РАЗВИТИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ (консультация для родителей)
консультация по логопедии (подготовительная группа)
Развитие фонематического восприятия у детей с ОНР в играх.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ
ФОНЕМАТИЧЕСКОГО ВОСПРИЯТИЯ
У ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
Речь представляет собой сложную систему звуков, которые различаются по силе, высоте, длительности звучания и тембру. Способность дифференцировать сложные звуковые ощущения (а особенно звуки речи, как наиболее звучащие комплексы) носит название смыслоразличительного или фонематического слуха. Иначе говоря, фонематический слух - это тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова.
Результаты обследования показали необходимость осуществления логопедической работы по преодолению недоразвития фонематического восприятия, построенной с учетом индивидуальных особенностей детей с ОНР.
Так как ведущим видом деятельности у дошкольников является игра, то в коррекционной работе широко используются игры и игровые приемы.
Работу по формированию фонетического восприятия рекомендуется осуществлять по следующим направлениям:
1. Развитие слухового внимания и памяти.
2. Развитие простых форм фонематического анализа.
3. Развитие сложных форм фонематического анализа.
4. Развитие фонематического синтеза.
5. Развитие фонематических представлений.
6. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа.
1. Развитие внимания и памяти на базе неречевых звуков.
- Игра «Отгадай, что я делаю?»
Дети сидят полукругом, взрослый за ширмой совершает
различные действия с предметами, после чего дети называют эти действия: рвет бумагу, наливает воду,.....
- Игра «Парад звуков»
Необходимый материал: картинки (пылесос, текущая вода, будильник, пила, молоток, ...),
- магнитофонная запись (звучание этих предметов),
-контуры этих предметов, вырезанные на картоне.
Ребенок, услышав определенный звук, должен выбрать соответствующую картинку и поместить ее на место (на вырезанный контур).
- Игра «Сделай так же»
Необходимый материал:
-ритмичные музыкальные инструменты: 2 барабана, 2 бубна.
Взрослый за ширмой бьет в барабан определенное количество раз. Ребенок должен взять свои барабанные палочки и ударить в ответ на то, что он слышит.
- Игра «Кто тебя позвал?
Упражнение направлено па различение по тембру максимально сокращенного звукокомплекса. Взрослый предлагает ребенку отвернуться и догадаться, кто из кто из родных позвал его.
Вначале ребенка зовут по имени, затем (для усложнения) произносят короткое АУ.
- Игра «Тихо — громко»
Взрослый предлагает ребенку воспроизвести слово различным по силе голосом (громко, тихо).
- Игра в лото.
У детей картинки. Дети должны услышать слово, обозначающее изображенный предмет на картинке и закрыть ее карточкой.
- Игра «Запомни и назови».
Взрослый называет 3-4 слова. Дети слушают и запоминают слова. Последовательность называния должна соблюдаться.
- Игра «Подбери слово».
а) Взрослый читает 2 стихотворные строки, выделяя голосом последнее слово в начальной строчке. Ребенок должен выбрать одно слово из трех предложенных, добиваясь рифмы в стихе.
Шепчет ночью мне на ушко
Сказки разные ... (перина, подушка, рубашка).
От грязнули даже стол
Поздним вечером ... (сбежал, ушел, ускакал).
Две лисички, две сестрички
Отыскали где-то ... (спички, щетку, ножик).
Говорила мышка мышке –
До чего люблю я ... (сыр, мясо, книжки).
Сел в машину верный пес.
У него в чернилах ... (лапа, шея, нос).
При трудностях поиска нужного слова взрослый зачитывает двустишие во всех трех вариантах, просит ребенка прислушаться и выбрать правильный вариант — тот, где слова самые похожие.
б) Взрослый просит ребенка подобрать слово в рифму:
Портфель я выронил из рук.
Такой большой на ветке ... (жук).
Шел по лесу шустрый мишка
На него свалилась ... (шишка).
Тише, Танечка, не плачь.
Не утонет в речке ... (мяч).
Ветер, ветер, ты могуч
Ты гоняешь стаи ... (туч).
II. Развитие простых форм фонематического анализа.
1. Фонематический анализ ряда гласных.
а) определение наличия гласного звука в ряду гласных звуков.
Речевой материал: сочетания из 2-5 гласных.
Процедура: Взрослый диктует ряд гласных звуков, ребенок реагирует движением на заданный звук.
Инструкция: Послушай и подними руку, если услышишь звук...
б) определение количества и последовательности звукового ряда гласных.
Речевой материал: ряд из гласных звуков (2-3).
Взрослый произносит звуковой ряд, просит ребенка сказать, сколько гласных звуков в ряду и перечислить их по порядку.
Инструкция: Прослушай и скажи, сколько звуков я назвала, назови их.
2. Выделение звука на фоне слова.
Предлагаются для выделения как гласные, так и согласные звуки. Инструкция: Подними руку, если в слове есть звук ...
- назови и отбери картинки, в названии которых есть заданный звук;
- отложи столько фишек, сколько слов с заданным звуком я назвала.
3. Выделение первого ударного гласного из слова.
Слова предлагаются с интонированием, вразброс, возможно применение картинок.
Инструкция:
- назови первый гласный звук слова;
- подбери и назови (или картинки), начинающиеся с ударного гласного.
4. Вычленение первого согласного звука из слова.
Инструкция:
-назови первый согласный звук;
- подними синюю карточку, если первый согласный звук в слове твердый и зеленую, если первый согласный звук мягкий;
Аналогично проводятся игры на определение конечного согласного в слове, выделение ударного гласного из середины слова и т.д.
III. Сложные формы фонематического анализа (с 6 лет)
1. Развитие навыка определять количество звуков в слове.
-Посчитай, сколько звуков в слове;
- назови сколько звуков в слове;
- выложи столько фишек, сколько звуков в слове;
- отбери картинки с заданным количеством звуков;
- отстучи количество звуков в слове;
- напиши цифрой (палочками), сколько звуков в слове;
- разложи картинки в 2 группы по количеству звуков;
- сосчитай сколько в слове согласных (гласных) звуков.
2. Развитие умения определять последовательность звуков в слове.
-назови картинку и перечисли звуки, названия по порядку;
- послушай слово и назови слово по звукам;
- выложи цветными фишками слово;
- заполни схему, обозначая звуки цветом, соответствующим звуку;
- назови слова «по звукам», охарактеризуй каждый звук.
3. Развитие навыка определения места звука в слове.
- найди место звука в слове;
- назови картинку, место звука ... в слове;
- отбери картинки, в названии которых звук ...стоит на 2 (3,4) месте;
- назови место звука ... в словах (в ряду слов);
- обозначь место звука на схеме;
- назови «соседа справа» звука ... (вариант: «сосед слева», соседей);
- назови, после какого звука стоит звук ... (перед каким звуком);
- назови, обозначь между какими соседями стоит звук;
- составь схему слова (из цветных фишек, карточек, раскрась карандашами);
- проанализируй схему слова (по плану: количество звуков, 1-ый звук, его характеристика, 2-й, 3-й, ..., последний);
- сравни схемы слов, подбери к ним слова по картинкам;
- выбери из картинок те, названия которых соответствуют данной схеме ..., объясни почему);
- разложи картинки в две группы, под схемы, им соответствующие.
IV. Развитие фонематического синтеза.
Речевой материал: Звуки даются сначала в ненарушенной последовательности, затем в «перепутанном порядке».
Дети составляют и называют слова из звуков.
V. Развитие фонематических представлений
-придумай слово со звуком …;
- придумай слово с 3, 4, 5 звуками;
- отбери картинки с 3 и 5 звуками, не называя их;
- подбери слово со звуком в заданном месте (в начале, в конце, в середине слова).
VI. Упражнения для закрепления навыков фонематического анализа
1. Отобрать картинки с заданным звуком в названии, с определением количества звуков.
2. Придумать слова с определенным количеством звуков и со звуком в определенном месте (например: из 5 звуков, со звуком Р на 3 месте: шарик).
3. Добавить различное количество звуков к одному и тому же слову, чтобы получилось слово: ПА + (пар, парк, паром, паруса).
4. Преобразовать слова:
- добавляя звук: рот-крот; мех-смех; осы-косы; (может быть сравнение этих схем слов);
- убирая звук: плуг-луг; угол-гол;
- изменяя один звук слова (цепочка слов): сом-сок; сук-суп-сох-сор;
- переставляя звуки: пила-липа; папка-лапка;...
- составление новых слов из звуков (букв) одного слова: ствол-вол; -тол; -стол.
5. Начинать каждое слово со звука (буквы) последнего: дом-, мак-, каток-, кот-,... (игру можно усложнить, ограничив количество букв в словах).
6. Слово-загадка: по картинкам, из первых звуков названий которых составляется новое слово или название картинки.
7. Назвать слово, в котором звуки расположены в обратном порядке: нос-сон, сор-рос, кот-ток.
8. Слово-отгадка: в квадраты вписываются определенные звуки слов (3-й), получается слово-отгадка.
9. Решение кроссвордов, ребусов, схем.
10. Нахождение общего звука в словах, например: луна-молоток.
11. Подбор слов к графическим схемам.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Ткаченко Т.А. «Развитие фонематического восприятия и навыков
звукового анализа.» СПб, 1998г.
2. В.А.Ковшиков «Исправление нарушений различения звуков» СПб. 1995 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"О значении развития слухового восприятия у детей с общим недоразвитием речи" (консультация)
Консультация для родителей в уголке ЛОГОПУНКТА...
Развитие мелкой моторики у детей с общим недоразвитием речи. Консультация для воспитателей.
Виды детской деятельности, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук....
Состояние словаря у дошкольников с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей.
Консультация для родителей детей с тяжелыми нарушениями речи....
Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи (консультация)
Нетрадиционное оборудование в обучении грамоте детей с общим недоразвитием речи....
Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей
консультация для родителей о роли подвижных игр для творческого развития детей...
"Развиваем фонематическое восприятие у детей с общим недоразвитием речи" Консультация для воспитателей.
Театрализованные игры и упражнения имеют дидактический характер. Использование творческих заданий в общении с детьми должно быть ситуативным, естественным и гармоничным в сочетании с другими ви...