Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.
- Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Закрепить образование сложных слов.
- Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Закрепить употребление предлогов.
- Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие логического мышления и памяти.
- Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
- Стимулировать детей к выбору самостоятельных ответов.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_derevya.docx | 45.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».
Подготовила: учитель-логопед
Бердникова Ольга Николаевна
г.о. Лосино-Петровский 2022 год
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».
Коррекционно-образовательные цели:
- Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;
- Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
- Совершенствование грамматического строя речи.
- Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.
- Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
- Закрепить образование сложных слов.
- Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
- Закрепить употребление предлогов.
- Коррекционно-развивающие цели:
- Развитие зрительного внимания.
- Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
- Развитие зрительного восприятия.
- Развитие логического мышления и памяти.
- Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.
Коррекционно-воспитательные:
- Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
- Стимулировать детей к выбору самостоятельных ответов.
- Воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование:
- Лесовичок, мяч.
- Предметные картинки: липа, клен, ясень, береза, дуб, тополь, осина, ива, рябина, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница.
- Картина «Лес».
- Мольберт.
- Карточки.
Ход занятия.
Организационный момент.
Логопед: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок и приглашает нас в лес.
- Вы хотите отправиться в лес?
Дети: Да.
Л: - Что растет в лесу?
Ребенок 1: деревья
Ребенок 2: кустарники
Р3: травы
Р4: цветы
Р5: ягоды
Р6: грибы…
Л: - Какие деревья вы знаете?
Дети вспоминают названия деревьев.
Каждый ребенок находит названное им дерево на картинке и крепит ее на мольберт.
Вот мы и не заметили, как оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, как много здесь деревьев.
Л: Спасибо, Лесовичок, что пригласил нас в гости.
Закрепление понятий о лесе, деревьях.
Лесовичок: Я уже старенький, плохо вижу, поэтому я приготовил для вас задания на карточках, а Ольга Николаевна поможет мне и будет читать на них задания.
Логопед: конечно, Лесовичок, я Вам помогу. Карточка 1 - Чем похожи деревья?
Р: есть ствол, корни, крона, кора, ветки…
Логопед (Карточка 2): - А чем они отличаются?
Р: -Высотой, стволами, листвой…
Логопед (Карточка 3):- Назовите и покажите хвойные деревья.
Дети показывают
Логопед:- Почему их так называют?
Р: вместо листьев у них хвоя
Логопед:- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья?
Р: - хвойный лес
Логопед: - Как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу? (лиственные)
- Почему его так называют – «лиственный лес»? (растут только лиственные деревья)
- А как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (смешанный)
Игра «Что около». Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом «около».
Логопед: - А теперь мы поиграем в игру «Что около».
Ребята, посмотрите на картинку и скажите, где стоит дуб? (липа, сосна, клен, ясень)
Дуб около елки.
Липа около березы.
Сосна около пихты.
Клен около лиственницы.
Ясень около осины.
Игра с мячом «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Лесовичок: Ребята, я очень люблю играть, а вы? Давайте с вами поиграем. Я вам буду называть дерево, а вы его будете называть ласково.
Береза – березка, березонька; Дуб – дубок, дубочек; Ива – ивушка; Осина – осинка; Рябина – рябинка; Сосна – сосенка; Елка – елочка.
Игра «Четвертый лишний»
Логопед: Молодцы, ребята. За то, что вы так хорошо назвали ласково деревья я вам покажу картинки, а вы догадайтесь: что здесь лишнее и почему.
Клен, осина, ель, дуб
Береза, сосна, липа, тополь
Дуб, рябина, осень, осина
Осень, зима, холод, весна.
Физминутка.
Дует Легкий ветерок: «Ш-Ш-Ш»
И качает так листок: «Ш-Ш-Ш».
Дует слабый ветерок: «ш-ш-ш»
И качает так листок: «ш-ш-ш».
Листики осенние на дереве висят (дети шевелят кистями рук),
Листики осенние так говорят:
Рябиновые: «А-А-А» (речедвигательные упражения на звук [А]),
Осиновые: «И-И-И» (речедвигательные упражения на звук [И]),
Кленовые: «О-О-О» (речедвигательные упражения на звук [О]),
Дубовые: «У-У-У» (речедвигательные упражения на звук [У])
Игра «Соберем гербарий» Образование относительных прилагательных.
Логопед: Лесовичок предлагает нам собрать гербарий в лесу.
Сорву с дуба …(дубовый) лист,
Сорву с клена …(кленовый) лист,
Сорву с березы … (березовый) лист,
Сорву с рябины… (рябиновый) лист,
Сорву с осины… (осиновый)лист (каштановый, тополиный, ивовый, и т.д.)
Игра «Посчитай листочки» Согласование числительных с существительными и прилагательными.
Лесовичок: Ребята, как вы думаете, чего в лесу больше – деревьев или листьев?
Давайте посчитаем, сколько листочков мы собрали:
Ребенок 1: Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев
Ребенок 2, 3, 4: (березовых, осиновых, каштановых).
Игра «Закончи предложение»
Логопед: Ребята, куда спрятался Лесовичок? (объемная картинка лесовичок и макет дерева)
Лесовичок спрятался за березу.
Лесовичок выглядывает… из-за березы,
Лесовичок прыгает… с березы,
Лесовичок любуется … березой,
Лесовичок думает… о березе.
Итог занятия.
На какие виды мы делим деревья?
Почему одни деревья называются хвойные, а другие – лиственными?
Про что можно сказать «березовая»? (роща, ветка…)
« березовый» (сок, веник…)
« березовое» (полено…)
«березовые» (дрова, веники…)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »
Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших в беду....
Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»
Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение и расширение представления дет...
Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»
Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...
Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"
Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...
Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе
Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы; упражнять в составлении предложений; активизировать словарь по данной ...
Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»
Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"
Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...