Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи. Консультация для родителей
консультация на тему

Маханькова Вероника Николаевна

консультация для родителей о роли подвижных игр для творческого развития детей

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podvizhnaya_igra.docx19.65 КБ

Предварительный просмотр:

Подвижная игра как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.

Консультация для родителей

Основой для развития детской личности является деятельность, поскольку именно в ней проявляются и развиваются способности. Ведущая деятельность ребенка дошкольного возраста — игровая. Что касается подвижной игры, то она является деятельностью активной, разнообразной и творческой, а значит, способна обеспечить приобретение малышом жизненных впечатлений, формирование его личности.

Дошкольников часто интересует, не результат их деятельности, а сам процесс. Подвижная игра является самоценной для них, потому что в ней процесс движения — уже ценность. Поэтому очень важно воспитать у детей желание играть в подвижную игру, чтобы благодаря ей каждый ребенок мог учиться самореализовываться, осуществлять творческий поиск, развиваться.

Интерес к подвижной игре повышает ее взаимосвязь с другими видами деятельности дошкольников, в частности с изобразительной деятельностью, ручным трудом, что очень важно для детей с ОНР, так как развивается мелкая моторика, которая неразрывно связана с речью ребенка.  Подрастая, дети становятся более требовательными к предметам игры. Поэтому и следует поддерживать стремление ребенка самостоятельно изготавливать, украшать игровые пособия, атрибуты и формировать соответствующие умения. Это психологическая подготовка к игре, а вместе прекрасная возможность для развития творческих способностей. Полезно также совместное планирование подготовки к игре. Ход его направляется вопросами: «Как это можно интереснее сделать? Кто это сделает? С кем вместе?».

Чтобы заинтересовать малышей подвижными играми, широко используется обыгрывание игрушек, предметов и картинок, загадки, стихи и другие малые художественные жанры. Это помогает собирать детей на игру, вызвать у них интерес к ее содержанию.

Взрослым, организующим игры детей важно помнить, что все дети неповторимы, их возможности, способности, склонности и интересы различны, поэтому, что интересно и легко одному, то может вызвать трудности и разочарование у других.

Следует помнить: игровое творчество в подвижных играх развивается неравномерно, противоречиво, здесь особенно заметны индивидуальные особенности детей, к тому же один и тот же ребенок может проявлять разный уровень творчества в зависимости от содержания игры, своей роли, от отношений с товарищами.

В коллективной подвижной игре, как и в другой творческой деятельности, сталкиваются идеи, замыслы, планы. Это часто порождает споры, решая которые у детей воспитывается уважение к мнению другого, справедливость, формируются положительные качества личности.

Важное условие развития творческих способностей в подвижных играх — вариативность их содержания и формы организации. Взрослый сначала сам, а дальше, постепенно привлекая к этому детей, подает им знакомые игры в разных вариантах. Такая вариативность не только поддержит интерес к двигательной активности, усовершенствует двигательные навыки, но и обогатит игровой опыт дошкольников, научит их нестандартно, творчески выполнять хорошо знакомые действия и решать новые проблемы - «Как поиграть иначе?»

Не забывайте, что подвижные игры способствуют также развитию у дошкольников речевого творчества. В процессе подвижной игры дети не только обозначают и сопровождают свои действия словом, обдумывая их, но и выражают свои мысли и чувства. Они получают возможность творить слово, фразу, текст, то очень важно для полноценного развития ребенка с общим недоразвитием речи.

Рекомендуемые игры:

Игра большой подвижности «Ловишка»

По считалке выбирается ловишка, который становится в центре зала. Остальные игроки встают вокруг него, образуя круг, берутся за руки. По сигналу дети начинают движение в правую сторону, повторяя слова:

Ау-ау-аукаем, Весну приаукиваем. 

Весна! Весна! Красным-красна! 

Весна пришла, Свет, тепло принесла!

 Весну встречаем, В ловишки играем! 

Раз, два, три, лови!

После слов «раз, два, три — лови!» дети разбегаются в разные стороны. Ловишка ловит их, дотрагиваясь рукой. Пойманные дети отходят в сторону. Когда ловишка поймает несколько игроков, игра останавливается. Выбирается новый водящий, игра повторяется.

Подвижная игра «Дружба»

Дети встают в круг, берутся за руки. По сигналу начинают двигаться по кругу в правую сторону, произнося при этом:

Мы идем по кругу.

Найдем себе мы друга.

Найдем себе мы друга,

Найдем себе дружка.   По окончании текста дети останавливаются.

Ведущий  говорит: «Раз, два, три — друга себе найди!»

 После этих слов дети должны встать по парам (найти себе друга). Игрок, которому пары не хватило, встает в центр круга. Включается музыка (например, русская народная песня «Ах вы, сени, мои сени» или др.), под которую игрок выполняет любые танцевальные движения, остальные игроки хлопают в ладоши.

Примечание  можно подать и другие команды, например:

  • «Раз, два, три, двух друзей себе найди!» — дети должны разбиться на тройки;
  • «Раз, два, три, троих друзей себе найди!» — дети встают в кружки по 4 человека (оставшиеся «без друзей» игроки также выполняют любые танцевальные движения);
  •   при последнем повторении игры можно произнести: «Никому нельзя скучать, все мы будем танцевать!»

В этом случае танцевальные движения выполняют все дети.

Подвижная игра «Помидор»

Дети стоят в кругу, в центре круга ведущий «Помидор» у него в руках бубен, он идет внутри круга «противоходом» к детям и играет  ритмический рисунок

Краснощекий помидор перелез через забор        дети идут кругу

Как большой воздушный шар        показывают руками шар

Покатился на базар                          движение «вертушка» руками

Подал звонкий голосок                   ведущий останавливается      между двумя игроками и говорит

«Продаю томатный сок!»               два игрока бегут вокруг детей противоходом, кто первый добежит до ведущего «Помидора « и возьмет у него бубен, тот становится ведущим                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование наглядного моделирования в логопедической работе как основы развития умственных способностей детей с общим недоразвитием речи

представлена попытка систематизации работы по наглядному моделированию в логопедической практике по преодолению ОНР у дошкольников на основе анализа сущности и способов моделирования речевых проявлени...

ПОДВИЖНАЯ ИГРА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ ПО СРЕДСТВАМ ХУДОЖЕСТВЕННО- ЭСТЕТИЧЕСКОГО СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ.

Подвижная игра, как средство эстетического воспитания детей дошкольного возраста эффективна и приносит ребенку радость, удовлетворение, она обогащает внутренний мир ребенка, развивает его всесторонне,...

Возможности нетрадиционных техник рисования в развитии творческого воображения детей с общим недоразвитием речи второго уровня

Рождение ребенка с нарушениями в развитии всегда является стрессом для семьи. Проблема воспитания и развития «особого» ребенка чаще всего становится причиной глубокой и продолжительной соц...

Нетрадиционное рисование в технике "Пуантилизм" как средство развития творческих способностей детей с общим недоразвитием речи.

Представлен опыт работы по художественно -эстетическому развитию,средствами технологии "Пуантилизм".Раскрыты: этапы,средства,представлены детские работы в данной технике....

Консультация для педагогов «Музыкальные подвижные игры как средство развития творческих способностей дошкольников»

Музыкальные подвижные игры  составляют неотъемлемую часть эстетического воспитания детей дошкольного возраста, они развивают, радуют, воспитывпют, учат соблюдать правила игры. Игры помогают ...