Что значит "общее недоразвитие речи". Информация для родителей.
консультация по логопедии (старшая группа)
Кратко и доступно изложена информация об общем недоразвитии речи у детей, особенностях работы группы, даны советы родителям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
onr_osobennosti._roditelyam.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ
Общее недоразвитие речи рассматривается как сложное речевое расстройство, при котором у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон при нормальном слухе и сохранном интеллекте.
Речевая деятельность формируется и функционирует в тесной связи с психикой ребёнка (Л.С. Выготский). Дети с общим недоразвитием речи имеют по сравнению с возрастной нормой особенности развития сенсомоторных, высших психических функций, психической активности.
Р.М. Боскис, Р.Е. Левина, Н.А. Никашина отмечают, что у детей с ОНР страдает не только речевая, но и связанные с ней высшие психические функции (внимание, восприятие, зрительно-пространственные представления, оптико-моторные координации, память и мышление), недостаточно развита мелкая моторика пальцев рук, общая моторика.
Исследователи Е.Ф. Соботович, А. Ф. Чернопольская, Л. В. Мелехова отмечает у детей с ОНР неточность, слабость движений органов артикуляционного аппарата, их быструю истощаемость. Автоматизация звуков затруднена.
Трудности | Причины |
Искажения, пропуски, замены звуков, смазанность речи. Длительность введения поставленных звуков в речь. Особенности физического развития: трудности удержания равновесия, координации, неточность в выполнении упражнений (физкультурных, артикуляционных, графических). | Особенности мышечного тонуса в целом и мышц органов артикуляции (языка, губ), последствия перенесенных заболеваний, последствия вредностей, оказанных на нервную систему в период формирования плода, во время рождения, в первый год жизни. |
Недостаточность сосредоточения внимания, забывчивость, отвлекаемость. Трудность запоминания. Медлительность или суетливость. Капризы, плаксивость, тревожность, слабоволие или чрезмерная возбудимость, негативные поведенческие реакции. | В анамнезе детей с ОНР часто выявляется внутриутробная гипоксия, резус-конфликт, родовые травмы, асфиксия, РЭП; в раннем детстве — ММД, черепно-мозговые травмы, частые инфекции, хронические заболевания. |
Эффективность коррекции зависит от комплексного подхода. Только совместными усилиями педагогов, родителей и, во многих случаях, медицинских работников будет достигнут желаемый результат.
Особенности обучения в старшей группе
компенсирующей направленности
№ 2 для детей с общим недоразвитием речи
- Педагогический коллектив работает по Адаптированной образовательной программе дошкольного образования МБДОУ «Детский сад № 21», целью которой является всестороннее развитие детей и коррекция общего недоразвития речи. Программа предусматривает 2 года обучения.
- Ежедневно учителем-логопедом проводятся занятия: подгрупповые (групповые) и (или) индивидуальные. На логопедических занятиях осуществляется коррекционно-развивающее обучение по направлениям:
- звукопроизношение
- развитие лексико-грамматических средств языка
- развитие самостоятельной фразовой речи
- подготовка к овладению навыками звукового анализа и синтеза.
3. Для эффективного освоения любого речевого умения необходимо несколько повторений (например, правильного употребления в речи существительного в роде, числе, падеже или точного положения языка при произношении звука). Навык правильного произношения формируется длительно, необходимы многократные повторения.
4. Особенности работы при отсутствии звука: сначала идет процесс постановки звука, затем вызванный звук закрепляется в слогах, затем в словах, затем в словосочетаниях и коротких предложениях, на последних этапах - в текстах. Только после этого ребенок сможет легко произносить звук в разговорной речи. Поэтому нельзя требовать от ребенка произношения звука во всех словах на начальных этапах работы!
5. Можно и нужно: закреплять речевые умения. Исправлять ошибки в окончаниях слов, ошибки в словообразовании, в употреблении предлогов, в построении предложений и др.
Эффективность коррекции зависит от комплексного подхода. Только совместными усилиями педагогов, родителей и, во многих случаях, медицинских работников будет достигнут желаемый результат.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.
Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....
Преодоление грамматических ошибок у детей с общим недоразвитием речи (сообщение для родителей)
В сообщении подобраны словесные игры,которые родители могут использовать при выполнении домашних заданий в работе по формированию лексико-грамматических средств языка....
Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей
консультация для родителей о роли подвижных игр для творческого развития детей...
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - рекомендации для родителей.
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи - рекомендации для родителей.Ещё десять лет назад самым распространённым речевым заключением было фонетическое нарушение речи (ФНР), которое характеризуется д...
РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (консультация для родителей)
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР в играх....
Формирование слоговой структуры слова у дошкольников с недоразвитием речи. Консультация для родителей
Слоговая структура слова - это порядок расположения и количество слогов в словах. Слоговая структура слова относится к фонематическим представлениям, это ритмическая конструкция слов родного языка. По...
Сборник бесед, упражнений, игр по лексическим темам для детей с общим недоразвитием речи и их родителей. «День защитника Отечества»
Сборник бесед, упражнений, игр по лексическим темам для детей с общим недоразвитием речи и их родителей напрвлен на повышение педагогической грамотности родителей (законных представителей)...