РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (консультация для родителей)
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Кострюкова Инна Алексеевна

Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР в играх.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РАЗВИТИЕ

ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ

У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

 

 

 

Речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха. Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.

Результаты обследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР.

Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.

Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:

1. Развитие слухового внимания и памяти.

2. Развитие простых форм фонематического анализа.

3. Развитие сложных форм фонематического анализа.

4. Развитие фонематического синтеза.

5. Развитие фонематических представлений.

6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.

1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.

- Игра «Отгадай, что я делаю?»

Дети сидят полукругом, взрослый за ширмой совершает

различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.....

- Игра «Парад звуков»

Необходимый материал: картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток, ...),

- магнитофонная запись (звучание этих предметов),

-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.

Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).

- Игра «Сделай так же»

Необходимый материал:    

-ритмичные музыкальные инструменты: 2 барабана, 2 бубна.

Взрослый за ширмой бьет в барабан определенное количество раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.

- Игра «Кто тебя позвал?

Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из кто из родных позвал его.

Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.

- Игра «Тихо — громко»

Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слово различным по силе голосом (громко, тихо).

- Игра в лото.

                          У детей картинки. Дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.

- Игра «Запомни и назови».

Взрослый называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова.   Последовательность называния должна соблюдаться.

- Игра «Подбери слово».

а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.

Шепчет ночью мне на ушко

 Сказки разные ... (перина, подушка, рубашка).

От грязнули даже стол

Поздним вечером ... (сбежал, ушел, ускакал).

Две лисички, две сестрички

Отыскали где-то ... (спички, щетку, ножик).

Говорила мышка мышке –

 До чего люблю я ... (сыр, мясо, книжки).

Сел в машину верный пес.

У него в чернилах ... (лапа, шея, нос).

При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.

б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:

Портфель я выронил из рук.

Такой большой на ветке ... (жук).

Шел по лесу шустрый мишка

На него свалилась ... (шишка).

Тише, Танечка, не плачь.

Не утонет в речке ... (мяч).

Ветер, ветер, ты могуч

Ты гоняешь стаи ... (туч).

 

II. Развитие простых форм фонематического анализа.

1. Фонематический анализ ряда гласных.

а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.

Речевой материал:    сочетания из 2-5 гласных.

Процедура: Взрослый диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на            заданный звук.

Инструкция:    Послушай и подними руку, если услышишь звук...

б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.

Речевой материал:  ряд из гласных звуков (2-3).

Взрослый произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.

Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.

2. Выделение звука на фоне слова.

Предлагаются для выделения как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук ...

- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;

- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.

3. Выделение первого ударного гласного из слова.

Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.

 Инструкция:

- назови первый гласный звук слова;

- подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного.

4. Вычленение первого согласного звука из слова.

Инструкция:  

-назови первый согласный звук;

- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;

Аналогично проводятся игры на определение конечного согласного в слове, выделение ударного гласного из середины слова и т.д.

 

III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)

1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.

-Посчитай, сколько звуков в слове;

- назови сколько звуков в слове;

- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;

-  отбери картинки с заданным количеством звуков;

- отстучи количество звуков в слове;

- напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;

-  разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;

- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.

2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.

 -назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку;

- послушай слово и назови слово по звукам;

- выложи цветными фишками слово;

- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;

- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.

3. Развитие навыка определения места звука в слове.

- найди место звука в слове;

- назови картинку, место звука ... в слове;

- отбери картинки, в названии которых звук ...стоит на 2 (3,4) месте;

- назови место звука ... в словах (в ряду слов);

- обозначь место звука на схеме;

- назови «соседа справа» звука ... (вариант: «сосед слева», соседей);

- назови, после какого звука стоит звук ... (перед каким звуком);

- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;

- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);

- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, ...,  последний);

- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;

- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме ..., объясни почему);

- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.

IV. Развитие фонематического синтеза.

Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».

Дети составляют и называют слова из звуков.

V. Развитие фонематических представлений

-придумай слово со звуком …;

- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;

- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;

- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).

VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа

1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.

2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).

3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).

4. Преобразовать слова:

- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);

- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;

- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор;

- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;...

- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.

5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,... (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).

6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.

7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.

8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.

9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.

10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.

11. Подбор слов к графическим схемам.

 ЛИТЕРАТУРА:

1. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков

звукового анализа.» СПб, 1998г.

2. В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.

Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....

Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.

Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)

Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....

"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.

Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...