НОД по заучиванию стихотворения по мнемотаблице в старшей группе для детей с нарушением речи «Звук [Л]»
план-конспект занятия по логопедии (старшая группа)

Лазарева Олеся Леонидовна

Цель: формировать способность произвольного запоминания, используя мнемотаблицу.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- учить ребёнка четко произносить звук Л, дифференцировать звуки Л, Л,

- формировать фонематические процессы;

- определять место звука в слове;

- делить слова на слоги;

- познакомить с буквой Л;

- продолжать учить детей внимательно слушать и заучивать художественное произведение;

- отвечать на вопросы взрослого.

Коррекционно-развивающие:

- развитие дыхания;

- развитие артикуляционной моторики;

- развитие ручной моторики;

- развитие связной речи;

- преобразование абстрактных символов в образы (перекодирование информации);

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

Коррекционно-воспитательные:

- воспитывать у детей стойкий познавательный интерес, активизировать мыслительную деятельность, постоянно ставить посильные и в то же время требующие определенного напряжения задачи.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Художественно-эстетическое развитие»«Социально-нравственное развитие»«Физическое развитие».

Предварительная работа: наработка словаря, обсуждение использования скакалок.

Оборудование: зеркало, мяч.

Материалы: пособие для речевого дыхания; картинки артикуляционной гимнастики, счётные палочки, картинки к играм «Собери буку»«Логопедическое лото», картинки и мнемотаблица к стихотворению Ивана Демьянова «Скакалочка».

Способ организации: индивидуальный.

Методы и приё мы: наглядный, словесный, практический.

Продолжительность: 20 минут.

Ход НОД

1. Организационный момент.

- Здравствуй! Сегодня мы с тобой пришли в гости.

Давай поприветствуем всех присутствующих. Подарим гостям свои улыбки.

«Поздоровайся, дружок – пожелай здоровья.

Лечит очень хорошо доброта с любовью».

2. Сообщение нового материала.

Для нас приготовили сюрприз – конверт, а в конверте – картинки.

По этим картинкам мы с тобой будем учить стихотворение.

Я расскажу тебе секрет. В этом стихотворении часто произносится звук «Л», поэтому нам надо с тобой проделать упражнения, которые помогут тебе правильно произносить звук «Л».

3. Для того, чтобы правильно произносить звуки и красиво говорить, надо правильно дышать.

И начнём мы с правильного дыхания.

Дует сильно ветерок, всё вокруг сдувает.

Дул он сильно, вот и мы с тобой повторим.

(Ребёнок дует на ленточки на колечке).

4. - Ты хочешь научиться правильно говорить звук Л?

Значит будем тренировать язычок.

Поэтому внимательно слушай и правильно выполняй упражнения.

«Улыбка»«Блинчик»«Вкусное варенье»«Индюк»«Лошадка»«Пароход гудит».

- Вышел Язычок погулять, встретил по дороге лягушонка Кваки и решил с ним по улыбаться«Кваки любит улыбаться. Рот у Кваки до ушей, хоть завязочки пришей» (2-3 р.). По улыбались друг другу Кваки и Язычок. И Язычок вспомнил, что не завтракал и решил приготовить блинчики«Испечём блинов немножко и остудим на окошке» (2 – 3 р.). Испё к Язычок блины и решил поесть их с вареньем: «Ох, и вкусное варенье, жаль, осталось на губе. Язычок я подниму и варенье оближу» (2 – 3 р.). Позавтракал Язычок, вышел во двор и встретил Индюка. Хотел с ним поиграть, а Индюк ему отвечает«Я - индюк – балды – балда. Разбегайтесь кто куда»(2 – 3 р.)И Язычок поскакал на лошадке: «Я лошадка Серый бок, цок-цок-цок. Я копытцем постучу, цок-цок-цок. Если хочешь – прокачу! Цок-цок-цок.» (2-3 р.)Устала лошадка и тогда Язычок поплыл на пароходе: «Пароходик небольшой, зато смелый он какой, ему волны не страшны, весело гудит он «Ы-Ы-Ы» (2 – 3 р.)

Поиграл Язычок с друзьями и звук Л зазвучал.

Артикуляция звука (язык широкий, кончик языка упирается в мягкие подушечки, рот приоткрыт).

Характеристика звука : звук Л - согласный, звонкий, твёрдый.

5. Для закрепления правильного произнесения звука нам надо сыграть в интересные игры.

Вот, 1-ая игра с мячом «Угадай слово».

Словарный материал:

за., пена., вокза., футбо, уко…., .ук, сту., по., сто., дяте, …ак.

6. Показ буквы Л.

Выкладывание буквы из палочек.

2-ая игра - «Собери букву».

И сейчас мы с тобой соберём букву «Л» и назовём все картинки, которые есть в этой букве: ….

Буква «эЛ» - это дом двух звуков Л и Л. Еще есть предметы, в названии которых звуки Л и Л живут.

7. 3-ья игра - «Логопедическое лото»

Разложи картинки так, чтобы мы увидели, где находятся звуки Л и Л в названии этих предметов. Словарный материал: лук, велосипед, стул, лиса, колесо, соль.

8. Физкультминутка.

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске, — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо.

Получается на славу.

Влево, вправо, влево, вправо.

8. 4-я игра – Мы слегка с тобой размялись, а сейчас «По дороге зашагаем – слоги в слове сосчитаем»

Мы с тобой слова шагаем

В словах слоги мы считаем.

Словарный материал: лук, велосипед, стул, лиса, колесо, соль.

9. Мы с тобой, поиграв в эти игры так хорошо потренировали язычок, что смело можем перейти к заучиванию стихотворения по картинкам.

Это стихотворение Ивана Демьянова «Скакалочка», но я его немного изменила. Заменила слова со звуком Р, мы его ещё с тобой не выучили, на слова со звуком Л.

– А сейчас я прочту стихотворение «Скакалочка».

(чтение стихотворения) - установка на дальнейшее запоминание.

Очень любит Галочка

Весёлую скакалочку.

Скок да скок, скок да скок!

Галочке не жалко ног.

А бывает жалко

Весёлую скакалку.

- Отдохни, скакалочка, -

Еле шепчет Галочка.

Повторное чтение стихотворения с использованием картинным планом (мнемотаблицы).

Вопросы по содержанию стихотворения :

- О ком говорится в стихотворении(О девочке Галочке)

- О чём говорится в стихотворении(о весёлой скакалочке)

- Что любит Галка?

- Что она делает со скакалкой?

- Чего Галке не жалко?

- А что Галка жалеет?

Чтение отдельно каждой строчки стихотворения с опорой на картинки.

Мы сейчас с тобой рассмотрим картинки и с их помощью повторим, а потом выучим стихотворение.

Читается отдельно каждая строчку стихотворения. Ребёнок повторяет её с опорой на мнемотаблицу.

Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

10. Итог.

Тебе понравились наши игры?

А что больше всего?

Список используемой литературы

1. В. В. Коноваленко, С,В. Коноваленко. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Издательство «Гном и Л» 2001.

2. Е. В. Кузнецова, И. А. Тихонова Ступеньки к школе. Обучение грамоте детей с нарушениями речи : конспекты занятий. - Москва: ТЦ Сфера, 2001.

3. И. Демьянов «Скакалочка».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме "Путешествие в весенний лес"

Занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошклольников старшей группы о сезонных изменениях в природе весной. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-развивающие ц...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи по теме: «Нас лето в гости ждет»

Интегрированное занятие проводится с целью обобщения и закрепления знаний дошкольников старшей группы о сезонных изменениях в природе летом. Показано взаимодействие специалистов в группе для дет...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности в старшей группе для детей с нарушениями речи «В гостях у осени»

Конспект интегрированного занятия по теме "В гостях у осени", показано взаимодействие специалистов в группе для детей с нарушениями речи. В рамках занятия реализуются коррекционные и образовательно-ра...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "В гостях у Незнайки"

Цель. 1. Учить правильно употреблять предлог НА в предложениях и словосочетаниях.               2. Уточнять и активизировать слова...

Конспект НОД по формированию лексико-грамматической стороны речи в старшей группе для детей с нарушениями речи "Лесные приключения"

Цель.  1. Упражнять в образовании и употреблении в речи творительного падежа существительных в единственном и множественном числе с предлогом С....

Конспект организованной образовательной деятельности по развитию связной речи с использованием мнемотаблиц в старшей группе для детей с нарушением зрения. Тема: «Составление описательного рассказа «Зима»».

Цель: учить составлять детей с нарушением зрения описательный рассказ, используя мнемотаблицу; расширить словарь детей на тему «Зима»; развивать монологическую речь, умение детей составлят...