Рябиновый – И- И-И

Березовый – О-О-О

Дубовый – У-У-У

(Дети поют вокализы).

д/. танец – игра «Осенние листики».

     

6. Работа с оральными образами в и моделями  гласных    

      звуков.

Логопед:      Есть еще задание для вас,

                       Мы гласные звуки узнаем сейчас.

а/. фотографии оральных  образов гласных звуков/дети, описывая артикуляцию,  узнают и называют гласные звуки/;

б/.  игра «Звуковые капельки» - 

 Логопед:

                 По осенним дорожкам мы гуляли,

                И не заметили,  как под дождик попали.

               Давайте мы с вами посмотрим сейчас,

              Какие же капельки на ладошках у нас?

дифференциация гласных звуков -

/индивидуальные  карточки по форме напоминают капельки /изображение предметов, с гласными звуками в начальной позиции/ ребята бегут «по цепочке» и опускают карточки в импровизированные «лужицы» с моделями гласных звуков, объясняя свой выбор.

в/. музыкально- ритмическое упражнение «Дождик»:

(дети хлопают в ладоши во все убыстряющемся темпе)

       Капля – раз! Капля – два!

       Очень медленно сперва.

       Стали капли ударять,

       Капля каплю догонять.

         А потом, потом, потом

         Все бегом, бегом, бегом.

         Мы зонты свои раскрыли –

          От дождя себя укрыли!

7. Музыкально-динамическая пауза «Сад» - 

музыкально-эвритмическая декламация –

/речь сопряжена с музыкой и  движениями /.

  а/.  Прекрасен наш осенний сад,

         В нем абрикосы, виноград.

         На ветках, как игрушки.

         Яблоки и груши.

         И как фонарики горят

         Персик, слива и гранат.

б/. эмоционально-мимический  этюд «Фрукты»:

Удивляемся:      «Какой большой апельсин!»

руки в стороны, рот полуоткрыт, глаза широко открыты, брови поднимаются

Радуемся:   «Какая сладкая груша!»

ладони соединены вместе, открыты вверх, губы улыбаются, глаза слегка прищурены

Сердимся:   «Какая неспелая, кислая слива».

руки на поясе, покачивание головой,  брови нахмурены, губы сжаты

8.Логопед:

                    По тропинкам сада, не жалея ножек,

                    Бегал, суетился хлопотливый Ежик.

                    Он спешил, старался урожай собрать.

                    А теперь вас просит План сада показать.

а/. задания на ориентировку в пространстве – дети надевают атрибутную шапочку Ежика и выполняют заданные товарищами команды (справа - слева – в центре ит.д.);

б/. голосовое упражнение «Спелые фрукты» - 

(на выработку  силы голоса)

«Груши падают в траву»

   БАМ –БАМ – БАМ (

громко

«Сливы падают в траву»

  Бам – Бам – Бам

тихо

«Вишни падают в траву»

бам – бам – бам  

шепотом

 

в/. формирование грамматического строя речи 

 (образование прилагательных от существительных).

игра «Какое это садовое дерево?»

на нем растут    ЯБЛОКИ

яблоневое   дерево

  ---- / ----- / ---     ГРУШИ

грушевое   дерево

  ----- / ----- / --     АБРИКОСЫ

абрикосовое  дерево

 ----- / ----- / ---     АПЕЛЬСИНЫ

апельсиновое   дерево

----- /  ---- /  ---     ПЕРСИКИ

персиковое дерево         и т.д.

9.Логопед:

                      Осень. Паутинки в воздухе летают

                      А  ребята наши

                     Стих про Осень прочитают.

                     На осенней веточке Паучок качается,

                     И вот с этой паутинки

                     Стих наш начинается

Игровая ситуация  /на стеновом панно на осеннем дереве сидит паучок, от него тянется  ниточка-паутинка; дети читают «по цепочке» строфы-фразы  стихотворения и наматывают паутинку на свой пальчик.

а/. декламация стихотворения (биоэнергопластика):

 Рисует осень жёлтый сад,

Рисует лес багряный

И листья по ветру летят,

Как птичьи караваны.

Луг растворился в желтизне

Осенней жёлтой краски.

Но почему-то грустно мне

Смотреть на эти сказки.

Логопед:    Паучок нам золотую паутинку подарил.

                    За хорошую работу

                     Всех ребят благодарил.

                     Паутинку эту нужно

                     Нам в Клубок смотать,

                     И при этом громко, четко

                     Осенние слова-действия

                     ОСЕННИЕ называть:

б/. игра «Осенняя паутинка» - активизация  глагольного словаря (дети сматывают паутинку-ниточку  в  Клубок и называют глаголы: опадают, желтеют, кружатся, созревают, запасают ит.д.)

9. Логопед:           Спасибо, Осень золотая,

                                За то, что ты красивая такая!

                                 Мы всегда тебя встречаем,

                                 О тебе  мы много знаем!

а/. связная речь:  проговаривание пословиц   и поговорок об осени, с опорой на =мнемодорожки=:

         «Как весной потопаешь – так осенью полопаешь».

         «Весна с цветами,  а  осень с плодами».

         «Весна красна, а осень грязна».

         «Осень пришла – урожай принесла».

 

10. Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Сюрпризный момент  -  входит Ежик с настольно-печатной игрой «Во саду ли, в огороде».

Логопед:            

  Собран урожай богатый, Еж принес его ребятам.

  Хочет он вас похвалить, хочет он нас наградить.

  Вы не ленились,  вы не скучали - задания Осени выполняли.

  Что умели мы, что знали – показали, рассказали.

(Ежик  дарит игру ребятам.)

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по художественному творчеству. "Калейдоскоп эмоций"

Цели:Закреплять полученные знания об основных эмоциях; развивать умение понимать свои чувства и чувства других; продолжать развивать эмпатию, воображение, упражнять в изображении своих чувств.Задачи:З...

Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыТема «Путешествие в космос»

Конспект интегрированного музыкально – логопедического занятия с детьми подготовительной к школе группыЦель: Содействовать развитию речи на музыкальном занятии, путешествуя в космос. Задачи...

Развлечение "осенний калейдоскоп"средняя 2019 г.

развлечение "осенний калейдоскоп"средняя 2019г...

Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия: «Дикие звери в волшебном лесу»

Тема: «Дикие звери в волшебном лесу»Цель: Применение здоровьесберегающих технологий на занятиях специалистов (логопед, музыкальный руководитель), с возможностью адаптирования их к работе в...

Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме «Осень».

Конспект открытого интегрированного музукально-логопедического занятия по теие "Осень"....

Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме «Осень».

Конспект открытого интегрированного музыкально-логопедического занятия по теме "Осень"....