Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Ольга Николаевна Бердникова

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.
  • Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Закрепить образование сложных слов.
  • Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Закрепить употребление предлогов.
  • Коррекционно-развивающие цели:
  • Развитие зрительного внимания.
  • Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие логического мышления и памяти.
  • Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать детей к выбору самостоятельных ответов.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_derevya.docx45.16 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».

Подготовила: учитель-логопед

Бердникова Ольга Николаевна

г.о. Лосино-Петровский 2022 год

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических категорий в подготовительной к школе группе по лексической теме «Деревья».

Коррекционно-образовательные цели:

  • Закрепление представлений о лесе, деревьях, различных их частях;
  • Уточнение, расширение и активизация словаря по теме;
  • Совершенствование грамматического строя речи.
  • Закреплять образование и употребление относительных прилагательных.
  • Закрепить навык согласования относительных прилагательных с существительными в роде, числе, падеже.
  • Закрепить образование сложных слов.
  • Совершенствование навыка образовывать существительные с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.
  • Закрепить употребление предлогов.
  • Коррекционно-развивающие цели:
  • Развитие зрительного внимания.
  • Совершенствование фонематического слуха и восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.
  • Развитие логического мышления и памяти.
  • Совершенствование тонкой и общей моторики, координации речи с движениями.

Коррекционно-воспитательные:

  • Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, инициативности, ответственности.
  • Стимулировать детей к выбору самостоятельных ответов.
  • Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование:

  • Лесовичок, мяч.
  • Предметные картинки: липа, клен, ясень, береза, дуб, тополь, осина, ива, рябина, сосна, ель, пихта, кедр, лиственница.
  • Картина «Лес».
  • Мольберт.
  • Карточки.

Ход занятия.

Организационный момент.

Логопед: Ребята, к нам сегодня в гости пришел Лесовичок и приглашает нас в лес.

- Вы хотите отправиться в лес?

Дети: Да.

Л: - Что растет в лесу?

Ребенок 1: деревья

Ребенок 2: кустарники

Р3: травы

Р4: цветы

Р5: ягоды

Р6: грибы…

Л: - Какие деревья вы знаете?

Дети вспоминают названия деревьев.

Каждый ребенок находит названное им дерево на картинке и крепит ее на мольберт.

Вот мы и не заметили, как оказались в лесу. Посмотрите, как здесь красиво, как много здесь деревьев.

Л: Спасибо, Лесовичок, что пригласил нас в гости.

Закрепление понятий о лесе, деревьях.

Лесовичок: Я уже старенький, плохо вижу, поэтому я приготовил для вас задания на карточках, а Ольга Николаевна поможет мне и будет читать на них задания.

Логопед:  конечно, Лесовичок, я Вам помогу.  Карточка 1 - Чем похожи деревья?

Р: есть ствол, корни, крона, кора, ветки…

Логопед (Карточка 2): - А чем они отличаются?

Р: -Высотой, стволами, листвой…

Логопед (Карточка 3):- Назовите и покажите хвойные деревья.

Дети показывают

Логопед:- Почему их так называют?

Р: вместо листьев у них хвоя

Логопед:- Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья?

Р: - хвойный лес

Логопед: - Как вы думаете, какие деревья растут в лиственном лесу? (лиственные)

- Почему его так называют – «лиственный лес»? (растут только лиственные деревья)

- А как называется лес, в котором растут лиственные и хвойные деревья? (смешанный)

Игра «Что около». Усвоение категории родительного падежа единственного числа с предлогом «около».

Логопед: - А теперь мы поиграем в игру «Что около».

Ребята, посмотрите на картинку и скажите, где стоит дуб? (липа, сосна, клен, ясень)

Дуб около елки.

Липа около березы.

Сосна около пихты.

Клен около лиственницы.

Ясень около осины.

Игра с мячом «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Лесовичок: Ребята, я очень люблю играть, а вы? Давайте с вами поиграем. Я вам буду называть дерево, а вы его будете называть ласково.

Береза – березка, березонька; Дуб – дубок, дубочек; Ива – ивушка; Осина – осинка; Рябина – рябинка; Сосна – сосенка; Елка – елочка.

Игра «Четвертый лишний»

Логопед: Молодцы, ребята. За то, что вы так хорошо назвали ласково деревья я вам покажу картинки, а вы догадайтесь: что здесь лишнее и почему.

Клен, осина, ель, дуб

Береза, сосна, липа, тополь

Дуб, рябина, осень, осина

Осень, зима, холод, весна.

Физминутка.

Дует Легкий ветерок: «Ш-Ш-Ш»

И качает так листок: «Ш-Ш-Ш».

Дует слабый ветерок: «ш-ш-ш»

И качает так листок: «ш-ш-ш».

Листики осенние на дереве висят (дети шевелят кистями рук),

Листики осенние так говорят:

Рябиновые: «А-А-А» (речедвигательные упражения на звук [А]),

Осиновые: «И-И-И» (речедвигательные упражения на звук [И]),

Кленовые: «О-О-О» (речедвигательные упражения на звук [О]),

Дубовые: «У-У-У» (речедвигательные упражения на звук [У])

Игра «Соберем гербарий» Образование относительных прилагательных.

Логопед: Лесовичок предлагает нам собрать гербарий в лесу.

Сорву с дуба …(дубовый) лист,

Сорву с клена …(кленовый) лист,

Сорву с березы … (березовый) лист,

Сорву с рябины… (рябиновый) лист,

Сорву с осины… (осиновый)лист (каштановый, тополиный, ивовый, и т.д.)

Игра «Посчитай листочки» Согласование числительных с существительными и прилагательными.

Лесовичок: Ребята, как вы думаете, чего в лесу больше – деревьев или листьев?

Давайте посчитаем, сколько листочков мы собрали:

Ребенок 1: Один кленовый лист, два кленовых листа, три кленовых листа, четыре кленовых листа, пять кленовых листьев

Ребенок 2, 3, 4: (березовых, осиновых, каштановых).

Игра «Закончи предложение»

Логопед: Ребята, куда спрятался Лесовичок? (объемная картинка лесовичок и макет дерева)

Лесовичок спрятался за березу.

Лесовичок выглядывает… из-за березы,

Лесовичок прыгает… с березы,

Лесовичок любуется … березой,

Лесовичок думает… о березе.

Итог занятия.

На какие виды мы делим деревья?

Почему одни деревья называются хвойные, а другие – лиственными?

Про что можно сказать «березовая»? (роща, ветка…)

« березовый» (сок, веник…)

« березовое» (полено…)

«березовые» (дрова, веники…)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с ОНР на тему: «Деревья »

Цель занятия: создание социальной ситуации развития детей посредством проблемного момента Детская цель: спасение животных, попавших  в беду....

Конспект занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе для детей с ОНР на тему «Одежда.Обувь. Головные уборы»

Цель: формирование лексико-грамматического строя речи по теме «Одежда. Обувь. Головные уборы».Образовательные задачи:Уточнение  и расширение представления дет...

Фронтальное логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе детей с ОНР Тема: «Зимующие птицы»

Образовательные задачи: 1.Расширение предметного, глагольного словаря и словаря признаков в рамках лексической темы « Зимующие птицы».2.Уточнение семантики слов.3.Практическое усвоение нав...

Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной группе по теме: " Относительные прилагательные"

Занятие направлено на совершенствование навыков словообразования и правильного употребления относительных прилагательных у детей подготовительной группы с общим недоразвитием речи...

Конспект фронтального логопедического занятия по формированию лексико-грамматических средств языка в подготовительной к школе группе

Тема: Зимние виды спорта. Зимние забавы.Цели: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточ­нить признаки зимы; упражнять в составле­нии предложений; активизировать словарь по данной ...

Конспект занятия по формированию лексико – грамматических средств языка в подготовительной к школе группе Тема: «Осеннее путешествие»

Расширять и активизировать словарь детей осенними признаками. Совершенствовать речевой слух.Развивать речевое внимание и память детей, умение вслушиваться в обращенную речь. Расширять и уточнять знани...

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы "Моя Родина - Россия"

Конспект логопедического занятия по формированию связной речи для детей подготовительной к школе группы по лексической теме "Моя Родина - Россия"...