Логопедическая помощь в МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №153» г. Воронеж
консультация по логопедии
Описание логопедической помощи в рамках ДОУ. Специфика и направления
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dlya_sobraniya.docx | 20.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, уважаемые родители!
Я, Лаврова Анастасия Юрьевна, учитель-логопед ДС №153.
Сегодня я хочу Вас познакомить с системой логопедической помощи детям в нашем дошкольном образовательном учреждении.
Правильная и грамотная речь – это важнейшее условие всестороннего развития детей. И чем правильнее речь у ребенка, тем яснее и понятнее он может выражать свои мысли, тем активнее идет его интеллектуальное и физическое развитие.
В последнее время количество детей, имеющих различные речевые нарушения, возрастает. Именно поэтому, необходимость оказания профессиональной логопедической помощи является крайне актуальным именно с раннего возраста.
Почему помощь логопеда важна именно в раннем возрасте? Если ребенок в 5-6 лет неправильно произносит звуки, к примеру, Л или Р, то это поправимо. Но могут ли родители быть полностью уверены в том, что такое отклонение не помешает ребенку в подростковом или старшем возрасте? Если он неправильно произносит отдельные звуки и, к тому же, у него нарушен фонематический слух, то это может привести к дисграфии и дислексии в школе или сказаться на выборе профессии. Этого можно избежать, если ребенку будет оказана логопедическая помощь в дошкольный период времени.
В нашем детском саду логопедическая помощь осуществляются двумя путями:
Первое это логопедический пункт, куда зачисляются дошкольники подготовительных групп 6-7 лет (и или дошкольники старших групп, которые по истечению учебного года уходят в школу), у которых диагностируется фонетическое недоразвитие речи ( нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, вследствие дефектов произношения фонем) или фонетико-фонематическое недоразвитие речи (нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка, вследствие дефектов восприятия и произношения фонем (звуков). Форма логопедических занятий подгрупповые и индивидуальные не более 2х раз в неделю.
Второе это логопедическая группа, логопедическая диагностика происходит УЖЕ в возрасте 4х лет (т.е. в средней группе), так как дети обучаются в логогруппе 2 года :5-6 и 6-7 лет, туда зачисляются дошкольники с тяжелыми нарушениями речи, а именно речевыми нарушениями, которые характеризуются недоразвитием всех компонентов системы родного языка ЛЕКСИКИ, ГРАММАТИКИ, ФОНЕТИКИ И КАК СЛЕДСТВИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ. Форма логопедической работы КАЖДЫЕ ДЕНЬ (каждодневная), 3 раза в неделю индивидуальные занятия, 3-4 раза в неделю фронтальные занятие, 2 раза в неделю подгрупповые занятие, также коррекционная работа поддерживается воспитателями на протяжении всех режимных моментов (прогулки, свободная деятельность детей, повседневное общение с ними). Посещение логопедической группы, в ДОУ бесплатное.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи (развитие лексической стороны речи);
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
НОРМЫ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Первые слова. К первому году жизни ребенок учится произносить свои первые слова. Обычно их около 20-25. И состоят они из одинаковых слогов. В этот период ребенок начинает соотносить то, что он произносит с конкретными действиями, людьми, предметами (появление мамы – «ма-ма» и т.п.). Малыш в это время очень активно занимается с игрушками, узнает их названия, способен услышать, воспринять и найти нужный предмет, еще не умея самостоятельно его называть (не скажет, что это «кошка», но среди игрушек найдет кошку).
В идеале к концу первого года жизни именно речь становится главным способом общения ребенка со взрослыми.
24/2 ГОДА Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3 ГОДА Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4 ГОДА Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
Когда стоит обратиться к логопеду:
Есть несколько условий, при которых необходимо обратиться за помощью к специалисту.
- Не происходит гуления от 2х до 5 месяцев (Ребенок начинает интонировать свой крик, обозначая свое состояние. Появляются гукающие звуки, они сочетаются с гласными, возникают в общении с родителями, и это – первое осознанное общение ребенка со взрослыми (агу, агы, гэ, аа, эээ). В это же время можно увидеть первую улыбку, услышать первый смех ребенка.) и лепета от 3х месяцев до года (Этот период длится дольше всех – порядка семи месяцев, вплоть до одного года. Появляются слоги (ла, да, па), словесные цепочки (па-па, ла-ла-ла), а затем и первые слова, для начала – состоящие из одинаковых слогов (па-па, ба-ба, ма-ма). Речевой аппарат уже настроен для совершения разных движений, слышатся своеобразные звуковые сочетания (ма-ма-ма, ля-ля-па).
- К двум годам совершенно не развит словарный запас или ребенок вообще не разговаривает.
- Не произносит простых звуков или подменяет их («к» на «т» и пр.).
- Если к трем годам малыш разговаривает на языке, понятном только ему.
- Ребенок все понимает, на все реагирует, но не разговаривает.
- Если в 4-5 лет речь невнятная, многие звуки не произносятся.
- Если после пятилетнего возраста ребенок продолжает говорить мягко («кися»).
- К шести годам не произносятся, верно, отдельные звуки.
- Говорит с запинками, повторяет слога, заикается.
- Ребенок старше 6 лет не может выучить стих, пересказать услышанное.
Рекомендации:
-общение (На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте с детьми увиденное.)
-развитие мелкой моторики (трехпальцевый захват, рисование карандашами, лепка, апликации рвать бумагу на мелкие кусочки, мозаика )
-чтение сказок, загадок (чтобы ребенок видел артикуляцию взрослого)
-заучивание стихов (небольшие чистоговорки 2-4 строчки)
Правильному развитию речи способствуют:
• Эмоционально положительное окружение;
• Спокойствие в семье;
• Умеренное в звуке общение между близкими (без криков);
• Чувство защищенности в семье;
В заключении хотела бы сказать, что своевременная логопедическая помощь в дошкольном образовательном учреждении позволяет устранить различные речевые дефекты, от которых гораздо легче избавиться в дошкольном возрасте. У детей улучшаются речевые навыки, их речь становится более четкой, ясной и разнообразной, благодаря обогащению словарного запаса. Формируется необходимая база для дальнейшего обучения в общеобразовательном учреждении, а также полноценной коммуникации со сверстниками и взрослыми.
Так же Уважаемые родители, вы можете обратиться за индивидуальной консультацией, согласно расписанию, можете ознакомиться у кабинета администрации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»" Составитель: Пашкова Ирина Ивановна Воспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида №12. Тема:“Сказка в гости к нам пришла”.
Занятие с элементами сказкотерапии для детей средней логопедической группы "Сказка в гости к нам прищла»"Составитель: Пашкова Ирина ИвановнаВоспитатель МБДОУ детского сада комбинированного вида ...
Конспект логопедического занятия по развитию мелкой моторики:"Зимняя прогулка в сказочном лесу". Учитель-логопед МБДОУ "Детский сад комбинированного вида №30" г.Сергиев Посад
В занятии представленны различные виды упражнений для развития пальцевой моторики у детей старшего и подготовительного к школе возраста. Все этапы занятия объединены одной сюжетной линией: прогулка по...
Фрагмент рабочей программы воспитателя МБДОУ "Детский сад общеразвивающего вида №142" г.Воронежа
Методическая разработка неделю "Неделя вежливости"...
Рабочая программа учителя-логопеда "Коррекция общего недоразвития у детей 5-6 лет в условиях логопедической группы МБДОУ "Детский сад комбинированного вида № 77" ЭМР Саратовской области
Представлена рабочая программа учителя-логопеда МБДОУ "Детский садкомбинированного вида № 77" ЭМР Саратовской области...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124" города Воронеж для группы раннего возраста
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы и обеспечивается рядом взаимодополняющих факторов...
Рабочая программа по реализации основной образовательной программы МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 124" г. Воронеж для группы младшего возраста
Рабочая программа разработана на основе примерной основной общеобразовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Вераксы. В Программе на первый план выдвигается развивающ...
Рабочая программа группы № 7 комбинированной направленности для воспитанников в возрасте от 6 до 7 лет МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3» на 2019-2020 учебный год
Рабочая программа группы № 7комбинированной направленностидля воспитанников в возрасте от 6 до 7 летМБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 3»на 2019-2020 учебный год...