Влияние воспитательного воздействия родителей на развитие личности ребенка.
статья по теме
Предварительный просмотр:
Влияние воспитательного воздействия родителей на развитие личности ребенка.
Баталова О.В.
Педагог-психолог
г. Ступино
В современном человекознании одним из важнейших направлений становится поиск путей благоприятного социального развития личности ребенка. Понимание роли семьи как определяющей не только развитие ребенка, но и, в конечном итоге, развитие всего общества привело к бурному росту научно-практических изысканий в области психологии родительско-детских отношений.
Взаимодействие ребенка с родителем является первым опытом взаимодействия с окружающим миром, этот опыт закрепляется и формирует определенные модели поведения с другими людьми. Так, например, недополучивший родительской любви ребенок вырастает недоброжелательным, озлобленным, черствым к переживаниям других людей, дерзким, неуживчивым в коллективе сверстников, а иногда – замкнутым, неприкаянным, чрезмерно застенчивым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, заласкивания, благоговения и почитания маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия…
Во второй половине нашего столетия в западной психологии произошел значительный рост исследований, посвященных проблемам воспитания и развития ребенка в семье. В последние годы наметился рост интереса к проблемам семейного воспитания и в нашей стране. Изучение особенностей отношений детей и родителей в отечественной психологии проводится в основном в рамках педагогической, возрастной и медицинской психологии, при этом решаются важные вопросы влияния того или иного поведения, личностных качеств, установок родителя на формирование ребенка как личности или на возникновение отклонений и нарушений в развитии, определяются типы неправильного воспитания ребенка в семье.
Выделяют 3 типа детей, характер которых соответствует определенным методам воспитательной деятельности их родителей.
Авторитетные родители – инициативные, общительные, добрые дети. Авторитетны те родители, которые любят и понимают детей, предпочитая не наказывать, а объяснять, что хорошо, а что плохо, не опасаясь лишний раз похвалить. Они требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. Вместе с тем такие родители обычно проявляют твердость, сталкиваясь с детскими капризами, а тем более с немотивированными вспышками гнева. Дети таких родителей обычно любознательны, стараются обосновать, а не навязать свою точку зрения, они ответственно относятся к своим обязанностям, им легче наладить хорошие отношения со сверстниками.
Авторитарные родители – раздражительные, склонные к конфликтам дети. Авторитарные родители считают, что ребенку не следует предоставлять слишком много свободы и прав, что он должен во всем подчиняться их воле, авторитету. Жесткий контроль за поведением ребенка – основа их воспитания, которое не идет дальше суровых запретов, выговоров и нередко физических наказаний. Наиболее часто встречающийся способ дисциплинарного воздействия – запугивание, угрозы. Дети авторитарных родителей с трудом устанавливают контакты со сверстниками из-за своей постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим. Они подозрительны, угрюмы, тревожны и вследствие этого – несчастны.
Снисходительные родители – импульсивные, агрессивные дети. Как правило, снисходительные родители не склонны контролировать своих детей, позволяя им поступать как заблагорассудится, не требуя от них ответственности и самоконтроля. Такие родители разрешают детям делать все, что им захочется, вплоть до того, что не обращают внимания на вспышки гнева и агрессивное поведение, в результате которых случаются неприятности.
Семья таит в себе определенные сложности, противоречия и недостатки воспитательного воздействия. Так, наиболее распространенными негативными факторами семейного воспитания, которые приходится учитывать в воспитательном процессе, следует считать:
- Неадекватное воздействие факторов материального порядка: избыток (или недостаток) вещей, приоритет материального благополучия над реализацией духовных потребностей растущего человека, дисгармония материальных потребностей и возможностей их удовлетворения, избалованность и изнеженность, безнравственность и противоправность семейной экономики;
- Бездуховность родителей, отсутствие стремления духовного развития детей;
- Авторитаризм, безнаказанность и всепрощенство;
- Безнравственность, наличие аморального стиля и тона отношений в семье;
- Отсутствие нормального психологического климата в семье;
- Фанатизм в любых его проявлениях;
- Безграмотность в психолого-педагогическом отношении (отсутствие целенаправленности воспитания, беспринципность, противоречивость в применении методов воспитания, физические наказания, причинение детям тяжелых нравственных страданий);
- Противоправное поведение взрослых.
В консультативной практике нашего Центра встречаются разные случаи неправильного воспитания детей. Так, например, воспитательная неуверенность мамы, связанная с пониженным уровнем требований, предъявляемых ребенку, привела к тому, что ее сын не посещает школу. Ему «все можно». Даже если и существуют какие-либо запреты, он легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Ребенок ни за что не отчитывается перед родителями. Мать при этом уже не может установить какие-либо рамки в его поведении из-за упущения в воспитании.
Такие случаи в нашей практике не единичны. Очень многие родители не знают как правильно воспитывать своих детей.
Многие аспекты взаимодействия родителей и детей остаются не изученными, и на наш взгляд социально-психологическое их изучение может способствовать теоретическому и практическому осмыслению этой проблемы.
Исходя из специфики семьи как персональной среды развития личности ребенка, должна быть выстроена система принципов семейного воспитания:
- Дети должны расти и воспитываться в атмосфере доброжелательности, любви и счастья;
- Родители должны понять и принять своего ребенка таким, каков он есть, и способствовать развитию в нем лучшего;
- Воспитательные воздействия должны строиться с учетом возрастных, половых и индивидуальных особенностей;
- Уважение к личности должно быть положено в основу семейного воспитания;
- Личность самих родителей – идеальная модель для подражания детей;
- Воспитание должно строиться с опорой на положительное в растущем человеке.
И в заключении хотелось бы отметить, что одна из важнейших функций семьи – это благополучие ребенка в семье, создание условий для воспитания здоровой личности. Для этого необходимо учитывать:
- Ребенок – не просто продукт воспитания. Он сам осмысливает семью и себя в ней, определяет свое поведение, отношение к семье и к себе самому. В определенной мере ребенок – воспитатель себя.
- На детей влияют не только наши преднамеренные воздействия, но в равной или даже большей степени все особенности поведения родителей.
- Дети вследствие своего ограниченного опыта, своеобразного мышления иначе воспринимают и оценивают происходящее вокруг. Понять их поведение, эмоции, переживания и помочь им можно, лишь взглянув на мир их глазами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2014/08/04/picture-343913-1407179091.jpg)
Воздействие телевидения на развитие личности ребенка
Воздействие телевидения на развитие личности ребенка...
![](/sites/default/files/pictures/2018/02/18/picture-1013415-1518978685.jpg)
Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"
Не думайте, что вы воспитываете ребенка тогда, когда с ним разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему.Вы воспитываете даже тогда, когда вас нет дома.»А. С. Макаренко...
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/26/picture-899002-1488121727.jpg)
Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"
Родительский авторитет способствует формированию личностных особенностей ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/04/picture-1188103-1583301161.jpg)
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/27/picture-1316836-1677482635.jpg)
Консультация для родителей "Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"
Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение авторитета в глазах собственного ребенка - кропотливый труд отца и матери. Сл...
Консультация для родителей. «Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»
Консультация для родителей.«Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка»Авторитет родителей — важная составляющая успешности воспитания детей в семье. Приобретение...
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/04/picture-1254313-1591286903.jpg)
Консультация для родителей « Влияние авторитета родителей на развитие личности ребенка"
Самое большое влияние на формирование личности ребенка оказывает семья. Отношения в ней должны основываться на взаимопонимании, на принципах равенства, уважения. Взрослые должн...
Комментарии
Влияние воспитательного воздействия родителей на развитие личнос